ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.12.2019
Просмотров: 8555
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Основные признаки унитарного государства
Виды социальных норм, и их классификация
Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей
Системность и иерархичность строения
Регулирующее воздействие права
Установление и обеспечение права государством
Понятие и структура системы права
Продолжительность существования
Санкционированность государством
Преимущества и недостатки правового обычая как источника права
Договор нормативного содержания
Требования, предъявляемые к нормативным актам
Понятие нормативно-правовых актов
Виды нормативно-правовых актов
Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативного акта в пространстве
Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды
Указы и распоряжения Президента России
Акты федеральных министерств и ведомств
Подзаконные акты на уровне субъекта РФ
Акты исполнительной власти субъектов РФ
Акты органов местного самоуправления
Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)
Реализация права: понятие и формы
Правоприменение как особая форма реализации права
Применение права как особая форма его реализации
Стадии процесса применения норм права
Установление фактической основы дела
Выбор и анализ юридической нормы
Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения
Стадии правоприменения (правоприменительного процесса)
Основные признаки правовых отношений
Двойственный характер содержания правоотношений
Субъективные права и юридические обязанности
Совершение деяния дееспособным лицом
Понятие юридической ответственности
Признаки юридической ответственности
Характеристика основных видов юридической ответственности
Административная ответственность
Дисциплинарная ответственность
Гражданско-правовая ответственность
Виды юридической ответственности
Иные меры государственного принуждения (меры защиты)
Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
Структура системы науки конституционного права
Права и свободы человека и гражданина
Гарантии осуществления и защита прав и свобод
Классификация прав и свобод человека
Экономические, социальные, культурные права
Общие сведения[править | править вики-текст]
Трудовые права в России[править | править вики-текст]
Социальное обеспечение в России[править | править вики-текст]
Охрана здоровья в России[править | править вики-текст]
Право на образование в России[править | править вики-текст]
Свобода вероисповедания в России[править | править вики-текст]
Свобода слова[править | править вики-текст]
Право избирать и быть избранным[править | править вики-текст]
Случаи пыток и жестокого обращения[править | править вики-текст]
Массовое избиение в Благовещенске[править | править вики-текст]
Ситуация в Чечне[править | править вики-текст]
Утверждения о похищениях людей на Северном Кавказе[править | править вики-текст]
Нарушения прав человека в отношении выходцев из Кавказа[править | править вики-текст]
Нарушение прав сексуальных меньшинств[править | править вики-текст]
Борьба со случаями торговли людьми[править | править вики-текст]
Мнения правозащитников[править | править вики-текст]
Оценка Freedom House[править | править вики-текст]
Мнения и оценки[править | править вики-текст]
Органы государственной власти субъектов РФ
Предмет, методы и система уголовного права
Система уголовного права в России
Элементы (стороны) состава преступления и их признаки
Классификация (виды) составов преступлений
Понятие и цели уголовного наказания
Трудовое право в системе юридических наук.
Роль предмета и метода в отграничении трудового права от смежных наук
Система и структура трудового права
Трудовое право как учебная дисциплина
Понятие принципа трудового права
Классификация принципов трудового права
Принципы, сформулированные Международной организацией труда
Конституционные принципы трудового права
Виды принципов трудового права
Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права
Дисциплинарная ответственность
Сроки применения дисциплинарного взыскания
Гражданское право как наука и учебная дисциплина
Институционная и пандектная системы права
Особенности исторических систем гражданского права
Роль и место гражданского права в системе российского права
Приобретение права собственности
Способы приобретения права собственности
Прекращение права собственности
Основания возникновения обязательств
Понятие и система оснований прекращения обязательств. Последствия прекращения обязательств
Прекращение обязательств по воле их участников
Прекращение обязательств независимо от воли их участников
Ответственность наследников по долгам наследодателя
Понятие и значение наследования
Основные категории наследственного права
закон в системе нормативно-правовых актов (системе законодательства) обладает высшей юридической силой.
Согласно п.2 ст.8 Конституции Украины (Основного Закона Украины) - Конституция Украины имеет наивысшую юридическую силу. Высшая юридическая сила закона указывает на его верховенство в системе правовых актов, которое также предполагает, что подзаконные акты должны соответствовать законам (издаваться на основе и во исполнение законов), в случае несоответствия (или противоречия) они в установленном порядке отменяются.
