Файл: Теоретические основы изучения нормативных правовых актов.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 195
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения нормативных правовых актов
1.3. Нормативные аспекты соотношения закона и подзаконного акта
Глава 2. Анализ изменений российского законодательства
2.1. Изменения российского законодательства
2.2. Проблемы и перспективы развития российского законодательства
Введение
Нормативно-правовой акт является одним из главных источников права в современном государстве. В нем выражаются правовые нормы, которые регулируют интересы и потребности общества. Нормативно-правовые акты закрепляют нормы, которые учитывают интересы большинства или меньшинства, координируют их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период. [4]
Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт. Все нормативные акты государственных органов принято делить на законы и подзаконные акты. Ведущее место в системе нормативных актов занимают законы. Акты остальных видов издаются на их основе и во исполнение законов и поэтому называются подзаконными [32, с. 170].
Особенностями нормативно-правовых актов являются:
- с их помощью достигается наиболее полное и истинное выражение юридических норм.
- усложнение общественной жизни, рост темпа общественного совершенствования приводит к повышению роли нормативных актов в системе юридических источников права.
-нормативный правовой акт может быть оперативно издан и изменен в любой части, это позволяет ему быстро реагировать на социальные процессы.
- нормативные правовые акты можно систематизировать и кодифицировать, что позволит легко осуществить поиск необходимого акта для его реализации.[2]
По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на законы, подзаконные акты и юрисдикционные акты общего характера.
Закон принимается высшим представительным органом государства в особенном порядке. Он обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее значимые общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.
Подзаконные нормативно-правовые акты являются правотворческими актами, основанными на законе и не противоречащими ему. Подзаконные акты имеют меньшую юридическую силу, нежели законы, они опираются на юридическую силу законов и не могут им противостоять.
Степень юридической силы нормативно-правовых актов различна, но степень обязательности содержащихся в них норм одинакова для всех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства [4].
Нормативно-правовые акты являются наиболее актуальной и исследованной в отечественном правоведении формой права. Эффективность правового регулирования зависит и от надлежащего ресурсного обеспечения (экономического, социального, кадрового и др.) правовых преобразований, а также от действия механизма реализации правовых норм.
Российское законодательство постоянно развивается и меняется. Необходимость в укреплении его научных основ не ослабевает.
Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно определить предмет курсовой работы – законы и подзаконные акты.
Целью курсовой работы является изучение законов и подзаконных актов.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить понятие «закон» и его классификацию, охарактеризовать понятие «подзаконный акт», его отличие от законов;
- проанализировать изменения российского законодательства;
- выявить основные проблемы и перспективы развития российского законодательства.
В курсовой работе были использованы различные источники: учебные пособия и лекции различных авторов по теории права и правоведению (А.С.Пиголкин, В.В. Лазарев, Т.Я.Хабриева, Ю.А.Тихомиров и др.), статьи специализированных периодических изданий, монографии (Научные концепции развития российского законодательства), интернет-сайты, такие как: https://zakon.ru, http://www.consultant.ru, http://pravo.gov.ru и другие. Выбор источников обусловлен прежде всего их авторитетностью, точностью данных, своевременностью обновления и информированностью в отношении последних изменений.
В курсовой работе применены общенаучные методы исследования. Это: системный анализ изучаемых правовых явлений и синтез полученных результатов исследования, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-логический и другие методы познания.
Структура курсовой работы. Курсовая работа включает в себя введение, две главы: теоретическую и аналитическую, заключение, список использованной литературы и приложение.
Глава 1. Теоретические основы изучения нормативных правовых актов
1.1. Понятие и виды законов
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы составляют основу правовой системы государства, ее центральную часть.
Как самостоятельный источник права закон сложился давно и пришел на смену правовому обычаю. В эпоху рабовладения и феодализма законы в основном служили формой обработки и систематизации действующих правовых обычаев или прецедентов [32, c. 158].
Признаки закона:
1) принимается только органом законодательной власти или референдумом;
2) порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;
3) в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;
4) обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;
5) регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения [17, c. 3].
