Файл: Раскрытие понятия нотариата в России, рассмотрение этапов его развития.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь следует отметить, что эти данные были накоплены в ЕИС нотариата всего за три года работы её реестров. Изначально, согласно Федеральному закону № 379-ФЗ, ЕИС содержала в себе три электронных реестра: реестр нотариальных действий, реестр наследственных дел, а также реестр уведомлений о залоге движимого имущества. 

На первом этапе, с 2014 по 2015 год, нотариусы вносили в ЕИС сведения о десяти видах нотариальных действий, включая удостоверение и отмену доверенностей, брачных договоров, завещаний и ряд других. В период с 2015 по 2016 гг. перечень регистрируемых в ЕИС нотариальных действий расширился вдвое, прежде всего, за счёт добавления в него сведений о действиях в отношении юридических лиц. 

На основе отдельных показателей ЕИС можно сделать вывод о популярности тех или иных нотариальных действий среди россиян в течение последних трех лет. Например, с каждым годом растёт число заключаемых брачных договоров: с 2014 года их число увеличилось в полтора раза. Всего за три года за удостоверением брачного договора к нотариусам России обратилось свыше 177 тысяч пар. А вот число завещаний остается, в целом, на одном и том же уровне – 600-650 тысяч в год. Сегодня к нотариусу всё чаще идут и за удостоверением договора займа. За последние 12 месяцев в ЕИС зафиксировано 12,5 тысяч таких соглашений. В реестре нотариальных действий ЕИС появились такие виды нотариальных действий, как удостоверение договоров суррогатного материнства, договоров лизинга, соглашений о задатке. 

Таким образом, развитие информационных технологий в нотариате продолжается уверенными темпами уже несколько лет. Впереди – новый важный этап, связанный с окончательным переходом на электронный документооборот и ведение электронного учёта всех нотариальных действий».[55]

В Основах о нотариате перечислены случаи, когда нотариусы отказывают в совершении нотариальных действий.

Все эти основания по своему правовому значению «могут быть классифицированы на две группы. К первой группе относятся случаи, когда у заинтересованного лица отсутствует право на совершение нотариального действия (т.н. предпосылки права); ко второй группе – случаи, когда лицом не соблюдены необходимые условия обращения за нотариальной помощью. При отказе в совершении нотариального действия по основаниям первой группы лицо лишается права на обращение к нотариусу за получением нотариальной помощи. По второй группе оснований после устранения обстоятельств, препятствующих совершению нотариальных действий, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться за совершением нотариального действия.


Очевидно, что самым широким основанием отказа в совершении нотариального действия является противоречие действия закону.

Нотариус по просьбе лиц, которым отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях он не позднее, чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия, выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия».[56]

«Прямой контроль за деятельностью нотариуса осуществляется в рамках особого производства при рассмотрении судами заявлений о совершённых нотариальных действиях или об отказе в их совершении. Решение суда, которым удовлетворено заявление о совершённом нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершённое нотариальное действие или обязывает нотариуса совершить такое действие. Таким образом, в рамках особого производства суд определяет исключительно то, законно или нет нотариальное действие или отказ нотариуса от его совершения».[57]

«Нотариальный акт, являющийся согласно нормам действующего процессуального законодательства доказательством, носящим бесспорный, преюдиционный характер, помогает обеспечить соблюдение и реализацию задач гражданского и арбитражного судопроизводства, помочь в осуществлении правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданских и арбитражных дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов гражданских, трудовых и иных правоотношений, что в конечном счете способствует укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду».[58]

3.2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ НОТАРИАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Помимо Основ о нотариате, нотариальная деятельность регулируется федеральными законами, кодексами, международными договорами. «Так, Налоговый кодекс РФ регулирует вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины: порядок её взимания, размеры и особенности уплаты, льготы при обращении за совершением нотариальных действий, основания и порядок возврата или зачёта государственной пошлины. Гражданский кодекс РФ регулирует многие вопросы, относящиеся напрямую к деятельности нотариата: наследственное право, исполнение обязательств путём внесения долга в депозит нотариуса и многие другие. Гражданский процессуальный кодекс РФ определяет порядок рассмотрения заявлений о совершённых нотариальных действиях или об отказе в их совершении. Новый пункт 5 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса РФ придаёт особый статус нотариально оформленному документу: «Обстоятельства, подтверждаемые нотариусом при совершении нотариального действия, не требуют доказывания, если подлинность нотариально оформленного документа не опровергнута в порядке, установленном статьей 186 настоящего Кодекса, или не установлено существенное нарушение порядка совершения нотариального действия».[59]


В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.[60]

«Нотариальная деятельность детализируется на уровне подзаконных нормативных актов. В частности, следует отметить Указ Президента РФ от 22 июля 2002 г. № 767 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях нотариусов», а также нормативные акты Министерства юстиции РФ, которые в ряде случаев применяются совместно с Федеральной нотариальной палатой, такие, к примеру, как приказ Министерства юстиции РФ от 15 марта 2000 г. № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами в Российской Федерации»,[61] приказы Минюста России от 29 июня 2015 г. № 148 «Об утверждении Порядка замещения временно отсутствующего нотариуса»; от 22 января 2016 г. № 12 «Об утверждении порядка назначения на должность помощника нотариуса в государственной нотариальной конторе»; от 22 января 2016 г. № 13 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов»; от 16 апреля 2014 г. № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства»; от 29 июня 2015 г. № 155 «Об утверждении требований к формату изготовленного нотариусом электронного документа»; от 27 декабря 2016 г. № 313 «Об утверждении форм реестров для регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств, удостоверительных надписей на сделках и свидетельствуемых документах и порядка их оформления»; от 29 июня 2015 г. № 153 «О внесении изменений в Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата, утверждённые приказом Минюста России от 17.06.2014 № 128, и в Порядок направления нотариусу в электронной форме уведомления о залоге, утверждённый приказом Минюста России от 17.06.2014 № 130».

