Файл: Понятие и сущность, цели и задачи коммерческой деятельности..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность, цели и задачи коммерческой деятельности
1.2 Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности
2 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ПКФ «САЯНОПТОРГ»
2.1 Краткая характеристика ООО ПКФ «Саянопторг»
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО ПКФ «САЯНОПТОРГ»
3.1 Мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности ООО ПКФ «Саянопторг»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время экономика в России предполагает, что фирмы и организации вынуждены постоянно эволюционировать, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса.
Насыщение абсолютно всех рынков товарами в такой мере, что компаниям приходится буквально биться за покупателей, приводит к пониманию исключительной роли совершенствования организации коммерческой деятельности, предприятий розничной торговли. Продукция или услуга, произведенная фирмой, должна быть оптимальным образом продана: то есть, с учетом всех предпочтений и пожеланий клиентов, и с получением наибольшей выгоды. Поэтому главная задача любого предпринимателя – идеальным образом совместить желания клиентов и собственные возможности.
В этом случае у него будет возможность доказать покупателю неоспоримые преимущества своего товара, или услуги. Именно поэтому система сбыта является центральной в организации коммерческой деятельности на предприятии. И это не лишено обоснования – именно в процессе сбыта готовой продукции выясняется, насколько точными и удачными были все использованные концепции и стратегии по продвижению товара на рынок. И если все оказалось так, как и было задумано, то покупатель обязательно заметит товар и прибыль – конечная цель любой предпринимательской деятельности – не заставит себя ждать. В противном случае, ни о каких высоких доходах и говорить не приходится. В бизнесе цена ошибки бывает весьма высока.
Коммерческая деятельность предприятия – финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя. Собственно, именно здесь потребитель либо признаёт, либо не признаёт все усилия фирмы полезными и нужными для себя и, соответственно, покупает или не покупает ее продукцию и услуги.
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что организация и управление коммерческой деятельностью предприятия являются одним из наиболее важных элементов системы взаимодействия фирмы и потребителя как субъектов экономических отношений.
Цель работы: выполнить анализ и разработать мероприятия по совершенствованию коммерческой деятельности конкретного предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть теоретические и методологические основы анализа коммерческой деятельности предприятия;
• выполнить анализ коммерческой деятельности ООО ПКФ «Саянопторг»;
• определить основные направления совершенствования коммерческой деятельности ООО ПКФ «Саянопторг».
В процессе работы применялись следующие методы:
• теоретические – анализ литературы по теме работы, обобщение и классификация данных;
• эмпирические – вертикальный и горизонтальный анализ,
• коэффициентные методы анализа, графические методы анализа, математическая обработка данных.
В результате исследования были определены основные направления совершенствования коммерческой деятельности ООО ПКФ «Саянопторг».
Теоретической основой работы являются работы ученых экономистов в сфере экономики и анализа деятельности торгового предприятия, коммерческой деятельности, а именно Аникина Б.А., Брагина Л.А., Виноградовой С.Н., Иванова Г.Г., Уварова С.А., Памбухчиянц О.В., Панкратова Ф.Г., Пигуновой О.В., Половцевой Ф.П., Синяквой И.М., Щетининой Е.Д. Информационную базу работы составили законодательные акты Российской Федерации в сфере хозяйственной деятельности; результаты исследований, содержащиеся в работах отечественных и зарубежных экономистов; материалы периодических специальных изданий; справочные материалы, а также показатели торгово-финансовой деятельности предприятия ООО ПКФ «Саянопторг».
Данным источникам можно доверять, поскольку литературы издана серьезным издательством.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие и сущность, цели и задачи коммерческой деятельности
В связи с переходом к рыночной экономике в нашей стране появилось понятие «коммерческая (предпринимательская) деятельность». Существует множество различных подходов к толкованию данного термина. Рассмотрим некоторые из них.
Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике [24] дает следующее понятие коммерческой деятельности: «коммерческая деятельность – это система целенаправленных мероприятий, процедур и видов работ по обеспечению рентабельного функционирования объекта в условиях товарно-денежных отношений, вид деятельности, ориентированный на получение дохода».
В словаре В. И. Даля приведено следующее определение: коммерция – «торг, торговые обороты, купеческие промыслы» [6, с. 334] .
Ф. Г. Панкратов связывает понятия «коммерция» и «коммерческая деятельность» [15, с. 15]. По его мнению, коммерция – это «вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который является основной любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики», а понятие «коммерческая деятельность» является более узким, чем предпринимательство, т. е. предпринимательством является «организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход», а «коммерческая деятельность» состоит из таких элементов, как операции по купле-продаже товаров, материалов, сырья и т. п. Аналогичное определение коммерческой деятельности дают также С. Н. Виноградова, Е. А. Новикова, Ю. А. Горская [4, 13].
В. И. Бросалин, Н. Н. Крылова [9, с. 4] рассматривают тесную связь коммерческой деятельности и торгового дела и понимают коммерческую деятельность как часть предпринимательской деятельности.
