Файл: Организационные коммуникации в системе управления предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автор подчеркивает важность правильно выбранного способа донесения стратегических целей до персона­ла: «люди, которые занимаются доведением целей, обязательно должны уча­ствовать в обсуждении стратегии с тем, чтобы прежние установки были за­менены на новые и появилась внутренняя убежденность в необходимости нового курса действий» [10, с. 179]. Целями организационных коммуникаций принято считать:

а) обеспе­чение обмена информацией;

б) совершенствование межличностных отноше­ний;

в) создание информационных каналов для обмена информацией; г) ре­гулирование и рационализацию информационных потоков [11]. Цели комму­никаций, как и функции, носят двунаправленный характер, что обусловлено двойственной природой организационных коммуникаций.

Существует множество классификаций организационных коммуника­ций. Традиционно выделяют следующие их виды:

а) по направлению движения информации - горизонтальные, вертикальные, диагональные;

б) по месту осуществления — внешние, внутренние;

в) по ис­точнику регулирования - формальные, неформальные. В целях настоящего исследования целесообразно дополнить существующие классификации. Для уточнения роли и места коммуникационной составляющей в процессе управ­ления, в том числе стратегического, предлагаем классифицировать коммуни­кации по этапу управленческого цикла.

В целях исследования целесообразно классифицировать коммуникации по месту в системе управления:

а) коммуникации, протекающие в управ­ляющей подсистеме;

б) коммуникации между управляющей и управляемой подсистемами;

в) коммуникации в управляемой подсистеме;

г) коммуника­ции между управляющей системой и внешним окружением;

д) коммуника­ции между управляемой системой и внешним окружением (рисунок 2).

На одном уровне управления преобладают горизонтальные коммуни­кации, восходящие и нисходящие потоки возникают в случае взаимодействия между различными уровнями управления.

Высшее руководство

Средний уровень управления

Оперативный уровень

Коммуникации в управляемой подсистеме

Коммуникации управляемой подсистемы с внешним окружением

Коммуникации между управляющей подсистемой и внешним окружением

Рисунок 2 - Виды коммуникаций по отношению к системе управления [12]

Для руководителей разных уровней управления коммуникационная со­ставляющая деятельности может варьироваться. В среднем от 50 до 90% вре­мени руководителя приходится на коммуникации [12, с. 166].


В литературе называются типичные проблемы для межличностных и организаци­онных коммуникаций и варианты их решения (таблица 2).

Множественность коммуникационных процессов и различный харак­тер их влияния на деятельность предприятия требуют применения системно­го подхода. По мнению Э. Хандамовой, «рассматривать коммуникационный процесс и его производные категории («коммуникационное пространство», «коммуникационное поле», «коммуникационный ресурс» и др.) следует лишь в рамках целостного системного подхода».

Таблица 2 - Наиболее распространенные коммуникационные проблемы*

Вид

коммуникаций

Возможные проблемы

Варианты решения

1

2

3

Межличностные

  1. различия в восприятии
  2. семантические препятст­вия
  3. невербальные преграды
  4. субъективная оценка
  5. отсутствие технических навыков

Обучение навыкам активного слушания, получения и предоставления обратной связи, пользования техническими средст­вами коммуникации на тренингах и се­минарах

Организацион­ные

6) особенности организаци­онной структуры

Управление каналами, учет особенностей структуры, снижение количества уровней управления

7) информационная пере­груженность

Квалифицированные секретари, инфор­мационно-аналитическая работа, выявле­ние информационных потребностей

8) фильтрация информации

Санкции за сознательное искажение ин­формации, создание атмосферы доверия и сотрудничества

9) информационное обслу­живание

Обеспечение необходимыми техниче­скими средствами и каналами коммуни­каций

*Примечание – составлено автором на основе источника [15]

По мнению А. Орлова, коммуникационная система состоит из социально обусловленной внешней и внутренней среды и указывает на объективность внешней и субъективность внутренней коммуникационной среды. Все элементы коммуникационной системы связаны друг с другом, отсутствие связи исключает элемент из сис­темы [16, с. 6]. Э. Роджерс предложил концепцию определения границы эко­номической системы коммуникационными потоками: по его мнению, «эле­менты данной системы более тесно связаны друг с другом, чем с объектами, расположенными во внешней среде» [17, с. 66].

С позиции системного подхода коммуникации целесообразно рассмат­ривать как сложную динамичную систему, представляющую собой одну из подсистем предприятия (рисунок 3).


Анализ взглядов специалистов в области управления коммуникациями позволяет сделать вывод, что коммуникации для предприятия в целом - это:

  • формирующая подсистема для большинства составляющих деятель­ности — коммуникационные процессы находятся в тесной взаимозависимости с организационной структурой, культурой, стратегией. Особенности комму­никаций во многом определяют не только построение организации (что осо­бенно справедливо для получающих все большее распространение горизон­тальных структур), но и в формировании, развитии и распространении орга­низационной культуры, а также миссии и целей;
  • инструмент интеграции экономической системы, обеспечивающий внутреннюю целостность и согласованность функционирования отдельных элементов и подсистем и придающий целенаправленность деятельности;
  • средство обеспечения синергетического эффекта. Данный эффект проявляется в том новом, что приобретает экономическая система в резуль­тате того или иного коммуникационного взаимодействия.

