Файл: Выявление психологических характеристик, определяющих успешность профессиональной деятельности клинического психолога.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 356

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важной профессиональной характеристикой личности психолога в клинике клиники выступает профессиональное самосознание, обеспечивающее взаимосвязь и согласованность ее ведущих мотивов, смыслов, установок, ценностей, убеждений, идеалов. Для высокого уровня развития профессионального самосознания характерны: преобладание в иерархической структуре характеристик специалиста ценностей личностного роста в профессии, повышения уровня специальных знаний и образования; представление в сознании образа клиента как субъекта своей жизнедеятельности и стремление самому быть отраженным в качестве значимого ее субъекта; доминирование установки на личностно-ориентированное взаимодействие с клиентами (сочувствие, поддержка, доверие, взаимодействие); позитивность отношения специалиста сферы услуг, которое исходит из его оценки себя как способного осуществлять реальный вклад в развитие личностно значимых сфер жизнедеятельности клиента.

Таким образом, профессиональное самосознание специалиста сферы услуг - это процесс осознания и переживания субъективной значимости развития и личностного состояния клиента как решающего условия собственной самореализации в своей профессии.

Сфера профессионального труда психолога в клинике клиники - это сфера преодоления множества противоречий. Это противоречия между: динамикой профессиональных задач и внутренней готовностью специалиста к их осуществлению; динамикой корпоративной политики в сфере услуг и стремлением специалиста занимать четкую и последовательную позицию; личностной потребностью в творческой самореализации и возможностью ее удовлетворения; растущим объемом актуальной информации и рутинными способами ее переработки, хранения и передачи; потребностью общества в услугах подобного рода и недостаточным объемом квалифицированного кадрового ресурса и др.

В «социальных» профессиях, связанных с помощью, сервисом, управлением предъявляют высокие требования к эмоциональной устойчивости, компетентности, доверительности, профессионализму и др., поскольку от качества общения в наибольшей мере зависят результат данного взаимодействия и перспективы будущих деловых или интерперсональных контактов.

Именно для «социальных» или «коммуникативных» профессий характерны ежедневные многообразные эмоционально-когнитивно сложные ситуации общения. Данные особенности делового общения выступают в качестве общих профессиональных стрессов в обследованных исследователями группах специалистов, чем и объясняется большой процент лиц с высоким выгоранием среди них. Все эти признаки в той или иной мере представлены для всех профессий, относящихся к числу «коммуникативных»


Стрессогенность работы психолога в клинике клиники определяется, с одной стороны, интенсивностью и продолжительностью ежедневного общения с клиентами, способностью принимать нестандартные решения относительно количества оказываемых услуг от рыночного спроса, качества их оказания, от маркетинговой кампании коммерческой организации, с другой - коммуникативными умениями специалиста взаимодействовать с «трудными» новыми и разными клиентами.

Общая структура профессионально важных качеств, как главных субъектных детерминант трудовой деятельности, оказывается достаточно сложной и внутренне дифференцированной. Она включает ряд основных категорий профессионально важных качеств, наличие которых и является основным условием эффективной реализации профессиональной деятельности

Структура профессионально важных качеств, одновременно характеризует структуру способностей личности в отношении конкретной деятельности.

На успешность профессиональной деятельности оказывает преимущественное влияние личностные характеристики специалистов  медперсонала.

Большинство исследователей, в основу анализа деятельности работников медперсонала ставят фактор общения. Для подавляющего большинства сотрудников сферы услуг основным содержанием труда является взаимодействие с людьми – потребителями услуг.

Нагрузка работников медперсонала не регламентируется и почти не управляется, оценка качества работы чрезвычайно сложна из-за разнообразия оказываемых услуг, отсутствия точных критериев.

Интенсивность контактов, профессиональные перегрузки, ненормированный рабочий день, «зависимость» от клиента могут провоцировать эмоциональное и профессиональное выгорание.

Успешность, как эффективность профессиональной деятельности определяется не только уровнем профессиональной подготовки специалиста, но и индивидуально-личностными характеристиками психолога.

ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ЛИЧНОСТИ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

2.1. Организация и методы исследования


Исследование психологических аспектов успешности профессиональной деятельности клинического психолога проводилось на базе ведущих клиник.

Данное исследование проводилось в несколько этапов:

1 этап. Формирование базы исследования.

Цели этапа:

1) Определение численности выборки испытуемых.

2) Определение основных характеристик испытуемых (пол, возраст, уровень образования, опыт работы).

3) Определение параметров экспериментальной и контрольной групп.

4) Определение методологии и методик исследования.

2 этап. Изучение и анализ личностных качеств испытуемых на основе методики многофакторного исследования личности Р.Б. Кеттела и методики «Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях» М.В. Секача, В.Ф. Перевалова, Л.Г. Лаптева.

Цели этапа:

1) Определение основных значимых психологических характеристик и черт личности испытуемых на основе анализа результатов по методике Р.Б. Кеттелла.

2) Определение уровня психической устойчивости испытуемых.

3) Анализ результатов этапа: доказательство достоверности выводов, исследование по каждому из факторов.

3 этап. Комплексное исследование отношения испытуемых к профессиональной деятельности на основе методики определения профессиональной мотивации Т. Элерса и теста «Удовлетворенность работой» Розановой В. А. [39].

Цели этапа:

1) Определение уровня профессиональной мотивации испытуемых к успеху в их профессиональной деятельности.

