Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях( Понятие конфликта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Основой любой организации являются люди, и без них организация не будет функционировать. А любое общение - это столкновение разных взглядов на происходящие вокруг события. В связи с этим в коллективах часто возникают производственные ситуации, в результате которых между людьми возникают разногласия по широкому спектру вопросов. Эти разногласия могут выступать в роли положительного момента, например, движения творческой мысли. Однако, если разногласия приобретают острый характер, они могут привести к конфликтам и препятствовать успешной работе.

Конфликт в организации - это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, которое сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации. Часто конфликты возникают помимо желания их участников. Это случается из-за того, что большая часть людей не придает им значения и не имеет никакого представления о конфликтах.

Руководитель организации в соответствии со своей ролью всегда находится в центре любого конфликта, и его долг - разрешать конфликты любыми доступными методами. Умение управлять конфликтами - одна из важнейших функций руководителя. На разрешение различных конфликтов руководители в среднем тратят примерно двадцать процентов рабочего времени. Каждый управленец должен иметь представление о конфликтах, средствах и методах их предотвращения и разрешения, а также способах поведения при их возникновении. Большинство людей не умеет находить достойные выходы из конфликтных ситуаций.

В современных российских организациях, как правило, конфликты носят неконструктивный характер, что приводит к ухудшению морально-психологического климата в коллективе и, как следствие, к текучести кадров, снижению продуктивности, производительности труда и качества продукции. Все это отражается на целях и прибыли организации. Именно поэтому проблема конфликтов на предприятиях особенно актуальна. Необходимо так же отметить слишком общий характер универсальных нормативно-правовых механизмов, например, трудового или гражданского кодексов, регулирующих конфликтные ситуации. Эффективное управление конфликтами может благоприятно сказаться не только на отношениях между сотрудниками, но и на принятии наиболее результативных управленческих решений. Из этого следует, что система управления конфликтами играет значимую роль в деятельности организации, поэтому существует необходимость в ее регулярной оценке и совершенствовании.


Целью данной работы является исследование системы управления конфликтами и выявление путей ее совершенствования на примере АО «ЗИСО «ROMANA».

Задачи:

1. изучить понятие, виды и типы конфликтов;

2. исследовать структуру и систему управления конфликтами в организации;

3. провести анализ конфликтных ситуаций в АО «ЗИСО «ROMANA»;

4. разработать предложения, рекомендации по совершенствованию систем управления конфликтами в АО «ЗИСО «ROMANA».

Объектом исследования является АО «ЗИСО «ROMANA».

Предметом исследования является поведение в конфликтах в организации.

В процессе исследования использовались общенаучные методы исследования – изучение и анализ научной литературы; изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики; сравнение, анализ, синтез, наблюдение, анкетирование, опрос персонала.

Научно-методической основой работы явились труды известных западных и отечественных ученых в области управления персоналом, психологии конфликта, социологии организации.

Структура и состав работы подчиняются содержанию поставленных задач. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты управления конфликтами

в организациях

1.1. Понятие конфликта

Для того, чтобы полно изучить сущность и содержание процесса управления конфликтами в организации, нужно определиться с понятием конфликта. Поэтому следует ознакомиться с терминологией и исследовать, как трактуют разные авторы это понятие.

Среди множества определений, раскрывающих в той или иной степени понятие конфликта, следует выделить несколько, в силу того, что все они имеют схожие определения.

Как считает А. Я. Кибанов, конфликт - это «нормальное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон»[1].

А. В. Дайнека трактует схожее понятие конфликта и понимает его как «отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое»[2].5


В книге «Конструктивная психология конфликта»[3] Б. И. Хасана конфликт рассматривается как «специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения».

По мнению других деятелей, конфликт – это самый острый метод разрешения имеющих значение противоречий, которые формируются в процессе взаимодействия. В его основе лежит противоречие сторон.

Как правило, конфликт сопровождается негативными переживаниями.

Понятие «конфликт» является синонимом следующих понятий: спор, соперничество - дружеское соревнование или враждебная борьба за достижение цели; единоборство - вооруженный конфликт; борьба - столкновение индивидуальных соперников; скандал - публичное столкновение или шумная ссора[4].

По версии портала «Грамота.ру» этимология слова конфликт восходит к латинскому conflictus и означает столкновение противоположных сторон, мнений, сил; серьёзное разногласие, острый спор.

В определении конфликта часто встречается такое понятие как «противоречие». Однако в этих определениях не до конца раскрыты понятия «противоречие» и «значимость противоречий».

Некоторыми авторами конфликт трактуется как противоречие между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной или личной жизни. Однако не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство[5].

