Файл: Организационные коммуникации в системе управления предприятием.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ
1.1 Организационные коммуникации в системе управления предприятием
1.2 Функции, цели, классификация коммуникаций
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОО «АЛМАТЫ-ФОТО»
2.1 Общие сведения о компании ТОО «Алматы-Фото»
2.2 Анализ коммуникационной системы ТОО «Алматы-Фото»
2.3 Диагностика эффективности коммуникаций в управлении персоналом ТОО «Алматы-Фото»
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТОО «АЛМАТЫ-ФОТО»
3.2 Коммуникационные проблемы, оказывающие наибольшее влияние на управление
Для более точной интерпретации полученных результатов была проанализирована внутренняя структура ответов и выделены вопросы с отклонением настоящего положения вещей от желаемого, превышающим 1,5 балла (Приложение 3).
Таблица 9 - Коммуникационные проблемы в управляемой подсистеме*
Виды коммуникаций |
Коммуникационные проблемы |
1 |
2 |
Коммуникации с коллегами |
(* данные проблемы названы руководителями и сотрудниками служб, занятых НИОКР и производством) |
Коммуникации с сотрудниками других подразделений |
|
Коммуникации с непосредственным руководителем |
- недостаточность коммуникаций руководителя с подчиненными, проявляется в высокой степени неопределенности при решении задач и низком уровне информированности о деятельности предприятия (* по мнению рядовых сотрудников) |
*Примечание – составлено автором на основе источника [27] |
Самые низкие оценки были получены при ответах на вопросы, касающиеся, во-первых, информирования персонала о деятельности предприятия: планах на будущее, причинах решений, целях; во-вторых — участия персонала в принятии решений и организации обратной связи руководства с сотрудниками; в-третьих - взаимодействия и обратной связи с потребителями. Руководители высшего и среднего звена низко оценили уровень межфункциональных взаимодействий. Полученные результаты подтверждают что в практике деятельности казахстанских организаций недостаточно внимания уделяется обратной связи и горизонтальным коммуникациям (таблица 10).
Таблица 10 - Показатели эффективности организационных коммуникации*
Показатели |
кф |
кн |
К отн |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
0,65 0,72 |
0,5 0,95 |
0,77 0,76 |
2.1 Коэффициент |
|||
точности исполнения 2.2 Коэффициент |
0,83 |
0,95 |
0,87 |
своевременности исполнения |
0,81 |
0,95 |
0,85 |
3.1 Коэффициент надежности межфунк циональных связей |
0,66 |
0,9 |
0,73 |
3.2 Коэффициент согласованности |
0,68 |
0,9 |
0,76 |
|
0,86 |
0,9 |
0,96 |
навыками |
0,8 |
0,9 |
0,89 |
1 .Структура коммуникаций |
4 |
4,75 |
0,84 |
2.Нисходящие коммуникации |
3,8 |
4,6 |
0,83 |
3 .Горизонтальные коммуникации |
2,85 |
4,8 |
0,59 |
4.Каналы коммуникации |
4,05 |
4,7 |
0,86 |
5Удовлетворение информационных потребностей |
3,2 |
4,7 |
0,68 |
6.Коммуникационный климат |
3,2 |
4,5 |
0,7 |
7.Обратная связь: внутренняя |
4,3 |
4,7 |
0,91 |
8.внешняя: |
3,7 |
4,85 |
0,76 |
1 .Структура коммуникаций |
4 |
4,75 |
0,84 |
2.Нисходящие коммуникации |
3,8 |
4,6 |
0,83 |
3 .Горизонтальные коммуникации |
2,85 |
4,8 |
0,59 |
*Примечание – составлено автором на основе источника [27] |
Таким образом, исследование коммуникаций на основе выбранной системы критериев, оценочных категорий и показателей позволяет определить, насколько эффективно функционируют коммуникационные процессы предприятия и на этой основе принимать обоснованные решения по их развитию, прогнозировать вероятность успешного осуществления и оценивать последствия коммуникационных мероприятий. Анализ специфики предприятия и его коммуникационных потребностей позволяет увязать управление коммуникациями и управление предприятием в целом, решению данной задачи также способствует оценка экономической эффективности и стратегической результативности организационных коммуникаций. По результатам исследования организационных коммуникаций разрабатывается коммуникационная стратегия, для успешной реализации которой необходима разработка соответствующего организационно-экономического инструментария.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования нами сделаны следующие выводы и предложения:
Концепция управления коммуникациями ТОО «Алматы-Фото» включает:
а) разработку стратегии развития организационных коммуникаций (при участии высшего руководства, специалистов отделов маркетинга, внешних связей, линейных руководителей);
б) создание интегрирующей межфункциональной команды, включающей специалистов в сфере производства, маркетинга;
в) привлечение линейных руководителей всех уровней к разработке программы развития внутренних коммуникаций для улучшения коммуникационного климата, повышения информированности и доверия персонала.
Управление коммуникациями позволит повысить эффективность управления за счет, во-первых, интеграции целей руководства и персонала;
во-вторых, высокой степени понимания потребностей организации; в- третьих, формирования установок в поведении, соответствующих стратегии организации и провозглашаемым ценностям; в-четвертых, четкого понимания функций; в-пятых - эффективного взаимодействия с внешней средой, в- шестых, сокращения непроизводительных расходов, связанных с неэффективностью организационных коммуникаций. Положительная прогнозируемая динамика большинства показателей эффективности системы управления в значительной степени определяется такими качественными изменениями в системе управления, как появление функционального синергизма, повышение лояльности потребителей, общественности и собственных сотрудников, снижение всех видов трансакционных издержек.
