Файл: Теоретические основы изучения нормативных правовых актов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 192

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система права и система законодательства — разные, но взаимосвязанные категории. Первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства — нормативно-правовой акт. Юридические нормы отраслей права — это строительный материал, из которого складывается отрасль законодательства. В одних случаях отрасль права есть, а отрасли законодательства нет (финансовое право, право социального обеспечения). Может быть обратная ситуация, когда отрасль законодательства существует без отрасли права (таможенное законодательство, Воздушный кодекс).

Кроме того, здесь важно отметить возрастающую роль так называемых пограничных, сопредельных институтов, появление которых вызывает необходимость их законодательного закрепления комплексными нормативными актами. Особо следует остановиться на межотраслевых «пограничных» институтах, образующихся в результате тесного взаимодействия предметов регулирования смежных однородных отраслей права. «Пограничные» правовые институты нередко оформляются специально посвященными им комплексными нормативными актами, то есть их становление ведет к увеличению общей массы нормативных правовых актов. Изменяются количественные параметры системы законодательства, весьма существенные для устойчивости и эффективности ее функционирования [32, c. 258].

Одной из важных и особенно актуальных проблем в развитии российской системы законодательства является проблема устранения дисгармонии в законодательном регулировании. «Гармонизация правовых актов, — пишет Ю.А. Тихомиров, — служит упорядочению нормативно-правовых массивов и поддержанию правовой системы в состоянии функционального равновесия» [33, c. 239].

В законе до того момента, когда он будет подвергнут гармонизации, должны проявиться недостатки (проявления дисгармонии). Гармонизация должна проводиться избирательно и только в отношении дисгармонирующих законов. Состав уровней гармонизации законодательства определяется не только структуризацией нормативного материала самого права (норма, акт, отрасль, федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ, уровень законодательства и подзаконных и правоприменительных актов), но и построением системы государственного управления. Процесс гармонизации законодательства захватывает эти два организационных уровня нормотворчества и требует применения правил юридической техники в единых форматах и согласования законов по целям и предметам ведения [25, c. 304].


Приведенный перечень проблем не является исчерпывающим.
Проблемы повышения роли закона и его качества, соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, устранения дисгармонии в законодательном регулировании требуют своего разрешения. Кроме того, необходимо сосредоточить внимание на ближайших перспективах развития системы законодательства, к которым можно отнести увеличение нормативно-правовой базы РФ под влиянием международной правовой глобализации; сближения национального и наднационального законодательства [8, c.3].

Совокупность указанных проблем требует от законодателя постоянного мониторинга законодательного массива.

Правовой мониторинг - это «методически обоснованная комплексная систематическая деятельность уполномоченных субъектов по наблюдению, анализу, оценке качества правовых норм и практики их применения на предмет достижения заложенных в них целей и планируемых результатов правового регулирования общественных отношений, а также по прогнозированию путей совершенствования нормотворческой и правоприменительной деятельности» [24].

Правовой мониторинг позволяет выявить недостатки действующего законодательства, оценить его, определить необходимость систематизации и подготовить предложения по его совершенствованию. Правовой мониторинг - это один из инструментов правового прогнозирования и систематизации законодательства [26].

Правовое прогнозирование включает в себя элементы:

  • объективную оценку существующего уровня правового регулирования... использование прогнозной информации для выявления позитивных и негативных тенденций правового регулирования;
  • определение корреляции между социально-тематическими и правовыми целями;
  • определение свойств будущего правового состояния;
  • проектирование модельных правовых средств, используемых поэтапно для достижения тактических и стратегических целей;
  • предвидение рисков и реальных отклонений от правовых моделей и регуляторов;
  • выбор оптимального варианта правовых решений зависит от обоснованности критериев их оценки [34].

Качественное правовое прогнозирование позволит сформировать эффективное законодательство.

Помимо включения правового прогнозирования в процессы формирования действенного законодательства, необходимо провести его оптимизацию. В литературе давно предлагают два пути оптимизации законодательства: создание Свода законов путем систематизации и принятие Федерального закона «О нормативных правовых актах». Однако ни один из этих проектов до сих пор не осуществлен.


Главная задача, которую должно было решить издание Свода законов РФ, - наведение порядка в законодательстве, устранение пробелов и противоречивости, систематизация, обеспечение стабильности, формирование упорядоченного действующего правового массива. Процесс создания единого Свода законов застопорился на подготовительном этапе. Наше законодательство, как оказалось, не было готово к проведению всеобщей кодификации. [2].

