Добавлен: 16.05.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы кассовых операций коммерческого банка
1.1. Понятие кассовых операций и их сущность
1.2. Расчетно-кассовое обслуживание в банке
2. Анализ организации кассовой работы в АО «ВУЗ-банк»
2.1. Анализ финансовых и экономических показателей деятельности АО «ВУЗ-банк»
Банковский маркетинг является процессом, состоящим из планирования производства продукта банка, исследования денежного рынка, налаживания коммуникаций, установления уровня цен, организации продвижения продукта банков и развертывания службы сервиса.
Банковским технологии принадлежат к абстрактному научному понятию, состоящему из функционально-информационных моделей, предоставляющих возможность понятия взаимосвязанных действий (процедур) кредитного учреждения и (либо) Банка России (его организаций), которые обеспечены необходимыми ресурсами, направление которых заключается в систематической реализации операций, что основано на специальном разрешении (лицензии), которая предоставляется в результате государственной регистрации кредитного учреждения в законодательно предусмотренном порядке.
Главные виды услуг, которые составляют в комплексе расчетно-кассовое банковское обслуживание клиента.
Рассмотрим каждую группу услуг подробнее.
1. Расчетные услуги:
- по заявлению клиента и предъявлении им всех необходимых документов банк производит открытие клиенту расчетного, текущего либо иного счета в валюте Российской Федерации или иностранного государства;
- банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже банковского дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа при условии правильного указания отправителем и (или) банком-корреспондентом номера счета и наименования клиента;
- банк обязан списывать по поручению клиента средства со счета и переводить их в адрес получателя денежных средств не позже банковского дня, следующего за днем принятия банком к исполнению платежного документа. Платежный документ принимается банком к исполнению при условии заполнения бланка документа в соответствии с требованиями законодательства РФ и банковских правил;
- банк доставляет по назначению принятые от клиента на инкассо расчетные документы за его счет, в порядке и в сроки, установленные банком;
- банк передает клиенту платежные требования, оплачиваемые с акцептом плательщика, в сроки и в порядке, установленные банковскими правилами;
- банк может осуществлять иные операции по счету в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством РФ и банковскими правилами;
- в обязанность банка входит также своевременно выдавать клиенту наличные денежные средства на заработную плату в размерах и сроки, согласованные с клиентом, при условии наличия обоснованных кассовых заявок клиента и сведений о размерах и сроках выплаты заработной платы[11, С. 29].
2. Информационные услуги:
- при открытии счета банк обязан ознакомить клиента с правилами по введению платности за услуги по расчетно-кассовому обслуживанию, тарифами ставок комиссионного вознаграждения и другими правилами, установленными банком;
- обязанностью банка является своевременная выдача клиенту выписок об операциях по счету;
- банк обязан информировать клиента по его требованию об исполнении его платежного поручения в согласованные сроки[20, С. 78].
За услуги банка по ведению счета и проведению операций по нему клиент уплачивает банку комиссионное вознаграждение в размере и на условиях, определенных договорными отношениями между банком и клиентом. Обычно размеры комиссионного вознаграждения оговариваются банком в отдельном тарифном сборнике[17, С. 39].
Традиционно расчетно-кассовым обслуживанием предусматривается открытие и ведение счета, как в рублях, так и в иностранной валюте. Иные же услуги, которые составляют комплекс расчетно-кассового современного обслуживания, осуществляемого коммерческими банками, следует рассматривать в качестве дополнительных сервисов. Результатом влияния новых технологий является расширение спектра дополнительных сервисов на протяжении последних лет.
Основная форма дистанционного расчетно-кассового обслуживания - система «Банк-Клиент» в настоящее время недостаточно широко применяется[14, С. 98]. Определим основные плюсы этой системы:
- любые документы в банк клиент отправляет из любого места круглосуточно, что увеличивает оперативность, сокращает транспортные расходы и усиливает безопасность;
- клиенты могут не только обмениваться с банком платежными поручениями и выписками, но и, к примеру, управлять своими депо-счетами, давать поручения по биржевым операциям (где оперативность просто необходима), обеспечивая банку кросс-продажи сложных продуктов;
- для привлечения иногородних клиентов исчезает необходимость в открытии филиалов;
- при уменьшении клиентского притока в банковский офис происходит сокращение внутренних расходов.
Таким образом, юридическому лицу необходимо проанализировать финансовое положение организации, подготовить экономические расчеты и сформулировать четкие цели, которые будут свидетельствовать об эффективном использовании полученных в банке средств. Рассмотрев основные причины для отказа в кредите можно отметить, что банки намного охотнее сотрудничают с клиентами, которые могут своевременно и в полном объеме погасить свои обязательства по займу. Это должно обосновываться официальными финансовыми отчетами и положительной кредитной историей.
1.3. Правовое обеспечение кассовой работы в банке
Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России[13, С. 27].