В условиях совместной жизни, работы или схожего бизнеса интересы всех участников не могут быть всегда согласованными. Основными точками рассогласования являются: интересы, цели, права, отсутствие баланса между правами и ответственностью[6].

Противоречие определяется как диалог (речевое действие), при котором выражаются различия сторон. Конфликт – это любые речевые воздействия сторон, которые направлены на причинение различного вреда противоположной стороне.

Сущность данного явления должна излагаться в понятийной схеме. При этом должны охватываться четыре главные характеристики. К ним относят динамику, структуру, управление и функции.

Структура конфликта содержит объект (спорный предмет), субъекты (группы, организации, индивиды), условия, масштаб (межличностный, глобальный), тактики и стратегии поведения сторон, исходы[7].


Любой реальный конфликт – это достаточно сложный динамический процесс. В него включены следующие фазы: предметная ситуация (формирование объективных причин); взаимодействие (развивающаяся ситуация или инцидент); частичное или полное разрешение.

В зависимости от характера, различают ситуации: объективные (связаны с действительными недостатками и проблемами); субъективные (обусловлены различными оценками тех или других поступков и событий)[8].

В зависимости от последствий определяют деструктивные (действующие разрушительно) и конструктивные (предусматривающие рациональные преобразования) ситуации[9].

Среди существующей определенной классификации противоречивых ситуаций достаточно распространенными являются конфликты интересов. К ним относят ситуации, при которых затрагиваются вопросы распределения, или которые возникают на фоне соперничества за обладание.

Другими словами, конфликт интересов – это ситуация, в которую вовлекаются интересы участвующих сторон (планы, цели, мотивы, устремления и прочие), оказывающиеся противоречащими друг другу или несовместимыми друг с другом. К ним можно отнести, например, разногласия супругов по поводу планов на предстоящий отпуск.

Данная ситуация относится к противоречиям. При их несовместимости ситуации переходят в разряд ресурсных конфликтов. Это обусловлено часто возникающими у сторон желаниями заполучить один и тот же ресурс или наиболее выгодную его часть. При этом противники стремятся к одной цели, однако ввиду ограниченности или единичности ресурса их интересы противоречат друг другу[10].

Такие проблемы достаточно часто возникают в повседневной жизни. Все события, явления социального характера, общности (политические партии, семьи и прочие) можно рассмотреть с позиции конфликта. При этом результат противоречивой ситуации может привести как к разногласию и борьбе, так и к сплоченности и солидарности людей.

Понятие «конфликт интересов» существует также в юриспруденции. Например, в пункте 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).


Таким образом, социальный конфликт – это понятие, содержащее в себе некую двойственность. Такая природа противоречивой ситуации, выраженная в созидательном или разрушительном начале, играет важнейшую роль в развитии общества[11].

Некоторые авторы отмечают особенности конкретного проявления конфликта в условиях социально-экономической трансформации общества при очевидной правовой пассивности. В настоящее время в современной России в связи с обострением политической и экономической ситуаций, ростом интенсивности различных форм социальных конфликтов происходит деформация процесса осуществления правовой институционализации. Неоднозначность трансформационного периода, являющаяся источником многих проблем, порождает противоречия в любом обществе, еще не успевшем достаточно полно адаптироваться к новым условиям развития[12].

Конфликт как существенная сторона социальных связей, взаимодействий и отношений людей, их повседневного поведения, с незапамятных времен притягивал к себе острое внимание человека.

1.2. Организационные конфликты

Организационный конфликт — это столкновение, разногласие отдельных лиц, групп в пределах социальной системы, вызванное изменениями внешней среды или нарушением внутреннего регламентированного порядка. Столкновение противоположно направленных организационных позиций индивидов или групп безотносительно к целям друг друга.

Субъективные причины возникновения конфликтов в организации связаны в основном с индивидуальными и психологическими характеристиками оппонентов. Именно они приводят к появлению такого способа взаимодействия[13].

Человек не пойдет на компромиссное разрешение возникшей проблемы. Он не будет уступать, избегать конфликта, искать обоюдовыгодное устранение возникшего противоречия. Если появляются субъективные причины конфликтов, то выбирается так называемая стратегия противодействия[14].

Дело в том, что в каждой предконфликтной ситуации имеется реальная возможность предотвращения столкновения. Но предпосылки, из-за которых человек выберет именно противодействие, будут носить субъективный характер.

Типичные социально-психологические причины возникновения конфликтов: потеря, искажение информации в коммуникации; выбор разнообразных способов в оценке результатов профессиональной деятельности[15].