ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.12.2019
Просмотров: 8499
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Основные признаки унитарного государства
Виды социальных норм, и их классификация
Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей
Системность и иерархичность строения
Регулирующее воздействие права
Установление и обеспечение права государством
Понятие и структура системы права
Продолжительность существования
Санкционированность государством
Преимущества и недостатки правового обычая как источника права
Договор нормативного содержания
Требования, предъявляемые к нормативным актам
Понятие нормативно-правовых актов
Виды нормативно-правовых актов
Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативного акта в пространстве
Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды
Указы и распоряжения Президента России
Акты федеральных министерств и ведомств
Подзаконные акты на уровне субъекта РФ
Акты исполнительной власти субъектов РФ
Акты органов местного самоуправления
Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)
Реализация права: понятие и формы
Правоприменение как особая форма реализации права
Применение права как особая форма его реализации
Стадии процесса применения норм права
Установление фактической основы дела
Выбор и анализ юридической нормы
Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения
Стадии правоприменения (правоприменительного процесса)
Основные признаки правовых отношений
Двойственный характер содержания правоотношений
Субъективные права и юридические обязанности
Совершение деяния дееспособным лицом
Понятие юридической ответственности
Признаки юридической ответственности
Характеристика основных видов юридической ответственности
Административная ответственность
Дисциплинарная ответственность
Гражданско-правовая ответственность
Виды юридической ответственности
Иные меры государственного принуждения (меры защиты)
Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
Структура системы науки конституционного права
Права и свободы человека и гражданина
Гарантии осуществления и защита прав и свобод
Классификация прав и свобод человека
Экономические, социальные, культурные права
Общие сведения[править | править вики-текст]
Трудовые права в России[править | править вики-текст]
Социальное обеспечение в России[править | править вики-текст]
Охрана здоровья в России[править | править вики-текст]
Право на образование в России[править | править вики-текст]
Свобода вероисповедания в России[править | править вики-текст]
Свобода слова[править | править вики-текст]
Право избирать и быть избранным[править | править вики-текст]
Случаи пыток и жестокого обращения[править | править вики-текст]
Массовое избиение в Благовещенске[править | править вики-текст]
Ситуация в Чечне[править | править вики-текст]
Утверждения о похищениях людей на Северном Кавказе[править | править вики-текст]
Нарушения прав человека в отношении выходцев из Кавказа[править | править вики-текст]
Нарушение прав сексуальных меньшинств[править | править вики-текст]
Борьба со случаями торговли людьми[править | править вики-текст]
Мнения правозащитников[править | править вики-текст]
Оценка Freedom House[править | править вики-текст]
Мнения и оценки[править | править вики-текст]
Органы государственной власти субъектов РФ
Предмет, методы и система уголовного права
Система уголовного права в России
Элементы (стороны) состава преступления и их признаки
Классификация (виды) составов преступлений
Понятие и цели уголовного наказания
Трудовое право в системе юридических наук.
Роль предмета и метода в отграничении трудового права от смежных наук
Система и структура трудового права
Трудовое право как учебная дисциплина
Понятие принципа трудового права
Классификация принципов трудового права
Принципы, сформулированные Международной организацией труда
Конституционные принципы трудового права
Виды принципов трудового права
Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права
Дисциплинарная ответственность
Сроки применения дисциплинарного взыскания
Гражданское право как наука и учебная дисциплина
Институционная и пандектная системы права
Особенности исторических систем гражданского права
Роль и место гражданского права в системе российского права
Приобретение права собственности
Способы приобретения права собственности
Прекращение права собственности
Основания возникновения обязательств
Понятие и система оснований прекращения обязательств. Последствия прекращения обязательств
Прекращение обязательств по воле их участников
Прекращение обязательств независимо от воли их участников
Ответственность наследников по долгам наследодателя
Понятие и значение наследования
Основные категории наследственного права
-
Понятие и структуры системы государственного регулирования. Виды социальных норм
Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм
В
самом общем плане социальное регулирование
понимается как имманентный обществу и
определяющий социальный порядок
процесс.
Конкретный социальный
порядок устанавливается в результате
действия множества самых разнообразных
факторов. В их числе выделяют следующие.
1.
Так называемые "стихийные" регуляторы
как непосредственное проявление
естественных законов природы и общества.
