ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.12.2019

Просмотров: 8570

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Основные признаки унитарного государства

Виды унитарных государств

Признаки конфедерации

Виды социальных норм, и их классификация

Нормы морали

Религиозные нормы

Право и религиозные нормы

Корпоративные нормы

Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей

Понятие права

Признаки права

Нормативность

Волевой характер

Формальная определенность

Общеобязательность

Системность и иерархичность строения

Регулирующее воздействие права

Установление и обеспечение права государством

Понятие и признаки права

Понятие и структура системы права

Источники права

Правовой обычай

Продолжительность существования

Устный характер

Формальная определенность

Локальный характер

Санкционированность государством

Преимущества и недостатки правового обычая как источника права

Нормативный правовой акт

Юридический прецедент

Договор нормативного содержания

Юридическая наука

Понятие нормативных актов

Требования, предъявляемые к нормативным актам

Виды нормативных актов

Понятие нормативно-правовых актов

Виды нормативно-правовых актов

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Действие нормативного акта в пространстве

Действие закона по кругу лиц

Виды законов

Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды

Указы и распоряжения Президента России

Акты Правительства РФ

Акты федеральных министерств и ведомств

Подзаконные акты на уровне субъекта РФ

Акты исполнительной власти субъектов РФ

Акты органов местного самоуправления

Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)

Классификация

Реализация права: понятие и формы

Формы реализации права

Правоприменение как особая форма реализации права

Применение права как особая форма его реализации

Стадии процесса применения норм права

Установление фактической основы дела

Выбор и анализ юридической нормы

Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения

Стадии правоприменения (правоприменительного процесса)

Правовые отношения

Основные признаки правовых отношений

Содержание правоотношений

Субъективное право

Юридическая обязанность

Двойственный характер содержания правоотношений

Виды правоотношений

Выводы

Структура правоотношения

Субъективные права и юридические обязанности

Понятие правонарушения

Признаки правонарушения

Виновное поведение человека

Совершение деяния дееспособным лицом

Виды правонарушений

Понятие юридической ответственности

Признаки юридической ответственности

Характеристика основных видов юридической ответственности

Уголовная ответственность

Административная ответственность

Дисциплинарная ответственность

Гражданско-правовая ответственность

Материальная ответственность

Виды юридической ответственности

Иные меры государственного принуждения (меры защиты)

Наука конституционного права: понятие и предмет исследования

Структура системы науки конституционного права

Права и свободы человека и гражданина

Гарантии осуществления и защита прав и свобод

Обязанности человека

Классификация прав и свобод человека

Личные права

Политические права

Политические права и свободы

Экономические, социальные, культурные права

Экономические права человека

Социальные права человека

Культурные права человека

Общие сведения[править | править вики-текст]

Трудовые права в России[править | править вики-текст]

Социальное обеспечение в России[править | править вики-текст]

Охрана здоровья в России[править | править вики-текст]

Право на образование в России[править | править вики-текст]

Свобода вероисповедания в России[править | править вики-текст]

Свобода слова[править | править вики-текст]

Право избирать и быть избранным[править | править вики-текст]

Случаи пыток и жестокого обращения[править | править вики-текст]

Массовое избиение в Благовещенске[править | править вики-текст]

Ситуация в Чечне[править | править вики-текст]

Утверждения о похищениях людей на Северном Кавказе[править | править вики-текст]

Нарушения прав человека в отношении выходцев из Кавказа[править | править вики-текст]

Нарушение прав сексуальных меньшинств[править | править вики-текст]

Борьба со случаями торговли людьми[править | править вики-текст]

Мнения правозащитников[править | править вики-текст]

Оценка Freedom House[править | править вики-текст]

Мнения и оценки[править | править вики-текст]

Органы государственной власти субъектов РФ

Предмет, методы и система уголовного права

Система уголовного права

Система уголовного права в России

Состав преступления

Понятие состава преступления

Элементы (стороны) состава преступления и их признаки

Классификация (виды) составов преступлений

Понятие и цели уголовного наказания

Понятие наказания

Цели наказания

Цели уголовного наказания

Система трудового права

Трудовое право в системе юридических наук.