закон регулирует наиболее важные (основополагающие, наиболее значимые) общественные отношения, которые составляют предмет компетенции парламента страны;
закон в системе законодательства относится к числу наиболее стабильных нормативно-правовых актов.
Понятие, признаки и виды законов
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
К признакам закона относятся следующие:
- он принимается только органом законодательной власти или референдумом;
- порядок его подготовки и издания определяется Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ;
- в идеале он должен выражать волю и интересы народа;
- он обладает высшей юридической силой и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
- он регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
-
Виды законов
Виды законов
Законы
являются актами высшей юридической
силы по отношению к другим правовым
актам. При этом сами законы также делятся
на виды в зависимости от юридической
силы. Классификация законов РФ в порядке
убывания юридической силы выглядит
следующим образом:
1) Конституция
2)
Федеральные конституционные законы
3)
Федеральные законы
4) Законы субъектов
федерации.
Конституция является
основным законом государства. Она
представляет собой акт наивысшей
юридической силы. Ни один правовой акт
на территории государства не может
противоречить Конституции государства.
Особое место Конституции в системе
нормативных актов определяется двумя
ее основными свойствами:
- Конституция
носит учредительный характер, т.е.
устанавливает основы регулирования
общественных отношений, основы
государственного, общественного строя.
Положения Конституции находят свое
развитие в отраслевом законодательстве.
-
Конституция закрепляет иерархию
нормативно-правовых актов, их
соподчиненность, юридическую силу того
или иного акта.
Федеральные
конституционные законы (ФКЗ) принимаются
только по вопросам, прямо предусмотренным
Конституцией. Например, федеральными
конституционными законами регулируется
деятельность Конституционного Суда,
Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда, Президента, Правительства и ряд
других вопросов. Конституционные законы
развивают положения конституции. Они
обладают высшей юридической силой по
сравнению с иными законами.
Федеральные
законы (ФЗ) составляют основную массу
законодательства. Они развивают,
конкретизируют общие положения,
установленные Конституцией и федеральными
конституционными законами. Федеральные
законы подразделяются на две группы:
-
кодифицированные законы (кодексы, основы
законодательства);
- текущее
законодательство.
Кодифицированные
законодательные акты обладают
преимуществом по сравнению с текущим
законодательством, т.к. являются
основополагающими актами в той или иной
отрасли права. При противоречии норм
кодекса и некодифицированного закона
действуют предписания кодекса, если
иное специально не оговорено.
Законы
субъектов федерации распространяют
свое действие только на территорию того
региона, законодательными органами
которого они были приняты. Вопросы
соотношения между собой различных видов
законов оговорены в ст. 76 Конституции
РФ. Коротко особенности соотношения
федеральных законов и законов субъектов
федерации можно выразить правилом: при
противоречии федерального закона и
закона субъекта федерации
действует
федеральный закон, если он касается
вопросов, отнесенных конституцией к
ведению федерации в целом, и
действует
закон субъекта федерации, если он
касается вопросов, отнесенных в предметам
ведения субъектов федерации.
Помимо
этой основной классификации все законы
в зависимости от времени действия можно
подразделить на
постоянные (действуют
вплоть до момента отмены, рассчитаны
на неограниченно долгое действие во
времени, момент прекращения действия
заранее не известен);
временные
(действуют ограниченный период времени,
срок истечения действия закона указан
в самом тексте акта. Например, ФЗ РФ "О
федеральном бюджете РФ на 1999
год".);
чрезвычайные (рассчитаны
на урегулирование чрезвычайных ситуаций;
в отношении этих актов заранее не
известен ни момент начала его действия,
ни момент окончания действия. Например,
законодательство о чрезвычайных
ситуациях вступит в действие после
официального введения в стране
чрезвычайного положения).
По признаку
федеративного устройства законы можно
подразделить на
- федеральные
-
субъектов федерации.
По кругу лиц
законы можно подразделить на
- общего
действия (это акты, которые действуют
на всех лиц, находящихся на территории
данного государства, например, Конституция,
кодексы РФ и др.);
- специального
действия (это акты, которые действуют
только на отдельные категории субъектов,
например, законы о военнослужащих, о
беженцах и вынужденных переселенцах,
о лицах, пострадавших от последствий
аварии на Чернобыльской АЭС и др.).
