ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.12.2019
Просмотров: 8554
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Основные признаки унитарного государства
Виды социальных норм, и их классификация
Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей
Системность и иерархичность строения
Регулирующее воздействие права
Установление и обеспечение права государством
Понятие и структура системы права
Продолжительность существования
Санкционированность государством
Преимущества и недостатки правового обычая как источника права
Договор нормативного содержания
Требования, предъявляемые к нормативным актам
Понятие нормативно-правовых актов
Виды нормативно-правовых актов
Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативного акта в пространстве
Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды
Указы и распоряжения Президента России
Акты федеральных министерств и ведомств
Подзаконные акты на уровне субъекта РФ
Акты исполнительной власти субъектов РФ
Акты органов местного самоуправления
Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)
Реализация права: понятие и формы
Правоприменение как особая форма реализации права
Применение права как особая форма его реализации
Стадии процесса применения норм права
Установление фактической основы дела
Выбор и анализ юридической нормы
Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения
Стадии правоприменения (правоприменительного процесса)
Основные признаки правовых отношений
Двойственный характер содержания правоотношений
Субъективные права и юридические обязанности
Совершение деяния дееспособным лицом
Понятие юридической ответственности
Признаки юридической ответственности
Характеристика основных видов юридической ответственности
Административная ответственность
Дисциплинарная ответственность
Гражданско-правовая ответственность
Виды юридической ответственности
Иные меры государственного принуждения (меры защиты)
Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
Структура системы науки конституционного права
Права и свободы человека и гражданина
Гарантии осуществления и защита прав и свобод
Классификация прав и свобод человека
Экономические, социальные, культурные права
Общие сведения[править | править вики-текст]
Трудовые права в России[править | править вики-текст]
Социальное обеспечение в России[править | править вики-текст]
Охрана здоровья в России[править | править вики-текст]
Право на образование в России[править | править вики-текст]
Свобода вероисповедания в России[править | править вики-текст]
Свобода слова[править | править вики-текст]
Право избирать и быть избранным[править | править вики-текст]
Случаи пыток и жестокого обращения[править | править вики-текст]
Массовое избиение в Благовещенске[править | править вики-текст]
Ситуация в Чечне[править | править вики-текст]
Утверждения о похищениях людей на Северном Кавказе[править | править вики-текст]
Нарушения прав человека в отношении выходцев из Кавказа[править | править вики-текст]
Нарушение прав сексуальных меньшинств[править | править вики-текст]
Борьба со случаями торговли людьми[править | править вики-текст]
Мнения правозащитников[править | править вики-текст]
Оценка Freedom House[править | править вики-текст]
Мнения и оценки[править | править вики-текст]
Органы государственной власти субъектов РФ
Предмет, методы и система уголовного права
Система уголовного права в России
Элементы (стороны) состава преступления и их признаки
Классификация (виды) составов преступлений
Понятие и цели уголовного наказания
Трудовое право в системе юридических наук.
Роль предмета и метода в отграничении трудового права от смежных наук
Система и структура трудового права
Трудовое право как учебная дисциплина
Понятие принципа трудового права
Классификация принципов трудового права
Принципы, сформулированные Международной организацией труда
Конституционные принципы трудового права
Виды принципов трудового права
Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права
Дисциплинарная ответственность
Сроки применения дисциплинарного взыскания
Гражданское право как наука и учебная дисциплина
Институционная и пандектная системы права
Особенности исторических систем гражданского права
Роль и место гражданского права в системе российского права
Приобретение права собственности
Способы приобретения права собственности
Прекращение права собственности
Основания возникновения обязательств
Понятие и система оснований прекращения обязательств. Последствия прекращения обязательств
Прекращение обязательств по воле их участников
Прекращение обязательств независимо от воли их участников
Ответственность наследников по долгам наследодателя
Понятие и значение наследования
Основные категории наследственного права
При этом каждая функция имеет свой объект (сферу общественной жизни) и содержание (те управленческие шаги и конкретные действия, которые предпринимаются государством для достижения социально полезных целей).
Перечень и содержание функций конкретного государства предопределяются целым комплексом факторов внутреннего и внешнего характера. Среди этих факторов особо следует выделить своеобразие сущности государства (чьи интересы оно выражает и обеспечивает), особенность и актуальность экономических, политических, национальных, экологических и других проблем, стоящих перед данным обществом.
Поэтому на одном этапе исторического развития государства приоритет может отдаваться экономическим, на другом — политическим или социально-культурным функциям, на третьем — функциям обороны и т. д. Причем если сами функции остаются относительно постоянными, то формы и методы их осуществления изменяются порой весьма значительно в зависимости от задач, стоящих перед обществом.
На заре своего существования государство выполняло весьма небольшой перечень функций. Содержание большинства из них носило ярко выраженный классовый характер. Государство активно поддерживало социальное расслоение общества и обеспечивало преимущественное удовлетворение интересов экономически господствующих кланов и социальных групп.
По мере развития и усложнения социальных связей, изменения положения человека в окружающем мире возрастает управленческая роль государства, меняются его функции. Одни из них отмирают, теряя былое значение, другие изменяются, третьи возникают вновь.
Классовое содержание функций современного государства проявляется не столь жестко и открыто, как это было ранее. Для этого используются косвенные способы, связанные с системой налогов и сборов, трудового законодательства и т. д. Повышается значимость общесоциальных функций. Качество их выполнения предопределяет ценность и социальную востребованность государства в целом. Невнимание именно к этим функциям вызывает ослабление, а порой и исчезновение государств. В функциях наглядно проявляются национальные особенности страны, так как государство обязано обеспечивать геополитические интересы этноса, поддерживать развитие национальной культуры, языка и т. п. По функциям можно судить о том, кому служит данное государство, чьи интересы выражает.