Научно-техническая подсистема

Сбытовая подсистема

Коммуникационная подсистема

Производственная подсистема

Подсистема «Персонал»

Административная подсистема

Организация как система

Рисунок 3 - Взаимосвязь коммуникационной подсистемы с основными подсистемами предприятия [18]

Для управления коммуникации выступают как (таблица 3).:

  • среда управления - управление, по сути, протекает в рамках и по поводу сложившейся коммуникационной сети (с другой стороны, управление способно оказывать на эту среду непосредственное воздействие — проектиро­вать, формировать, развивать);
  • механизм управления — коммуникации выступают в качестве сред­ства, инструмента процесса управления, обеспечивая, во-первых, информа­ционные взаимодействия в управлении и удовлетворение информационных потребностей, во-вторых - процесс принятия и реализации решений. Реали­зация процесса управления, в том числе стратегического, невозможна без непрерывного получения и передачи информации;
  • инструмент развития кадрового и инновационного потенциала;
  • подлежащая экономической оценке категория - руководители должны сосредотачивать максимум усилий на взаимодействиях, приносящих наибольшую отдачу — в любом виде (финансовая выгода, рост благосклонно­сти общественности, благоприятный социальный климат и мн. др.) [19].

Таблица 3 - Двойственная природа организационных коммуникаций*


Организационные коммуникации как инструмент управления

1

2

Примеры управляемого влияния органи­зационных коммуникаций

Примеры неуправляемого влияния организа­ционных коммуникаций

  • организационные процессы
  • качество управленческой информации
  • уровень исполнения
  • синергетический эффект
  • эффект сетевого взаимодействия
  • слухи

Организационные коммуникации как объект управления

Примеры управляемого влияния на орга­низационные коммуникации

Примеры неуправляемого влияния на орга­низационные коммуникации

  • коммуникативная политика
  • выбор способа коммуникации
  • фильтрация информации
  • стимулирование обратной связи
  • схемы информационного взаимодейст­вия

структура предприятия, распределение прав и ответственности

  • традиции и ритуалы
  • неформальные связи

межличностные отношения

Организационные коммуникации как объект экономической оценки

Примеры количественно измеряемых со­ставляющих коммуникаций

Примеры количественно не измеряемых со­ставляющих организационных коммуника­ций

  • расходы на коммуникационные меро­приятия
  • прибыль от коммуникационных меро­приятий
  • синергетический эффект
  • невидимое преимущество
  • упущенная выгода

*Примечание – составлено автором на основе источника [20]

Все сказанное позволяет отнести коммуникации к стратегическим ре­сурсам предприятия, то есть к ресурсам, обладающим высокой значимостью для эффективного функционирования.

Коммуникации содержат управляемые и неуправляемые элементы, подлежащие и не подлежащие оценке, оказывающие влияние на систему управления и одновременно находящиеся в зависимости от нее.

Таким образом, коммуникации - сложное, неоднозначное явление, в самой природе которого заложены двойственность и противоречивость. С одной стороны, коммуникации - это потоки информации и технические средства их реализации, а с другой — взаимодействие между людьми и сред­ство влияния на поведение сотрудников и имидж организации, поэтому не­обходимо системное исследование коммуникационных процессов предпри­ятия.


2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОО «АЛМАТЫ-ФОТО»

2.1 Общие сведения о компании ТОО «Алматы-Фото»

Предприятие ТОО «Алматы-Фото» было создано для выпол­нения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребитель­ского спроса и получения прибыли. Оно самостоятельно осуществля­ет свою деятельность, использует прибыль, оставшуюся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Деятельность предприятия направлена на оказание различным слоям населения услуг фотосалона:

- изготовление в салоне черно-белых фотоснимков для документов;

- изготовление в салоне черно-белых и цветных художественных, в том числе комбинированных фотоснимков;

- изготовление вне салона черно-белых фотоснимков для документов/

Получение прибыли – одна из основных целей предприятия в рыночной экономике. Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности анализируемого предприятия показаны в таблице 6.

На основании данных таблицы 6 можно сделать вывод о том, что, не смотря на достаточно низкий коэффициент рентабельности продаж, процент роста прибыли находится на высоком уровне. Это объясняется увеличением объемов продаж. Однако немаловажное значение в финансовом результате имеют расходы предприятия, которые необходимо анализировать (таблица 4).

Исследуя темпы роста доходов и расходов от реализации товаров, работ, услуг мы видим, что соотношение доходов от реализации и себестоимость находится приблизительно в одном процентном соотношении, что является положительным результатом в сравниваемых периодах. Это говорит о том, что предприятие ведет правильную политику в области формирования запасов и ценообразования.

Таблица 4 – Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности ТОО «Алматы-Фото» за 2014-2016 гг., тыс. тенге*

Показатели

2014 г.

2015 г.

Темп роста, %

2016 г.

Темп роста, %

1

2

3

4

5

6

Доход от операционной деятельности

318016

407843

+28,2

589977

+44,7

Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг

281640

340525

+20,9

517521

+43,4

Расходы периода

27652

54301

+96,4

45930

+33,9

Прибыль от операционной деятельности

8724

13017

+49,2

26526

+103,8

Результат от прочей реализации

45

82

+82,2

270

+3,3

Прибыль до налогообложения

+8769

+13099

+49,4

+26796

+104,6

Прибыль после налогообложения

+5980

+9866

+65,0

+17931

+81,7

*Примечание – составлено автором на основе источника [27]