По
сфере действия законы можно подразделить
на
- общие - действующие на территории
всей России (например, все кодексы РФ);
-
местные - действующие на определенной
части территории России (например,
законы о районах Крайнего Севера, Средней
Азии и приравненных к ним).
Виды законов
В зависимости от их значимости в системе действующего законодательства России различают законы федеральные конституционные, федеральные, законы субъектов Российской Федерации.
Конституционные законы - это законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции.
К ним, в частности, относятся законы:
-
о военном положении;
-
о чрезвычайном положении;
-
о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта;
-
об изменении статуса субъекта РФ;
-
о государственном гербе, гимне и флаге Российской Федерации;
-
о референдуме;
-
о судебной системе;
-
о судах основного звена;
-
о Конституционном Суде РФ;
-
о Верховном Суде РФ;
-
о Высшем арбитражном суде РФ;
-
о Конституционном собрании РФ.
Федеральные законы принимаются на основе и во исполнение Конституции и конституционных законов, составляют текущее законодательство и регулируют различные наиболее важные аспекты общественных отношений (экономические, социальные, политические и др.).
Федеральные законы, в свою очередь, подразделяются на органические (кодифицированные) законы и обыкновенные.
Особенностью законов субъектов Российской Федерации является то, что они не могут противоречить общефедеральному законодательству и действуют только на территории субъекта Федерации. Основными нормативными актами, регламентирующими взаимоотношения органов власти и граждан на уровне республик, являютсяконституции республик, на уровне краев и областей — уставы, выполняющие функции региональных конституций.
Виды законов по сроку действия:
-
постоянные;
-
чрезвычайные (исключительные) законы - принимаются при тех или иных чрезвычайных обстоятельствах, вызванных природными, экологическими, социальными и иными причинами, носят временный характер.
Виды законов по содержанию:
-
общие, действующие в отношении всех граждан данного государства;
-
специальные, издаваемые в отношении отдельных социальных групп или классов, а также для регулирования специальных отношений, отличающихся особенностями, которые не соответствуют общим нормам и требуют потому особых норм.
Виды законов по предмету правового регулирования — административные, гражданские, уголовные и т. д.
По субъектам законотворчества законы делятся на принятые: в результате референдума; законодательным органом.
-
понятие и признаки подзаконного нормативного правового акта
Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды
|
|
|
Признаками подзаконных нормативных актов, которые отличают их от законов, является то, что они:
-
издаются в соответствии с законом;
-
регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
Таким образом, подзаконный акт — это нормативный акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие законодательных положений и регулирующий отдельные конкретные аспекты общественных отношений.
Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:
-
на указы и распоряжения Президента РФ;
-
акты Правительства РФ;
-
акты федеральных министерств и ведомств;
-
акты исполнительной власти субъектов РФ;
-
акты органов местного самоуправления;
-
локальные акты.
Рассмотрим их подробнее.
Указы и распоряжения Президента России
В российской истории указ как правовой акт оказывал влияние на развитие правовой системы в течение многих сотен лет. Так, в дореволюционной России в форме указов утверждались Высочайшие повеления монарха, которые фактически имели силу закона. Поэтому не случайно толковый словарь В.И. Даля толкует слово «указ» как «письменное приказание, повеление государя».
В советское время указы издавали Президиумы Верховных Советов СССР и союзных республик. Часть этих указов (по вопросам законодательного характера) передавалась на утверждение очередной сессии законодательных органов.
В Российской Федерации в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 90) Президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения. Между ними существует различие. Считается, что указ — акт более широкого, значимого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения. В целом распоряжения Президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда и т. д.).
Указы Президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания и т. д.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Их отличие от распоряжений Президента несколько условно и может рассматриваться (анализироваться) применительно к каждому конкретному случаю.
Нормативные указы Президента имеют отличительные признаки:
-
не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам;
-
содержат нормы права;
-
регулируют разнообразные сферы общественной жизни;
-
имеют общеобязательный характер.
Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.
В зависимости от характера полномочии Президента все его указы можно классифицировать:
-
указы в границах собственных полномочий;
-
указы на основе полномочий, делегированных парламентом;
-
указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).
Акты Правительства РФ
На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Исходя из этого можно отмстить, что акты Правительства РФ имеют подзаконный и даже «подуказный» характер.