Факторы стихийного регулирования носят
естественный характер и могут выражаться
в виде конкретных событий общесоциального
масштаба, явлений экономического
порядка, феноменов массового поведения
и т. п. Это, например, увеличение
продолжительности жизни людей, массовые
сезонные заболевания, демографические
процессы, миграция населения, инфляционные
ожидания и т. д. В своем стремлении к
порядку общество и государство стремятся
взять под свой контроль данные факторы,
однако это удается далеко не всегда.
Иногда же их влияние вообще не отражается
общественным сознанием или отражается
неадекватно.
2. Социальные нормы как
регуляторы, связанные с волей и сознанием
людей.
3. Акты индивидуального
регулирования, выступающие в виде
целевого, адресного воздействия субъектов
друг на друга.
Указанные факторы
могут играть в обществе как стабилизирующую,
так и дестабилизирующую роль. Правда,
в юридической литературе принято
считать, что стабилизация, упорядочение
общественных отношений обеспечиваются
действием социальных норм и актов
индивидуального регулирования, а
действие стихийных регуляторов выступает
фактором дестабилизирующего влияния.
Однако если в качестве основания оценки
принять критерий устойчивого
функционирования общества, то все
регулятивные факторы могут иметь и
позитивное, и .негативное влияние. Вместе
с тем функциональная характеристика
стабилизации, упорядочения общественных
отношений должна быть отнесена прежде
всего к социальным нормам.
Для
понимания природы действующих в обществе
норм, оснований и правил социального
нормирования необходимо различать два
смысла термина "норма". Во-первых,
норма есть естественное состояние
некоторого объекта (процесса, отношения,
системы и т.д.), конституируемое его
природой - естественная норма. Во-вторых,
норма - это руководящее начало, правило
поведения, связанное с сознанием и волей
людей, возникающее в процессе культурного
развития и социальной организации
общества - социальная норма.
Реально
действующие в жизни людей нормы нельзя
однозначно отнести к естественным или
социальным. Так, естественные нормы
могут быть переведены в систему
технических правил (правила работы с
техническими или природными объектами),
стать основанием социального нормирования
(например, установление срока признания
отцовства после смерти супруга), а
социальные нормы - сформировать характер
объекта, его качественное состояние.
Таким образом, в зависимости от соотношения
естественной нормативности и социального
нормирования можно выделить, как минимум,
четыре группы действующих в обществе
нормативных регуляторов.
1. Естественные
нормы, существующие в виде сформулированного
знания о нормальном, естественном
состоянии объекта, определяемом его
природой. Такие нормы формирует, например,
наука.
2. Разработанные на основе
знания естественных норм правила работы
с техническими и природными объектами.
Подобные правила принято называть
техническими нормами.
3. Правила
поведения, базирующиеся на естественных
нормах или складывающиеся в связи с их
действием. Сюда относится большинство
социальных норм.
4. Правила поведения,
содержание которых определяется не
столько естественной нормативностью,
сколько целями и задачами, стоящими
перед обществом, или потребностями
конкретной его сферы. Это некоторые
юридические процессуальные нормы,
ритуалы и т. п.
При обсуждении роли
права в системе социального нормативного
регулирования значение имеют нормы
третьей и четвертой группы, в литературе
именно их принято квалифицировать как
социальные нормы. Они не просто существуют
и действуют в обществе, а регулируют
общественные отношения, поведение
людей, нормируют жизнь общества.
Социальным нормам присущи следующие
признаки. 1. Они являются общими правилами.
Сказанное означает, что социальные
нормы устанавливают правила поведения
в обществе, т. е. определяют, каким может
или должно быть поведение субъектов с
точки зрения интересов общества. При
этом социальные нормы действуют
непрерывно во времени, обладают
многократностью действия и обращены к
неопределенному кругу лиц (не имеют
конкретного адресата).
2. Данные нормы
возникают в связи с волевой, сознательной
деятельностью людей. Одни социальные
нормы создаются в процессе целевой
деятельности, другие возникают в
многократно повторяющихся .актах
поведения, не отделяются от самого
поведения и выступают как его образцы
и стереотипы, третьи формируются в виде
принципов, закрепляющихся в общественном
сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые
нормы по-разному соотносятся с волей и
сознанием людей, однако всегда возникают
в связи с ними.
3. Названные нормы
регламентируют формы социального
взаимодействия людей, т. е. направлены
на регулирование общественных отношений,
поведения в обществе.
