Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРУКТУР ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРУКТУР ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Виды организационных структур службы маркетинга
1.2 Системы маркетинговой интеграции
Глава 2 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ предприятия ОАО «Хлебозавод № 5»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хлебозавод № 5»
2.2 Анализ организационной структуры предприятия и ее эффективности
Глава 3 проектирование организационной маркетинговой структуры предприятия
Рис. 3.3 Региональная организация службы маркетинга.
Руководитель службы маркетинга
Управляющий маркетингом рынка А
Управляющий маркетингом рынка Б
Управляющий маркетингом рынка В
Наиболее сложными являются матричные структуры. В них маркетинговые программы, изначально выделяемые на базе товарного или рыночного подходов, находятся под двойным контролем: управляющие по товарам отвечают за планирование и организацию их сбыта, а управляющие по рынкам – за развитие рынков для существующих и новых товаров согласно рисунку 3.4.
Такая организационная структура, несмотря на высокую потенциальную эффективность, требует хорошей перекрестной координации всех управленческих звеньев в условиях постоянно возникающих противоречий.
Руководитель службы маркетинга
Управляющий маркетингом рынка Б
Управляющий
маркетингом
товара Б
Управляющий
маркетингом
товара А
Управляющий маркетингом рынка А
Рис. 3.3 Матричная организация службы маркетинга.
На сегодняшний день на КУП «Минскхлебпром» существует организационная структура управления маркетингом рис.3.5.
Генеральный директор КУП «Минскхлебпром»
Первый заместитель генерального директора
Заместитель генерального директора по коммерческим вопросам
Коммерческая служба маркетинга
Магазины фирменной торговли
Директор хлебозавода
Участок сбыта готовой продукции
Отдел маркетинга и сбыта
Рис. 3.5 Существующая организационная структура управления
маркетингом КУП «Минскхлебпром».
У данной структуры выявлен ряд недостатков, основным из которых является разобщенность интересов структурных подразделений в реализации продукции – каждое структурное подразделение реализует только свою продукцию независимо от товарных рынков.
В целях повышения эффективности управления товарной политикой в комплексе маркетинговой деятельности КУП «Минскхлебпром» предлагается усовершенствованная организационная структура службы маркетинга КУП «Минскхлебпром» согласно рисунку 3.6, позволяющая оперативно осуществлять эффективное планирование товарной политики.
Рис. 3.5 Рекомендуемая организационная структура управления маркетингом и продажами КУП «Минскхлебпром».
Магазины фирменной торговли
Генеральный директор
Специалист по связям с общественностью
Специалист по мерчандайзингу
Специалист по брэнд-менеджменту
Начальник бюро реализации коммуникативной политики
Маркетолог
Начальник бюро реализации товарной политики
Начальник бюро реализации ценовой политики
Специалист по маркетингу
Начальник бюро маркетинговых исследований
Начальник отдела маркетинга
Руководитель группы продаж по г. Минску
Начальник цеха тары
Начальник цеха готовой продукции
Начальник отдела продаж
Заместитель генерального директора по маркетингу
Из организационной структуры, представленной выше, видно, что маркетинговые функции на предприятии одновременно выполняют два отдела – отдел маркетинга, отдел продаж.
Достоинства данной организационной структуры для КУП «Минскхлебпром» заключаются в следующем:
- эффективность, так как руководство принимает решения за минимальный промежуток времени;
- ясность и высокая стабильность, т.к. каждый специалист четко осознает задачи, стоящие перед ним и несет ответственность за их качественное и своевременное решение;
- в торговой сети в одинаковой степени представляется продукция всех хлебозаводов, т.е. отсутствует внутренняя конкуренция.
Такую организационную структуру рекомендуется создать в конце года, что позволит осуществить как текущее, так и стратегическое планирование с высокой степенью точности.
Разработанная концепция системы управления оказывает влияние на реализацию мероприятий стратегии развития КУП «Минскхлебпром», обеспечивая всем сотрудникам возможность принимать участие в процессе принятия решения. Существуют количественные методы определения зависимости между конечным результатом, достигнутым фирмой, и производительностью аппарата управления:
В литературе предлагаются количественные методы определения зависимости между конечным результатом, достигнутым фирмой, и производительностью аппарата управления, которая определяется отношением количества произведенной продукции, приходящейся на одного работника аппарата управления.