2) Исследование влияния особенностей профессиональной деятельности испытуемых на удовлетворенность их работой.

3) Анализ результатов этапа: доказательство достоверности выводов.

4 этап. Анализ полученных результатов и выводы.

Выборка испытуемых набиралась по следующим параметрам. В исследовании приняли участие 70 человек 12 клиник. Численность выборки испытуемых была определена с позиции обеспечения доказательности положений, которые защищаются в работе. Руководствуясь данными соображениями, представилось целесообразным сформировать две группы испытуемых: первую группу психологов с относительно невысокими показателями успешности профессиональной деятельности и вторую группу – с высокими показателями.

В соответствии с целями первого этапа исследования, для определения качественного и количественного состава каждой из групп было проведено анкетирование администраторов клиник для определения критериев успешности клинического психолога (Приложение 1).


Критериями успешности клинического психолога были приняты: востребованность психолога, уровень заработной платы, квалификация психолога, отзывы клиентов. На основании результатов анкетирования, подтвержденных наблюдением за поведением испытуемых, а также опросом администраторов и клиентуры клиник, были сформированы контрольная и экспериментальная группы испытуемых, объединенных по следующим параметрам:

    1. в состав контрольной группы вошли психологи в клинике с относительно низкими показателями успешности. Численность группы – 20 человек
    2. в состав экспериментальной группы вошли психологи в клинике с высокими показателями успешности. Численность группы – 20 человек.

Необходимо пояснить, что оставшиеся 30 испытуемых показали средние результаты, поэтому включение их в какую-либо группу не представляется целесообразным.

При определении параметров выборок принимались во внимание следующие характеристики испытуемых:

  1. пол – в исследовании принимали участие только лица женского пола, так как они составляют подавляющее большинство в структуре населения РФ, занятого в сфере услуг[40];
  2. возраст – были изучены характерологические особенности клинического психолога 20-35 лет, поскольку лица именно этой возрастной группы составляют подавляющее большинство специалистов, оказывающих услуги в данной сфере;
  3. уровень образования испытуемых – в исследовании принимали участие только психологи в клинике, получившие профессиональное образование (не ниже среднего специального), связанное с оказанием услуг в клиниких и иных подобных учреждениях;
  4. опыт работы по специальности – в группу испытуемых вошли лишь те психологи в клинике, опыт работы которых в сфере оказания данных услуг составляет на момент проведения исследования не менее 1,5 года;
  5. опыт работы в данном учреждении – в исследовании принимали участие только те психологи в клинике, опыт работы которых в данном клиникае составил не менее полугода, так как такой срок представляется показательным в контексте налаживания отношений с трудовым коллективом, приобретения постоянной клиентуры, а также совершенствования навыков работы по специальности.

Для исследования психологических аспектов успешности профессиональной деятельности клинического психолога были использованы следующие основные методы: тестирование; беседа с испытуемыми; наблюдение за поведением испытуемых.


При проведении данного исследования были использованы следующие методики:

  1. Многофакторное исследование личности Р.Б. Кеттела.

Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых факторов. Каждый фактор, при этом, образует несколько поверхностных черт, объединенных вокруг одной центральной черты.

Существует 4 формы опросника: А, В, С и Д. Предложенный испытуемым опросник - форма С.

Результаты применения данной методики позволяют определить психологическое своеобразие основных подструктур темперамента и характера. Причем каждый фактор содержит не только качественную и количественную оценку внутренней природы человека, но и включает в себя ее характеристику со стороны межличностных отношений.

Фактор А - «замкнутость–общительность»; фактор В – интеллект; фактор С – « эмоциональная нестабильность-эмоциональная стабильность»; фактор Е – «подчиненность-доминантность»; фактор F – «сдержанность-экспрессивность»; фактор G « низкая нормативность поведения-высокая нормативность поведения»; фактор Н – «смелость-робость»; фактор I – « жесткость-чувствительность»; фактор L – «доверчивость-подозрительность»; фактор М - «практичность-мечтательность»; фактор N – «прямолинейность-дипломатичность»; фактор О – «спокойствие-тревожность»; фактор Q1 – «консерватизм-радикализм»; фактор Q2 – «конформизм-нонконформизм»; фактор Q3 – «низкий самоконтроль-высокий самоконтроль»; фактор Q4 – «расслабленность-напряженность»; фактор MD – «адекватная самооценка-неадекватная самооценка»;

  1. Самооценка психической устойчивости в межличностных отношениях (М. В. Секач, В. Ф. Перевалов, Л. Г. Лаптев).

Методика включает ряд утверждений, выявляющих отношение человека к различным проблемам действительности. Испытуемым предлагается искренне и однозначно ответить на вопросы методики, выражая свое согласие или отрицание.

С помощью данной методики можно определить динамику уровней психической устойчивости.

  1. Определение профессиональной мотивации. Методика Т. Элерса.

Испытуемым предлагается ответить на ряд вопросов-утверждений. По результатам ответов на вопросы методики можно оценить силу мотивации к достижению успеха в деятельности.

4. Тест «Удовлетворенность работой» (Розанова В. А.)

Данный тест содержал ряд утверждений, оцениваемых испытуемыми по шкале от 1 до 5 баллов. Оптантам предлагалось сделать свой выбор по каждому из этих утверждений, отметив соответствующую цифру[41].