Файл: Организация кассовой работы в банке АО «ВУЗ-банк».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время банковское обслуживание юридических лиц развивается достаточно активно не только в крупных, но и в мелких банках.

На сегодняшний день, круг предоставляемых банками услуг, очень большой, и с каждым днем происходит его дальнейшее расширение: растут потребности населения и его возможности, конкуренция в банковской системе ужесточается, побеждает тот, кто сможет предоставить клиенту наиболее качественные, эффективные, удобные операции.

Большинству современных банков спрос на расчетно-кассовое обслуживание юридическими лицами практически гарантирован. Вместе с тем, конкуренция в этом секторе постоянно возрастает. В связи с чем, по исчерпании потенциала роста в корпоративном сегменте, российскими банками пристальное внимание было обращено на рынки розничных услуг. На данном этапе происходит формирование данного рынка, которому характерен существенный потенциал роста (согласно статистике, примерно 50-60 % граждан не пользуются услугами банков).

Деятельность коммерческих банков на современном этапе рыночной экономики имеет большое значение, так как взаимосвязаны со всеми секторами экономики. Одной из задач банков заключается в бесперебойном обеспечении денежного оборота и оборота капитала, в работе кредитных отделов, и создания условий для накоплений населения.

Расчетно-кассовое обслуживание сегодня по функционалу примерно одинаково во всех банках. Выделиться из общей массы, выйти за рамки вариаций стоимости услуг и отдельных параметров (к примеру, предельного времени исполнения и зачисления платежей) довольно трудно. Поэтому так важно произвести всесторонний анализ данного банковского продукта.

Банками предоставляются такие услуги, как выдача кредитов и гарантий населению, купля-продажа иностранной валюты, привлечение во вклады денежных средств населения и другие.

Отдельно следует выделить расчетно-кассовые операции. Они являются основными видами услуг, оказываемых банками, на их долю приходится 2/3 проводимых операций. Посредством их осуществления на счетах в кредитных организациях сосредоточивается большое количество средств, которые и используются в качестве источника кредитования. Данной отрасли банковской деятельности присущий относительно закрытый и довольно специфический характер для неспециалистов, чем обусловливается определенная информационная недостаточность в данной затратной и ответственной области банковской деятельности.


Цель написания данной работы – анализ организации кассовой работы в банке на примере АО «ВУЗ-банк».

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты организации кассовой работы в банке;
  • провести анализ организации кассовой работы в АО «ВУЗ-банк»;
  • разработать рекомендации по совершенствованию кассовой работы в АО «ВУЗ-банк».

Объектом исследования является кассовая работа в АО «ВУЗ-банк».

Предметом исследования в работе является организация кассовой работы в коммерческом банке.

1. Теоретические основы кассовых операций коммерческого банка

1.1. Понятие кассовых операций и их сущность

В настоящее время деньги выступают неотъемлемым атрибутом хозяйственной деятельности организаций. В связи с этим все сделки, связанные с поставками товарно-материальных ценностей и оказанием различного рода услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты могут осуществляться как в наличной, так и в безналичной формах. Организация кассового обслуживания является «визитной карточкой» любого банка.

Эффективность деятельности кредитной организации напрямую зависит от оперативности получения информации и ее качества. К сожалению, не всем банкам присущ высокий уровень организации кассовых операций.

Кассовые операции - это операции кредитной организации по приему и выдаче денежных средств и других ценностей клиентам банка, а также пересчет, обмен, упаковка и хранение банкнот и монет в национальной и иностранной валютах[26, С. 47].

Выделяют следующие виды кассовых операций:

  • операции по приему, выдаче, хранению, инкассации, подкреплению наличной валютой;
  • операции инкассации банкомата;
  • операции купли-продажи монет, драгоценных металлов;
  • банкнотные сделки;
  • работа с поврежденными, сомнительными, имеющими признаки подделки денежными знаками иностранных государств (группы государств);
  • операции по хранению, инкассации и подкреплению чеками в уполномоченных банках, их филиалах, дополнительных офисах и иных внутренних структурных подразделениях.

На данный момент кассовые операции являются приоритетным направлением работы банковских структур. По своей сути они состоят из нескольких компонентов: прием финансовых ресурсов, выдача финансовых средств, а также их зачисление на счет и хранение в банке.

Для того, чтобы работа банка была прибыльной для его учредителей, нужно, в первую очередь, удовлетворять запросы своих клиентов. Чем больше будет налажена работа коллектива, тем больше клиенты будут полагаться на банк и доверять в пользование ему свои денежные средства.

Очевидно, что из кассовых операций состоит вся работа коммерческого банка. Принимая денежные ресурсы от вкладчиков, банк увеличивает свой резерв и, тем самым, проводит активные операции, от которых получает прибыль.

Для приема и выдачи денежных средств и других ценностей в банке создается кассовый узел, который включает следующие подразделения:

  • приходную;
  • расходную;
  • приходно-расходную;
  • кассу пересчета;
  • вечернюю кассу и т.д.

Отдел кассовых операций возглавляет заведующий кассой (старший кассир), который непосредственно руководит отделом и контролирует работу данного подразделения банка.

В каждой кредитной организации создается операционная касса - это совокупность денежной наличности, которая находится в банке и используется для выполнения кассовых операций. Данные операции по проведению налично-денежных расчетов осуществляются через кассовое подразделение на основе договора, заключаемого между банком и клиентом и за проведение которых банк требует определенное вознаграждение.

