Файл: Аккредитивная форма расчетов по экспортным и импортным операциям.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Применение документарных аккредитивов в практике  международных расчетов ПАО «Алроса»

ПАО «Алроса» занимает первое место в мире по добыче алмазов и обладает крупнейшими на планете запасами алмазного сырья[45]. Только в 2016 г. компанией добыто 37 358 тысяч карат алмазов и реализовано алмазной продукции на сумму 4 339 млн. долл., из которых 89%, или 3 857 млн. долл., составляет непосредственно экспортная вы­ручка. Развитие компании характеризуется положитель­ными тенденциями: ее экспортная выручка за 2016 г. возросла на 30%[46], а к 2019 г. благодаря действую­щим месторождениям и новым проектам планирует­ся рост добычи алмазного сырья свыше 41 млн. карат[47]. Компанией заключены десятки контрактов с фирмами из США, Китая, Индии, Саудовской Аравии, Канады, Австралии и других стран, что обусловливает активное использование форм международных расче­тов. Отлаженная система партнерства – один из важней­ших факторов конкурентоспособности компании.

В своей деятельности ПАО «Алроса» использует, в основном, следующие формы международных расчетов: банковский перевод, документарное инсассо, документарный аккредитив.

Аккредитивная форма в международных расчетах российских экспортеров используется достаточно широко, поскольку аккредитив гарантирует своевременное получение экспортной выручки и таким образом максимально отвечает интересам поставщиков.

Экспортный аккредитив имеет ряд преимуществ для ПАО «Алроса»:

  • снижаются коммерческие и финансовые риски, так как платеж за алмазное сырье гарантирован;
  • нет необходимости предоставлять товарный кредит иностранному покупателю;
  • компания может получить оплату за алмазное сы­рье в достаточно короткие сроки;
  • в рамках аккредитива иностранному покупателю может быть предоставлена отсрочка платежа;
  • повышается надежность и безопасность платежа.

Схема аккредитивной формы расчетов представлена на примере экспортно-импортной сделки между ПАО «Алроса» и его партнером – европейской компанией по производству алмазов «Trau Bros», г. Антверпен, Бельгия (рисунок 2).


Рисунок 2. Аккредитивная форма расчетов

ПАО «Алроса» и «Trau Bros» являются партнерами несколько лет, и их сотрудничество основывается на срочном контракте на поставку алмазного сырья. Проведению расчетов, как правило, предшествует фор­мирование ПАО «Алроса» графика поставок с ука­занием предварительного количества алмазного сырья, который согласовывается с покупателем до начала пе­риода поставки.

На рисунке 2 цифрами обозначены следующие действия участников процесса расчетов:

1 – импортер Trau Bros Со подает заявление в свой банк – ING Antwerpen Mechelsesteenw на открытие аккредитива в пользу экспортера «Алроса»;

2 – ING Antwerpen Mechelsesteenw (банк-эмитент) оформляет аккредитив и тем самым гарантирует платеж компании «Алроса» при соблюдении ею необходимых требований к документам. Извещает авизующий АО «Райффайзенбанк» об открытии аккредитива;

3 – АО «Райффайзенбанк» информирует ПАО «Алроса» об открытии аккредитива в ее пользу;

4 – ПАО «Алроса» отгружает товар импортеру и готовит комплект документов;

5 – ПАО «Алроса» предоставляет комплект отгрузочных документов в АО «Райффайзенбанк»;

6 – авизующий АО «Райффайзенбанк» предоставляет в ING Antwerpen Mechelsesteenw комплект документов, подтверждающих отгрузку товара;

7 – после проверки банковм-эмитентом документов АО «Райффайзенбанк» списывает средства с корреспондентского счета банка-эмитента ING Antwerpen Mechelsesteenw, и эти средства зачисляются на счет ПАО «Алроса»;

8 – в зависимости от типа аккредитива средства со счета импортера Trau Bros Со списываются либо при открытии аккредитива, либо в момент оплаты;

9 – документы по аккредитиву передаются Trau Bros Со;

10 – Trau Bros Со получает товар и вступает в права владения алмазным сырьем.

