Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры в организации
1.1 Понятие и виды корпоративной культуры
1.2 Характеристики корпоративной культуры в организации
1.3 Технологии, используемые для формирования корпоративной культуры
ГЛАВА 2. Анализ корпоративной культуры в ООО «ИнвестГРУПП»
2.1 Общая характеристика ООО «ИнвестГРУПП»
2.2 Характеристика состояния корпоративной культуры в ООО «ИнвестГРУПП»
Четвертый тип корпоративной культуры, наиболее быстро реагирующий на интенсивно меняющиеся внешние условия - новаторский, базируется на некоторой организационной анархии, но с внутренним подчинением определенной дисциплине. В отличие от бюрократической или предпринимательской культуры новаторская не использует централизованную власть или авторитарные взаимоотношения. Власть стихийно переходит от одного лидера к другому в зависимости от той проблемы, которую необходимо решить в данный момент. В такой организации ярко выражен акцент на поощрение риска, индивидуальность, предвидение будущего. Это очень динамичное и творческое место работы, где поощряется личная инициатива и свобода.
Процесс возникновения, формирования и развития корпоративной культуры очень сложен, попытки изобразить его схематично обедняют суть и не дают полной картины, хотя и позволяют подойти ближе к решению данного вопроса. Как отмечает Р. Рюттингер, у процесса возникновения и формирования корпоративной культуры предпринимательской организации есть три предпосылки.[9]
Во-первых, в любом объединении людей по истечении времени возникает определенная корпоративная культура.
Во-вторых, каждая корпоративная культура развивает неписаные нормы и правила, которые оказывают сильное влияние на поведение коллектива и отдельных индивидуумов. В этой связи корпоративную культуру можно охарактеризовать как основу усвоенных норм поведения, которые группа людей, имеющих общее прошлое, передает новым членам группы различными средствами.
В-третьих, именно в наши дни люди в большей степени готовы сами развивать и формировать корпоративную культуру группы, членами которой они являются, а не только пассивно воспринимать и отражать корпоративную культуру, определяемую сложившимися традициями.
Носителями корпоративной культуры являются люди. Именно они, еще раз это подчеркнем, и являются главной творческой силой, источником и движущим фактором культурного развития и трансформации. Вместе с тем надо заметить, что в организациях с устоявшейся корпоративной культурой она как бы отделяется от людей, становясь атрибутом организации, ее частью, оказывающей активное воздействие на всех членов организации, влияющей на их поведение в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу. Однако на ранней стадии развития организации, в период зарождения корпоративной культуры наиболее существенным является влияние учредителей, которые определяют главную миссию предприятия, основы взаимодействия с внешней средой, набирают сотрудников, формируют характер реакций фирмы, направленных на выживание и интеграцию.
С.П. Робинс предлагает рассматривать корпоративную культуру на основе десяти характеристик, наиболее ценящихся в организации.[10]
- Личная инициатива, т.е. степень ответственности, свободы и независимости, которой обладает человек в организации.
- Степень риска, т.е. готовность работника пойти на риск.
- Направленность действий, т.е. организация, устанавливает четкие цели и ожидаемые результаты выполнения.
- Согласованность действий, т.е. положение, при котором подразделения и люди внутри организации координировано взаимодействуют.
- Управленческая поддержка, т.е. обеспечение свободного взаимодействия, помощи и поддержки подчиненным со стороны управленческих служб.
- Контроль, т.е. перечень правил и инструкций, применяемых для контроля и наблюдения за поведением сотрудников.
- Идентичность, т.е. степень отождествления каждого сотрудника с организацией.
- Система вознаграждения, т.е. степень учета исполнения работ, организация системы поощрений.
- Конфликтность, т.е. готовность сотрудника открыто выражать свое мнение и пойти на конфликт.
- Модели взаимодействия, т.е. степень взаимодействия внутри организации, при которой взаимодействие выражено в формальной иерархии и подчиненности.
Ф. Харрис и Р. Моран предлагают другие десять характеристик:[11]
1.Осознание себя и своего места в организации (одни корпоративные культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие – поощряют их внешнее проявление, в одних случаях независимость и творчество проявляется через сотрудничество, а в других – через индивидуализм).
2. Коммуникационная система и язык общения (использование устной, письменной, невербальной коммуникации разнится от группы к группе, от организации к организации, жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций).
3. Внешний вид, одежда и представление себя на работе (разнообразие униформ и спецодежды, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.п. подтверждают наличие множества микрокультур).
4. Что и как едят люди, привычки и традиции в этой области (организация питания работников, включая наличие или отсутствие таковых мест на предприятии, люди приносят с собой еду или посещают кафетерий внутри или вне организации, дотация питания, периодичность и продолжительность питания).
5. Осознание времени, отношение к нему и его использование (степень точности и относительности времени у работников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это, монохроническое или полихроническое использование времени).
6. Взаимоотношения между людьми (по возрасту и полу, статусу и власти, мудрости и интеллекту, опыту и знаниям, религии и гражданству и т.п.).
7. Ценности и нормы (как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо).
8. Вера во что-то и отношение или расположение к чему-то (вера в руководство, успех, в свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, отношение к коллегам, к клиентам и конкурентам, к злу и насилию и т.п.)
9. Процесс развития работника и научение (бездумное и осознанное выполнение работы, полагаются на интеллект или силу, процедуры информирования работников, признание или отказ от примата логики в рассуждениях и действиях)
10. Трудовая этика и мотивирование (отношение к работе и ответственность по работе, разделение и замещение работы, чистота рабочего места, качество работы, привычки по работе, оценка работы и вознаграждение, продвижение по работе).