Роль предмета и метода в отграничении трудового права от смежных наук

Система и структура трудового права

Наука трудового права

Трудовое право как учебная дисциплина

Понятие принципа трудового права

Классификация принципов трудового права

Принципы, сформулированные Международной организацией труда

Конституционные принципы трудового права

Виды принципов трудового права

Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарное взыскание

Сроки применения дисциплинарного взыскания

Понятие гражданского права

Предмет гражданского права

Принципы гражданского права

Гражданское право как наука и учебная дисциплина

Система гражданского права

Институционная и пандектная системы права

Особенности исторических систем гражданского права

Роль и место гражданского права в системе российского права

Приобретение права собственности

Способы приобретения права собственности

Прекращение права собственности

Основания возникновения обязательств

Понятие и система оснований прекращения обязательств. Последствия прекращения обязательств

Прекращение обязательств по воле их участников

Прекращение обязательств независимо от воли их участников

Виды наследования

Наследование по закону

Наследование по завещанию

Обязательная доля

Ответственность наследников по долгам наследодателя

Понятие и значение наследования

Основные категории наследственного права

Основания наследования

Состав наследства

Недостойные наследники

Принятие наследства и отказ от наследства

Порядок принятия наследства

Способы принятия наследства

Отказ от наследства

Свидетельство о праве на наследство





  1. законотворчество и его стадии



Понятие и стадии законотворчества в РФ.

Для начала следует отметить, что законодательная деятельность — это сложный и многогранный процесс. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией Российской Федерации и регламентами деятельности соответствующих представительных органов государственной власти.

В законотворческом процессе можно выделить следующие основные стадии издания законов:

1) законодательная инициатива,

2) обсуждение законопроекта,

3) принятие закона,

4) опубликование (обнародование) закона.

Законодательная инициатива — это предоставленное строго определенному кругу лиц или учреждений право на внесение в органы представительной государственной власти предложений по совершенствованию законодательства и конкретных законодательных проектов.

К числу субъектов, которые обладают правом законодательной инициативы, относятся следующие должностные лица (государственные органы):

Президент Российской Федерации,

Члены Совета Федерации,

Государственная Дума, депутаты Государственной Думы Российской Федерации,

Правительство Российской Федерации,

Члены (депутаты) законодательных органов субъектов Российской Федерации,

Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации.

После регистрации законодательные проекты направляются в рабочие органы для предварительного рассмотрения и подготовки предложений о порядке дальнейшей работы над ними. Данные законодательные проекты направляются в Государственную Думу, которая является законодательным органом.

Обсуждение законодательного проекта происходит на заседании Государственной Думы, оно начинается с доклада инициатора законопроекта. Некоторые особо важные законопроекты могут обсуждаться всенародно, т. е. путем проведения референдума.

Непосредственное рассмотрение текста законодательного проекта может производиться либо постатейно, либо по разделам, либо в целом. На стадии обсуждения законодательного проекта допускается внесение в него поправок, изменений и дополнений. Кроме того, изменения, вносимые в законодательный проект, могут выражаться в исключении ненужных положений. В зависимости от степени подготовленности представленного на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации законодательного проекта возможны три варианта дальнейших действий:

принятие законопроекта,

отклонение законопроекта,

отправление законопроекта на доработку и повторное рассмотрение.

Принятие законодательного проекта — это отдельная самостоятельная стадия законотворческого процесса, и она может быть различной в зависимости от степени важности принимаемого нормативного акта. Так, например, принятие федерального либо федерального конституционного закона осуществляется на заседании Государственной Думы Российской Федерации. Для этого необходимо, чтобы за законодательный проект положительно проголосовало соответственно более 1/2 либо не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.


Некоторые федеральные и федеральные конституционные законы после утверждения их Государственной Думой направляются на дальнейшее рассмотрение в Совет Федерации Российской Федерации, где соответственно для их принятия требуется, чтобы положительно проголосовало более 1/2 либо не менее 3/4 от общего числа членов Совета Федерации.

Текст принятого законодательного проекта подписывается и обнародуется Президентом Российской Федерации. В случае же несогласия Президента с представленным законопроектом он может наложить на него отлагательное вето и направить на повторное рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации, а далее — в Совет Федерации.

