Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Финансовое оздоровление).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законом установлена обязательная письменная форма мирового соглашения (п. 1 ст. 155 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ч. 1 ст. 140 АПК РФ).

По своему содержанию мировое соглашение в процедурах несостоятельности (банкротства) представляет собой уступку со стороны конкурсных кредиторов, участвующих в заключении мирового соглашения, которая согласно абз. 2 п. 1 ст. 156 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» выражается в прекращении существующего обязательства посредством отступного, прощения долга, новации, обмена требований на доли в уставном капитале должника, обмена требований на акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, и т.п[42].

Уполномоченные органы также выступают участниками мирового соглашения, однако они не обладают, в отличие от конкурсных кредиторов, свободой в распоряжении своими правами. Законодатель предусматривает включение в содержание мирового соглашения положений об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей (абз. 3 п. 1 ст. 156)[43]. При этом условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, не должны противоречить требованиям законодательства об обязательных платежах[44].

Отмена определения об утверждении мирового соглашения, согласно п. 1 ст. 163 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", является основанием для возобновления производства по делу о несостоятельности (банкротстве) на той его стадии, в которой было заключено мировое соглашение. О возобновлении производства арбитражный суд, рассматривающий дело о несостоятельности (банкротстве) должника, выносит постановление, которое вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в апелляционном, кассационном и надзорном порядке[45].

Глава 3. Особенности несостоятельности (банкротства) отдельных категорий юридических лиц

3.1.Банкротство градообразующих организаций


Особую категорию должников составляют градообразующие организации. Законодатель учитывает особенности российской экономики, в которой особое место занимают моногорода.

В ст. 169 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлены критерии определения статуса юридического лица как градообразующей организации. Во-первых, градообразующими организациями признаются такие, численность работников которых составляет не менее 25% работающего населения соответствующего населенного пункта. Во-вторых, правила признания несостоятельными градообразующих организаций распространяются также на иные юридические лица, численность работников которых превышает 5 тыс. человек.

Расчет процентного соотношения работников юридического лица к численности работающего населения производится исходя из общего количества работников организации по месту нахождения юридического лица.

Юридическое лицо, которое имеет структурные подразделения, может быть признано градообразующим по месту нахождения структурных подразделений, если его структурные подразделения являются градообразующими в том населенном пункте, где они расположены. В письме Министерства финансов РФ от 8 февраля 2007 г. N 03-0306/1/71 указывается, что статус градообразующей организации применяется к организации в целом и не может применяться к обособленным подразделениям. Лицом, участвующим в деле о банкротстве градообразующей организации, признается орган местного самоуправления, представляющий интересы соответствующего муниципального образования. Кроме того, арбитражный суд также вправе привлечь в качестве лиц, участвующих в деле, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 170).

Внешнее управление над имуществом градообразующей организации может быть введено по усмотрению арбитражного суда, если собранием кредиторов не принято решения об обращении с ходатайством к арбитражному суду о введении процедуры внешнего управления, при наличии оснований для восстановления платежеспособности должника.

С ходатайством о введении процедуры внешнего управления вправе обратиться орган местного самоуправления, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ при условии предоставления поручительства[46].

Поручительство по обязательствам неплатежеспособной градообразующей организации может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов (абз. 2 п. 1 ст. 171).


В этом случае поручитель определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего.

При введении процедуры внешнего управления под поручительство публичного образования на него согласно п. 3 ст. 171 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» возложена субсидиарная ответственность по обязательствам градообразующей организации перед ее кредиторами.

Поручитель отвечает по обязательствам должника в том же объеме, как и должник (п. 2 ст. 363 ГК РФ). В п. 1 ст. 173 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что поручитель отвечает не только за гражданско-правовые денежные обязательства должника, но также за обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Предоставление поручительства публичным образованием регулируется не только ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», но и ГК РФ, Бюджетным кодексом РФ.

Поручительство оформляется в письменной форме; в нем должны быть указаны сумма долга градообразующей организации по денежным обязательствам и обязательным платежам, а также график погашения задолженности перед кредиторами. Обязательства публичного образования по поручительству должны быть включены в бюджет на дату предоставления поручительства[47].

Требование к поручителю градообразующей организации может быть предъявлено, если не исполнены требования кредиторов и уполномоченных органов в порядке и сроки, предусмотренные графиком погашения задолженности. В этом случае кредиторы и уполномоченные органы вправе предъявить поручителю требование о взыскании суммы долга в исковом производстве.

