Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРУКТУР ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРУКТУР ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Виды организационных структур службы маркетинга
1.2 Системы маркетинговой интеграции
Глава 2 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ предприятия ОАО «Хлебозавод № 5»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хлебозавод № 5»
2.2 Анализ организационной структуры предприятия и ее эффективности
Глава 3 проектирование организационной маркетинговой структуры предприятия
Вертикальная маркетинговая система (ВМС) | Vertical marketing system (VMS) – схема канала распределения, которая объединяет в единую систему производителей, розничных и оптовых продавцов разных уровней. Как правило, один из представителей обозначенного канала имеет особую роль во всей системе: он либо является владельцем других членов канала, либо имеет контракты с ними, либо обладает силой и властью, которая может обеспечить эффективное сотрудничество всех членов канала.
ВМС актуальна тем, что типичный для Российской Федерации канал распределения продукции состоит из одной компании-вендора, которая реализует продукцию одному или нескольким оптовым и розничным посредникам. Каждый из участников такой сети является полностью самостоятельным и независимым субъектом, цель которого – обеспечение максимально высокой прибыли именно для себя, а не для всей системы в совокупности. При этом все члены традиционной сбытовой сети не имеют полного или достаточного контроля над деятельностью остальных, не могут влиять на их сбытовую политику и контролировать принятие отдельных решений. В то же время вертикальные маркетинговые системы, наоборот, включают в себя производителя/импортера, который тесно связан в своей деятельностью с посредниками: при это отметим, что доминирующая роль в ВМС может принадлежать также и оптовому либо розничному торговцу.
ВМС является более экономичной по сравнению с другими маркетинговыми системами, она представляет собой наиболее удачный вариант поиска партнеров по бизнесу и создаёт стабильную партнерскую систему, в которой исключено дублирование усилий – совершенно не случайно на крупнейших рынках США и Европы вертикальная маркетинговая система составляют до 80% всех субъектов.
Типы вертикальных маркетинговых систем
Административная вертикальная маркетинговая система регулирует последовательные этапы производственно-распределительной деятельности. В данном контексте главные роли в маркетинговой системе играют не договорные связи или принадлежность одному владельцу, а властное влияние одного из членов системы и масштаб деятельности. Например, производитель, являющийся лидером определенного сектора рынка, в силу своего авторитета может обеспечить для себя наиболее выгодные условия сотрудничества с розничными сетями.
В данных системах деятельность координируется благодаря мощи и влиянию одного из звеньев товаропроводящей сети, а не принадлежности всех компаний одному владельцу. Встречается чаще всего в ситуации, когда производители ведущих марочных продуктов берутся за расширение товаропроводящей сети: например, компании General Electric,Procter & Gamble, Kraft добиваются весьма тесного сотрудничества с посредниками как в области продвижения товаров, формирования высококачественного сервиса, так и в области формирования конечных цен.
Корпоративная вертикальная маркетинговая система координирует последовательные этапы производственно-распределительной деятельности и в которой главным звеном выступает один владелец, управляющий всей системой. В качестве примера можно привести владельца сети крупных супермаркетов, который дополнительно производит определенные продукты (напитки, крупы, кондитерские изделия и пр.) и реализует их в собственных магазинах. В результате человек контролирует деятельность всей системы.
В рамках подобной системы вся работа по производству, продвижению и доведению товара до потребителя находится во владении одного собственника. Примером может послужить компания Sherwin-Williams (один из крупнейших мировых производителей лакокрасочных изделий), которой принадлежит более 2 000 точек розничной торговли, корпорация Sire, которая имеет больше половины продаж с собственных магазинов, либо с тех компаний, часть акций которых принадлежит непосредственно Sire.
Договорная вертикальная маркетинговая система координирует последовательные этапы производственно-распределительной деятельности через установление договорных отношений между независимыми членами данной системы. Создание договорной вертикальной маркетинговой системы направлено на достижение наилучших экономических и финансовых показателей работы для всех участников канала.
Данная система состоит из независимых субъектов, которые согласовывают партнерские взаимоотношения через договорные обязательства. Таким образом, все участники сети становятся цельной системой и достигают значительной экономии и больших коммерческих успехов, чем они могли бы достичь в случае независимой работы. Данный тип ВМС получил особое распространение в последние годы и встречается в трех вариациях:
- Добровольные объединения розничных торговцев под эгидой оптовых посредников или производители разрабатывают единую программу торговой практики, обеспечения постоянного объема закупок, что позволяет эффективно конкурировать даже с крупными корпоративными ВМС.
- Кооперативные объединения розничных торговцев – самостоятельное объединение розничных посредников в цепи, которые начинают заниматься и оптовыми закупками, и импортом, а в некоторых случаях – и производством. Все участники совершают закупки через кооператив и совместно планируют маркетинговую стратегию и коммерческие расходы.
- Объединения держателей привилегий. В данном случае в канале один из субъектов является держателем привилегий: именно он осуществляет управление процессом производства, продвижения продукции либо ее распределения.
В качестве примера систем с выдачей привилегий можно выделить сотрудничество компании Ford и независимых дилеров, которые получают лицензию на право торговли автомобилями в случае соблюдения некоторых условий сбыта и сервиса.
Таким образом, вертикальные системы помогают более тесно наладить связь между всеми звеньями товаропроводящей сети, снизить наценку на продукцию, сэкономить значительную часть финансовых средств на продвижение и рекламу товара, добиться здоровой конкуренции даже на рынках с уже действующими крупными сбытовыми сетями.
