Файл: Организационные коммуникации в системе управления предприятием.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОММУНИКАЦИЯМИ
1.1 Организационные коммуникации в системе управления предприятием
1.2 Функции, цели, классификация коммуникаций
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОО «АЛМАТЫ-ФОТО»
2.1 Общие сведения о компании ТОО «Алматы-Фото»
2.2 Анализ коммуникационной системы ТОО «Алматы-Фото»
2.3 Диагностика эффективности коммуникаций в управлении персоналом ТОО «Алматы-Фото»
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ТОО «АЛМАТЫ-ФОТО»
3.2 Коммуникационные проблемы, оказывающие наибольшее влияние на управление
Автор подчеркивает важность правильно выбранного способа донесения стратегических целей до персонала: «люди, которые занимаются доведением целей, обязательно должны участвовать в обсуждении стратегии с тем, чтобы прежние установки были заменены на новые и появилась внутренняя убежденность в необходимости нового курса действий» [10, с. 179]. Целями организационных коммуникаций принято считать:
а) обеспечение обмена информацией;
б) совершенствование межличностных отношений;
в) создание информационных каналов для обмена информацией; г) регулирование и рационализацию информационных потоков [11]. Цели коммуникаций, как и функции, носят двунаправленный характер, что обусловлено двойственной природой организационных коммуникаций.
Существует множество классификаций организационных коммуникаций. Традиционно выделяют следующие их виды:
а) по направлению движения информации - горизонтальные, вертикальные, диагональные;
б) по месту осуществления — внешние, внутренние;
в) по источнику регулирования - формальные, неформальные. В целях настоящего исследования целесообразно дополнить существующие классификации. Для уточнения роли и места коммуникационной составляющей в процессе управления, в том числе стратегического, предлагаем классифицировать коммуникации по этапу управленческого цикла.
В целях исследования целесообразно классифицировать коммуникации по месту в системе управления:
а) коммуникации, протекающие в управляющей подсистеме;
б) коммуникации между управляющей и управляемой подсистемами;
в) коммуникации в управляемой подсистеме;
г) коммуникации между управляющей системой и внешним окружением;
д) коммуникации между управляемой системой и внешним окружением (рисунок 2).
На одном уровне управления преобладают горизонтальные коммуникации, восходящие и нисходящие потоки возникают в случае взаимодействия между различными уровнями управления.
Высшее руководство
Средний уровень управления
Оперативный уровень
Коммуникации в управляемой подсистеме
Коммуникации управляемой подсистемы с внешним окружением
Коммуникации между управляющей подсистемой и внешним окружением
Рисунок 2 - Виды коммуникаций по отношению к системе управления [12]
Для руководителей разных уровней управления коммуникационная составляющая деятельности может варьироваться. В среднем от 50 до 90% времени руководителя приходится на коммуникации [12, с. 166].
В литературе называются типичные проблемы для межличностных и организационных коммуникаций и варианты их решения (таблица 2).
Множественность коммуникационных процессов и различный характер их влияния на деятельность предприятия требуют применения системного подхода. По мнению Э. Хандамовой, «рассматривать коммуникационный процесс и его производные категории («коммуникационное пространство», «коммуникационное поле», «коммуникационный ресурс» и др.) следует лишь в рамках целостного системного подхода».
Таблица 2 - Наиболее распространенные коммуникационные проблемы*
Вид коммуникаций |
Возможные проблемы |
Варианты решения |
1 |
2 |
3 |
Межличностные |
|
Обучение навыкам активного слушания, получения и предоставления обратной связи, пользования техническими средствами коммуникации на тренингах и семинарах |
Организационные |
6) особенности организационной структуры |
Управление каналами, учет особенностей структуры, снижение количества уровней управления |
7) информационная перегруженность |
Квалифицированные секретари, информационно-аналитическая работа, выявление информационных потребностей |
|
8) фильтрация информации |
Санкции за сознательное искажение информации, создание атмосферы доверия и сотрудничества |
|
9) информационное обслуживание |
Обеспечение необходимыми техническими средствами и каналами коммуникаций |
|
*Примечание – составлено автором на основе источника [15] |
По мнению А. Орлова, коммуникационная система состоит из социально обусловленной внешней и внутренней среды и указывает на объективность внешней и субъективность внутренней коммуникационной среды. Все элементы коммуникационной системы связаны друг с другом, отсутствие связи исключает элемент из системы [16, с. 6]. Э. Роджерс предложил концепцию определения границы экономической системы коммуникационными потоками: по его мнению, «элементы данной системы более тесно связаны друг с другом, чем с объектами, расположенными во внешней среде» [17, с. 66].
С позиции системного подхода коммуникации целесообразно рассматривать как сложную динамичную систему, представляющую собой одну из подсистем предприятия (рисунок 3).
Анализ взглядов специалистов в области управления коммуникациями позволяет сделать вывод, что коммуникации для предприятия в целом - это:
- формирующая подсистема для большинства составляющих деятельности — коммуникационные процессы находятся в тесной взаимозависимости с организационной структурой, культурой, стратегией. Особенности коммуникаций во многом определяют не только построение организации (что особенно справедливо для получающих все большее распространение горизонтальных структур), но и в формировании, развитии и распространении организационной культуры, а также миссии и целей;
- инструмент интеграции экономической системы, обеспечивающий внутреннюю целостность и согласованность функционирования отдельных элементов и подсистем и придающий целенаправленность деятельности;
- средство обеспечения синергетического эффекта. Данный эффект проявляется в том новом, что приобретает экономическая система в результате того или иного коммуникационного взаимодействия.
