Файл: Организационные коммуникации в системе управления предприятием.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ
1.1 Организационные коммуникации в системе управления предприятием
1.2 Функции, цели, классификация коммуникаций
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОО «АЛМАТЫ-ФОТО»
2.1 Общие сведения о компании ТОО «Алматы-Фото»
2.2 Анализ коммуникационной системы ТОО «Алматы-Фото»
2.3 Диагностика эффективности коммуникаций в управлении персоналом ТОО «Алматы-Фото»
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТОО «АЛМАТЫ-ФОТО»
3.2 Коммуникационные проблемы, оказывающие наибольшее влияние на управление
Однако если рассматривать расходы периода, а в 2015 году они увеличились на 96,4%, 2016 году - на 33,9%, то, на наш взгляд, этот процентный показатель темпа роста должен быть ниже. Анализируя номенклатуру статьи расходов будущих периодов, увеличение произошло из-за расходов на обучение сотрудников. Данные затраты являются необходимыми для предприятий сервисных услуг, так как наличие высококвалифицированных специалистов повышает доходность субъектов. И если говорить о плановом снижении затрат, то затраты на обучение сотрудников не рассматриваются. Поэтому следует рассматривать пути снижения затрат других статей.
Управление фотосалоном осуществляется ее учредителем (директором), который в большей степени заинтересован в достижении стабильного положения организации, чем в текущих личных выгодах на ближайшее время.
Численность персонала фотосалона приведена в таблице 5.
Таблица 5 - Численность персонала*
№ |
Должность |
Кол-во человек |
1 |
2 |
3 |
1 |
Директор |
1 |
2 |
Главный бухгалтер |
1 |
3 |
Приемщик заказов от населения |
2 |
Продолжение таблицы 5
1 |
2 |
3 |
4 |
Главный специалист |
1 |
5 |
Специалисты по работе с заказами от населения |
3 |
Итого |
8 |
|
*Примечание – состалено автором на основе источника [27] |
Организационная структура управления фотосалона «Алматы-Фото» представлена на рисунке 4.
Директор
Приемщик заказов от населения
Главный специалист
Главный бухгалтер
Отдел по работе с заказами от населения
Рисунок 4 - Организационная структура управления фотосалона «Алматы-Фото» [27]
Обязанности, задачи, полномочия каждой управленческой должности определяются в должностной инструкции.
Под коммуникациями ТОО «Алматы-Фото» понимаются организационные коммуникации, т.е. коммуникации, непосредственно связанные с деятельностью предприятия и реализацией его целей.
2.2 Анализ коммуникационной системы ТОО «Алматы-Фото»
Организационные коммуникации протекают внутри ТОО «Алматы-Фото» и с внешним окружением, имеют вертикальное и горизонтальное направление, осуществляться на различных уровнях системы управления (стратегический, тактический, оперативный) и в различных подсистемах (производственной, сбытовой, финансовой и т.п.), а также между уровнями и подсистемами.
Участниками коммуникационных взаимодействий всегда выступают люди, но они могут действовать от своего имени (с позиции должности), от имени группы (подразделения) или предприятия в целом, поэтому к участникам коммуникационных взаимодействий относятся люди, группы и организации.
Коммуникации ТОО «Алматы-Фото» характеризуется целостностью и единством всех форм и направлений взаимодействий. В качестве интегрирующего компонента выступает цель. В идеале все участники коммуникационного процесса должны быть объединены общей целью, превращающей каждое конкретное коммуникационное взаимодействие в целенаправленный закономерный процесс.
Коммуникационная стратегия показывает, каким образом планируется достижение целей в коммуникационной сфере. Коммуникационный механизм ТОО «Алматы-Фото»— это целенаправленный процесс решения коммуникационных задач на основе совокупности коммуникационных ресурсов, правил, норм формирования и развития коммуникационных процессов предприятия.
