Файл: Организационные коммуникации в системе управления предприятием.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ
1.1 Организационные коммуникации в системе управления предприятием
1.2 Функции, цели, классификация коммуникаций
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОО «АЛМАТЫ-ФОТО»
2.1 Общие сведения о компании ТОО «Алматы-Фото»
2.2 Анализ коммуникационной системы ТОО «Алматы-Фото»
2.3 Диагностика эффективности коммуникаций в управлении персоналом ТОО «Алматы-Фото»
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТОО «АЛМАТЫ-ФОТО»
3.2 Коммуникационные проблемы, оказывающие наибольшее влияние на управление
- «обратная связь» (внутренняя и внешняя). В первом случае оценивается способность сотрудников предоставлять обратную связь, задавать вопросы и высказывать предложения, а также открытость руководителей к вопросам и предложениям подчиненных.
При оценке уровня обратной связи с потребителями определяются такие факторы, как наличие у потребителей возможности высказать предложения по улучшению характеристик продукции, сервисного и гарантийного обслуживания, используемые каналы, отслеживание уровня удовлетворенности потребителей. Для более детального исследования организационных коммуникаций на основе предложенных критериев разрабатывается система оценочных категорий (от 7 до 14 для каждого блока. Экспертиза оценочных категорий осуществляется по 5-балльной шкале (таблица 15).
Таблица 15 - Варианты оценки организационных коммуникаций*
Шкала, баллы |
Состояние оцениваемой категории |
1 |
Отрицательная оценка в подавляющем большинстве случаев |
2 |
Отрицательная оценка более чем в половине случаев |
3 |
Положительная оценка категории в половине случаев |
4 |
Положительная оценка в большинстве случаев |
5 |
Максимальная эффективность, эталонный уровень |
*Примечание – составлено автором на основе источника [27] |
Экспертным путем определяется минимально необходимый уровень по каждой категории (на основе анализа коммуникационных потребностей предприятия).
В ходе исследования организационных коммуникаций выявляются проблемы в коммуникационной сфере, которые препятствуют развитию ТОО «Алматы-Фото». Для систематизации и упорядочения предлагаемого подхода к оценке организационных коммуникаций и выявлению направлений, нуждающихся в совершенствовании, был разработан алгоритм определения направлений развития организационных коммуникаций.
На первом этапе проводится анализ коммуникаций предприятия, выявляются сильные и слабые стороны. Этап оценки связан с выбором одной из существующих или разработкой собственной методики исследования. Преимуществом разработки собственной методики является учет уже на этой стадии потребностей предприятия. В то же время, использование готовых методик позволяет сэкономить время. Кроме того, методики, разработанные опытными специалистами в сфере коммуникаций, отличаются более высоким качеством. Оценка состояния организационных коммуникаций направлен на выявление проблем в коммуникационной сфере. Данные, полученные в ходе анализа, составляют информационную базу для последующих решений в коммуникационной сфере и оценки их эффективности.
В случае необходимости (если стратегические цели предприятия не определены) параллельно оцениваются параметры внутренней и внешней среды, определяются проблемы, препятствующие стратегическому развитию предприятия. Результаты анализа организационных коммуникаций накладываются на результаты стратегического анализа, на основе чего выделяются приоритетные направления, требующие развития.
На втором этапе сильные и слабые стороны организационных коммуникаций приводятся в соответствие с условиями внешней и внутренней среды, выявляются наиболее острые проблемы в коммуникационной сфере и предварительно формулируются направления развития организационных коммуникаций, после чего оценивается воздействие факторов, оказывающих влияние на возможность успешной реализации коммуникационных мероприятий.
Ресурсный фактор включает анализ наличия у предприятия специфических ресурсов, необходимых для реализации коммуникационных мероприятий - персонала требуемой квалификации, обладающего высоким уровнем коммуникативной компетентности, технического и программного обеспечения, всех необходимых средств и каналов коммуникации, финансовых и временных ресурсов. Организационный фактор включает структуру управления коммуникациями, распределение функций, прав и ответственности, наличие специалистов в области управления коммуникациями. Психологический фактор позволяет оценить возможность реализации коммуникационной стратегии с точки зрения отношения персонала. После ранжирования коммуникационных проблем по влиянию на достижение целей предприятия и прогнозирования возможности их решения на основе доступного набора ресурсов формулируется коммуникационная стратегия как набор коммуникационных мероприятий, для каждого из которых определяются условия успешной реализации и мероприятия вспомогательного характера. Коммуникационная стратегия должна быть, прежде всего, ориентирована на стратегические цели предприятия, что позволяет избегать бесперспективных инвестиций в «проблемные зоны», не оказывающие существенного влияния на реализацию долгосрочных интересов развития предприятия.
Таким образом, предлагаемый методический подход к оценке уровня коммуникаций в ТОО «Алматы-Фото» предусматривает расчет интегрального коэффициента на основе трех показателей: функциональной эффективности, стратегической результативности, экономической эффективности. Сочетание исследования организационных коммуникаций с анализом факторов, определяющих коммуникационные потребности предприятия, позволяет оценивать эффективность организационных коммуникаций на стратегическом и тактическом уровне и принимать решения, эффективные с точки зрения долгосрочных перспектив развития предприятия.
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТОО «АЛМАТЫ-ФОТО»
3.1. Развитие современных форм коммуникации в ТОО «Алматы-Фото» и их влияние на управление персоналом
Предложенный методический подход к оценке организационных коммуникаций был использован для исследования коммуникаций ТОО «Алматы-Фото». На первом этапе были выяснены приоритетные цели организаций, особенности внутренней и внешней среды, определяющие коммуникационные потребности. Для этого был проведен анкетный опрос высшего руководства организаций.