Если сравнить эти две классификации, то можно заметить, что речь в них идет в основном об одних и тех же элементах корпоративно культуры. Отличие заключается в акцентах, группировке факторов и определении степени их значимости. Все эти элементы, вместе взятые, отражают и придают смысл концепции корпоративной культуры. Члены организации, разделяя веру и ожидания, создают свое физическое окружение, вырабатывают язык общения, совершают адекватно воспринимаемые другими действия и проявляют принимаемые всеми чувства и эмоции. Все это, будучи воспринятым работником, помогает им понять и интерпретировать корпоративную культуру организации, то есть придать свое значение событиям и действиям. Поведение людей и групп внутри организации сильно связано нормами, вытекающими из этих разделяемых верований, ожиданий и действий.
1.3 Технологии, используемые для формирования корпоративной культуры
Основные инструменты формирования эффективных внутрикорпоративных коммуникаций, способных помогать PR- специалисту можно представить в виде приведенной выше схемы (рисунок 1.1)
Инструменты формирования эффективных внутрикорпоративных коммуникаций
Коммуникативно-информационные инструменты работы с внутренней общественностью.
Событийные инструменты работы с внутренней общественностью
Внутренние СМИ
Фирменный стиль
Создание корпоративной культуры
Слухи
Доски почета и доски объявлений
Социальные программы
Образовательные программы
Тренинги
Собрания
Корпоративные мероприятия
Рисунок 1.1 Инструменты формирования эффективных внутрикорпоративных коммуникаций
Целесообразно рассмотреть данную схему более подробно.
Внутренние СМИ - самый распространенный инструмент внутреннего PR и что немаловажно отметить, один из самых эффективных. Объем, разновидность, периодичность и тираж СМИ определяется размером и потребностями аудитории, а также техническими возможностями компании. На крупном промышленном предприятии (более 1000 человек сотрудников) становится целесообразным создание внутренней радиостанции или газеты, а в офисе, в котором работают не более 100 человек достаточно еженедельного или ежемесячного информационного листка.
Необходимо также отметить, что потребность в физическом носителе внутрикорпоративного СМИ не всегда оправданна. В зависимости от целевой аудитории можно создавать и Интернет-ресурсы, рассылки, системы Intranet, а также применять всевозможные достижения прогресса – он-лайн конференции, создание и ведение корпоративного блога и т.д. Все внутрикорпоративные СМИ источники официальной информации столь необходимые в работе по предотвращению конфликтных ситуаций. Собственная внутрикорпоративная Сеть и (или) веб-ресурс позволяют объединить познакомить и упростить общение между сотрудниками офиса или даже сотрудниками различных офисов одной организации
Создание и поддержание стандартов корпоративной культуры, может быть выпущено также и в форме руководства по корпоративной культуре. Данное руководство должно затрагивать аспекты поведения как внутри компании, так и вне ее. Руководство должно быть доступным сотрудникам всех подразделений компании и написано языком понятным как менеджеру, так и простому рабочему. При написание данного документа желательно избегать догматических форм и сухого языка, имеет смыл подойти к процессу творчески – например использовать нетрадиционный жанр или креативно оформить. В данном пособии можно также прописать стандартную схему разрешения конфликтных ситуаций на предприятии, смоделировав тем самым сценарий поведения работников.
Фирменный стиль. Очень сильный инструмент визуальной коммуникации. Необходимо добиться того, чтобы продукцию с символикой организации каждый сотрудник компании носил с гордостью и всегда мог отличить подделку от оригинала. Знание персоналом основных отличий (цвет, логотип, оформление офисов, указатели и т.д.) способствует объединению команды по признаку принадлежности к чему-то конкретному. Создание символов – это древнейший способ объединения народных масс.
В этот же блок можно включить создание униформы или каких-либо предметов одежды, аксессуаров отличающих сотрудников компании, это создаст чувство общности и принадлежности к общему делу.
Слухи. Данный элемент гораздо легче использовать во внутреннем PR, чем в традиционном. Во-первых, в компании можно составить некое древо распространения слухов и добиться 100% осведомленности сотрудников и побуждения разговоров на нужную Вам тему. Во-вторых, можно получить незамедлительно обратную связь и управлять процессом от начала до конца.
Сложнее бороться с нежелательными слухами. Здесь можно использовать тот же «лом» - т.е. опровергающие слухи или ваши внутренние официальные источники информации с помощью высказываний авторитетных лиц, на интересующую персонал тему. Это будет иметь гораздо больший эффект.
Доска почета и объявлений. На первый взгляд эта технология кажется пережитком прошлого. Но в реальности – это необходимо средство коммуникации, так как оно охватывает те группы общественности, которые не могут быть не затронуты внутрикорпоративными СМИ, например работники завода.
Доска объявлений – открытый источник информации, побуждающий к обсуждению, а, следовательно, способствующий общению людей в коллективе. Даже при наличии электронной доски объявлений желательно оставить традиционную доску и поместить ее в месте наибольшего проходного потока (столовая, курилка, вход). Это официальный канал коммуникации, который при возникновении волнений и нежелательный слухов в коллективе.
Доска почета. Компания, которая гордится своими сотрудниками, достойна того, чтобы ей гордились сотрудники. А для многих, особенно не молодых коллективов доски почета остались очень сильными мотиватороми. Можно отметить, что доски почета можно встретить в современных западных компаниях довольно часто, например Макдоналдс.
Социальные программы. Необходимы, но должны быть экономически оправданы. Важно создать такие социальные условия для персонала, которые позволят ему чувствовать себя нужным и защищенным.