Платежи по данному контракту осуществляются в форме безотзывного документарного аккредитива, открытого импортером в течение трех рабочих дней до начала месяца поставки на полную оценочную стоимость отгружаемого товара. Срок действия аккредитива – 75 дней с даты открытия. Банковская комиссия, связанная с открытием аккредитива, уплачивается на территории России экспортером, то есть ПАО «Алроса», за пределами страны – за счет импортера.

Несмотря на свои удобство и надежность, аккредитив считается наиболее сложной формой расчетов, поскольку получение платежа связано с необходимостью правильного и своевременного оформления экспортных отгрузочных документов и предоставления их в банк. Предъявляя жесткие требования к документам с точки зрения соответствия их условиям аккредитива, банки тем самым защищают интересы импортеров, поскольку действуют на основании их инструкций.


Выводы

Аккредитив – одна из наи­более предпочтительных форм расчетов в рамках меж­дународных платежных систем, и ими активно пользу­ются ведущие российские предприятия, ориентирован­ные на экспорт.

Однако, несмотря на рост интернет-банков, и увеличение количества банковских операций, совершаемых через интернет, документарные аккредитивные операции все еще не получили должного развития. Но постепенно участники ВЭД осваивают общепринятые международные правила ведения расчетов, укрепляются позиции России и российских банков в международной торговле. По мере этого растет интерес клиентов банка к документарным операциям.

Несмотря на свои удобство и надежность, аккредитив считается наиболее сложной формой расчетов, поскольку получение платежа связано с необходимостью правильного и своевременного оформления экспортных отгрузочных документов и предоставления их в банк. Предъявляя жесткие требования к документам с точки зрения соответствия их условиям аккредитива, банки тем самым защищают интересы импортеров, поскольку действуют на основании их инструкций.

Глава 3. Направления совершенствования аккредитивной

Формы международных расчетов в российской экспортно-импортной деятельности

В настоящее время, как сотрудники банков, так и компании находят в аккредитиве уязвимые места. Это, например, отгрузка товара на меньшую стоимость или худшего качества, подделка документов на отгрузку, несколько выпущенных счетов на одну и ту же отгруженную партию товара, обязательность наличия в компании высококлассных специалистов, которые «документарно» подготовлены и представляют себе критерии проверки документов и особенности их составления, субъективность банков при проверке документов[48].

В связи с этим участники внешнеторговой деятельности стремятся найти замену традиционному документарному аккредитиву. Как возможная альтернатива сейчас рассматривается несколько инструментов, среди которых хотелось бы выделить электронный аккредитив. Эти относительно новое платежное средство уже унифицированы: МТП выпустила в дополнение к UCP600 версию правил для электронного представления документов, eUCP (The Supplement to the Uniform Customs and Practice for Documentary Credits for Electronic Presentation).


Электронный аккредитив отличается от традиционного тем, что весь обмен документами происходит не на бумажных носителях, направляемых через курьерские службы, а посредством электронных каналов связи. Сама технология проверки документов не сильно отличается от уже привычной. Банк, получивший документы на электронных носителях распечатывает их и проверяет на соответствие условиям аккредитива, точно так же, как делал бы с обычным документарным аккредитивом. При разработке электронных систем специалисты сделали акцент на электронную цифровую подпись (ЭЦП).

ЭЦП используется физическими и юридическими лицами в качестве аналога собственноручной подписи для придания электронному документу юридической силы, равной юридической силе документа на бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью правомочного лица и скрепленного печатью[49].

Однако вся эта система с использованием цифровых подписей эффективна лишь в том случае, когда код доступа к электронной подписи известен только ответственному исполнителю, выпускающему документы. Однако на практике часто бывает, что сотрудники, не причастные к отправке сообщений, получали ключ без особого труда, тем более что часто ЭЦП хранится на USB-носителе или на «таблетке» Touch Memory.

