ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.11.2019

Просмотров: 1273

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В связи с тем, что конфликты имеют самую раз­ную природу возникновения, их количество и разнооб­разие велико.

Классификация конфликтов проводится в соответствии с рядом факторов:

  • способом их разреше­ния (насильственные, ненасильственные),

  • сферой про­явления (политические, социальные, экономические, организационные);

  • направленностью воздействия (вер­тикальные, горизонтальные), степенью выраженности (открытые, скрытые);

  • количеством участников (внутри-личностные, межличностные, межгрупповые);

  • наличи­ем объекта конфликта (объектные, безобъектные),

  • за­тронутыми потребностями (интересами, взглядами).

Рассмотренные конфликты выполняют различ­ные: позитивные и негативные функции.

Позитивные функции характеризуют, чем данный конфликт может быть полезен для его участников. Отрицательные функции конфликта определяются затратами (эмоцио­нальными, материальными, временными и прочими) ресурсов на участие в конфликте и преодоление его по­следствий.

Конфликты протекают в пространстве, во време­ни и с участием ряда субъектов. Виды конфликтов:

- временные (продолжительность конфликта во времени),

- про­странственные (определение территории, в пределах которой происходит конфликт)

- субъектные (количе­ство основных участников) его границы,

- горизонтальные (между коллегами)

- вертикальными (между начальством и подчиненными);

- смешанные.

Конфликты изначально происходят в результате нарушения баланса интересов двух и более сторон. В связи с этим выделяют объективные и субъективные причины конфликтов.

Анализ конфликта – рассмотрения тактики и динамики стадий конфликта. Понятийная схема динамики конфликта.

3 стадии развития конфликта:

1) латентная (скрытая);

2) открытого конфликта;

3) стадия разрешения.

На латентной стадии возникают все основные элементы конфликта (причины, участники, объекты), предпринимаются попытки решить вопрос бесконфликтно, но при отсутствии положительной реакции конфликт может перейти в открытую стадию.

Признак перехода в открытую стадию – начало конфликтного поведения, выраженных внешне действий, включение в эти действия все большего числа участников, увеличение числа причин, изменение эмоциональной окраски конфликта (неприязнь, ненависть, преобладание негативных эмоций). Для характеристики открытой стадии конфликта используется понятии «эскалация конфликта», т.е. объем, развитие по нарастающей, генерализация.

Завершение конфликта – это технология выхода из конфликтной ситуации. Изучая завершающую стадию конфликта, необходима иметь в виду, что конфликт не относится к тем социальным процессам, которые имеют четкую точку завершения. Предполагается, что для окончательного завершения необходимо изменение объективной ситуации, связанной с урегулированием лежащих в основании данного конфликта группы противоречий, а также изменение субъективной ориентациии участников конфликта.


Средства конфликта – виды используемых материальных и символических средств, степень их использования, манипуляция или реальное применение.













Ключевые слова

Конфликтная ситуация — противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств для их достижения, несовпадение интересов, желаний.

Конфликт — активные взаимонаправленные действия каждой из сторон для реализации своих целей, окрашенные сильными эмоциональными пережива­ниями.

Объект конфликта — то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, конкретная материальная (ресурс), соци­альная (власть) или духовная (идея, принцип) ценность.

Субъект конфликта — участники конфликта, оппоненты, чьи интересы затронуты непосредственно.

Предмет конфликта — объективно существующая или воображаемая проблема, служащая причиной раздора между сторонами (проблема власти, первенства, совместимости сотрудников).















Тема 3. Личностные особенности возникновения конфликтов.


План.


  1. Характеристики, определяющие поведение индивида в конфликтной ситуации.

  2. Групповые особенности возникновения конфликтов в организации.

  3. Типы конфликтов, в зависимости от субъектов, участвующих в конфликте.

    1. Внутриличностный и межличностный конфликт.

    2. Межгрупповой конфликт.

    3. Конфликты больших социальных групп. Макроконфликты.

  4. Типология конфликтов по общественным сферам.

    1. Экономический конфликт. Типы забастовок.

    2. Политический конфликт.

    3. Конфликт в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Появление конфликта, как правило, связано с психологическими особенностями личности, затронутыми ее интересами, потребностями, мотивами дея­тельности.

