Файл: Раскрытие понятия нотариата в России, рассмотрение этапов его развития.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА
Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 СИСТЕМА РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА
Глава 3. НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О НОТАРИАТЕ
3.1 СОВЕРШЕНИЕ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
3.2 ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, РЕГУЛИРУЮЩЕЕ НОТАРИАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- государственные нотариусы и прочие сотрудники государственных нотариальных контор получают за свой труд вознаграждение только от государства;
- государственные нотариусы и сотрудники государственных нотариальных контор обязаны соблюдать тайну выполняемых ими нотариальных действий и др.».[12]
На консульские учреждения СССР были возложены полномочия на выполнение нотариальных действий для находящихся за границей учреждений, организаций и граждан, а также для иностранных юридических лиц и граждан по сделкам, которые совершались на территории СССР.
В послевоенные годы практической деятельностью нотариальных органов руководило Министерство юстиции, с середины 1960-х гг. – снова суды, а в начале 1970-х гг. – вновь органы юстиции.
«В следующие годы союзное и республиканское законодательство о нотариате дополнялось и заменялось. 19 июля 1973 г. Верховным Советом СССР был принят Закон СССР «О государственном нотариате». По мнению исследователей, его достоинством явилось то, что он не только регулировал деятельность нотариальных контор, но и определял компетенцию иных органов, совершающих нотариальные действия, а также отдельных должностных лиц, удостоверяющих завещания и доверенности, которые по юридической силе приравнивались к нотариально удостоверенным документам. Принятый 2 августа 1974 г. Закон РСФСР «О государственном нотариате» развил положения союзного закона, подробно определив порядок совершения каждого нотариального действия. Сведения о совершённых нотариальных действиях стали более закрытыми. Нотариат действовал в рамках одной организационной системы и являлся государственным, а государственный нотариус признавался должностным лицом. При этом для назначения на должность нотариуса не обязательно было иметь высшее юридическое образование, достаточно было наличия определённого опыта работы. Назначение на должность нотариусов производилось органами юстиции. Руководство государственным нотариатом было возложено на органы исполнительной власти и органы юстиции».[13]
«Нотариус-госслужащий в случае совершения действий, противоречащих законодательству, привлекался к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством. Ни о какой полной личной имущественной ответственности за свои профессиональные действия, о страховании нотариальной деятельности не могло быть и речи».[14]
Кроме того, в советское время государство почти не выделяло средств на содержание государственных нотариальных контор, часто они размещались в малопригодных для приёма населения помещениях, не хватало пишущих (печатных) машинок, возникали большие очереди. Государственная пошлина поступала в казну страны, а нотариус получал за свою работу достаточно низкую заработную плату. В 1980-х гг. деятельность государственных нотариальных контор попытались перевести на хозяйственный расчёт, но и это не улучшило положение нотариусов.
В начале 1990-х гг. в стране начались активные реформы, коснулись они и нотариата. 11 февраля 1993 г. Верховным Советом Российской Федерации были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате», которые вступили в законную силу 13 марта 1993 г. и действуют до сих пор. Главным изменением стало появление негосударственного (частного) нотариата: наряду с нотариусами, служащими в государственных нотариальных конторах, нотариальные действия стали совершать и нотариусы, занимающиеся частной практикой. Буквально сразу общественный интерес к этой профессии резко вырос, большинство государственных нотариусов перешли на частную практику.
Государственный нотариус передаёт всю пошлину за совершение нотариальных действий государству, получая стабильную, но невысокую заработную плату, а частный нотариус взимает тариф, который остаётся у него полностью (в число издержек входят членские взносы в нотариальную палату и налоги, а также расходы на офис, мебель, технику, зарплату сотрудникам).
«Развитие гражданских прав, в том числе и прав на частную собственность, объективно приводило к необходимости в профессиональном и ответственном удостоверении различного вида документов и подталкивало государственный аппарат к принятию решений о возложении соответствующих функций на существующие либо создаваемые органы.
Удостоверение различного рода документов было возложено на различные органы. Однако из них выделялся нотариат, в деятельности которого указанная функция являлась основной. Нотариат достаточно эффективно справлялся с возложенными на него обязанностями, поэтому данная сфера деятельности впоследствии рассматривалась законодателем в неразрывной связи с ним».[15]
Итак, история развития российского нотариата показывает, что он всегда был тесно связан с формированием гражданского, товарного оборота. В советский период, в связи с отсутствием частной собственности, нотариат стал полностью государственным и выполнял в основном лишь удостоверительные функции. И лишь после распада СССР, в связи с началом реформ, он вновь возродился.