Развитие коммуникаций ТОО «Алматы-Фото» связано с разработкой коммуникационной стратегии, направленной на устранение разрыва между коммуникационными потребностями предприятия и сложившимся уровнем развития коммуникаций предприятия. Развитие коммуникаций в ТОО «Алматы-Фото» способствует расширению коммуникационных возможностей предприятия и разработке новых решений, позволяющих своевременно реагировать на изменение коммуникационных потребностей, вызванное меняющимися условиями внешней и внутренней среды (рисунок 5).
Коммуникационный механизм позволяет оказывать целенаправленные управленческие воздействия на коммуникации предприятия. Организационными формами реализации коммуникационного механизма выступают коммуникационные программы и мероприятия.
Уровни коммуникаций
-в управляющий подсистеме
-в управляемой подсистеме
-межуровневые
Организационные коммуникации
Информационный уровень
Цель
Социальный уровень
Функционирование
Стратегия
Развитие
Структура
Пространство и направление взаимодействия
Участники коммуникаций
-отдельные люди
-формальные и неформальные группы
-институты
Коммуникации между организацией и ее окружением
Внутренние коммуникации
Вертикальные коммуникации
-нисходящее
-входящее
Горизонтальные коммуникации
Коммуникационный механизм
Ресурсы
Методы
Правила
Нормы
Программы
Мероприятия
Бюджет
Эффективность
Рисунок 5 - Схема организационных коммуникаций
ТОО «Алматы-Фото» [27]
Коммуникационные программы ТОО «Алматы-Фото»- это совокупность мероприятий, имеющих определенные сроки, исполнителей, состав используемых ресурсов. В процессе их реализации происходит потребление ресурсов, в том числе финансовых, что требует составления бюджета и определения эффективности. Именно на уровне коммуникационных мероприятий происходит пересечение коммуникационных процессов с основными подсистемами предприятия (маркетинговой, социальной, технологической). Коммуникационные программы и мероприятия направлены на достижение целей, которые определяются в результате анализа коммуникаций предприятия. В их реализации участвуют подразделения и должностные лица, ответственные за достижение результата в определенном виде коммуникационных взаимодействий. За счет реализации коммуникационных программ и мероприятий выбранные элементы организационных коммуникаций усиливаются и превращаются в конкурентные преимущества.
На наш взгляд, выделение двух уровней функционирования коммуникационных процессов в ТОО «Алматы-Фото» и таких составляющих, как структура, стратегия, коммуникационный механизм позволяет проводить достаточно полный анализ коммуникаций предприятия.
На рисунке 6 показаны различные варианты взаимодействия между функциональными группами ТОО «Алматы-Фото».
Низкий уровень сотрудничества |
НИОКР |
> |
Производство |
> |
Маркетинг |
> |
Потребители |
|
Средний уровень сотрудничества |
НИОКР |
> |
Производство |
> |
Маркетинг |
> |
Потребители |
|
Высокий уровень сотрудничества |
НИОКР |
> |
Производство |
> |
Маркетинг |
> |
Потребители |
- - Направление процесса
- потоки информации
Рисунок 6 - Уровни взаимодействия между функциональными группами ТОО «Алматы-Фото»
Необходимо согласиться с точкой зрения авторов, указывающих на определяющую роль внутренних коммуникаций для эффективного функционирования организации.
Таким образом коммуникации ТОО «Алматы-Фото» характеризуются направленностью на достижение целей предприятия, при этом затраты должны быть меньше, чем полученный в результате развития коммуникаций комплексный эффект — экономический, социальный, инновационный, управленческий, координационный.
2.3 Диагностика эффективности коммуникаций в управлении персоналом ТОО «Алматы-Фото»
Для повышения качества проводимого исследования оценке организационных коммуникаций предшествует анализ деятельности предприятия: выявляются цели, особенности внутренней и внешней среды, определяющие коммуникационные потребности. Для этого проводится анкетный опрос высшего руководства. Анкета представлена в Приложении 1.
Этап исследования специфики предприятия и анализа целей необходим для качественной интерпретации результатов, полученных в результате исследования организационных коммуникаций, и разработки эффективной коммуникационной стратегии, согласованной с общей стратегией развития предприятия. В качестве вспомогательного инструмента исследования целесообразно осуществление анализа коммуникационных проблем, оказывающих влияние на эффективность системы управления предприятия. Данное влияние может проявляться на уровне субъекта и объекта управления.
