Файл: Теоретические основы изучения нормативных правовых актов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 191

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Данное соотношение не устанавливает, что основанием издания каждого вида нормативных правовых актов, в том числе конкретных нормативных правовых актов по определенным вопросам является Конституция. Оно устанавливает только то, что все нормативные правовые акты и другие источники права не должны иметь содержательных расхождений с Конституцией Российской Федерации.

Формула «не должны противоречить закону» создает нормативную основу для реализации принципа непротиворечивости законодательства, которая характеризуется требованием исключения противоречий в тексте актов нижестоящего уровня, в данном случае исключения противоречий в тексте подзаконных нормативных правовых актов.

В действующих нормативных правовых актах довольно часто встречается формулировка «не должны противоречить закону». Однако данная формула используется не всегда удачно. С помощью нее зачастую устанавливаются неточные с точки зрения юридической силы соотношения между актами. Например, в ч.3 ст.100 Конституции Республики Тыва закреплено, что «акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции Республики Тыва и Конституции Российской Федерации, республиканским и федеральным законам». Данное соотношение напрямую противоречит ч.2 ст.4 и ч.1 ст.15 Конституции Российской Федерации, закрепляющим верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов по отношению ко всем остальным видам нормативных правовых актов, издаваемых в Российской Федерации.

Помимо двух рассмотренных общих формул, встречается и другая общая формула: «должны соответствовать закону». Чаще всего в тексте нормативных правовых актов встречается указание, что какой-либо подзаконный нормативный правовой акт издан в соответствии с определенным законом или что какой-либо вопрос в подзаконном нормативном правовом акте урегулирован в соответствии с определенным законом.

Однако, с помощью такого значения понятия «в соответствии с конкретным законом» общее соотношение между законом и определенным подзаконным актом не закрепляется, поскольку оно используется как указание на причину издания такого подзаконного нормативного правового акта. Само понятие «соответствие» предполагает наличие двух соотносимых объектов, а применительно к рассматриваемой формулировке предполагает возможность сравнения одного конкретного акта с другим конкретным актом по определенному вопросу.

Как правило, данная формулировка употребляется к соотношению двух конкретных актов различных видов и различных уровней. Так, в ч.2 ст.125 Конституции Российской Федерации закреплено, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также других источников права.
Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации следит за тем, чтобы все нормативные правовые акты и иные источники права, принимаемые в Российской Федерации, соответствовали Конституции Российской Федерации.


Если сопоставить обе эти юридические формулы («не должны противоречить» и «должны соответствовать»), то можно заметить, что первая («не должны противоречить») направлена на установление иерархических зависимостей, а вторая («должны соответствовать закону») на указание об обязательном содержательном соответствии акта меньшей юридической силы акту большей юридической силы в целом.

Итак, формула «должны соответствовать закону» предполагает, что подзаконный нормативный правовой акт может быть издан после введения в действие соответствующего закона, в противном случае провести соответствие будет затруднительным, сравнивать один акт в отсутствие другого будет абсурдным, а проводить сравнение, к примеру, тематического подзаконного нормативного правового акта с целым видом законов (совокупностью законов) будет бессмысленным и нелогичным.

Подзаконные нормативные правовые акты, которые должны соответствовать закону, будут иметь меньшую зависимость от закона в сравнении с теми актами, которые издаются на основании и во исполнение закона. Данная зависимость будет выражаться в иерархической подчиненности подзаконного нормативного правового акта закону.

Предметная сфера подзаконных актов на основе формулы «должны соответствовать закону» определена не четко. В ней сохраняется возможность свободного усмотрения сфер предметного регулирования отношений подзаконными нормативными правовыми актами, но строго в рамках закрепленной за органами компетенции или наличия соответствующих договоренностей.

В рамках данной формулы могут встречаться некоторые модификации, которые несколько изменяют характер соотношения закона и подзаконного нормативного акта. К примеру, может встречаться формулировка «в точном соответствии с законом». Дополнительное указание «в точном» в данной формулировке относится главным образом к определению предметной сферы регулирования подзаконными нормативными правовыми актами, которая должна точно соответствовать рамкам предписаний закона.

Рассмотренные выше три общие формулы соотношения закона и подзаконного нормативного правового акта являются основными, наиболее часто встречающимися.

Подводя предварительный итог рассмотренным формулировкам, закрепляющим нормативное соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта, необходимо отметить, что нормы подзаконных нормативных правовых актов должны быть последовательно согласованы с нормами законов, не должны содержать каких-либо расхождений с ними. Только единая, лишенная противоречий, система действующих норм права может выступать эффективным регулятором общественных отношений в Российской Федерации [18].


Таким образом, законы и подзаконные акты представляют собой две большие группы нормативных актов, в свою очередь подразделяющиеся на соответствующие виды.

Глава 2. Анализ изменений российского законодательства

2.1. Изменения российского законодательства

В промежуток с 1999 года несоответствие законодательства субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству стало одной из причин широкой кампании по приведению законодательства субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством. Постепенное приведение конституций, уставов и законодательства субъектов Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами было во многом определено целым рядом механизмов обеспечения гармонизации федерального и регионального законодательства [28, c. 1].

Историческая практика свидетельствует о том, что в нашем государстве правовые акты высшего уровня нечасто сопровождали принятие важнейших политических и экономических решений.

В советский период доминировали следующие формы законодательных актов: указы Президиума Верховного Совета, постановления, принимаемые КПСС непосредственно или совместно с правительством и/или профсоюзами. Динамика общего количества принятых в СССР (России) законов представлена в табл. 1.