4. Они возникают
в процессе исторического развития (как
его фактор и результат) и функционирования
общества. Социальные нормы, будучи
элементом общества, отражают процессы
его развития, влияют на их темпы и
характер, словом, имеют свое место в
истории общества, свою историческую
судьбу.
Кроме того, они стабилизируют
социум, а значит, включены в процессы
его функционирования, являются как
порождением, так и регулятором указанных
процессов.
5. Эти нормы соответствуют
типу культуры и характеру социальной
организации общества. По мнению М.
Вебера, именно культура позволяет людям
придать смысл миру, создать основу для
суждения о взаимодействии людей Культура
выражается прежде всего в содержании
социальных норм. С этой точки зрения
нетрудно заметить различия социальных
норм в обществах, принадлежащим разным
культурным традициям, например европейской
и азиатской. Можно сказать, что
представленность культурных различий
в нормах не менее отчетлива, чем в
религиозных и философских учениях,
системах ценностей и т. п. Однако
существуют различия в социальном
нормировании жизни обществ, принадлежащих
одной культурной традиции, хотя и не
столь принципиальные, связанные с
индивидуальной исторической судьбой
конкретного народа.
Характер же
организации общества в большей мере
влияет на значимость того или иного
вида норм в обществе, на связи норм в
социальной нормативной системе. Так, в
негосударственно-организованных
обществах доминируют обычаи, традиции,
а в государствах - мораль и право.
Таким
образом, социальные нормы представляют
собой связанные с волей и сознанием
людей общие правила регламентации формы
их социального взаимодействия, возникающие
в процессе исторического развития и
функционирования общества, соответствующие
типу культуры и характеру его
организации.
Из приведенного
определения видно, что в юридической
литературе социальные нормы преимущественно
рассматриваются как регуляторы
общественных отношений. Но в более общем
плане их роль не ограничивается данной
функцией. Исходя из изложенного, можно
назвать по меньшей мере три функции
социальных норм.
Регулятивная. Эти
нормы устанавливают правила поведения
в обществе, регламентируют социальное
взаимодействие. Регулируя жизнь общества,
они обеспечивают стабильность его
функционирования, поддержание социальных
процессов в необходимом состоянии,
упорядоченность общественных отношений.
Словом, социальные нормы поддерживают
определенную системность общества,
условия его существования как единого
организма.
Оценочная. Социальные
нормы выступают в общественной практике
критериями отношения к тем или иным
действиям, основанием оценки социально
значимого поведения конкретных субъектов
(моральное - аморальное, правомерное -
неправомерное).
Трансляционная. Можно
сказать, что в социальных нормах
сконцентрированы достижения человечества
в организации общественной жизни,
созданная поколениями культура отношений,
опыт (в том числе негативный) общественного
устройства. В виде социальных норм этот
опыт, культура не только сохраняются,
но и "транслируются" в будущее,
передаются следующим поколениям (через
образование, воспитание, просвещение
и т.д.).
Анализируемые нормы имеют
различное содержание, зависящее от
характера отношений, которые они
регулируют. Кроме того, разные социальные
нормы могут возникать различными
способами и на разной основе. Некоторые
нормы, будучи первоначально непосредственно
включены в деятельность, не выделяются
из поведения и являются его элементом.
Устоявшиеся в практике- образцы такого
поведения, получая общественное
осознание, оценку, могут трансформироваться
в сформулированные правила, а могут
сохраняться в виде привычек и стереотипов.
Другие нормы формируются на основе
доминирующих в общественном сознании
идей об основаниях и принципах социальной
организации. Третьи формируются как
наиболее целесообразные, оптимальные
для данного общества правила (например,
процедурные нормы). В этой связи как для
теории, так и для практики немаловажна
классификация социальных
норм.
Классифицировать социальные
нормы можно по различным критериям,
однако наиболее распространенной
является их систематизация по основаниям
сферы действия и механизма (регулятивным
особенностям).
По сферам действия
различают нормы экономические,
политические, религиозные, экологические
и др. Границы между ними проводятся в
зависимости от сферы жизни общества, в
которой они действуют, от характера
общественных отношений, т. е. предмета
регулирования.
По механизму
(регулятивным особенностям) принято
выделять мораль, право, обычаи и
корпоративные нормы.
