Файл: Организация кассовой работы в банке АО «ВУЗ-банк».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.05.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Банковский маркетинг является процессом, состоящим из планирования производства продукта банка, исследования денежного рынка, налаживания коммуникаций, установления уровня цен, организации продвижения продукта банков и развертывания службы сервиса.

Банковским технологии принадлежат к абстрактному научному понятию, состоящему из функционально-информационных моделей, предоставляющих возможность понятия взаимосвязанных действий (процедур) кредитного учреждения и (либо) Банка России (его организаций), которые обеспечены необходимыми ресурсами, направление которых заключается в систематической реализации операций, что основано на специальном разрешении (лицензии), которая предоставляется в результате государственной регистрации кредитного учреждения в законодательно предусмотренном порядке.

Главные виды услуг, которые составляют в комплексе расчетно-кассовое банковское обслуживание клиента.

Рассмотрим каждую группу услуг подробнее.

1. Расчетные услуги:

  • по заявлению клиента и предъявлении им всех необходимых документов банк производит открытие клиенту расчетного, текущего либо иного счета в валюте Российской Федерации или иностранного государства;
  • банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже банковского дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа при условии правильного указания отправителем и (или) банком-корреспондентом номера счета и наименования клиента;
  • банк обязан списывать по поручению клиента средства со счета и переводить их в адрес получателя денежных средств не позже банковского дня, следующего за днем принятия банком к исполнению платежного документа. Платежный документ принимается банком к исполнению при условии заполнения бланка документа в соответствии с требованиями законодательства РФ и банковских правил;
  • банк доставляет по назначению принятые от клиента на инкассо расчетные документы за его счет, в порядке и в сроки, установленные банком;
  • банк передает клиенту платежные требования, оплачиваемые с акцептом плательщика, в сроки и в порядке, установленные банковскими правилами;
  • банк может осуществлять иные операции по счету в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством РФ и банковскими правилами;
  • в обязанность банка входит также своевременно выдавать клиенту наличные денежные средства на заработную плату в размерах и сроки, согласованные с клиентом, при условии наличия обоснованных кассовых заявок клиента и сведений о размерах и сроках выплаты заработной платы[11, С. 29].

2. Информационные услуги:

  • при открытии счета банк обязан ознакомить клиента с правилами по введению платности за услуги по расчетно-кассовому обслуживанию, тарифами ставок комиссионного вознаграждения и другими правилами, установленными банком;
  • обязанностью банка является своевременная выдача клиенту выписок об операциях по счету;
  • банк обязан информировать клиента по его требованию об исполнении его платежного поручения в согласованные сроки[20, С. 78].

За услуги банка по ведению счета и проведению операций по нему клиент уплачивает банку комиссионное вознаграждение в размере и на условиях, определенных договорными отношениями между банком и клиентом. Обычно размеры комиссионного вознаграждения оговариваются банком в отдельном тарифном сборнике[17, С. 39].

Традиционно расчетно-кассовым обслуживанием предусматривается открытие и ведение счета, как в рублях, так и в иностранной валюте. Иные же услуги, которые составляют комплекс расчетно-кассового современного обслуживания, осуществляемого коммерческими банками, следует рассматривать в качестве дополнительных сервисов. Результатом влияния новых технологий является расширение спектра дополнительных сервисов на протяжении последних лет.

Основная форма дистанционного расчетно-кассового обслуживания - система «Банк-Клиент» в настоящее время недостаточно широко применяется[14, С. 98]. Определим основные плюсы этой системы:

  • любые документы в банк клиент отправляет из любого места круглосуточно, что увеличивает оперативность, сокращает транспортные расходы и усиливает безопасность;
  • клиенты могут не только обмениваться с банком платежными поручениями и выписками, но и, к примеру, управлять своими депо-счетами, давать поручения по биржевым операциям (где оперативность просто необходима), обеспечивая банку кросс-продажи сложных продуктов;
  • для привлечения иногородних клиентов исчезает необходимость в открытии филиалов;
  • при уменьшении клиентского притока в банковский офис происходит сокращение внутренних расходов.

Таким образом, юридическому лицу необходимо проанализировать финансовое положение организации, подготовить экономические расчеты и сформулировать четкие цели, которые будут свидетельствовать об эффективном использовании полученных в банке средств. Рассмотрев основные причины для отказа в кредите можно отметить, что банки намного охотнее сотрудничают с клиентами, которые могут своевременно и в полном объеме погасить свои обязательства по займу. Это должно обосновываться официальными финансовыми отчетами и положительной кредитной историей.


1.3. Правовое обеспечение кассовой работы в банке

Правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России[13, С. 27].

К международным актам, регулирующим кредитные отношения, относятся соглашения государств СНГ «О единой денежной системе и согласованной денежно- кредитной и валютной политике государств, сохранивших рубль в качестве законного платежного средства». Посредством данного Соглашения определяется проведение расчетов согласно международной банковской и торговой практике, и порядок контроля денежно- кредитной политики в странах рублевой зоны, государствами, которые не входят в нее.