Постановления Правительства РФ, как правило, нормативны, т. с в большинстве своем они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений Правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.
Распоряжения, как правило, адресуются узкому кругу исполнителей и являются правоприменительными актами.
Акты федеральных министерств и ведомств
Они подчинены актам правительства и чаще всего имеют отраслевое назначение (распространяются только на лиц, работающих в данной отрасли). Иногда в связи с межотраслевой, функциональной направленностью министерства (ведомства) эти акты могут быть адресованы нескольким министерствам и регулировать межотраслевые отношения. Например, правовые акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел.
Акты федеральных министерств и ведомств издаются в виде приказов и инструкций.
Приказы могут быть нормативными и ненормативными.
Нормативные приказы посвящены наиболее важным вопросам работы федеральных органов исполнительной власти: их структуре, задачам, функциям. Ненормативные приказы являются правоприменительными актами.
Инструкции регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности определенной категории работников. Они имеют нормативное содержание.
Подзаконные акты на уровне субъекта РФ
Акты исполнительной власти субъектов РФ
Президенты республик, входящих в состав Российской Федерации, издают указы и распоряжения.
Губернаторы, главы администраций областей, краев, автономных областей, округов, городов федерального значения, правительство регионов (если таковое имеется) при осуществлении своих полномочий издают постановления и распоряжения.
Соответствующие региональные министерства, ведомства, департаменты и иные органы исполнительной власти субъектов РФ наделены правом издания приказов и инструкции. Эти акты издаются на основе полномочий каждого из органов, в соответствии с конституциями, уставами и законами субъектов Федерации, а также в соответствии с Конституцией и законами РФ. Они имеют локальную сферу действия, распространяются лишь на территорию соответствующих субъектов Федерации. Все отмеченные акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.
Акты органов местного самоуправления
В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В пределах своих полномочий органы местного самоуправления издают соответствующие правовые акты:
-
постановления и распоряжения глав органов местного самоуправления;
-
акты поселковых и сельских сходов (собраний);
-
акты представительных органов.
Все отмеченные выше акты могут быть как нормативными, так и правоприменительными.
Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)
Они регулируют управленческие, производственные, коммерческие, научные, учебные и иные отношения, связанные с назначением предприятия или учреждения. Так, каждое предприятие или учреждение имеет свой устав, положение или иной учредительный документ, правила внутреннего распорядка и т. п. Их действие имеет правовое значение. А посему все эти акты подлежат регистрации или утверждению государственными органами.
В качестве примеров локальных нормативно-правовых актов можно привести:
-
приказы, распоряжения нормативного и индивидуального значения, принимаемые руководителями предприятий, учреждений и организаций. Сих помощью регулируются вопросы внутреннего распорядка, материального поощрения;
-
решения коллегиальных органов управления (общего собрания акционеров, совета директоров и т. п.).
-
виды подзаконного нормативного правового акта
Подзаконный нормативный правовой акт (ПНПА) — правовой акт органа государственной власти, имеющий более низкую юридическую силу, чем закон[1]. Не стоит отождествлять лишь с государством, так как, например, местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти — статья 12, Конституции Российской Федерации — России. Подзаконный нормативный акт — принятый компетентными органами и устанавливающий норму права юридический акт, основанный на законе и не противоречащий ему.
Классификация
В зависимости от органов, принявших подзаконный нормативный акт: общие, ведомственные, местные, локальные.
По сфере действия:
-
общие (действуют на территории всего государства)
-
местные (действуют в отдельной местности)
-
ведомственные (действуют внутри ведомств)
-
локальные (внутриорганизационные)
-
индивидуальные (выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм, например в коммуникативной теории права).
По органам издающим (применительно к системе нормативно-правовых актов России):
-
постановления Правительства Российской Федерации, государственных комитетов, администраций;
-
приказы, инструкции, указания и иные ведомственные локальные акты;
-
решения представительных органов местного самоуправления.
Коммуникативная теория также выделяет внутригосударственные автономные правовые акты (договоры и соглашения), как общенормативные так и индивидуально-нормативные, а также все гетерономные индивидуальные правовые акты.
Подзаконный нормативный правовой акт не должен противоречить закону, потому что по иерархии нормативно правовых актов (НПА), он стоит ниже закона и является подзаконным актом, что следует понимать буквально.