Также координируют деятельность нотариусов следующие ведомственные правовые акты: Письмо Минюста России от 19 ноября 2015 г. № 12-134375 «О применении приказов Минюста России по вопросам нотариата»; Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 ноября 2012 г. № 03-05-06-03/86 «О взимании нотариусом денежных средств за услуги правового и технического характера»; Письмо ФНП от 26 января 2016 г. № 168/03-16-3 «О порядке совершения нотариальных действий по удостоверению сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом»; Письмо ФНП от 20 октября 2015 г. № 3294/03-16-3 «О предоставлении сведений о государственной регистрации прав и об объектах недвижимого имущества»; Письмо ФНП от 13 января 2016 г. № 42/03-16-3 «О разъяснении порядка ведения реестра нотариальных действий единой информационной системы нотариата» и другие.


Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации нотариат относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.[62] «Это означает, что по вопросам организации и деятельности нотариата субъекты РФ вправе издавать свои нормативные акты. На сегодняшний день в ряде субъектов Федерации действуют свои законы о нотариате, которые должны соответствовать Основам законодательства РФ о нотариате. В частности, соответствующие законы приняты в Москве, Нижегородской области, Республике Башкортостан, Смоленской области и др.».[63]

Законодательство о нотариате постоянно совершенствуется, и свободный российский нотариат не стоит на месте, продолжает развиваться и улучшаться.

«Не менее существенные изменения внесены и в действующие Основы законодательства РФ о нотариате: введены новые виды нотариальных действий, изменён порядок совершения нотариусом исполнительной надписи, предусмотрено создание единой информационной системы нотариата, расширены полномочия ФНП, вменена обязанность нотариусам иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. Программой «Юстиция» определены основные направления совершенствования законодательства в сфере нотариата, приоритетной задачей которых провозглашено соблюдение прав и основных свобод человека и повышение уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Реализация мероприятий данной программы позволит повысить качество и доступность нотариальной помощи всем слоям населения и хозяйствующим субъектам, качество совершенных нотариальных действий, а также эффективность взаимодействия и внутренней организации деятельности Минюста России в сфере нотариата на основе информационного обмена, включая переход на предоставление государственных услуг в сфере нотариата в электронном виде».[64]

«Нотариат способствует и помогает государству, предупреждая споры уже на стадии согласования условий сделки и её заключения. Тем самым он снижает количество гражданско-правовых споров, облегчает их рассмотрение в суде, поскольку, во-первых, нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, во-вторых, более достоверны и отражают действительную волю сторон. Как известно, институт нотариата выполняет и публичную функцию в интересах общества и государства; учитывая сущность нотариата и публичный характер нотариальной деятельности, законодательством предусмотрено совершение нотариусами ряда действий как в интересах обратившихся лиц, так и государства. Государство, будучи заинтересовано в соблюдении законности и обеспечении равной защиты прав всех граждан с помощью государственно-правовых механизмов, наделяет именно нотариусов обязанностями по реализации публичного интереса.


Нотариальный процесс можно определить как комплексную систему правовых форм деятельности нотариуса, а также заинтересованных в правовом результате и наступлении правовых последствий граждан, государственных и негосударственных организаций. Нотариальный процесс регулируется правовыми нормами, а его результаты закрепляются в соответствующих нотариальных актах».[65]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, институт нотариата в России прошёл несколько этапов развития, то будучи органом общественной власти, то – государственным органом. Долгое время роль нотариата в нашей стране сводилась к совершению малозначительных действий, но уже много лет наблюдается обратный процесс. От первоначальной функции «писаря» нотариату государством была передана функция по составлению официальных документов, имеющих в государственных и судебных производствах особую доказательственную силу.

После принятия в 1993 году Основ о нотариате он становится частью государственной системы, принадлежит к нотариату латинского типа и является с 1995 года членом Международного союза нотариата – неправительственной международной организации, которая объединяет нотариальные корпорации 82 стран.

Нотариальные действия в Российской Федерации вправе совершать нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой (таких в стране – большинство), а также, в случаях, установленных законом, уполномоченные должностные лица местного самоуправления и консульские должностные лица.

Сущность нотариальных действий заключается в свидетельствовании и удостоверении в особом процессуальном порядке бесспорных юридических фактов.

«Нотариат способствует и помогает государству, предупреждая споры уже на стадии согласования условий сделки и её заключения, тем самым профилактически снижая количество гражданско-правовых споров, облегчает рассмотрение гражданско-правовых споров в суде, поскольку, во-первых, нотариальные акты имеют особую доказательственную силу, во- вторых, более достоверны и отражают действительную волю сторон.

Развиваясь в России как институт гражданского общества, нотариат выполняет свои функции самостоятельно. В то же время он является инструментом публичной власти, реализуя полномочия, возложенные на него законом».[66]

Нотариусы обязаны строго следовать букве закона и защищать права и законные интересы физических и юридических лиц, а также общества и государства, в связи с чем они должны постоянно совершенствовать свои знания и умения, повышать свою компетентность и профессионализм, быть ответственными, честными, порядочными, беспристрастными и уметь хранить чужие тайны.