Расчетно-кассовое обслуживание клиентов включает в себя:

  • открытие и ведение банковских счетов клиентов;
  • зачисление поступивших на имя владельца счета денежных средств;
  • перечисление со счета денежных средств иным лицам и банкам;
  • обеспечение сохранности денежных средств и других ценностей, принадлежащих клиенту и находящихся в банке;
  • прием и выдачу денежной наличности;
  • иные действия, предусмотренные законодательством и осуществляемые по соответствующим банковским счетам.

Виды банковских счетов, которые банки могут открывать своим клиентам, описаны в Инструкции Банка России № 153-И от 30.05.2014 «Об открытии и закрытии банковских счетов». Согласно этому документу, банки могут открывать в валюте РФ или иностранной валюте следующие виды счетов: текущие, расчетные, бюджетные и корреспондентские счета и субсчета, а также счета доверительного управления, специальные банковские счета, депозитные счета судов, подразделений службы судебных приставов, правоохранительных органов и нотариусов, счета по вкладам (депозитам).

Расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.

Расчетные счета открываются представительствам кредитных организаций, а также некоммерческим организациям для совершения операций, связанных с достижением целей, для которых некоммерческие организации созданы[9].


Бюджетные счета открываются в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, юридическим лицам, осуществляющим операции со средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Корреспондентские счета открываются кредитным организациям, а также иным организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором. Банку России открываются корреспондентские счета в иностранных валютах. Корреспондентские субсчета открываются филиалам кредитных организаций.

Счета доверительного управления открываются доверительному управляющему для осуществления операций, связанных с деятельностью по доверительному управлению.

2. Анализ организации кассовой работы в АО «ВУЗ-банк»

2.1. Анализ финансовых и экономических показателей
деятельности АО «ВУЗ-банк»

Акционерное общество «ВУЗ-банк» основано в 1991 году, с 11.02.2018 года входит в группу ПАО КБ «УБРиР» (далее УБРиР), ранее дочерняя организация «Пробизнесбанка» (лицензия которого была отозвана в августе 2017 года).

В настоящий момент 99,99999% акций ВУЗ-Банка принадлежит УБРиР. Такое решение было принято в рамках отбора, проведенного Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов». Программа финансового оздоровления АО «ВУЗ-банк» продолжает реализовываться.

Банк имеет лицензию Центрального банка Российской федерации (далее Банк России) №1557 от 22.06.2018 г. на осуществление банковских операций со средствами юридических лиц и на осуществление банковских операций со средствами физических лиц.

Банк имеет лицензию Управления ФСБ РФ по Свердловской области №0008006 от 02.09.2018 на осуществление деятельности в области криптографической защиты информации.

За 2020 год активы Банка увеличились на 105,9% и по состоянию на 01.01.2021 составили 95345695 тыс. руб. Собственные средства (капитал) кредитной организации по итогам отчетного периода составил -6 1 64 666 тыс. руб., снизившись на 147,22 % по сравнению с началом 2020 года.

Уставный капитал не менялся с 2017 года и составляет 10 000 001 руб.


По результатам деятельности за 2020 год Банк получил убыток в размере 3 849 млн. руб., что в 10 раз больше убытка, полученного в 2019 году (385 млн. руб.). В большей степени результаты 2020 года обусловлены переоценкой стоимости ценных бумаг, которая носила разовый характер.

Основная деятельность банка сосредоточена в Уральском федеральном округе. По состоянию на 01.01.2021 г. банк имеет сеть, состоящую из 48 офисов в 29 городах и 4 областях Уральского Федерального округа: Свердловская область (Головной офис расположен в городе Екатеринбург); Челябинская область; Курганская область и Тюменская область (включая Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ).

ВУЗ-банк в 2020 году выступил в качестве соорганизатора и участника трех синдицированных кредитов для белорусских банков, в общей сложности предоставив партнерам 17 млн. евро (более 1,2 млрд. рублей).

В январе 2020 года ВУЗ-банк вошел в число 20 ведущих банков по количеству клиентов-участников внешнеэкономической деятельности в Свердловской области в рейтинге, опубликованном аналитической группой «ВЭД-Стат».

Инвестором (УБРиР) в момент приобретения банка был разработан план финансового оздоровления банка на срок 10 лет, согласно которому были разработаны основные направления стратегии ВУЗ-банка.

В настоящее время проект Плана финансового оздоровления корректируется в соответствии с новыми форматами данного документа, разработанными и утвержденными Государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» и Банком России. Его рассмотрение и включение в План Участия ГК АСВ в мерах по предотвращению банкротства АО «ВУЗ-банк» отложено.

Данное обстоятельство указывает на наличие неопределенности, которая может вызвать значительные сомнения в способности Банка продолжать свою деятельность непрерывно, так как выполнение Плана финансового оздоровления позволит улучшить качество активов, получить прибыль в объеме, необходимом для восстановления уровня нормативов достаточности капитала Банка, обеспечить бесперебойное проведение расчетов с клиентами до момента реорганизации Банка в форме его присоединения к Инвестору, обеспечить соблюдение к концу срока финансового оздоровления всех установленных Банком России обязательных требований. Согласно проекту Плана финансового оздоровления АО «ВУЗ-банк» достижение положительного значения капитала планируется на 01.01.2025 г. Основным источником роста капитала будет являться нераспределенная прибыль Банка.