Горизонтальные маркетинговые системы (ГМС) образуются в том случае, когда несколько предприятий, находящихся на одном уровне канала (или производители, или оптовики, или розничные торговцы) принимают решение о сотрудничестве. Причинами, которые заставляют объединить усилия, могут стать: недостаточность капитала, технических возможностей, производственных мощностей, снижения риска, получения большей выгоды.
Преимущество данной системы заключается в том, что предприятия получают возможность снизить затраты; увеличивается скорость проникновения на рынок; открывается доступ к новой информации и технологий, в дополнительных каналов распределения и торговых точек.
Многоканальные маркетинговые системы (БМС) образуются, если один и тот же товар одного производителя необходимо продвигать по нескольким каналам; эта система используется в тех случаях, когда возникает необходимость обслуживать разных заказчиков через различные каналы.
Преимущество данной системы заключается в том, что она позволяет предприятию эффективно обслуживать ряд рыночных сегментов. Недостаток является то, что такая система неизбежно порождает конфликты; их причиной становится столкновение посредника с дополнительной конкуренции и получения различными посредниками различных условий от поставщика.
Глава 2 ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ предприятия ОАО «Хлебозавод № 5»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Хлебозавод № 5»
Коммунальное унитарное производственное предприятие «Минскхлебпром» (далее – КУП «Минскхлебпром») является одним из самых крупных объединений хлебопекарной отрасли республики. В состав КУП «Минскхлебпром» входит 7 хлебозаводов, ремонтно-механический завод, центр профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации кадров, объекты социальной сферы: пансионат «Журавушка» и 3 высотных общежития. Списочная численность работающих 3153 человека. Ежегодно на 25-30% обновляется ассортимент выпускаемой продукции.
Минский хлебозавод № 5 Коммунального унитарного производственного предприятия «Минскхлебпром» построен по типовому проекту, который был разработан институтом «Белгипропищепром» в 1967 году. Он расположен в районе Зеленого луга по улице Калиновского,4. Площадь, занимаемая хлебозаводом, составляет 2,5 гектара.
На территории завода находятся два производственных здания. В одном расположен хлебный цех, склад БХМ, складские помещения, вспомогательное хозяйство, ремонтно-механическая мастерская, компрессорная, участок сбыта.
Все годы существования завод постоянно совершенствовался, так как внедрялись новые виды оборудования: комплексно-механизированные линии по производству хлеба, батонов, мелкоштучных булочных изделий, заварных пирожных, тестоприготовительные агрегаты.
Сегодня хлебозавод № 5 – один из лучших в объединении. Здесь высокий уровень механизации производственных процессов, созданы хорошие условия труда. Производственная мощность завода по выработке хлебобулочных изделий – 100 тонн, кондитерских – свыше 5 тонн в сутки.
На заводе большое внимание уделяется созданию хороших условий для работников, пользующихся услугами входящих в состав предприятия ФОК, столовой, стоматологического кабинета, магазин «Горячий хлеб».
ОАО «Хлебозавод № 5» возглавляет генеральный директор. Общая управленческая структура представлена на рисунке 2.1. Она является линейно-функциональной.
Генеральный директор
Главный инженер
Зам. директора по коммерческим вопросам
Планово-экономический отдел
Главный бухгалтер
Отдел кадров
Финансовый отдел
Инженер по охране труда и технике безопасности
Отдел технического контроля
Автотранспортный участок
Отдел маркетинга
Бухгалтерия
Служба безопасности
Хозяйственная служба
Производственный отдел
Рис. 2.1 Общая управленческая структура ОАО «Хлебозавод № 5»
Примечание - собственная разработка
Линейно-функциональная структура органов управления состоит из:
– линейных подразделений, осуществляющих в организации основную работу (основные подразделения);
– специализированных обслуживающих функциональных подразделений (функциональные подразделения).
Линейные звенья принимают решения, а функциональные подразделения информируют и помогают линейному руководителю в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов для принятия конкретных решений.
Основные показатели финансово-экономической деятельности ОАО «Хлебозавод № 5» представлены в таблице 2.1.
Из данных таблицы видно, что в 2018 г. по сравнению с 2016 г. выручка от реализации ОАО «Хлебозавод № 5» увеличилась на 6948 тыс. руб. Прибыль от реализации тоже увеличилась на 1099 тыс. руб., или на 9,79%. Прибыль до налогообложения ОАО «Хлебозавод № 5» увеличилась на 9,1%. Общая рентабельность деятельности ОАО «Хлебозавод № 5» увеличилась в 2018 году по сравнению с 2016 годом на 0,27 п.п.
Рассчитаем структуру персонала предприятия по годам.
Таблица 2.1 – Показатели деятельности ОАО «Хлебозавод № 5»
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Динамика 2018/2016, тыс. руб. |
Темп роста 2018/2016, % |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
122666 |
127422 |
129614 |
6948 |
105,66 |
Себестоимость реализации товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
91611 |
96146 |
96941 |
5330 |
105,82 |
Расходы на реализацию, тыс. руб. |
19829 |
20184 |
20348 |
519 |
102,62 |
Прибыль (убыток) от реализации, тыс. руб. |
11226 |
11142 |
12325 |
1099 |
109,79 |
Прибыль (убыток) от инвестиционной деятельности, тыс. руб. |
1762 |
1823 |
1829 |
67 |
103,80 |
Прибыль (убыток) от финансовой деятельности, тыс. руб. |
637 |
698 |
711 |
74 |
111,62 |
Прибыль (убыток) до налогообложения, тыс. руб. |
13625 |
13663 |
14865 |
1240 |
109,10 |
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. |
10355 |
10384 |
11297 |
942 |
109,10 |
Общая рентабельность, % |
8,44 |
8,15 |
8,72 |
0,27 |
103,25 |