Основными характеристиками, определяющими поведение индивида в конфликте, являются: природные свойства индивида, его индивидуально-психологические особенности (темперамент); система потребностей, мотивов, интересов; внутреннее представление личности о себе, ее «Я -образ» («Я -концепция»).

Количество и разнообразие потребностей лично­сти велико. Все множество потребностей личности составляет источник, мотив ее деятельности, во многом определяет ее поведение»

В основе большинства конфликтов лежит невозможность личности реализовать значимые для нее цели, потребности, интересы.

Я -концепция определяет относительно устойчи­вую, в большей или меньшей степени осознанную, переживаемую как неповторимую систему представлений индивида о себе, на основании которой он строит свои взаимоотношения с остальными людьми. Формы пове­дения личности для самозащиты от внешнего, агрессивного, по ее мнению, воздействия называют психологическими механизмами защиты, которые и формиру­ют субъективные причины конфликтов.


Конфликты возникают и из-за несоответствия поведения индивида ожиданию окружающих. Такое объяснение причины возникновения конфликтов было выдвинуто в соответствии с ролевой теорией. Согласно этой теории личность в жизни рассматривается как актер, поведение которого должно отвечать определенной роли в соответствии с разделением функций (в организации, в семье, в быту) и ожиданию окружающих от этой роли. В случае соответствия поведения личности ожиданиям окружающих конфликт не возникает, если же поведение личности значительно отличается от ожидаемого, то возникает конфликт, сила которого может быть различной. Поведение личности во многом определяется условиями, в которых она существует. Новым для российской практики явлением стало понятие конкуренции. Конкуренция – это жесткое кон­фликтное соперничество юридических и физических лиц в различных сферах деятельности, которое происходит в соответствии с выработанными правилами (нормами). При нарушении этих правил возникают конфликты.

Конкуренция представляет собой конфликтную ситуацию, которая при продолжительном напряженном взаимодействии может перерасти в конфликт. Нарушается созданный Я -образ личности, срабатывают психологические за­щитные механизмы личности, что приводит к конфлик­там. Для того, чтобы ситуация конкуренции не перерас­тала в конфликтную, целесообразно придерживаться заданных правил ведения конкурентной борьбы, либо прекратить взаимодействие.



групповые особенности возникновения конфликтов в организации

Коллектив (от лат. collectivus — сборный) — со­циальная организация, для которой характерна совме­стная социально-значимая деятельность.

Личность — устойчивая система социально зна­чимых черт, характеризующих индивида.

Коллектив, как и личность, имеет свои законы развития. Высокоразвитый коллектив может добиться значительно больших успехов, чем отдельная личность, даже самая одаренная. На этом основан эффект «синергии», когда сумма слагаемых намного превосходит воз­можности отдельных исполнителей.

Синергия (синергизм) (от греч. synergia — со­трудничество, содружество) — совместное действие индивидов, при котором результат намного превосхо­дит совокупную возможность отдельных ее исполните­лей.

Вместе с тем любой коллектив формирует свои нормы поведения, соблюдение которых является обяза­тельным условием принадлежности к данному коллек­тиву.

Коллектив выполняет определенные функции по отношению к отдельной личности: сопринадлежность к группе, получение поддержки и оценки; социализация; саморазвитие (самореализация) личности, получение информации и обмен мнениями.

В соответствии с тем, как создаются коллективы, они делятся на формальные и неформальные. Формальные коллективы создаются по воле руководства для организации производственного процесса. Неформальные коллективы (группы) создаются по воле са­мих работающих на основе взаимных симпатий, друже­ских отношений, для достижения какой-то определен­ной цели. Некоторые такие группы могут быть органи­зованы из людей, объединенных недовольством руко­водителем.


Наряду с рядом преимуществ, которые нефор­мальные группы обеспечивают при управлении коллек­тивами, их существование создает известные сложно­сти в управлении организациями: снижение эффектив­ности труда; распространение ложных слухов (выгод­ных с точки зрения одной из неформальных групп); возникновение тенденции к сопротивлению переменам (нарушение равновесия в неформальных коллективах); требование подчинения групповым нормам.

Зависимость личности от группы вынуждает индивида искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать свое поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны (конформизм). Конформизм (от лат. conformis — подобный, со­образный) — податливость личности реальному или воображаемому давлению группы.