После того как законодательный проект окончательно прошел стадию обсуждения и принятия, он подлежит официальному опубликованию. Опубликование — это основной из имеющихся вид оглашения, обнародования закона. Вообще, опубликование — это самостоятельная стадия законотворческого процесса, которая имеет очень важное юридическое и социальное значение. Все федеральные (в том числе конституционные) законы подлежат опубликованию в течение 7 дней со дня подписания их Президентом Российской Федерации, а акты палат Федерального Собрания Российской Федерации — в течение 10 дней.

Федеральные и федеральные конституционные законы, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации и иные нормативные акты вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации после их официального опубликования в государственных средствах массовой информации — «Российская газета», «Парламентская газета», «Собрание законодательства» и др. В необходимых случаях законы и иные нормативные акты могут быть дополнительно опубликованы и в иных органах печати. Кроме того, нормативные акты могут быть дополнительно обнародованы по телевидению, радио либо переданы по каналам связи, а также разосланы государственным органам.





Понятие и стадии законотворчества в Российской Федерации

Законотворческий процесс — главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, нормативные договоры, юридические прецеденты.

В связи со спецификой принимаемых актов (законов) законотворческая деятельность отличается особой важностью и сложностью. Поэтому она получила юридическое закрепление в Конституции РФ и регламентах деятельности палат Федерального Собрания. В них отражена процессуальная сторона законотворчества, получившая наименование законодательного процесса.

Законодательный процесс представляет собой систему относительно завершенных, самостоятельных и последовательно направленных действий специальных субъектов, в результате которых создается закон.


Законотворчество — сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

1. законодательная инициатива — закрепленное в Конституции РФ право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его — право законодателя. Для этого субъекты должны обладать достаточными знаниями и возможностями создать качественный законопроект, оптимально отражающий условия действительности и перспективы развития определенных отношений. Право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ. Этот перечень в зависимости от вида законопроекта может несколько ограничиваться (ст. 134 Конституции РФ о внесении поправок в Конституцию РФ). На уровне субъекта Федерации выделяются несколько иные субъекты законодательной инициативы, среди которых может быть и население соответствующего региона;

2. обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается в Государственной Думе РФ с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Обсуждение законопроекта проходит на заседании палат представительного органа в нескольких чтениях. На первом чтении обсуждается концепция законопроекта. На втором происходит обсуждение по существу (т. с. постатейно или по разделам, не затрагивая основ, концепции законопроекта). На третьем обсуждается законопроект в целом со всеми внесенными поправками. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение;

3. принятие закона - следующая стадия, которая осуществляется на заседании Государственной Думы РФ (ст. 105 Конституции РФ) путем голосования, которое может быть как открытым (с помощью поднятия рук или поименного голосования), так и тайным (с помощью электронной техники). В зависимости от вида принимаемого закона голосование может быть простым или квалифицированным. При разногласиях палат используются согласительные процедуры. Принятие закона — главная стадия, которая, в свою очередь, распадается на три полетали и:

  • принятие закона Государственной Думой (федеральные законы принимаются простым большинством голосов от об- щсго числа депутатов Государственной Думы, т. е. 50% плюс один голос; федеральные же конституционные законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы);

  • одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации»; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ «федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации»);

  • подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение 14 дней подписывает одобренный закон и обнародует его). Его подпись является своеобразной санкцией на вступление закона в действие. При несогласии с отдельными положениями или законом в целом Президент РФ может наложить на него «отлагательное вето» и направить для повторного рассмотрения в парламент. Представительный орган может либо внести требуемые поправки, либо для преодоления этого вето собрать квалифицированное большинство голосов. В случае процессуальных нарушений, допущенных при принятии закона, Президент РФ может возвратить его без рассмотрения по существу;


4. опубликование закона - стадия, необходимая для создания дубликатов официального текста, информационного обеспечения адресатов и заинтересованных лиц, а также для определения момента вступления закона в юридическую силу. При этом опубликование следует отличать от обнародования, которое шире по своему содержанию, так как предполагает доведение закона до общего сведения различными средствами массовой информации. Как правило, федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Неопубликованные законы не применяются.