Кассовые операции в банке осуществляются кассиром на основании распоряжения ответственного исполнителя, которое необходимо оформить соответствующими кассовыми документами. После проверки законности и правильности оформления кассовых операций менеджер счета подписывает документы, регистрирует их в кассовых журналах и передает кассиру.

Центральный Банк РФ устанавливает определенные правила ведения кассовых операций в банках РФ. В соответствии с Положением Банка России от 29.01.2018 N 630-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» предусмотрены следующие «правила ведения кассовых операций в кредитных организациях:

  • общий порядок ведения кассовых операций (обязанности и ответственность работников кассы, требования к кассовым помещениям и т.д.);
  • правила перевозки денежных знаков;
  • правила хранения денежных знаков;
  • порядок определения платежеспособности денежных документов;
  • порядок замены и уничтожения поврежденных банкнот».

С каждым работником банка заключается договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Кассиры операционной кассы должны иметь образцы подписей руководителей банка, операционистов и бухгалтерского персонала, в полномочия которых входит подписание приходных и расходных кассовых документов; бухгалтер же снабжается образцами подписей кассиров.

В любом учреждении банка на кассиров заводят личное дело, в котором содержатся заявление о приеме на работу, а также договор о полной индивидуальной материальной ответственности.

На сегодняшний день кассовые операции банков проводятся во многих случаях через банкоматы или платежные терминалы. Они, без участия программиста, осуществляют всю его работу. После проведения любой операции посредством банкомата / платежного терминала, клиенту предоставляется квитанция, на которой указывается название банка, вид банковской операции, сумма, время и номер операции.

Для того, чтобы получить пластиковую карту и проводить свои кассовые операции при помощи банкомата, клиенту следует заключить договор с банком. В договоре обуславливаются права и обязанности сторон.

Для проведения кассовых операций необходимы кассовые активы. К таким активам относится наличность банка (банкноты/монеты для выдачи денежных ресурсов, предоставления кредитов и займов, размена денег, оплаты текущих расходов банка и т.д.), резерв наличных средств в Национальном Банке (резерв, который устанавливается в соответствии с обязательствами банка по депозитам), корреспондентские счета в других банковских структурах (остатки денежных ресурсов банка для взаимного оказания услуг) и другое.

Банковским структурам следует не забывать о том, что наличие в нужном размере кассовых активов является самым главным условием функционирования банка. Отсутствие кассовых активов приводит к потере авторитетности банка, а тем самым и к потере наработанных клиентов.

1.2. Расчетно-кассовое обслуживание в банке

В финансовой литературе и в работах, посвященных проблемам банковского дела, содержится немало определений понятий «банковская услуга», «банковская операция» и «банковский продукт». Практически отсутствуют исследования категории «банковское обслуживание». Многие авторы используют термин «банковское обслуживание», но при этом не раскрывают его экономической сущности и не дают определения данного понятия. Анализ отечественных научной литературы в области банковского дела позволил сделать вывод об отсутствии терминологической четкости в определении и выявлении взаимосвязи таких базовых понятий как «обслуживание», «сервис» и «услуга». Такая неопределенность носит уже длительный характер и отмечается многими авторами. Отсутствие единства в толковании данных базовых понятий существенно затрудняет дальнейшие разработки методологических вопросов формирования и совершенствования процесса банковского сервиса.


Также следует отметить, что в настоящее время в научной литературе отсутствует единое и четкое определение понятия «процесс банковского сервиса». Многие авторы используют данный термин без раскрытия его экономической сущности. В результате происходит смешение понятий «банковское обслуживание», «банковская услуга» и «банковская деятельность». Большинство исследований категории «обслуживание» касаются общих вопросов и не затрагивают специфику деятельности конкретных организаций, поэтому для исследования процесса обслуживания корпоративных клиентов в кредитной организации целесообразно сначала проанализировать общие тенденции к определению данного термина.

Банковская услуга – это совокупность коммерческих операций, представляющая законченный комплекс услуг, удовлетворяющих какую-либо потребность клиента. Это операции банков по управлению имуществом (доверительные операции); по выпуску, размещению и хранению ценных бумаг, а также по управлению ими; по платежному обороту: операции с валютой, инкассация векселей и чеков и другие.

В коммерческом банке существуют различные банковские услуги для юридических лиц:

1) открытие, ведение и комплексное расчетно-кассовое обслуживание рублевых и валютных счетов резидентов и нерезидентов;

2) вкладные (депозитные) операции;

3) вкладные (депозитные) операции с ежемесячной выплатой процентов;

4) операции с ценными бумагами;

5) встречный платеж;

6) переводные операции в иностранной валюте и в валюте РФ;

7) кредитование малых предприятий;

8) кредитование средних предприятий;

9) торговое финансирование и обслуживание внешнеэкономической деятельности;

10) гарантии;

11) аккредитивы;

12) пластиковые карты;

13) факторинг;

14) хранение ценностей в индивидуальных сейфах;

15) операции с драгоценными металлами;

16) осуществление расчётов в валюте РФ;

17) осуществление международных расчетов;

18) доставка и инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов.

На основании проведенного среди крупнейших российских банков анализа можно выделить основные характеристики (элементы) расчетно-кассового обслуживания (рисунок 1).

Элементы РКО

Технологии

Маркетинг

Сервисы

Тарифные планы

Услуги

Рис. 1. Элементы расчетно-кассового обслуживания[11, С. 29]

О.И. Лаврушин рассматривает банковские услуги в качестве одной либо нескольких банковских операций, которые удовлетворяют соответствующие клиентские потребности.