Предложенный набор решений носит рекомендательный характер. Выбор конкретных решений зависит, во-первых, от степени выраженности проблемы и ее влияния на деятельность предприятия, во-вторых - от прогнозируемой вероятности успешной реализации коммуникационных мероприятий.
Важным составляющим элементом механизма реализации коммуникационной стратегии является методическое обеспечение оценки эффективности коммуникационной стратегии. Эффективность коммуникационной стратегии (и, в частности, - коммуникационных мероприятий) определяет эффективность всего организационно-экономического механизма управления коммуникациями. Предлагаемый методический подход к оценке организационно- экономического механизма управления коммуникациями основывается во- первых, на оценке динамики эффективности организационных коммуникаций (на двух уровнях: стратегическом - коэффициент стратегической результативности, и тактическом - коэффициенты функциональной и экономической эффективности), во-вторых, - на определении комплексного эффекта от реализации коммуникационных мероприятий.
Коммуникационные мероприятия имеют определенную цель, и достижение ее в заданные сроки может рассматриваться как результативность. В то же время, коммуникационные процессы требуют затрат ресурсов - финансовых, временных, материальных. Оценка уровня затрат и сравнение с полученным экономическим эффектом лежит в основе определения экономичности - экономической эффективности коммуникаций. Социальная эффективность организационных коммуникаций определяется влиянием на удовлетворение интересов различных социальных групп и обеспечением баланса интересов. Оценивая эффективность коммуникационных процессов, важно сочетать финансовые показатели с нефинансовыми и разрабатывать не только количественные, но и качественные критерии эффективности. Коммуникации зачастую не приносят предприятию прямого дохода, но позволяют избежать убытков. Подобные скрытые эффекты необходимо учитывать при оценке эффективности коммуникаций. Эффективные коммуникации должны быть направлены на достижение целей предприятия, при этом затраты должны быть меньше, чем комплексный эффект, полученный в результате развития организационных коммуникаций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Лехто Ю., Матвеенко А. Эффективность управления и возможности Российских предприятий // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - №5.-С. 86-91.
- Коротков Э.М., Кузьмина Е.А. Генезис менеджмента // Проблемы тео-рии и практики управления. - 2016. - №1. - С.40-47.
- Маслов Д.В., Белокровии Э.А. Малый бизнес: японский путь к успеху. — М.: ДМК-Пресс, 2015.
- Матьяш О.И. Особенности коммуникативных взаимодействий в орга-низационной среде России и США // Организационная коммуникация: мате-риалы первой Международной конференции / Под общ. ред. И.Н. Розиной. - Ростов-на-Дону: изд-во ИУБиП, 2015. - с.43-62.
- Гибсон Д., Иванцевич Д., Донелли М. Организации. - М.: Инфра-М, 2010.-660 с.
- Зигерт В., Ланг JI. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 2012.
- Зуб А.Т. Невербальные коммуникации в управленческой деятельно¬сти // Вестник Моск. университета. — 2010. — № 2. — С. 109-123.
- Поль А. Информация в век электроники: (Проблемы управ¬ления): Пер. с англ. с сокр. / науч. ред. и авт. предисл. Б.З. Мильнер. — М.: Экономика, 2009 - 240 с.
- Статистическое обозрение // Федеральная служба государственной ста¬тистики. -2007.
- Стратегия на практике / К. Боумен. - СПб.: Питер, 2013. - 251 с.
- Общий и специальный менеджмент / Под общ. ред. A.JI. Гапоненко, А.П. Панкрухина. — М.: Издательство «Рагс», 2012. — 568 с.
- Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А.К.Казанцева. -М.: Инфра-М, 2009.-252 с.
- Орлов A.C. Введение в коммуникационный менеджмент. — М.: Гарда- рики, 2015.-368 с.
- Роджерс Э. Коммуникации в организациях. — М.: Экономика, 2014. - 176 с.
- Беляцкий Н. П., Велесько С. Е., Ройш П. Управление персоналом. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2012. С. 38.
- Большаков А. С., Михайлов В. М. Современный менеджмент: теория и прак¬тика. – СПб.: Питер, 2012. – 416с.
- Даулинг Г.Р. Наука и искусство маркетинга: профессиональный взгляд на маркетинг,- М.: Вектор, 2007, 400с.
- Дебелак Д. Планирование в маркетинге: выигрышные стратегии для любого малого бизнеса,- М.: Вектор, 2007, 420с.
- Донцова Л. В. Анализ эффективности производственно-хозяйственной деятельности строительной организации.// Менеджмент в России и за рубежом. №5, 2014 с. 16-22.
- Кадыков М. Особенности внедрения CRM при массовых продажах/ Sales business, 2008, 12с.
- Катков В.М. Как повернуть предприятие лицом к потребителю? // Консультант директора. – 2013. №6.
- Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 415 с.
- Пулер Дж. Почему мы покупаем. Мотивация и стратегия продаж.- М.: Олимп – Бизнес, 2008, 244с.
- Развертывание CRM-cистемы как рациональный первый шаг в постановке маркетинга. В. Вертоградов. // http://www.pro-invest.com/it
- Рамзаев М. CRМ - управление отношениями с клиентами //Маркетинг в России, 2008, № 1
- Рацкий К.А. Экономика предприятия. – М: Инф. – внедр. центр " Маркетинг ", 2013, 696с.
- Отчетные данные ТОО «Алматы-Фото»