6) Важной отличительной чертой закона является то, что в нем всегда содержатся юридические нормы. Этим он отличается от постановлений, деклараций, посланий, обращений.
7) Закон принимается в особом порядке, предусмотренном конституцией и регламентом парламента.
8) Никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, который его принял.
9) Соблюдение закона должно быть обязательным для всех [7, c. 58].
Роль закона в современных цивилизованных государствах возрастает. Увеличивается удельный вес законов, что позволяет полно и исчерпывающе регулировать соответствующие отношения.
В законе регулируются отношения, которые характеризуются значимостью, типичностью и стабильностью [32, c. 178].
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Закон имеет особую структуру, состоит из определенного набора элементов:
- Название органа, принявшего закон. От уровня государственного органа, принявшего закон, зависит юридическая сила последнего.
- Название закона. Указывает на круг общественных отношений, для урегулирования которых он принят.
- Номер и дата принятия закона. Необходимы для индивидуализации закона.
- Преамбула. В ней указываются мотивы, цели и задачи принятия закона.
- Нормативно-правовое содержание закона, разделенное на разделы, главы, статьи.
- Указания на вступление закона в силу и отмену иных нормативно-правовых актов, ранее регулировавших данные общественные отношения.
- Подпись соответствующего должностного лица [7, c. 59].
Классификация законов может проводиться по различным основаниям:
- по их юридической силе;
- по субъектам законотворчества;
- по предмету правового регулирования;
- по сроку действия;
- по характеру;
- по сферам действия;
- по содержанию;
- по степени систематизации;
- по значимости содержащихся в них норм;
- по объему регулирования и т.д. [17, c.3]
Рассмотрим указанную классификацию подробнее.
Рисунок 1. Виды законов В РФ
В зависимости от сферы действия в федеральном государстве различают законы федеральные и законы субъектов Федерации.
По субъектам, их принимающим, законы делятся на принятые на референдуме, принятые Федеральным Собранием Российской Федерации, принятые представительными органами власти субъектов Федерации.
По предмету правового регулирования различают законы гражданские, уголовные, уголовно-процессуальные, законы о труде и т.д. [3, c. 589]
По юридической силе законы делятся на конституционные и обыкновенные. Наивысшей юридической силой среди всего массива законов обладают Конституция, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией.
1. Конституция. Будучи основным законом государства, Конституция определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и обязанности граждан, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему. Конституция – государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база для текущей законодательной и всей правотворческой деятельности.
Особый характер Конституции, ее роль в законодательном закреплении основ общественного и государственного строя находят выражение в особой усложненной процедуре ее принятия, а также изменения и дополнения.
2. Конституционные законы (в некоторых зарубежных странах их называют органическими). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным продолжением Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.
3. Обыкновенные законы. Основную массу законов государства составляют законы, издающиеся в процессе текущей законодательной деятельности, – так называемые обыкновенные законы. Порядок их принятия более простой. В частности, в Российской Федерации они считаются принятыми, если за их утверждение подано более половины голосов от общего состава депутатов Государственной Думы. Кроме того, не все из них подлежат обязательному утверждению Советом Федерации. Обыкновенные законы делятся на кодификационные и текущие [32, c. 179].
Рисунок 2. Виды кодификационных законов
К кодификационным законам относятся Основы законодательства Российской Федерации — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни.
Кодификационный закон обладает рядом характерных черт. Во-первых, в нем обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные вопросы общественной жизни. Во-вторых, он регулирует значительную и обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения и т.д.). В-третьих, кодификационный закон представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. В-четвертых, кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период действия. В-пятых, предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификационный закон обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства. В-шестых, акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру [6, c. 156].
Кодекс – крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Кодекс либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (УК РФ), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (ГК РФ, ТК РФ). Во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, основная масса которых подверглась существенной переработке, например, ТК РФ, НК РФ. В современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам РФ.
По характеру охвата общественных отношений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений (УК РФ, УПК РФ, ГК РФ и др). Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены общими принципами регулирования отношений (Воздушный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания и др.).
В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д.