В таблице 14 показаны основные составляющие, критерии и показатели оценки функциональной эффективности организационных коммуникаций.
Оценка функциональной эффективности коммуникаций предприятия включает анализ по 8 укрупненным блокам [7]:
- «структура коммуникаций» - определение степени внутренней целостности предприятия, согласованности решений, скорости прохождения информации по уровням управления;
- «нисходящие коммуникации» - состояние коммуникаций между разными уровнями иерархии: доведение приказов и распоряжений руково- детва, информации о целях предприятия и перспективах развития, об ожидаемых результатах и вознаграждении, стандартах и критериях оценки работы, поощрениях и наказаниях, распространение ценностей предприятия и принципов деятельности;
Таблица 6 - Составляющие оценки функциональной эффективности организационных коммуникаций*
№ п/п |
Составляющие системы оценки |
Критерии |
Показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
1.1 |
Структура коммуникаций |
Соответствие коммуникационных процессов структуре Бесперебойное движение информации |
Среднее время принятия решений Коэффициент сохранности информации |
1.2 |
Нисходящие коммуникации |
Качество доведения приказов и распоряжений Уровень мотивации персонала |
Коэффициент точности исполнительской деятельности Коэффициент своевременности исполнения |
1.3 |
Горизонтальные коммуникации |
Согласованность действий на одном уровне управления Целенаправленность деятельности |
Коэффициент надежности межфункциональных связей Коэффициент согласованности |
1.4 |
Каналы коммуникации |
Обеспеченность техническими средствами Владение техническими навыками |
Коэффициент технического оснащения Коэффициент владения техническими навыками |
1.5 |
Информационные потребности |
Своевременность поступления информации Качество (достоверность, полнота) информации Объем информации |
Коэффициенты удовлетворения информационных потребностей руководителей и сотрудников Коэффициент использования информации |
Продолжение таблицы 6
1 |
2 |
3 |
4 |
1.6 |
Коммуникационный климат |
Отношения с персоналом Отношения с потребителями |
Уровень лояльности сотрудников Уровень лояльности потребителей |
1.7 |
Внутренняя обратная связь |
Своевременность отчетов Инновационная активность персонала |
Коэффициент своевременности предоставления отчетов Доля решений, принятых с участием сотрудников |
1.8 |
Обратная связь с потребителями |
Уровень взаимодействия с потребителями |
Коэффициент своевременности реакции на запросы клиентов Доля решений, принятых с участием потребителей |
*Примечание – составлено автором на основе источника [27] |
- «горизонтальные связи» — состояние обмена информацией между подразделениями и должностными лицами на одном уровне управления, уровень координации, использование рабочих групп, состоящих из сотрудников разных подразделений, для решения производственных задач и задач управления, согласованность и целенаправленность деятельности;
- «каналы коммуникации» - обеспеченность техническими средствами коммуникации, уровень расходов на технические средства коммуникации, соответствие наиболее часто используемых каналов специфике сообщения и цели коммуникации, уровень владения техническими средствами коммуникации, качество письменных коммуникаций;
- «информационные потребности» - уровень удовлетворения информационных потребностей руководителей и рядовых сотрудников. Вопросы подобраны таким образом, чтобы выявить потребности каждого уровня управления (для высшего руководства оценивались предварительная аналитическая обработка информации, качество внутренней и внешней информации, осведомленность о положении дел на местах; для начальников отделов и рядовых сотрудников - информированность о деятельности предприятия в целом и предстоящих изменениях на рабочем месте, об ожиданиях руководства и возможном вознаграждении, качество поступающей информации и достаточность ее для реализации функций).
- «коммуникационный климат» - социально-психологические аспекты коммуникационной деятельности: чувство значимости для предприятия, удовлетворенность работой, доверие к руководству, традиции совместного решения проблем, заинтересованность в общем результате, уровень коммуникативной компетентности, наставничество, передача опыта и традиций, атмосфера сотрудничества и сплоченность коллектива, преданность интересам предприятия;