Научно-техническая подсистема
Сбытовая подсистема
Коммуникационная подсистема
Производственная подсистема
Подсистема «Персонал»
Административная подсистема
Организация как система
Рисунок 3 - Взаимосвязь коммуникационной подсистемы с основными подсистемами предприятия [18]
Для управления коммуникации выступают как (таблица 3).:
- среда управления - управление, по сути, протекает в рамках и по поводу сложившейся коммуникационной сети (с другой стороны, управление способно оказывать на эту среду непосредственное воздействие — проектировать, формировать, развивать);
- механизм управления — коммуникации выступают в качестве средства, инструмента процесса управления, обеспечивая, во-первых, информационные взаимодействия в управлении и удовлетворение информационных потребностей, во-вторых - процесс принятия и реализации решений. Реализация процесса управления, в том числе стратегического, невозможна без непрерывного получения и передачи информации;
- инструмент развития кадрового и инновационного потенциала;
- подлежащая экономической оценке категория - руководители должны сосредотачивать максимум усилий на взаимодействиях, приносящих наибольшую отдачу — в любом виде (финансовая выгода, рост благосклонности общественности, благоприятный социальный климат и мн. др.) [19].
Таблица 3 - Двойственная природа организационных коммуникаций*
Организационные коммуникации как инструмент управления |
|
1 |
2 |
Примеры управляемого влияния организационных коммуникаций |
Примеры неуправляемого влияния организационных коммуникаций |
|
|
Организационные коммуникации как объект управления |
|
Примеры управляемого влияния на организационные коммуникации |
Примеры неуправляемого влияния на организационные коммуникации |
структура предприятия, распределение прав и ответственности |
межличностные отношения |
Организационные коммуникации как объект экономической оценки |
|
Примеры количественно измеряемых составляющих коммуникаций |
Примеры количественно не измеряемых составляющих организационных коммуникаций |
|
|
*Примечание – составлено автором на основе источника [20] |
Все сказанное позволяет отнести коммуникации к стратегическим ресурсам предприятия, то есть к ресурсам, обладающим высокой значимостью для эффективного функционирования.
Коммуникации содержат управляемые и неуправляемые элементы, подлежащие и не подлежащие оценке, оказывающие влияние на систему управления и одновременно находящиеся в зависимости от нее.
Таким образом, коммуникации - сложное, неоднозначное явление, в самой природе которого заложены двойственность и противоречивость. С одной стороны, коммуникации - это потоки информации и технические средства их реализации, а с другой — взаимодействие между людьми и средство влияния на поведение сотрудников и имидж организации, поэтому необходимо системное исследование коммуникационных процессов предприятия.
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ТОО «АЛМАТЫ-ФОТО»
2.1 Общие сведения о компании ТОО «Алматы-Фото»
Предприятие ТОО «Алматы-Фото» было создано для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли. Оно самостоятельно осуществляет свою деятельность, использует прибыль, оставшуюся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Деятельность предприятия направлена на оказание различным слоям населения услуг фотосалона:
- изготовление в салоне черно-белых фотоснимков для документов;
- изготовление в салоне черно-белых и цветных художественных, в том числе комбинированных фотоснимков;
- изготовление вне салона черно-белых фотоснимков для документов/
Получение прибыли – одна из основных целей предприятия в рыночной экономике. Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности анализируемого предприятия показаны в таблице 6.
На основании данных таблицы 6 можно сделать вывод о том, что, не смотря на достаточно низкий коэффициент рентабельности продаж, процент роста прибыли находится на высоком уровне. Это объясняется увеличением объемов продаж. Однако немаловажное значение в финансовом результате имеют расходы предприятия, которые необходимо анализировать (таблица 4).
Исследуя темпы роста доходов и расходов от реализации товаров, работ, услуг мы видим, что соотношение доходов от реализации и себестоимость находится приблизительно в одном процентном соотношении, что является положительным результатом в сравниваемых периодах. Это говорит о том, что предприятие ведет правильную политику в области формирования запасов и ценообразования.
Таблица 4 – Анализ уровня и динамики показателей финансовых результатов деятельности ТОО «Алматы-Фото» за 2014-2016 гг., тыс. тенге*
Показатели |
2014 г. |
2015 г. |
Темп роста, % |
2016 г. |
Темп роста, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доход от операционной деятельности |
318016 |
407843 |
+28,2 |
589977 |
+44,7 |
Себестоимость реализованных товаров, работ, услуг |
281640 |
340525 |
+20,9 |
517521 |
+43,4 |
Расходы периода |
27652 |
54301 |
+96,4 |
45930 |
+33,9 |
Прибыль от операционной деятельности |
8724 |
13017 |
+49,2 |
26526 |
+103,8 |
Результат от прочей реализации |
45 |
82 |
+82,2 |
270 |
+3,3 |
Прибыль до налогообложения |
+8769 |
+13099 |
+49,4 |
+26796 |
+104,6 |
Прибыль после налогообложения |
+5980 |
+9866 |
+65,0 |
+17931 |
+81,7 |
*Примечание – составлено автором на основе источника [27] |