Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом (Понятие и сущность мотивации персонала).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации системы мотивации персонала в современной организации
1.1. Понятие и сущность мотивации персонала
1.2. Методы мотивации персонала
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала в организации
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ особенностей системы мотивации персонала в организации»
Сегодня все чаще заработная плата состоит из постоянной или переменной части. Способы их определения различны. Однако наиболее популярны сегодня – использование тарифной сетки (системы грейдов) и показателей эффективности KPI.
В последнее время очень часто используется термин «грейдирование» при составлении компенсационного плана.
Наряду с прямой материальной мотивацией система мотивации включает косвенную материальную мотивацию.
Косвенная материальная мотивация включает компенсационный или социальный пакет, который предоставляется работнику в зависимости от занимаемой им должности, авторитета, профессионализма и т.д.
Элементы косвенного материального стимулирования обязательные и добровольные.
К обязательным элементам косвенного материального стимулирования законодательно отнесены следующие:
- оплата больничного листа;
- оплата ежегодного отпуска;
- пенсионные отчисления;
- обязательное медицинское страхование.[28]
Состав элементов добровольного социального пакета определяется компанией самостоятельно и он может существенно различаться в разных компаниях.
В добровольный социальный пакет компании могут быть включены:
- разные медицинские услуги;
- дополнительные пенсионные выплаты, когда компания самостоятельно определяет определенную сумму выплаты сотруднику, вышедшему на пенсию;
- добровольное страхование жизни сотрудника;
- оплата дополнительных выходных, помимо установленных трудовым законодательством;
- оплата обучения сотрудников;
- в акционерных обществах может быть предусмотрена возможность приобретения сотрудниками акций на льготных основаниях;
- оплата мобильной сотовой связи;
- предоставление служебного автотранспорта;
- доставка работников к месту работы и обратно автотранспортом компании;
- оплата питания;
- оплата путевок;
- оплата содержания детей в детских садах,
- оплата путевок детям на пребывание в летних оздоровительных лагерях для детей сотрудников;
- оплата абонементов на посещение спортивных организаций;
- предоставление из собственных средств компании кредитов сотрудникам на льготных условиях, например на приобретение жилья или машины и т.д.[29]
Состав социального пакета в каждой компании формируется индивидуально и может быть установлен как для отдельного сотрудника, так и для всего персонала компании. Это решается компанией самостоятельно исходя из конкретных условий.
Нематериальная мотивация представляет собой мотивацию персонала, производимую без прямых финансовых выплат.[30]
Как следует из результатов исследований мотивации персонала, в том числе результаты мониторинга персонала ведущих компаний, материальная мотивация не всегда - решающий фактор повышения мотивации персонала. Иногда более действенным инструментом управления персоналом становится нематериальная мотивация.
Традиционными нематериальными стимулами являются:
- карьерное развитие;
- гибкий рабочий график;
- ротация кадров;
- длительность отпуска;
- прилюдное упоминание имени сотрудника вместе с его достижениями;
- предоставление возможности для парковки у места работы;
- благодарность за работу;
- проведение соревнований и конкурсов;
- освещение профессиональной деятельности сотрудника;
- буклеты, с рассказом о лучших сотрудниках компании;
- проведение корпоративных мероприятий;
- подарки работникам и их детям.[31]
Набор нематериальных стимулов сегодня является достаточно широким. Система нематериальной мотивации для каждой компании строго индивидуальна. Она не может заменить материальную мотивацию, но она должна быть органично с ней взаимосвязана.
Особенностью нематериальной мотивации является то, что она работает только когда уже сложилась адекватная система материальной мотивации. Только когда сотрудники получают адекватную заработную плату, вполне их удовлетворяющую, и может оказываться влияние на ее переменную часть, только тогда нематериальные стимулы будут работать. В ином случае нематериальная мотивация не только не принесет желаемого результата, но и может вызвать озлобление персонала.
Рассматривая современные реалии, можно отметить, что основными современными тенденциями мотивации выступают:
- свободное время (желание меньше работать);
- возможность заниматься собственным делом, работа на себя;
- интерес, осмысленность работы;
- среда, общение, «фишки» в офисе;
- удовольствие от работы;
- «а если деньги, то сразу большие…[32]
Таким образом, можно отметить, что только те менеджеры, которые окажутся способны привлечь талантливую молодежь, смогут удержать кадровые ресурсы и развить инновационный потенциал своих компаний.[33]
Исследование теории, которое было проведено в первой главе данной работы, позволяет нам констатировать, что мотивация - это процесс стимулирования, который приводит к достижению компании основной коммерческой цели. Мотивация есть внутренняя и внешняя. Внутренняя включает личные потребности, желания и ценностные ориентиры, а к внешним относятся материальные и моральные стимулы.