Особую актуальность для функций современного государства приобретают факторы, вызывающие необходимость межгосударственного сотрудничества для решения проблем выживания цивилизации в целом. К ним относятся, прежде всего, экологические проблемы, отражающие негативные последствия научно-технического прогресса, вопросы ядерного вооружения, демографические, сырьевые и иные международные проблемы современности.
Таким образом, функции государства - это наполненные особым содержанием основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное назначение в общественной жизни.
Признаки и виды функций государства
Функции государства имеют следующие признаки.
Содержание и перечень функций в значительной мере предопределяются сущностью государства, его социальным назначением в общественной жизни. Главная обязанность государства — поддерживать такой уровень организации общественной жизни, который бы обеспечивал не только сохранение целостности, процветание общества в целом, но и удовлетворение потребностей отдельных личностей.
Это — исторически меняющиеся, эволюционные направления деятельности государства, производные от целей и задач, стоящих перед обществом на определенном этапе его развития.
Это — устойчиво сложившаяся, повторяющаяся и объективно необходимая предметная деятельность государства в наиболее важных сферах социальной действительности.
Они выполняются скоординированными действиями всех органов государства, всем государственным механизмом.
Реализация функций обеспечивается преимущественным использованием властно-принудительных, юридических методов организующего воздействия.
Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:
-
по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;
-
по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;
-
по продолжительности действия: постоянные и временные;
-
по степени общности: основные и неосновные.
Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.
Классификация функций
Функции государства классифицируются по различным критериям:
Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:
-
охранительные;
-
регулятивные.
Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).
Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);
Виды функций государства по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);
Виды функций государства по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);
Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);
Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) - внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).
При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности). В связи с этим подробнее рассмотрим внутренние и внешние функции государства на примере Российской Федерации.
Характеристика основных внутренних функций Российского государства
Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.
Рассмотрим экономическую функцию.
В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи:
-
установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;
-
контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;
-
непосредственное осуществление экономической деятельности;
-
поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.
Для их решения осуществляются:
-
структурная перестройка российской экономики; поддержка стратегических и социально значимых производств;
-
централизованная инвестиционная политика;
-
приватизация;
-
управление государственной собственностью;
-
создание условий для иностранных инвестиций;
-
создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др.
Социальная функция включает в себя:
-
установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);
-
поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);
-
обеспечение занятости;
-
развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.
Функция финансового контроля (фискальная) — это:
-
установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;
-
проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);
-
контроль за денежным обращением в стране и проч.
Функция охраны правопорядка подразумевает: охрану прав и свобод граждан; защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;
-
борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др.
Экологическая функция - это: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;
-
установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.);
-
контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:
-
государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;
-
сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;
-
признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;
-
охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;
-
выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.
Функция регулирования межнациональных отношений - особая функция, свойственная Российскому государству как федеративному образованию. На территории России проживает около 160 этносов, и потому около половины субъектов Федерации образованы по национально-этническому признаку.
Характеристика основных внешних функций Российского государства
Внешние функции Российского государства - это основные направления его деятельности на международной арене.
Коренные изменения, произошедшие в мире и в России в последние годы, существенно изменили внешние функции нашего государства. Одни из них отпали (сотрудничество с социадиетическими странами, помощь развивающимся странам), другие видоизменили свое содержание, третьи возникли вновь.
Функция обороны страны не только наполнилась новым содержанием, но и обрела новую правовую базу. Впервые в истории России приняты федеральные законы от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и другие акты. Данная функция осуществляется государством по следующим направлениям: укрепление и модернизация вооруженных сил; развитие оборонной промышленности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; ведение разведки и контрразведки; подготовка мобилизационных резервов; военное сотрудничество с другими государствами и т. д.
Функция обеспечения мира и поддержания мирового порядка предполагает:
-
политическое сотрудничество со всеми государствами; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения, сокращение обычных вооружений;
-
участие в работе международных организаций (ООН и др.); участие в разрешении региональных и межнациональных конфликтов;
-
сотрудничество с другими государствами в борьбе с организованной преступностью (терроризмом, наркомафией и т. д.).
-
Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СИГ включает в себя:
-
укрепление сотрудничества со странами СНГ в экономической, политической, культурной и иных областях; создание системы коллективной безопасности; совместная охрана границ;
-
обеспечение прав человека и национальных меньшинств; создание единого информационного пространства.
Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем подразумевает:
-
участие в международном разделении труда; установление равноправных и взаимовыгодных отношений с другими странами в области экономики, торговли, бизнеса, науки и техники;
-
участие в деятельности международных экономических организаций;
-
совершенствование правовых основ внешнеэкономической деятельности;
-
предотвращение и ликвидация последствий крупных экологических катастроф и т. д.
Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно- правовых актах с обязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.
Формы и методы осуществления функций государства
Формы осуществления функции государства - это однородная деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Выделяют правовые и организационные формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:
-
правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);
-
правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);
-
правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).
К организационным формам относят деятельность:
-
организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);
-
организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);
-
организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пром.).
Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т. д.
-
Форма государственного правления
Форма государственного правления – это способ организации верховной власти в государстве.
По формальному источнику власти формы правления делятся на монархии и республики.