Особой разновидностью этой зависимости является нонконформизм — стремление во что бы то ни стало поступить вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой и во всех случаях утверждать противопо­ложную точку зрения.

В процессе существования коллективы проходят несколько этапов: первичного синтеза; дифференциации; интеграции; стабилизации или распада, каждый из которых характеризуется различной степенью конфликтности.

Конфликты в коллективах появляются преимуще­ственно на стадиях первичного синтеза, дифференциации и распада, на стадии интеграции конфликты крайне редки.

Основными причинами появления конфликтов в коллективах являются следующие: несовпадение личных и групповых целей; борьба за власть между неформальными группами, за влияние на официального руководителя; нарушение принятых групповых норм пове­дения кем-либо из членов коллектива.

Для определения сплоченности коллектива и его социально-психологического климата применяют различные методы и тесты. Наиболее известными являют­ся: социометрия, построение психологического круга коллектива.






Типология конфликтов по субъектам



В зависимости от субъектов, участвующих в конфликте, выделяются следующие типы конфликтов:

- внутриличностный;

- межличностный;

- межгрупповой;

-между большими социальными группами, или макроконфликты;

- межгосударственные.

Проблема внутриличностного конфликта активно разрабатывается как в зарубежной, так и в отечественной психологии.

Внутриличностный конфликт –это конфликт внутри психического мира личности, представляющий собой столкновение ее противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, ценностей, целей, идеалов).

Внутриличностный конфликт представляет собой острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира, отражающей противоречивые связи с социальной средой и задерживающей принятия решения. Интегральным показателем внутриличностного конфликта является нарушение нормального механизма адаптации и усиление психологического стресса.


Особенности:

  1. Необычность с точки зрения структуры конфликта. Здесь нет субъектов конфликтного взаимодействия в лице отдельных личностей или групп людей.

  2. Специфичность форм протекания и проявления. Внутриличностный конфликт протекает в форме тяжелых переживаний. Он сопровождается специфическими состояниями: страхом, депрессией, стрессом. Часто внутриличностный конфликт выливается в невроз.




  1. Латентность. Внутриличностный конфликт не всегда легко обнаружить. Часто человек и сам не осознает, что он находится в состоянии конфликта. Более того, иногда он может скрывать свое состояние конфликта под эйфорическим настроением или активной деятельностью.

Межличностный конфликт – это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия.

В межличностном конфликте необходимо подчеркнуть эмоциональную основу его развития и разрешения. В целом же данный конфликт представляет собой деструкцию межличностных отношений двух людей на эмоциональном , когнитивном и поведенческом уровне.(см.: Бойко В.В., Ковалев А.Г., 1983).

Межгрупповой конфликт, или микроконфликт, это столкновение между малыми социальными группами, преследующими несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления. Основной смысл такого типа конфликта состоит в том, чтобы обозначить развертывание конфликта в повседневных обстоятельствах. Необходимо иметь в виду, что межгрупповые механизмы возникновения конфликта, в отличие от психологических, межличностных, более консервативны, малоизменчивы. Среди основных механизмов возникновения межгрупповых конфликтов выделяют:

- межгрупповую враждебность (З. Фрейд, Д. Доллард, Л. Берковитц);

- объективный конфликт интересов (Д. Кэмбелл и др.);

- внутригрупповой фаворитизм ( К. Фергюссон, Х. Келли, М. Горвитц).

Конфликты между большими социальными группами (социальные слои, классы, этносы и т.д.) имеют ярко выраженный социальный харктер. В социальных общностях связь между людьми обусловлена близостью их интересов, сходством социального положения. При столкновении этих общностей между собой зона конфликта значительно расширяется. Она охватывает все сферы общественных отношений, в определенных условиях даже ставя под угрозу само существование человечества.

Конфликты между отдельными личностями –межличностные; между отдельной личностью и группой – личностно-групповые; между группами – межгрупповые.

Типология конфликтов по общественным сферам

Уже традиционной является типология, основанная на выделении сфер проявления конфликтов. В этой связи следует рассмотреть сущность и особенности проявления экономических, политических, социальных конфликтов.

Типология конфликтов по общественным сферам: