ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.12.2019
Просмотров: 8560
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Основные признаки унитарного государства
Виды социальных норм, и их классификация
Нормы, сложившиеся исторически и вошедшие в привычку людей
Системность и иерархичность строения
Регулирующее воздействие права
Установление и обеспечение права государством
Понятие и структура системы права
Продолжительность существования
Санкционированность государством
Преимущества и недостатки правового обычая как источника права
Договор нормативного содержания
Требования, предъявляемые к нормативным актам
Понятие нормативно-правовых актов
Виды нормативно-правовых актов
Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие нормативного акта в пространстве
Подзаконные нормативно-правовые акты: понятие, признаки, виды
Указы и распоряжения Президента России
Акты федеральных министерств и ведомств
Подзаконные акты на уровне субъекта РФ
Акты исполнительной власти субъектов РФ
Акты органов местного самоуправления
Локальные нормативно-правовые акты (акты организаций и учреждений)
Реализация права: понятие и формы
Правоприменение как особая форма реализации права
Применение права как особая форма его реализации
Стадии процесса применения норм права
Установление фактической основы дела
Выбор и анализ юридической нормы
Вынесение и документальное оформление правоприменительного решения
Стадии правоприменения (правоприменительного процесса)
Основные признаки правовых отношений
Двойственный характер содержания правоотношений
Субъективные права и юридические обязанности
Совершение деяния дееспособным лицом
Понятие юридической ответственности
Признаки юридической ответственности
Характеристика основных видов юридической ответственности
Административная ответственность
Дисциплинарная ответственность
Гражданско-правовая ответственность
Виды юридической ответственности
Иные меры государственного принуждения (меры защиты)
Наука конституционного права: понятие и предмет исследования
Структура системы науки конституционного права
Права и свободы человека и гражданина
Гарантии осуществления и защита прав и свобод
Классификация прав и свобод человека
Экономические, социальные, культурные права
Общие сведения[править | править вики-текст]
Трудовые права в России[править | править вики-текст]
Социальное обеспечение в России[править | править вики-текст]
Охрана здоровья в России[править | править вики-текст]
Право на образование в России[править | править вики-текст]
Свобода вероисповедания в России[править | править вики-текст]
Свобода слова[править | править вики-текст]
Право избирать и быть избранным[править | править вики-текст]
Случаи пыток и жестокого обращения[править | править вики-текст]
Массовое избиение в Благовещенске[править | править вики-текст]
Ситуация в Чечне[править | править вики-текст]
Утверждения о похищениях людей на Северном Кавказе[править | править вики-текст]
Нарушения прав человека в отношении выходцев из Кавказа[править | править вики-текст]
Нарушение прав сексуальных меньшинств[править | править вики-текст]
Борьба со случаями торговли людьми[править | править вики-текст]
Мнения правозащитников[править | править вики-текст]
Оценка Freedom House[править | править вики-текст]
Мнения и оценки[править | править вики-текст]
Органы государственной власти субъектов РФ
Предмет, методы и система уголовного права
Система уголовного права в России
Элементы (стороны) состава преступления и их признаки
Классификация (виды) составов преступлений
Понятие и цели уголовного наказания
Трудовое право в системе юридических наук.
Роль предмета и метода в отграничении трудового права от смежных наук
Система и структура трудового права
Трудовое право как учебная дисциплина
Понятие принципа трудового права
Классификация принципов трудового права
Принципы, сформулированные Международной организацией труда
Конституционные принципы трудового права
Виды принципов трудового права
Нормативно-правовое закрепление принципов трудового права
Дисциплинарная ответственность
Сроки применения дисциплинарного взыскания
Гражданское право как наука и учебная дисциплина
Институционная и пандектная системы права
Особенности исторических систем гражданского права
Роль и место гражданского права в системе российского права
Приобретение права собственности
Способы приобретения права собственности
Прекращение права собственности
Основания возникновения обязательств
Понятие и система оснований прекращения обязательств. Последствия прекращения обязательств
Прекращение обязательств по воле их участников
Прекращение обязательств независимо от воли их участников
Ответственность наследников по долгам наследодателя
Понятие и значение наследования
Основные категории наследственного права
Обеспеченность норм права государственным принуждением — это главный признак, позволяющий отличить право от других социальных норм.
3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.
4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.
5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют.
Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.
Рассмотрим соотношение права и закона (рис. 1).
Рис. 1. Соотношение права и закона
«Право» и «закон» — это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом «право» шире, чем «закон». Отличия здесь таковы:
-
закон — не единственный вид нормативных актов, к числу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты;
-
помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судебных решениях (прецедентах), обычаях, договорах.
-
Основные принципы права
Принципы права — руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
Они, с одной стороны, выражают закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов.
Правовые принципы обеспечивают единство права и правового регулирования для права в целом, отдельных его отраслей и крупных правовых институтов.
Принципы права играют важную роль в правовом регулировании. Во-первых, они выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования правовых норм. Во-вторых, властные органы и должностные лица руководствуются принципами права при принятии индивидуальных юридических решений. В-третьих, в случаях пробелов в законодательстве принципы права могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве. В-четвертых, принципы права помогают правильному толкованию юридических норм.
Правовые принципы подразделяют на свойственные праву в целом (общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных отраслей (межотраслевые), а также крупным правовым институтам. Принципы правовых институтов, отраслевые и межотраслевые изучаются отраслевыми юридическими науками. Общеправовые — предмет исследования теории государства и права.
Среди ученых нет единого мнения в отношении перечня общеправовых принципов. Ориентиром в этом вопросе может быть позиция законодателя, ибо правовые принципы закрепляются в Конституции, других нормативных актах, могут выводиться из общего смысла законов.
Содержание действующей Конституции РФ позволяет выделить следующие принципы права: демократизм, федерализм, приоритет прав и свобод человека, непосредственное действие общепризнанных принципов и норм международного права, законность, равноправие, равенство всех форм собственности, правосудие.
В ст. 6 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) предусматривается возможность применения при наличии пробелов в законодательстве не только общих начал и смысла гражданского законодательства, но и требований добросовестности, разумности и справедливости. Указанные требования имеют общеправовую значимость, а потому логично предположить, что они вытекают из правовых принципов добросовестности, разумности и справедливости.
К числу принципов, прямо не сформулированных в законе, относятся принципы ответственности за вину, неразрывной связи прав и обязанностей.
Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.
Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.
Принцип приоритета прав человека отражает тот факт, что естественные, прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18 Конституции РФ записано: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус, т. е. равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. Часть 2 ст. 19 Конституции РФ гласит: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от социально-правовой активности самого человека.
Содержание принципа законности заключается в том, что «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ст. 15 Конституции РФ).
Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законах.
Социальное назначение и функции права
Право создается людьми для достижения определенных целей, обладает ценностью и имеет социальное назначение, состоящее в следующем.
Во-первых, право нацелено на создание устойчивого, стабильного порядка в общественных отношениях.
Во-вторых, право обеспечивает свободу человека во всех сферах его жизнедеятельности.
В-третьих, благодаря праву человек обретает состояние защищенности, безопасности для себя и своей семьи.
В-четвертых, на правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система, свободная «четвертая власть» (средства массовой информации) и правовое государство. В России пока лишь формируются и гражданское общество, и правовое государство; следовательно, и право во многом не может проявить свои ценные свойства.
Сущность и социальное назначение права проявляются в его функциях. Они отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику функционирования юридических норм.
Прежде всего право воздействует на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, а значит, выполняет общесоциальные функции — экономическую, политическую и воспитательную. Здесь оно действует вместе с другими социальными институтами, но своими, специфическими средствами.
Помимо социального право имеет функциональное назначение. Оно выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Это основное функциональное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций.
Регулятивно-cтатическая функция, или функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц, правосубъектности физических и юридических лиц, а также их субъективных прав. Данная функция в наибольшей степени отражает природу права: гражданам и организациям предоставляются правомочия, в границах которых они действуют свободно, по своему усмотрению. И чем шире эти границы, тем более свободны люди в своих действиях. Рсгулятивно-ста- тическая функция реализуется с помощью управомочиваюших норм. На основе их субъекты права сами, по собственной инициативе проявляют правовую активность.
Выполняя регулятивно-динамическую функцию, право определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Эта функция осуществляется с помощью обязывающих норм. Так, законодательством установлены обязанности выполнять воинский долг, платить налоги, выполнять обязательства по договору.
Охранительная функция выделяет право из других систем социальной регуляции, поскольку осуществляется органами государства в рамках юридического процесса, урегулированного процессуальными нормами. Рассмотрение юридических дел завершается принятием индивидуальных властных решений, исполнение которых гарантировано государственным принуждением. Охранительная функция способствует выработке в праве как регуляторе общественных взаимосвязей ценных для личности и общества качеств: стабильности, детальной и ясной регламентации, четких процедур.
Охранительная функция реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действующих в охранительном режиме регулятивных норм. Последнее имеет место при нарушении субъективных прав и обращении для их защиты в компетентные государственные органы (право притязания).
Оценочная функция позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков. Если человек действует правомерно, то государство и общество не должны предъявлять к нему претензий. Человек признается действующим ответственно. Эта позитивная ответственность исключает негативнуююридическую ответственность.
Особую роль в реализации оценочной функции играют охранительные и поощрительные нормы, в которых в общем виде содержится отрицательная или положительная оценка тех или иных возможных действий. В процессе применения этих норм конкретизируется нормативная оценка поступка, определяется индивидуальная мера юридической ответственности или поощрения (например, наказание по приговору суда, награждение орденом по указу президента).