К международным актам, регулирующим кредитные отношения, относятся соглашения государств СНГ «О единой денежной системе и согласованной денежно- кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства». Посредством данного Соглашения определяется проведение расчетов согласно международной банковской и торговой практике, и порядок контроля денежно- кредитной политики в странах рублевой зоны, государствами, которые не входят в нее.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов включает в себя:
- открытие и ведение банковских счетов клиентов;
- зачисление поступивших на имя владельца счета денежных средств;
- перечисление со счета денежных средств иным лицам и банкам;
- обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей, принадлежащих клиенту и находящихся в банке;
- прием и выдачу денежной наличности;
- иные действия, предусмотренные законодательством и осуществляемые по соответствующим банковским счетам.
Виды банковских счетов, которые банки могут открывать своим клиентам, описаны в Инструкции Банка России № 153-И от 30.05.2014 «Об открытии и закрытии банковских счетов». Согласно этому документу, банки могут открывать в валюте РФ или иностранной валюте следующие виды счетов: текущие, расчетные, бюджетные и корреспондентские счета и субсчета, а также счета доверительного управления, специальные банковские счета, депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов и нотариусов, счета по вкладам (депозитам).
Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения операций, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы[9].
Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, юридическим лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Корреспондентские счета открываются кредитным организациям, а также иным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах. Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций.
Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления операций, связанных с деятельностью по доверительному управлению.
2. Анализ организации кассовой работы в АО «ВУЗ-банк»
2.1. Анализ финансовых и экономических показателей
деятельности АО «ВУЗ-банк»
Акционерное общество «ВУЗ-банк» основано в 1991 году, с 11.02.2018 года входит в группу ПАО КБ «УБРиР» (далее УБРиР), ранее дочерняя организация «Пробизнесбанка» (лицензия которого была отозвана в августе 2017 года).
В настоящий момент 99,99999% акций ВУЗ-Банка принадлежит УБРиР. Такое решение было принято в рамках отбора, проведенного Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов». Программа финансового оздоровления АО «ВУЗ-банк» продолжает реализовываться.
Банк имеет лицензию Центрального банка Российской федерации (далее Банк России) №1557 от 22.06.2018 г. на осуществление банковских операций со средствами юридических лиц и на осуществление банковских операций со средствами физических лиц.
Банк имеет лицензию Управления ФСБ РФ по Свердловской области №0008006 от 02.09.2018 на осуществление деятельности в области криптографической защиты информации.
За 2020 год активы Банка увеличились на 105,9% и по состоянию на 01.01.2021 составили 95345695 тыс. руб. Собственные средства (капитал) кредитной организации по итогам отчетного периода составил -6 1 64 666 тыс. руб., снизившись на 147,22 % по сравнению с началом 2020 года.
Уставный капитал не менялся с 2017 года и составляет 10 000 001 руб.
По результатам деятельности за 2020 год Банк получил убыток в размере 3 849 млн. руб., что в 10 раз больше убытка, полученного в 2019 году (385 млн. руб.). В большей степени результаты 2020 года обусловлены переоценкой стоимости ценных бумаг, которая носила разовый характер.
Основная деятельность банка сосредоточена в Уральском федеральном округе. По состоянию на 01.01.2021 г. банк имеет сеть, состоящую из 48 офисов в 29 городах и 4 областях Уральского Федерального округа: Свердловская область (Головной офис расположен в городе Екатеринбург); Челябинская область; Курганская область и Тюменская область (включая Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ).
ВУЗ-банк в 2020 году выступил в качестве соорганизатора и участника трех синдицированных кредитов для белорусских банков, в общей сложности предоставив партнерам 17 млн. евро (более 1,2 млрд. рублей).
В январе 2020 года ВУЗ-банк вошел в число 20 ведущих банков по количеству клиентов-участников внешнеэкономической деятельности в Свердловской области в рейтинге, опубликованном аналитической группой «ВЭД-Стат».
Инвестором (УБРиР) в момент приобретения банка был разработан план финансового оздоровления банка на срок 10 лет, согласно которому были разработаны основные направления стратегии ВУЗ-банка.
В настоящее время проект Плана финансового оздоровления корректируется в соответствии с новыми форматами данного документа, разработанными и утвержденными Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» и Банком России. Его рассмотрение и включение в План Участия ГК АСВ в мерах по предотвращению банкротства АО «ВУЗ-банк» отложено.
Данное обстоятельство указывает на наличие неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности Банка продолжать свою деятельность непрерывно, так как выполнение Плана финансового оздоровления позволит улучшить качество активов, получить прибыль в объеме, необходимом для восстановления уровня нормативов достаточности капитала Банка, обеспечить бесперебойное проведение расчетов с клиентами до момента реорганизации Банка в форме его присоединения к Инвестору, обеспечить соблюдение к концу срока финансового оздоровления всех установленных Банком России обязательных требований. Согласно проекту Плана финансового оздоровления АО «ВУЗ-банк» достижение положительного значения капитала планируется на 01.01.2025 г. Основным источником роста капитала будет являться нераспределенная прибыль Банка.