Требование к поручителю может быть предъявлено и в случае, если должник основного обязательства признан банкротом[48]. Нарушение поручителем обязательств перед кредиторами, обладающими 1/3 требований всех кредиторов к должнику, включенных в реестр требований кредиторов, может быть основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления или внешнего управления градообразующей организации и введения процедуры конкурсного производства (п. 5 ст. 173).

Процедура финансового оздоровления или внешнего управления может быть продлена не более чем на год по ходатайству органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Продление срока процедур санации допускается при предоставлении публичными образованиями поручительства по денежным обязательствам и публичным обязанностям градообразующей организации. Правила предоставления поручительства, установленные бюджетным законодательством, должны быть соблюдены и в этом случае.


Публичное образование вправе произвести расчеты с кредиторами в любое время в процедуре финансового оздоровления или внешнего управления или прекратить обязательства способами, предусмотренными ГК РФ, и погасить требования об уплате обязательных платежей. Расчеты производятся в порядке очередности, установленной ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». После удовлетворения требований производство по делу подлежит прекращению.

Продажа предприятия градообразующей организации производится в процедуре внешнего управления или конкурсного производства.

По ходатайству органа местного самоуправления, а также привлеченного к участию в деле федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ существенным условием договора купли-продажи предприятия может стать сохранение рабочих мест не менее чем для 50% работников градообразующего предприятия на срок, не превышающий трех лет. Указанные органы вправе предложить иные условия договора купли-продажи предприятия градообразующей организации.

Продажа предприятия может производиться при наличии ходатайства органов власти на торгах в форме конкурса.

Неисполнение покупателем предприятия условий конкурса влечет расторжение договора купли-продажи по заявлению органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ. После расторжения договора покупателю возмещаются цена предприятия и затраченные им инвестиции из средств соответствующего бюджета, а само предприятие подлежит передаче в собственность муниципального образования (п. 3 ст. 175)[49].

Продажа имущества градообразующей организации по частям допускается, если предварительно был соблюден порядок продажи предприятия, однако его продажа не была произведена.

3.2.Банкротство сельскохозяйственных организаций

В п. 1 ст. 177 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» легальное определение сельскохозяйственной организации для цели применения к ней норм ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Под сельскохозяйственной организацией понимается юридическое лицо, основными видами деятельности которого являются: а) производство или б) производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% от общей суммы выручки. Правила несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций применяются также к рыболовецким артелям (колхозам) при условии, что выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет у них не менее 70% от общей суммы выручки. Среди сельскохозяйственных организаций следует назвать и крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие статус юридического лица (ст. 86.1 ГК РФ).


Для сельскохозяйственных организаций установлены иные признаки неплатежеспособности. Так, п. 5 ст. 177 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» установлено, что возбуждение дела о несостоятельности сельскохозяйственной организации допускается, если ее задолженность составляет не менее чем 500 тыс. руб.

Поскольку сельскохозяйственное производство носит сезонный характер, зависит от природно-климатических условий, постольку при введении процедур несостоятельности указанные обстоятельства учитываются при анализе финансового состояния должника, при определении срока санации в процедурах финансового оздоровления и внешнего управления.

Продажа имущества сельскохозяйственной организации имеет некоторые особенности, связанные с публичным интересом в сохранении предприятия сельскохозяйственного производителя.

Во-первых, сельскохозяйственное предприятие должно быть выставлено на торги.

Во-вторых, если предприятие не было продано на торгах, то конкурсный управляющий должен выставить на торги единым лотом производственно-технологический комплекс должника, под которым понимается имущество, используемое для производства, хранения, переработки, реализации сельскохозяйственной продукции.

В-третьих, при невозможности продажи единым лотом производственно-технологического комплекса должника конкурсный управляющий вправе продать имущество сельскохозяйственной организации по частям посредством публичного предложения. Преимущественным правом покупки имущества обладают владельцы земельных участков, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, участки которых непосредственно прилегают к земельным участкам должника, а при их отсутствии - местные сельскохозяйственные организации, КФХ, а также субъект РФ или муниципальное образование. Конкурсный управляющий обязан уведомить соседние сельскохозяйственные организации о продаже предприятия, а также опубликовать информацию о продаже предприятия, имущества должника в печатном органе по месту нахождения должника с указанием начальной цены продажи[50].

Отметим, что ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривается введение процедур несостоятельности в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств. Но социально-экономическая значимость этой формы ведения бизнеса требует дополнительных правовых средств для стабилизации их экономического положения. Необходимо введение комплексной системы антикризисного управления с целью сохранения потенциала сельскохозяйственного товаропроизводителя.