Таблица 1. Законотворчество российского парламента, 1937-2009

Временной период

Количество принятых законов

Сталинский период, Ноябрь 1937 г. – март 1954 г.

120

Постсталинский период март 1954 г. – июнь 1966 г.

174

Период правления Горбачева, Верховный совет СССР июнь 1989 г. – июль 1991 г.

112

Верховный Совет РСФСР июнь 1990 г. – июль 1993 г.

222

Государственная Дума 1-го созыва январь 1994 г. – декабрь 1995 г.

464

Государственная дума 2-го созыва январь 1996 г. – декабрь 1999 г.

1036

Государственная дума 3-го созыва (2 года) январь 2000 г. – июнь 2003 г.

723

июль 2003 г. – декабрь 2003 г.

102

Государственная дума 4-го созыва Январь 2004 г. – декабрь 2007 г.

1076

Государственная Дума 5-го созыва январь 2008 г. – декабрь 2009 г.

743[30]


Можно видеть, как поразительно мало в СССР принималось законов, даже во времена так называемой «оттепели» - в 1960-х годах их количество составляло менее 15 законов ежегодно (для сравнения – в России в 2009 г. было принято 403 закона).

По поводу законодательной политики, включающей в себя как принятие законов в парламентах (в России - федеральных законов), так и указов высших органов исполнительной власти (в современной России речь идет об указах президента) в научной литературе выделяются две альтернативные позиции. В них парламентское законотворчество предстает своеобразной противоположностью президентским указам.

Одна точка зрения состоит в том, что при прочих равных условиях законодательный путь проведения политических решений может обеспечить большую прозрачность процесса выработки политики, стабильность политических актов, способствует предотвращению частного интереса и злоупотреблений со стороны исполнительной власти. Согласно альтернативной точки зрения, законодательные процедуры приводят к более высоким распределительным издержкам при принятии политических решений, чем акты исполнительной власти, так как для сбора большинства голосов должно быть согласовано большее количество интересов (Ремингтон, 2004, с. 28).

По-видимому, именно эти особенности указов определяют возрастание их роли в периоды политической нестабильности.

В постперестроечной истории России такой период сохранялся вплоть до 1997 года — косвенно об этом свидетельствует соотношение принятых в эти годы федеральных законов и указов. Статистика свидетельствует, что порой указов принималось больше, чем законы, и лишь с 1997 г. устойчиво наметилась противоположная тенденция (Табл. 2).

Таблица 2. Принятие основных видов правовых документов, 1994-2009

Год

Федеральные (федеральные конституционные) законы

Указы

Акты

Решения и постановления министерств и ведомств

Всего за год

1994

92

136

678

286

1192

1995

253

152

652

340

1397

1996

191

230

648

388

1457

1997

187

159

730

525

1601

1998

226

150

986

620

1982

1999

271

114

953

783

2121

2000

182

120

947

894

2143

2001

222

95

909

1055

2281

2002

226

83

1137

1153

2599

2003

191

74

1178

1364

2807

2004

226

101

830

1083

2240

2005

236

97

866

1586

2785

2006

295

77

922

2065

3359

2007

341

145

1115

2682

4283

2008

332

173

1072

2430

4007

2009

403

137

963

4495

5998

Итого за период

3874

2043

14586

21749

42252


По данным таблицы можно видеть, что документы высшей юридической силы – федеральные и федеральные конституционные законы — составляют в среднем 9% от принимаемых в стране правовых актов. Их доля колебалась от 6 до 18% в отдельные годы.

Рисунок 3. Динамика принятия различных нормативных правовых актов (1994-2009 гг.)

Как показывает сравнительный график наибольший скачок наблюдается в принятии решений и постановлений министерств и ведомств.

Общее количество федеральных законов, принятых за период 1994-2009 гг., составило 3874. Погодовая динамика принятия законов представлена на рис. 2.

Рисунок 4. Общее количество принятых законов по годам, 1994-2009 гг.

Как показывает график, общая тенденция показывает рост принятия законов.

Рисунок 5 Общее количество принятых нормативных правовых актов (1994-2009 гг).

Согласно графику наблюдает резкий скачок принятых нормативных правовых актов в 2009 году.

График на рис. 4 показывает общую тенденцию уменьшения доли новых законов общем числе принимаемых законов.

Рисунок 6. Динамика доли новых законов в общем числе принятых законов, 1994-2009

Если в 1994 г. все вносимые законы были новыми, то в 2009 г. доля новых законов среди принятых сократилась до 29 %. Долговременный процесс сокращения доли новых законов в общем числе принятых характерен для всех сфер регулирования.

В то же время коррекция законодательства происходит чаще в отношении кодексов – документов более долгого срока действия. Это видно по наименьшей доле новых законов в сфере принятия кодексов (доминируют поправки).

Действительно, как правило, доля новых законов в отношении кодексов была стабильно ниже средней по всему законодательству.

В целом можно сделать вывод о достижении некоторого порогового уровня плотности и стабилизации институциональной среды, поскольку основное внимание чаще направляется на совершенствование законодательства, чем на принятие новых законодательных форм [12, c.65].

Как показывают графики, в настоящее время ситуация с обеспечением единого правового поля Федерации коренным образом отличается от той, что была в 90-х года ХХ века.

Наиболее активная стадия преобразований началась в сентябре 2004 года и была связана с принятием пакета президентских законопроектов, направленных на переход к новой системе формирования губернаторского корпуса, а также на усиление пропорционального элемента в формировании законодательных органов субъектов Федерации. Реформирование затронуло законодательные органы субъектов Федерации, состоялась унификация наименований региональных парламентов и численности их депутатов.