Понятие и принципы правотворчества



Нормативно-правовые акты создаются, изменяются или отменяются в определенном порядке. Этот порядок обеспечивает как качество принимаемых актов, так и объективно необходимое закрепление баланса многообразных социальных интересов. В науке и на практике данную деятельность характеризуют и как формирование права (правообразование), и как правотворчество. Однако эти внешне схожие понятия, конкретизи- рованно проявляясь при создании нормативных предписаний, имеют разное содержание. Формирование права богаче по своему содержанию. Правотворчество является лишь составной частью процесса формирования права, отражающей его официальные, сознательно-волевые процедуры.

Признаки правотворчества:

  • это выражающая стратегию развития общества особая управленческая деятельность компетентных органов, направленная на упорядочение (стимулирование или ограничение) входящих в их ведение определенных отношений, имеющих повышенное общественное значение;

  • это государственно-властная деятельность, составляющая монополию государства, одно из проявлений его суверенитета. Иные субъекты участвуют в ней лишь с его санкции;

  • это интеллектуально-волевая (познавательная и цен нос т- но-ориентационная) творческая деятельность, связанная с изменением существующего порядка правового регулирования;

  • это процедурная деятельность, детально регламентируемая законом, который определяет не только перечень субъектов правотворчества и их полномочия, но и последовательность, а также содержание их правотворческих действий;

  • содержание этой деятельности выражается в создании, изменении, отмене и систематизации юридических норм, иногда — в изменении сферы и объема действия уже существующих норм.

Таким образом, правотворчество - это осуществляемая в особом порядке государственно-властная, управленческая деятельность компетентных органов, направленная на разработку, издание, отмену и совершенствование нормативно-правовых предписаний.

Правотворчество — это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Однако субъектами правотворчества выступают не только государственные органы, но и негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т. п.), нааеленные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах.


Стадии правотворчества

Рассмотрим стадии правотворчества. Правотворчество — это деятельность, длящаяся во времени и в определенной последовательности. Она проходит два этапа:

  • подготовки проекта нормативного акта;

  • его официального принятия.

Первый этап осуществляется в процессе прохождения следующих стадий:

  • принятие решения о подготовке проекта нормативного акта;

  • формирование рабочей группы и разработка концепции законопроекта;

  • подготовка его текста;

  • предварительное обсуждение проекта;

  • согласование содержания проекта нормативного акта с различными организациями;

  • предварительное утверждение проекта.

Если первый подготовительный этап может осуществляться вне правотворческого органа, то второй, официальный, проходит непосредственно в правотворческом органе. Он состоит из следующих стадий:

  • внесение проекта нормативного акта в правотворческий орган и принятие его на рассмотрение;

  • обсуждение проекта;

  • принятие и подписание нормативного акта;

  • официальное оглашение, доведение до сведения адресатов.

У конкретных субъектов правотворчества, принимающих нормативно-правовые акты различной степени сложности и значимости, количество и содержание таких стадий может весьма существенно различаться. Так, у представительных органов государственной власти одни процедуры их принятия, у предприятий — несколько иные, упрощенные.







  1. понятие и формы реализации права



Реализация права: понятие и формы




Для эффективного регулирования отношений недостаточно принять хороший закон. Необходимо еще обеспечить и его качественную реализацию. Эта проблема, особенно не ощущавшаяся на заре цивилизации (когда фактические отношения часто приравнивались к праву), обострилась в связи с распространением обобщающих, абстрактных предписаний, регламентирующих такие же общие, типичные жизненные ситуации. Кроме того, расширились системообразующие связи юридических норм, предполагающие комплексное использование ряда различных норм для урегулирования одной социальной ситуации.

В связи с усложнением процесса реализации права повышается значимость творчески мыслящего, инициативного адресата и профессионально грамотного правоприменителя, способного обеспечить целесообразный переход юридически должного предписания в социальную практику. В связи с этим само право все больше оказывает не только регулятивное, но и идей- но-мотивационное воздействие на личность.

Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.

Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.