По истечении 20 лет вопрос о создании Свода законов все еще актуален, при этом проблем с его созданием немало. Процесс создания единого Свода законов трудоемок, но необходим.

Что касается Федерального закона «О нормативных правовых актах», то цель его создания - «охватить весь «цикл жизни» нормативного правового акта» [27].

Ценность проекта - законодательное упорядочение представления о нормативных правовых актах, их иерархической системе, особенностях принятия и действия. Принятие данного закона позволит упорядочить правотворческую деятельность всех органов власти, провести унификацию принимаемых нормативных правовых актов, улучшить их взаимодействие, четко определить их правовой статус [16].

Заключение

Целью курсовой работы было изучение законов и подзаконных актов.

Для решения поставленных задач были изучены теоретические вопросы, в которых рассмотрены понятия закона и подзаконного акта, даны их классификации, характерные признаки, а также проведено соотношение закона и подзаконного нормативного акта по наиболее известным формулам: «на основании и во исполнение закона», «не должны противоречить закону», «должны соответствовать закону».

Во второй главе был проведен анализ изменения законодательства Российской Федерации во временном промежутке с 1937 по 2015 год. Изучено, сколько принималось законов в те или иные промежутки времени. Построен график динамики принятия различных нормативных правовых актов (1994-2009 гг.). Дана погодовая динамика принятия законов в постперестроечный период, также динамика принятия различных нормативных актов. Если в 1994 г. все вносимые законы были новыми, то в 2009 г. доля новых законов среди принятых сократилась до 29 %. Долговременный процесс сокращения доли новых законов в общем числе принятых характерен для всех сфер регулирования.

В то же время коррекция законодательства происходит чаще в отношении кодексов – документов более долгого срока действия.


В целом сделан вывод о достижении некоторого порогового уровня плотности и стабилизации институциональной среды, поскольку основное внимание чаще направляется на совершенствование законодательства, чем на принятие новых законодательных форм.

Особое внимание уделено изменения законодательства в 2014-2015 гг. Проанализирована структура изменений российского законодательства в этот промежуток времени. В 2014 г. тройку лидеров по количеству изменений возглавил КоАП РФ (23%), на втором месте – часть 2 НК РФ (19%), на третьем месте – УПК РФ (10%). В 2015 году тройка лидеров выглядела следующим образом: 1 место – Кодекс об административных правонарушениях РФ (25%); 2 место – Налоговый кодекс РФ часть 2 (15%); 3 место поделили: Уголовно-процессуальный кодекс РФ (8%) и Уголовный кодекс РФ (7%). Представлена динамика изменений российского законодательства в 2015 году по сравнению с 2014 годом. Отмечено, что имеющиеся данные по 2016 году не позволили провести точный анализ.

В последнем параграфе курсовой работы рассмотрены современные проблемы и перспективы развития российского законодательства, среди которых были отмечены такие как: бессистемность и хаотичность в формировании массива нормативных правовых актов; нарушение приоритетов в правовом регулировании; погоня за количеством законов как самоцель; несбалансированность в системе действующего законодательства, принятие новых законов без увязки с уже действующими и другие.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что российские законы и подзаконные акты нуждаются в постоянном регулировании, гармонизации и постоянном мониторинге, что позволит в дальнейшем упорядочить правотворческую деятельность, а законы и подзаконные акты сделать более эффективными.