1. Коэффициент эффективности организационной структуры управления
Кэ = Рп /Зу=2894325000/3236413955=0,8943,
где Рп – конечный результат (эффект), полученный от функционирования оргструктуры управления;
Зу – затраты на управление (фонд заработной платы, расходы на содержание помещений, приобретение и ремонт средств оргтехники, прием и передачу управленческой информации).
2. Можно рассчитать соответствие звеньев проектируемой оргструктуры звеньям эталонной оргструктуры (коэффициент звенности):
Кзв = Пзв.ф/Пзв.о=43/45=0,955,
где Пзв.ф – количество звеньев существующей оргструктуры;
Пзв.о – оптимальное количество звеньев оргструктуры.
3. Коэффициент дублирования функций
Кд = Коз /Кн=40/90=0,44,
где Коз – количество работ, закрепленных за несколькими подразделениями;
Кн – количество работ по утвержденным положениям (нормативное).
4. Коэффициент надежности системы управления
Кнад = 1 – Кн /Кобщ=1-17/126=0,865,
где Кн – количество нереализованных решений;
Кобщ – общее количество решений, принятых в подразделении.
Данный коэффициент показывает, что для более эффективной работы предприятию необходимо ввести еще одно звено маркетинга в существующей структуре.
Все мероприятия по реализации стратегии организации можно представить в виде таблицы 3.1.
Таблица 3.1 - Мероприятия по реализации стратегии организации и эффективность их проведения
Наименование мероприятий по реализации стратегии организации |
Методы осуществления мероприятий |
Достигаемые цели (задача) |
Показатели эффективности, характеризующие результат |
1. Внедрение новых видов продукции |
Применение новых рецептур |
Вывод новой продукции на рынок |
Увеличение прибыли на 30% |
2. Проведение рекламных компаний |
Маркетинговые исследования |
Повышение информации на рынке о продукции |
Углубление знания рынка |
3. Обновление системы контроля качества продукции |
Внедрение новых технологий производства |
Выпуск более качественной продукции |
Возможность выхода на рынки СНГ |
4. Повышение квалификации сотрудников |
Участие в семинарах по повышению квалификации |
Способность сотрудников продвигать товар на рынке |
Повышение объемов продаж до 15% |
5. Повышение конкурентоспособности товара |
Определение позиции товаров конкурентов |
Получение информации о конкурентах |
Успешная борьба на рынке с конкурентами |
6. Участие в международных выставках |
Взаимодействие с международными организациями |
Заключение договоров с международными покупателями |
Более широкие масштабы деятельности |
Итогом реализации новой структуры будет улучшение качественных показателей: способность привлечь высококвалифицированных менеджеров; расширение объема услуг клиентам; углубление знания рынка; использование потенциальных возможностей.
Заключение
Предприятие может строить свое управление исходя из разных концепций – финансовой (просчитывая наиболее оптимальные сферы расходов и инвестиций), конкурентной (вытесняя любыми способами конкурента с рынка), товарной (улучшая качественные показатели своей продукции) и др., однако в настоящее время наибольший эффект в управлении дает маркетинговая концепция, ориентированная на выяснение и удовлетворение запросов потребителей определенного целевого рынка.
Большинство специалистов рассматривают управление маркетингом как практическое осуществление тщательно продуманной интегрированной политики предприятия на рынке. Сюда включаются анализ, планирование и проведение мероприятий, направленных на достижение определенных целей на рынке. Управление маркетингом обеспечивает, во-первых, целевую ориентацию рыночной деятельности предприятия, связанную, прежде всего с удовлетворением общественных и личных потребностей. Во-вторых, комплексность этой деятельности, выражающейся в стройном технологическом процессе от замысла товара до его воплощения. В-третьих, позволяет учитывать перспективу в совершенствовании товарного ассортимента в соответствии с потребностями и условиями потребления.