Когда говорят
о механизме, регулятивной специфике
норм, то используют следующие основные
критерии сравнения: процесс формирования
норм; формы фиксации (существования);
характер регулятивного воздействия;
способы и методы обеспечения. При таком
подходе специфика норм проявляется
достаточно определенно. Это достигается
системным использованием критериев:
некоторые нормы могут недостаточно
отчетливо различаться по одному или
двум критериям, но всегда однозначно
разводятся по сумме всех четырех
характеристик.
Виды социальных норм, и их классификация
|
|
Существуют разные основания классификации социальных норм. Наиболее распространенное основание - по способам установления (создания) и обеспечения. В соответствии с ним социальные нормы разделяются на следующие виды:
-
нормы права (правовые нормы);
-
нормы морали (нравственности);
-
религиозные нормы;
-
корпоративные нормы;
-
нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычки людей (обычаи, традиции, ритуалы, обряды, деловые обыкновения).
Рассмотрим их подробнее (нормы права рассмотрим в отдельной главе).
Нормы морали
Следует отметить, что в теоретическом аспекте точек зрения па мораль не меньше, чем разных пониманий права. Известный польский социолог М. Оссовская на основе изучения исторических материалов выделяет три основных течения этической мысли.
Первое течение - фелицитология (от лат. felicia - счастье). В этом случае мораль понимается как искусство достижения счастья, жизненная мудрость, искусство избежать страдания. Одной из разновидностей этого течения являетсяэпикуреизм, связанный с именем древнегреческого философа Эпикура. Главные добродетели этого течения индивидуалистические: счастье, наслаждение, душевный покой. Счастье, по Эпикуру, — это состояние здорового тела и безмятежность души, оно достигается удовлетворением естественных потребностей человека, устранением телесных страданий и душевных тревог. Эпикур выделяет два вида наслаждений: физические (удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде и т. п.) и духовные, получаемые от знания и дружбы. Последние Эпикур ставит выше первых. Следует отметить, что многие сторонники этого течения отмечали, что в удовлетворении желаний следует соблюдать умеренность. Все должно быть в меру. Кто держится во веем середины, тот обретет счастье и покой.
Второе течение - перфекциопизм (от лат. peifectus — совершенный). Мораль понимается как система правил и состоит в том, как жить достойно, в соответствии с природой человека. Эта мораль выдвигает идеалы личности, которым следует подражать. Это мог быть идеал несгибаемого революционера, борца за справедливость и т. д.
Третья концепция понимает мораль как систему правил человеческого общежития, определяющих, как поступать, чтобы другим было с нами хорошо, чтобы не было стыдно за себя и др. Согласно этой концепции мораль можно определить как совокупность идей, взглядов, представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии, совести и т. п. и складывающихся на их основе правил поведения.
Эта точка зрения является самой распространенной, и именно ее мы и будем в дальнейшем принимать во внимание.
Итак, мораль или моральные нормы — правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных нравственных (этических) требованиях и принципах.
Наряду с термином «мораль» используется термин «нравственность». Данные термины равнозначны. Первое название — латинского происхождения (mores - нравы), второе — русского. Наряду с ними используется термин «этика» (от греч.ethic a, ethos - обычаи, нравы). Последний термин используется также для обозначения науки о нравственности.
Мораль имеет внутренний и внешний аспекты.
Внутренний аспект проявляется через известный кантовский «категорический императив», в соответствии с которым в каждой личности заключено некое высшее нравственное правило («внутреннее законодательство»), коему она должна добровольно и неукоснительно следовать. По Канту, две веши поражают наше воображение — звездное небо над нами и нравственные законы внутри нас. Последнее и есть императив. Смысл этого императива прост: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой. Его суть изложена еще в учениях древнейших мыслителей, а также в одной из христианских заповедей.
«Внутреннее законодательство» составляет понятие совести, т. е способности человека к самооценке и самоконтролю, к суду над самим собой. Совесть ставит границы эгоизму, себялюбию. «Закон, живущий в нас, — писал Кант, — называется совестью; совесть есть, собственно, соотношение наших поступков с этим законом».
Внешнии аспект морали проявляется через действия, поступки человека. Они позволяют судить о его сути, о его «внутреннем законодательстве».