«Безусловно, компетенция современных нотариусов несравнимо шире, дополнена новыми, отвечающими потребностям времени, видами нотариальных действий, однако нотариальное удостоверение различного рода сделок, свидетельствование подлинности подписи и копий документов, совершение запрещений отчуждения, способствовали защите права собственности и других имущественных прав наших предшественников».[16]
«Восстановление классического нотариата в России связано с реформированием политической, экономической, правовой жизни российского государства. Принятие в 1993 году Основ законодательства Российской Федерации о нотариате обусловило возрождение российского нотариата на началах, характерных для нотариата романо-германского типа – наследника римского нотариата или латинского нотариата».[17]
Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОТАРИАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 ПОНЯТИЕ НОТАРИАТА
Существуют две мировые системы нотариата – система латинского типа и система англосаксонского типа. «Образцом для создания свободного нотариата России во многом послужила модель и опыт Латинского нотариата, который существовал и эффективно работал во многих европейских государствах романо-германской правовой семьи».[18]
Основные признаки нотариата латинского типа: нотариус – независимый представитель государства, наделённый полномочиями совершать нотариальные действия, несущий личную ответственность за их совершение, контроль за его деятельностью осуществляется органами юстиции и нотариальными палатами.
По сравнению с государственным нотариатом, свободный нотариат имеет ряд преимуществ: широкие полномочия, независимость от государственных должностных лиц, заинтересованность в качественной работе (так как частнопрактикующий нотариус несёт личную имущественную ответственность за свои действия), самофинансирование.
Законодательство Российской Федерации не содержит точного определения понятия «нотариат».
Многие учёные рассматривают его с субъективной стороны, и эти определения считаются классическими: «Нотариат есть система органов и должностных лиц, на которых государством возложено выполнение предусмотренных законом нотариальных действий в целях обеспечения защиты и охраны прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц».[19]
«Нотариат в Российской Федерации – это система, включающая в себя нотариусов, работающих в государственной нотариальной конторе или занимающихся частной практикой, а также органы нотариального самоуправления, которые призваны обеспечить в соответствии с законодательством защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём организации и совершения предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации».[20]
В.В. Ралько считает также, что «Основы законодательства РФ о нотариате определяют нотариат через его призвание: «Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации».20
Реже понятие «нотариат» рассматривают с объективной стороны, как круг нотариальных действий, которые государственные органы и должностные лица имеют право совершать в соответствии с действующим законодательством.
«Очевидно, что содержание понятия нотариата охватывает как его частноправовое начало, обеспечивающее законность в частноправовых отношениях, так и публично-правовое начало, гарантирующее выполнение законодательно определённых публично-правовых полномочий в интересах частных лиц и одновременно в интересах общества и государства в целом. Независимо от основания обращения (указание закона, например ГК РФ, или волеизъявление граждан, организаций) нотариус, удостоверяя сделки и свидетельствуя права, применяет соответствующие нормы права. Нормы материального права применяются нотариусом на основании установления фактических обстоятельств по конкретному нотариальному действию, а нормы, регулирующие нотариальную деятельность, – на основании предусмотренных законодательством правил».[21]
2.2 СИСТЕМА РОССИЙСКОГО НОТАРИАТА
Система органов нотариата Российской Федерации включает в себя две подсистемы: государственные органы нотариата и органы нотариата, объединяющие частнопрактикующих нотариусов.
В систему государственных органов нотариата входят: Министерство юстиции России, его органы субъектов Российской Федерации и отделы по вопросам нотариата, апелляционная комиссия, квалификационные комиссии, нотариальные округа и государственные нотариальные конторы в субъектах федерации.
К частному нотариату в России относятся: Федеральная нотариальная палата, состоящая из собрания представителей нотариальных палат, президента, правления и ревизионной комиссии;[22] нотариальные палаты субъектов Российской Федерации, нотариальные округа и конторы нотариусов, занимающихся частной практикой.
Министерство юстиции стоит во главе всей системы российского нотариата. Им ведётся реестр всех государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, осуществляется контроль за нотариальной деятельностью; отделами нотариата органов юстиции субъектов Российской Федерации разрабатываются методические инструкции, указания и стратегии развития нотариата.
При территориальных органах юстиции образуются квалификационные комиссии, так как «нотариальной деятельностью в соответствии с настоящими Основами вправе заниматься гражданин Российской Федерации, сдавший квалификационный экзамен».22 В её состав входят «представители территориального органа юстиции, представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее чем десять лет. Представители федерального органа юстиции вправе принимать участие в работе квалификационной комиссии».[23] При федеральном органе юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах образуется апелляционная комиссия.
Все частные нотариусы обязаны быть членами нотариальных палат субъектов России, которые объединены в Федеральную нотариальную палату.
«Федеральная нотариальная палата (ФНП) — это некоммерческая организация, основанная на принципах самоуправления, саморегулирования и самофинансирования. Она объединяет всех нотариусов России посредством обязательного коллективного членства в ней нотариальных палат субъектов РФ. Нотариальные палаты субъектов РФ в свою очередь основаны на обязательном членстве в них всех нотариусов, занимающихся частной практикой на территории того или иного региона. На данный момент Федеральная нотариальная палата объединяет 84 нотариальные палаты субъектов Российской Федерации. Бюджет Федеральной нотариальной палаты образуется за счёт членских взносов, которые уплачивает каждая нотариальная палата субъектов РФ».[24]
Президент, правление и ревизионная комиссия Федеральной нотариальной палаты избираются собранием представителей нотариальных палат. Каждая нотариальная палата направляет для участия в собрании своего представителя, который имеет количество голосов, равное количеству нотариусов – членов соответствующей нотариальной палаты.