Следует отметить, что организация маркетинга на предприятии - это не формальное выделение специального подразделения, а, прежде всего рыночная переориентация в его деятельности, переход от традиционной ориентации на требования производства к ориентации на требования рынка. Как показывает опыт, служба маркетинга на предприятии формируется не сразу, а поэтапно, постепенно объединяя в себе основные функции маркетинга, до сих пор рассредоточенные по разным подразделениям (изучение рынка, формирование ассортимента, торговля и ценовая политика, реклама и т.д.).
В конкурентной, быстро меняющейся внешней среде производители вынуждены формировать план производства под рыночные условия. Необходимыми условиями при этом становятся гибкое производство, развитая информационная база маркетинга и его интегрированность с деятельностью других подразделений и служб предприятия.
Список использованных источников
- Веснин, В.Р. Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов / Веснин В.Р. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Проспект, 2016. – 512 с.
- Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебное пособие / Вершигора Е.Е. – 2-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Инфра-М, 2013. – 283 с.
- Вишняков, В.А. Инновационный менеджмент: учеб.-метод. комплекс / В.А. Вишняков, В.И. Гончаров; Минский институт управления. – Минск: МИУ, 2017. – 240 с.
- Волков, О.И., Девяткин, О.В. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов / Волков О.И., Девяткин О.В., Акуленко Н.Б., Слепухин В.Г.; Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. – М.: Инфра-М, 2016. – 601 с.
- Ганэ, В.А., Соловьева, С.В. Теоретические основы менеджмента: факторный анализ и эффективность управления: учебно-методический комплекс / Ганэ В.А., Соловьева С.В.; Минский институт управления. – 3-е изд., стереотипное. – Минск: МИУ, 2015. – 214 с.
- Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник для студентов вузов / Герчикова И.Н. – 4-е изд., перераб. и дополн. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 511 с.
- Глухов, В.В. Менеджмент: учебник для студентов экономических вузов / Глухов В.В. – СПб: Питер, 2013. – 608 с.
- Головачев, А.С. Экономика предприятия: в 2-х кн. / Головачев А.С.; Минский институт управления. – Кн. 2: Экономика предприятия / Головачев А.С. – Минск: МИУ, 2017. – 372 с.
- Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2016. – 102 c.
- Грибов, В.Д., Грузинов, В.П. Экономика организаций (предприятия): учебное пособие для студентов вузов / Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А. – М.: Кнорус, 2015. – 416 с.
- Ермолович, Л.Л., Моисеева, О.П. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие для студентов экономических вузов / Ермолович Л.Л., Моисеева О.П., Сивчик Л.Г., Щитникова И.В. – 2-е изд., дополненное и переработанное. – Минск: Современная школа, 2014. – 736 с.
- Зельдович, Б.З. Менеджмент: учебное пособие для студентов экономических вузов / Зельдович Б.З. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Экзамен, 2017. – 575 с.
- Костин, В.А., Костина, Т.В. Менеджмент: учебное пособие для студентов экономических вузов / Костин В.А., Костина Т.В. – М.: Гардарики, 2014. – 334 с.
- Мяснянкина, О.В., Преображенская, Б.Г. Экономика предприятия: учебное пособие для студентов вузов / Мяснянкина О.В., Преображенская Б.Г. – М.: Кнорус, 2017. – 192 с.
- Романов, А.Н., Горфинкель, В.Я. Экономика предприятия: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Романов А.Н., Горфинкель В.Я., Швандар В.А. и др.; Ред. Горфинкель В.Я. – 5-е изд., переработанное и дополненное. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 767 с.
- Русак, Е.С. Экономика предприятия: курс лекций / Русак Е.С.; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2016. – 214 с.
- Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник для студентов / Савицкая Г.В. – 5-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Инфра-М, 2014. – 536 с.
- Скляренко, В.К., Прудников, В.М. Экономика предприятия: учебник / Скляренко В.К., Прудников В.М. – М.: Инфра-М, 2016. – 528 с.
- Тебекин, А.В., Касаев, Б.С. Менеджмент организации: учебник для студентов вузов / Тебекин А.В., Касаев Б.С. – 3-е изд., переработанное и дополненное. – М.: Кнорус, 2017. – 416 с.