-
Понятие и структура системы права.
Понятие и структура системы права
Право
того или иного государства по своей
сущности представляет собой совокупность
огромного количества правовых норм,
регулирующих различные правоотношения.
Однако во избежание правового и смыслового
хаоса все эти нормы должны быть внутренне
согласованы, организованы, структурированы,
приведены в логически непротиворечивую
систему. Само понятие «система»
предполагает некое целостное образование,
состоящее из множества элементов,
находящихся между собой в определенной
связи (координации, соподчинении,
функциональной зависимости и т.д.).
Именно системность права является одним
из главных критериев его развитости,
показателем уровня правовой культуры
и профессионального юридического
правосознания.
Система
права — это объективно существующее
внутреннее структурное единство всей
совокупности норм национального права,
а также объединяющих эти нормы институтов,
подотраслей и отраслей права. Системность
в построении права означает, что все
правовые нормы находятся между собой
в определенной связи, которая в свою
очередь предполагает непротиворечивость
и отсутствие несогласованных элементов.
От степени согласованности норм,
институтов и отраслей права напрямую
зависят его социальная отдача и
эффективность. Поэтому плохо «вписанный»
в систему права нормативно-правовой
акт будет не просто бездействовать, но
даже способен оказать разрушительное
воздействие на правовой механизм в
целом.
Следует особо подчеркнуть
объективный характер системы права,
поскольку объективной, зависящей прежде
всего от определенных неизменных
факторов (цивилизационной принадлежности,
исторической традиции, культуры, образа
жизни людей), является сама логика
взаимосвязи между нормами, а субъективный
фактор (воля законодателя) вынужден в
конечному итоге подчиняться существующей
системной парадигме.
Итак, правовые
нормы объединяются в более широкие
конгломераты.
В системе права нормы
права существуют не разрозненно, а
выстраиваются в образования более
высокого порядка — институты
права.
Правовой
институт — это центральный элемент
системы права, состоящий из совокупности
правовых норм, регулирующих однородную
группу общественных отношений. Ему
свойственна однородность фактического
содержания, юридическое единство
правовых норм, нормативная обособленность
и полнота регулируемых отношений.
Правовой
институт призван обеспечить беспробельность
регулируемых им отношений. По этой
причине любой институт права выполняет
свойственную только ему регулятивную
задачу и не входит в коллизию с иными
структурными элементами системы
права.
По своему содержанию институты
права бывают простые и сложные.
Простой
институт включает
в себя правовые нормы только одной
отрасли права. Например, институт
заключения брака, институт алиментных
обязательств в семейном праве, институт
поручительства, исковой давности в
гражданском праве, институт преступления,
наказания, необходимой обороны в
уголовном праве.
Сложный
институт представляет
собой совокупность норм из различных
отраслей права, регулирующих родственные
и взаимосвязанные отношения. Например,
институт собственности является
одновременно предметом регулирования
конституционного, административного,
гражданского, семейного и иных отраслей
права. В рамках сложного института
выделяются так называемые субинституты.
Так, институт ренты включает в себя
субинституты — постоянная рента,
пожизненная рента, пожизненное содержание
с иждивением.
Институты права можно
также разделить на материальные и
процессуальные, регулятивные и
охранительные.
Подотрасль
права — это
объединение нескольких институтов
одной отрасли права. Только крупные и
сложные по своему составу отрасли права
включают не только институты права, но
и подотрасли права. Например, в состав
конституционного права входят такие
подотрасли, как муниципальное,
избирательное, парламентское право. В
гражданском праве можно выделить
подотрасли авторского, изобретательского,
обязательственного, наследственного
права и т.д., в финансовом праве —
бюджетное и налоговое. В отличие от
правового института, подотрасль права
не является обязательной составляющей
каждой отрасли права. Так, процессуальные
отрасли права, семейное, земельное и
некоторые другие отрасли не имеют
подотраслей.
Отрасль
права — это
главный элемент системы права, объединяющий
взаимосвязанные между собою институты
права, регулирующие качественно
однородную область общественных
отношений.
Отрасль права — это
относительно замкнутая подсистема, это
совокупность правовых норм, регулирующих
качественно своеобразную отрасль
правоотношений (имущественных, трудовых,
семейных). В ней можно выделить общую и
особенную части. Институты общей части
содержат нормы права, действие которых
распространяется на все отношения,
регулируемые данной отраслью. В институтах
особенной части институты общей части
обретают конкретизацию.
Отрасли
права неоднородны по своему составу
Какие-то из них являются крупными
правовыми массивами, какие-то —
компактными. Они различаются так же по
признаку специфичности средств правового
регулирования.