Список литературы

  1. База системы ГАРАНТ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/997729/#friends
  2. Бондарев А. К. Снова о Своде законов Российской Федерации // Законодательство. 2001. № 12. URL: http://constitution.garant.ru/ science-work/modern/5112130/
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М.: Омега-Л, 2012. – 608 с.
  4. Вишневецкая В.О., Агафонова М.С. Нормативно-правовые акты регулирующие деятельность предприятия // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 1.; URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=11795 (дата обращения: 01.02.2017).
  5. Власенко Н.А. Кризис права: проблемы и подходы к решению // Журнал российского права. 2013. №8.
  6. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. – М.: ЭКСМО, 2005. - 649 с.
  7. Гриценко М.В. Теория государства и права: учебник для студ. учреждений сред. Проф. Образования / М.В.Гриценко, Н.И. Летушева. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.
  8. Желдыбина Т.А. Проблемы и перспективы развития системы законодательства России. Научная библиотека КиберЛенинка. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sistemy-zakonodatelstva-rossii#ixzz4XSJAUzxm
  9. Институты конституционного права / под ред. Л. В. Андриченко и А.Е. Постникова. М., 2011.
  10. Исаков В. Б. Теоретические подходы к понятию эффективности закона // Оценка законов и эффективности их принятия: материалы Междунар. семинара, 16-17 дек. 2012 г. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  11. Керимов Д.А. Законотворчество // Право и образование. 2001. №3. С. 69.
  12. Кирдина С.Г., Рубинштейн А.А., Толмачева И.В. (Институт экономики РАН, г. Москва) Некоторые количественные оценки институциональных изменений: опыт исследования российского законодательства. Электронный ресурс. Режим доступа: http://kirdina.ru/doc/news/25sep11/TERRA-ECONOMIKUS.pdf
  13. Концепция развития российского законодательства в целях обеспечения единого правового пространства в России // Журнал российского права. 2002. №6. С. 22-23.
  14. Концепция развития российского законодательства. М., 2010.
  15. Крысин Л. П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. М., 2010.
  16. Курдюк Г. П.О проблемах и перспективах развития российского законодательства. Научная библиотека КиберЛенинка. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/o-problemah-i-perspektivah-razvitiya-rossiyskogo-zakonodatelstva#ixzz4XSJ2geGR
  17. Лекции по теории государства и права. Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://newinspire.ru/l/3/34/397-ponyatie-priznaki-vidy-zakonov-i-podzakonnykh-aktov.html
  18. Нормативные аспекты соотношения закона и подзаконного акта. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.pravoznavec.com.ua/books/133/9216/17/
  19. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (в ред. от 1 июля 2014 г.). Доступ из справ. праововой системы «КонсультантПлюс».
  20. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 53000 слов. М., 2003.
  21. Певцова Е.А. Теория государства и права. Учебно-практическое пособие к курсу «Теория государства и права» для студентов колледжей / Е.А.Певцова, А.Г.Важенин. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 523 с.
  22. Подзаконные акты в российском государстве: понятие и виды. Электронный ресурс. Режим доступа: http://studopedia.ru/9_139690_podzakonnie-akti-v-rossiyskom-gosudarstve-ponyatie-i-vidi.html
  23. Подзаконные нормативные акты. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/2783412/
  24. Правовой мониторинг: актуальные проблемы теории и практики / под ред. Н.Н. Черногора. М., 2010. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  25. Пшеничнов М.А. К вопросу об аргументации гармонизации законодательства // Юридическая техника. Третьи Бабаевские чтения: Юридическая аргументация: теория, практика, техника. 2013. №7. Ч. 1. С. 304
  26. Радченко В.И., Иванюк О. А., Плюгина И.В., Цирин А.М., Чернобель Г. Т. Практические аспекты прогнозирования законодательства и эффективности применения прогнозируемых норм // Журн. рос. права. 2008. № 8. Доступ из справ. правовой системы «Консуль-тантПлюс».
  27. Рафалюк Е.Е. Концепция законопроекта «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» // Журн. рос. права. 2012. № 8. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  28. Российское законодательство: 20 лет развития в русле новой Конституции Российской Федерации. Ответственные редакторы: А. А. Клишас, В. Н. Плигин. – М. – 2013. – 140 с. – Электронный ресурс. Режим доступа: http://iltumen.ru/sites/default/files/upload/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE.pdf
  29. Система ГАРАНТ. Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/997729/#friends#ixzz4Xejvm2Cv
  30. Справочная правовая система «Консультант Плюс». Электронный ресурс. Режим доступа: http://base.consultant.ru
  31. Теория государства и права: учеб. / под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. 3-е изд., пе-рераб. и доп. М., 2008.
  32. Теория государства и права: учебник/А.С. Пиголкин, А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев; под ред. А.С. Пиголкина, Ю.А. Дмитриева. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Высшее образование, 2008. – 743 с. (Основы наук).
  33. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право. С. 239.
  34. Тихомиров Ю.А. Прогнозы и риски в правовой сфере // Журн. рос. права. 2014. № 3. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
  35. Турышев А.А. Структура и динамика изменений российского законодательства в 2015 г. // Правовые технологии, № 1,2. – 2015. Электронная версия статьи: http://www.lawtech.ru/category/klyuchevye-slova/dinamika-izmenenij-zakonodatelstva
  36. Турышев А.А. Структура изменений российского законодательства. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.lawtech.ru/journal/articles/15889