Получив доступ к физическому носителю ЭЦП, можно легко подписать любой документ.

Как было сказано выше, международная торгово-промышленная палата выпустила в дополнение к UCP600 версию правил для электронного представления документов, eUCP. Это документ, состоящий из 12 статей. Положения eUCP не изменяют UCP 600, а дополняют его и могут использоваться как в случае применения только электронных документов, так и при использовании таких документов совместно с бумажными.

Услуги Электронного аккредитива обеспечивают заключение договоров между участниками сделки в электронной форме с использованием интернет-технологий и соблюдением всех условий, необходимых для юридического признания данных документов. Использование Электронного аккредитива значительно сокращает сроки оформления сделок для территориально удаленных контрагентов, за счет использования электронных договоров купли-продажи. Отпадает необходимость проходить через длительную процедуру открытия аккредитива в банке.

Договор заключается в электронном виде и скрепляется ЭЦП контрагентов. Все документы подписываются ЭЦП, подлинность которой легко проверить. Документы, выписываемые сторонними организациями, также подписываются ЭЦП. Это могут быть страховые, транспортные документы (коносамент, CMR, авианакладная).


Таким образом, снижается время на пересылку документов, риск их потери при транспортировке и, что также крайне важно, сокращаются издержки. В среднем, пересылка одного комплекта документов на бумажных носителях обходится сторонам аккредитива в 75-100 долларов США и занимает от 3 до 7 дней при нормальных условиях. А если представить, что по условиям аккредитива разрешены частичные отгрузки, то количество представлений по одному аккредитиву может достигать нескольких десятков.

Электронный аккредитив позволяет избежать этих расходов, а также быстрее получить денежные средства по аккредитиву. Также выпуск документов на электронных носителях позволяет уменьшить количество ошибок/опечаток, риск мошенничества при их составлении и потери при пересылке. Обозначение страны SA (Саудовская Аравия) сотрудником DHL было ошибочно понято как сокращение от USA (США), туда и отправились документы из РФ со всеми вытекающими последствиями.

Благодаря электронному аккредитиву обязательство становится более прозрачным и может быть выпущено на меньший срок, за счет чего снизится комиссия за открытие аккредитива, так как в большинстве случаев размер комиссии зависит от срока действия обязательства банка.

Учитывая весомый процент отказов банка в платеже при первом представлении документов (около 70-80%), можно выявить еще одно преимущество электронного представления. Электронный документ гораздо быстрее исправить, если в нем обнаружены критические неточности, из-за которых он не может быть исполнен. Все стороны по электронному аккредитиву должны иметь доступ к безопасной онлайн-платформе, на которой технически возможно электронное представление документов и их проверка. В мире существует несколько компаний (например, GlobalTrade Corporation, essDOCS и The Bolero Ecosystem), которые предлагают подобные услуги.

Из зарубежных банков электронный аккредитив предлагают такие банки, как The Royal Bank of Scotland, HSBC, China CITIC Bank, Agricultural Bank of China и другие.

Необходимо, однако, отметить, что в России подобный вид аккредитива еще не развит и не пользуется большим спросом.

Еще одной особенностью, наблюдаемой в российских компаниях, является то, что в настоящее время не все готовы переходить на электронный документооборот. Некоторых организации до сих пор предпочитают иметь дело с документами, которые скреплены живыми подписями и печатями.

Далее, остается вопросом, по каким каналам связи электронные, подписанные ЭЦП документы попадут из банка получателя в исполняющий банк, а оттуда уже в банк-эмитент и, наконец, Плательщику. Конечно, файл с документами можно отправить по электронной почте, но, в соответствии с политикой безопасности многих компаний и банков, это незащищенный канал связи, и по нему категорически запрещено отправлять документы, содержащие конфиденциальную информацию.