Ф. П. Половцева в учебном пособии дает несколько определений данного понятия, среди которых можно назвать следующие [10, с. 38-39]:
• коммерческая деятельность – товарно-денежный обмен, при котором товары переходят от поставщика в собственность торговой организации в направлении на потребности рыночного спроса;
• коммерческая деятельность – это все то, что может обеспечить для каждого из партнеров наибольшую выгодность торговой сделки при первоочередном учете запросов и интересов потребителей;
• коммерческая деятельность – это оперативно-организационная деятельность по исполнению операций обмена товарно-материальных ценностей с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей населения. Остальные определения, приведенные Ф. П. Половцевой были названы выше.
Таким образом, все вышеприведенные определения имеют сходство. Следовательно, понятие «коммерческая деятельность» можно трактовать следующим образом: коммерческая деятельность – это часть предпринимательской деятельности, включающая в себя операции предприятия по осуществлению торговых сделок с целью получения дохода.
Коммерческая деятельность имеет объекты, при помощи которых она осуществляется. Ими являются товары и услуги.
Основная задача коммерческой деятельности в области производства – это удовлетворение спроса на услуги и товары с помощью выпуска и продажи этих товаров с целью получения прибыли. Предприниматель может самостоятельно организовать производство или выступить в качестве посредника, он может являться собственником предприятия или наемным управленцем. Однако в любом случае предприниматель – это активный представитель рынка, который занимается развитием производства и установлением рыночных связей.
Главной целью коммерческой деятельности считается превышение доходов над расходами, т. е. достижение максимальной прибыли или еще более высокой рентабельности [5, с. 5].
Торговая деятельность, удовлетворяя потребности и требования покупателей, является конечным результатом деятельности предприятий. Особую роль играет коммерческая деятельность, связанная с реализацией совокупности мер по доведению продукции от производителя до покупателя.
Поэтому коммерческая деятельность включает в себя [14, с. 12]:
• анализ спроса и определение необходимости в товарах;
• установление поставщиков товаров и налаживание с ними хозяйственных и торговых связей; организацию оптовой продажи товаров;
• организацию розничной продажи товаров; рекламно-информационную деятельность;
• расширение ассортимента товаров и управление товарными запасами; оказание торговых услуг.
Цели коммерческой деятельности обусловливают ее содержание [10, с. 42]:
• установление партнерских и хозяйственных связей с субъектами рынка; анализ и изучение источников приобретения товаров;
• согласование связи изготовления и потребления товаров, которые ориентированы на спрос потребителей (объем, ассортимент и обновление выпускаемых товаров);
• реализация купли и продажи продукции с учетом рыночной среды; расширение имеющихся целевых рынков товаров и перспективное их развитие;
• уменьшение издержек обращения товаров.
В процессе формирования рыночных отношений составляющие компоненты коммерческой деятельности будут подвергнуты качественным видоизменениям. По мере перехода к рынку увеличивается значимость овладения работниками торговых организаций знаниями в сфере теории и практики коммерческой деятельности.
В зависимости от выполняемых функций процессы, которые совершаются в коммерческой деятельности, разделятся на два основных вида [8, с. 5]:
• коммерческие или только торговые;
• производственные или технологические.
Коммерческие процессы – это процессы, которые связаны с куплей и продажей товаров. К таким процессам относятся и организационно-хозяйственные, которые непосредственно не связаны с актами купли-продажи, но обеспечивают непрерывность их осуществления (изучение потребностей, реклама, заключение договоров купли-продажи и др.).
Технологические процессы – это процессы, которые связаны с движением товара в сфере обращения (транспортирование, фасовка, хранение, подсортировка и т. д.).
1.2 Факторы, влияющие на развитие коммерческой деятельности
С целью организации и развития коммерческой деятельности требуются некоторые определенные условия и определение влияющих факторов. От объективности исследования и анализа этих факторов находится в зависимости целевой подход к решению задач коммерческой деятельности.
Первоочередными факторами, влияющими на деятельность любого предприятия, выступают объекты и субъекты. Субъекты – это лица, которые выполняют предпринимательские функции и принимают коммерческие решения. Свои действия они осуществляют через объекты предприятия, которыми являются основные производственные фонды, разделяющиеся на пассивные (здания, сооружения) и активные (оборудование, транспорт) и товарно-материальные ценности.
Коммерческое предприятие, работая с потребительским рынком, поставляет товары и обеспечивает потребителей требуемой информацией, к которой относятся характеристики товаров, гарантийные сроки, их надежность, цены, условия продажи и т. п. От рынка предприятие имеет обратную информацию, к которой относятся данные о конкурирующих товарах, возможностях и потребностях потребителей, темпах и объемах продаж товаров.
В итоге формируется замкнутая система связи, действующая в качестве единого целого, в которой предприятие находится во взаимодействии с внешней средой. Несомненно, коммерческие позиции формируются под влиянием внутренней и внешней среды [10, с. 42-43].
Внутренняя среда предприятия включает в себя его материально-техническую базу, персонал, организационную структуру, корпоративную культуру, принципы ведения бизнеса и т. д. Внутренняя среда характеризуется рыночным и экономическим потенциалом, под которым понимают совокупность ресурсов организации, которые обеспечивают ее развитие и функционирование. Потенциал организации включает в себя:
• технические ресурсы (состав и состояние инвентаря и оборудования); технологические ресурсы (используемые технологии, процессы, ноу-хау);
• человеческие ресурсы (квалификационный и половозрастной состав персонала, его ценности, образование);
• пространственные ресурсы (территория предприятия, характер торговых, складских помещений, месторасположение торговых точек и т. д.);