Результаты анализа целей и специфики деятельности предприятий представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Параметры внутренней среды исследуемых предприятий*
Стратегия и тип структуры |
Приоритетные цели |
Операционной эффективности; линейно- функциональная |
|
*Примечание – составлено автором на основе источника [27] |
Главными принципами деятельности компании «Алматы-Фото» являются:
- установление требований к продукции потребителем;
- правильное выполнение работы с первого раза;
- постоянное улучшение качества и повышение производительности;
- создание условий, обеспечивающих вовлечение работников в процесс управления и максимальное раскрытие творческих способностей.
Как показал опрос руководителей и сотрудников, далеко не все эти принципы и задачи эффективно реализуются на практике, и, судя по результатам исследований, одной из причин является недостаточный уровень эффективности организационных коммуникаций.
В качестве одного из этапов исследования для более полного понимания специфики организаций и стоящих задач коммуникационного характера была использована матрица вариантов управления внутренними коммуникациями в зависимости от структуры бренда и структуры бизнеса, предложенная Б. Кверком [4, с. 314]. На рисунке 7 показаны позиции исследуемых организаций в данной матрице и возможные перемещения. В централизованной организации с монолитным брендом коммуникации чаще всего осуществляются по схеме «диктат», или по модели «Римской империи».
Профиль Монолитный |
|
|
|
Высоко профилированный |
|
|
|
Низко – профилированный портфель |
|
|
|
Централизованный |
Координируемый из центра |
Децентрализованный |
Рисунок 7 - Положение предприятий в матрице Кверка [19]
По мнению Б. Кверка, настоящих централизованных «монолитов» немного, но многие организации ведут себя так, словно они таковыми являются. В данном случае стратегией и планированием занимается центр, а исполнение и распространение готовых сообщений осуществляется на местах, с минимальными изменениями. Проблема при подобной организационной схеме состоит в том, чтобы обеспечить предоставление на локальном уровне именно того, что диктуется сверху. При диктате плановая роль сосредоточена в центре. На локальном уровне требуется лишь минимальная адаптация сообщений и их распространение на местах. Подобная система не предусматривает передачи навыков управления коммуникациями на места, равно как и проведения мероприятий по обучению и развитию.
В рамках сложившихся традиций централизованного управления и устоявшейся линейно-функциональной структуры компании ТОО «Алматы-Фото» наблюдаются все названные признаки. Управление внутренними коммуникациями по принципу диктата на настоящий момент соответствует потребностям и особенностям внутреннего построения. Переход к другим формам возможен лишь при изменении организационной структуры в сторону децентрализации, что пока не входит в планы руководства.
В случае если система управления названных предприятий будет развиваться в сторону децентрализации, в том же направлении должна развиваться и система управления внутренними коммуникациями. С увеличением степени свободы отдельных подразделений и им передается часть коммуникационных функций (в том числе планирование и промежуточная оценка коммуникаций). При этом центр занимается стратегическим развитием коммуникаций и завершающим контролем. Такую форму управления коммуникациями Кверк называет интеграцией.
Управление внутренними коммуникациями по схеме «сеть» свойственно организациям, являющимся собственниками высокопрофилированного портфеля и при этом применяющим координацию из центра. Подобные организации ориентированы на использование эффекта масштаба и сотрудничества [11, с. 314-328]. При этом отдельными видами бизнеса контролируется все, что касается индивидуальных покупателей и поставок товаров и услуг. Этот вариант назван сетью по той причине, что он предполагает переход от эпизодического общения коммуникаторов между собой (встречам по обмену идеями и опытом) к формальной сети из взаимосвязанных обязанностей.
3.2 Коммуникационные проблемы, оказывающие наибольшее влияние на управление
На втором этапе исследования были выявлены коммуникационные проблемы, оказывающие наибольшее влияние на управление. По мнению опрошенных руководителей, наиболее сильно данное влияние проявляется на стадиях получения информации о сложившейся ситуации, выбора и реализации решения. В таблице 8 показаны коммуникационные проблемы, по мнению руководителей, наиболее часто проявляющиеся в процессе управления.
Таблица 8- Коммуникационные проблемы в процессе управления*
Стадия управленческого цикла |
Коммуникационные проблемы |
Компания «Алматы-Фото» |
|
постановка цели |
- низкий уровень взаимодействия в системе управления; |
оценка ситуации |
- невысокое качество поступающей информации (недостоверность, несвоевременность) |
формулирование проблемы |
- трансляция проблемы только на высший уровень управления |
выбор решения |
- низкий уровень согласованности в системе управления |
реализация решения |
|
*Примечание – составлено автором на основе источника [27] |
В таблице 8 - коммуникационные проблемы в управляемой подсистеме.
На третьем этапе исследования осуществлялась оценка функциональной, экономической и стратегической эффективности организационных коммуникаций. В соответствии с разработанным методическим подходом эксперты присваивали оцениваемым категориям (от 7 до 20 для различных блоков) баллы от 1 до 5. Категории первого, третьего и четвертого блоков оценивали руководители высшего и среднего звена. К оценке категорий остальных блоков привлекались рядовые сотрудники. Экспертным путем был определен минимально необходимый уровень каждой из категорий, составивший от 4,6 до 4,9 баллов. Результаты второго этапа исследования представлены в Приложении 2.