Мораль — явление историческое. Стечением времени ее понятие, суть меняются. То,что было моральным на каком-то историческом отрезке времени, может превратиться в дальнейшем в аморальное. Так, в рабовладельческом обществе моральным было жестокое отношение к рабам, которых не считали за людей.
Десять нравственных заповедей, зафиксированных в Ветхом Завете Библии, в значительной мере были правилами только для соплеменников. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, люби ближнего своего, как самого себя» - эти заповеди относились только к израильтянам, т. е с этой точки зрения с представителями других народов можно было поступать иначе.
Современная концепция морали стоит на иных общечеловеческих позициях. Следует отметить, что начало этой позиции положено Новым Заветом. Новозаветная христианская мораль круг людей, к которым следует относиться морально (не делать зла, творить добро), расширяет до всего человечества. Современное право, в том числе международное, утверждает именно эту общечеловеческую мораль. В Декларации прав человека, международных пактах о правах говорится о признании человеческого достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, которое является основой справедливости, свободы и всеобщего мира.
Следует отметить, что в содержательном плане моральные нормы в обществе далеко не однозначны. Это связано с существованием так называемой групповой морали, т. е системы нравственных ценностей и норм какой-либо социальной группы, слоя, которая может не совпадать с общественной моралью. Так, в реальной жизни имеет место антисоциальная мораль криминальных слоев общества, где налицо не просто противоправное поведение конкретных субъектов, а групповая мораль особого типа, вступающая в конфликт с общественной моралью.
Нормы морали охраняются силой общественного мнения и внутренним убеждением. За исполнением норм морали осуществляет контроль общество либо отдельный социальный слой (если речь идет о морали социальной группы). К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, изгнание нарушителя из сообщества и др.
Религиозные нормы
Под ними понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями. Они содержатся в религиозных книгах — Библии, Коране и др. — либо в сознании верующих, исповедующих различные религии.
В религиозных нормах:
-
определяется отношение религии (а значит, и верующих) к истине, к окружающему миру;
-
определяется порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств;
-
регламентируется отношение верующих людей друг к другу, к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни;
-
закрепляется порядок отправления религиозных обрядов.
Охрана и защита от нарушений религиозных норм осуществляются самими верующими.
Право и религиозные нормы
Право и религиозные нормы могут взаимодействовать друг с другом. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер их взаимодействия различны. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. К таковым можно отнести индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии, имусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама.
В период Средних веков в Европе были широко распространено каноническое (церковное) право. Однако оно никогда не выступаю всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к светскому праву и регулировало те вопросы, которые не охватывались светским правом (церковную организацию, правила причастия и исповеди, некоторые брачпосемейные отношения и др.). В настоящее время в большинстве стран церковь отделена от государства и религиозные нормы не связаны с нормами права.
Корпоративные нормы
Корпоративные нормы — это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).
Корпоративные нормы:
-
создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей и принимаются по определенной процедуре;
-
распространяются на членов данного сообщества;
-
обеспечиваются предусмотренными организационными мерами;
-
закрепляются в соответствующих документах (уставе, программе и т. п.).
В программах имеются нормы, в которых содержатся стратегия и тактика организации, ее цели.
В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются:
-
условия и порядок приобретения и утраты членства в организованном сообществе, права и обязанности его членов;
-
порядок реорганизации и ликвидации организованного сообщества;
-
компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий;
-
источники формирования денежных средств и иного имущества.
Таким образом, корпоративные нормы имеют письменную форму выражения. Этим они отличаются от норм морали, обычаев и традиций, существующих по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и не имеющих четкого документального закрепления.
Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы в отличие от норм права:
-
не обладают общеобязательностью права;
-
не обеспечиваются государственным принуждением.
Не следует путать корпоративные нормы и локальные правовые нормы: уставы предприятий, коммерческих и иных организаций и др.
Последние представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. В случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит.
Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей
Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений, которые в результате многократного повторения вошли в привычку. Они возникают как результат наиболее целесообразного поведения. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае обычаи могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне. Примерами обычаев служат передача имущества близким, кровная мссть и т. д.
Традиции — как и обычаи, сложились исторически, но имеют более поверхностный характер (могут сложиться при жизни одного поколения). Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества (традиции проведения демонстраций, застолья, получения офицерского звания, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе. Традиции имеют определенное значение и в политической жизни государства.