Мотивация в любой организации делится на материальную мотивацию и нематериальную. Заработная плата, льготы, премии, бонусы и т.д. - инструменты материальной мотивации. Нематериальной мотивации также различна, однако чаще всего это обучение, некий рост в должности, медицинское страхование, чествования лучших на публике и др.
Для повышения эффективности материальной мотивации нужно сопоставить показатели материального стимулирования и цели бизнеса, предусмотреть поощрения за выполнение общего плана, а не за реализацию конкретной задачи.
Внедрение изменений в систему мотивации осуществляется с привлечением комплексных административных, экономических и психологических мероприятий. Только комплексный подход позволяет обеспечить приемлемый уровень ее эффективности.
Система мотивации должна быть гибкой, она требует постоянного совершенствования с учетом изменения внешней и внутренней среды предприятия.
Рассмотренные в работе критерии экономической эффективности управления мотивацией очень разнообразны, их сложно привести к какому-то одному показателю. В качестве основного общего критерия эффективности чаще всего выступают экономические результаты деятельности компании в целом, т.е. реализация компанией своей миссии при минимальных затратах.
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала в организации
2.1. Общая характеристика организации
ООО «Карпов» создано 15 февраля 2008 г. и действует на основании Федерального Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ.[34]
ООО «Карпов» осуществляет следующие виды деятельности:
- продажа продовольственных товаров - свежемороженной рыбы и рыбопродуктов,
- осуществление услуг доставки для оптовых покупателей.
На 01.03.2017 года в компании работает 43 человека. Предприятие имеет собственную материально-техническую базу, отвечающую все требованиям.
Целью деятельности ООО «Карпов» является получение прибыли на основе удовлетворения интересов участников и сотрудников общества.
ООО «Карпов» (Рисунок 1) как структурная организация линейно-функциональная.
Рис. 1. Организационная структура ООО «Карпов»
Возглавляет ООО «Карпов» - директор. Он решает самостоятельно все вопросы деятельности ООО, организует всю работу компании и несет ответственность за его состояние и деятельность.
Оценка экономических показателей «Карпов» свидетельствует, что оно является устойчивым, прибыль прирастает ежегодно и темп прироста стабильный.
Таблица 1
Экономические показатели деятельности ООО «Карпов» за 2014-2016 гг.[35]
Показатели |
2014 г |
2015 г |
2016г |
Динамика, % |
|
2015/14 |
2016/ 15 |
||||
Выручка от реализации (тыс. руб.) |
85 573 |
181 204 |
125 539 |
+12,5 |
+11,3 |
Себестоимость ( тыс. руб) |
66354 |
58293 |
72846 |
+12,3 |
+12,4 |
Валовая прибыль (тыс. руб.) |
29239 |
32311 |
48 693 |
+24,5 |
+44 |
Чистая прибыль (тыс. руб.) |
5 323 |
6 524 |
15 780 |
+54,3 |
+26,6 |
Основные фонды (тыс. руб.) |
13 008 |
19 905 |
15 470 |
-2,5 |
+12 |
Рентабельность деятельности |
6,2% |
11,5% |
19,5% |
+7,3 |
+6,0 |
Выручка от реализации услуг «Карпов» ежегодно увеличивается не менее чем на 14%, что говорит о стабильном развитии торговой организации.
Рис. 2. Экономические показатели ООО «Карпов» 2014-2016 гг., в тыс. руб.[36]
Увеличение валовой прибыли на протяжении трех предыдущих лет идет с нарастающим темпом, если в 2015 году увеличение валовой прибыли составило 24,5%, то за 2016 год она увеличилась на 44%. Это говорит о том, что оборотные средства «Карпов» в 2016 году использовались эффективнее, чем в 2015 году. Из таблицы видно, что основная часть показателей возросла. Это объясняется расширением объемов торговли.
Учитывая улучшения всех показателей, улучшаются и показатели рентабельности деятельности «Карпов», которая выросла с 7,2 % в 2015 г. до 20,5% в 2016г.
2.2. Анализ особенностей системы мотивации персонала в организации»
В компании ООО «Карпов» используются материальные и нематериальные методы мотивации. Материальная мотивация в данном случае - оплата труда. Она производится на основе установленных в компании базовых окладов. Размер оклада сотрудников компании ООО «Карпов» устанавливается в соответствии с трудовым договором (контрактом), заключенным с сотрудником и законодательством РФ.
В таблице 2 представлены базовые оклады сотрудников торговой компании ООО «Карпов».
Таблица 2
Базовый оклад и размер доплаты к окладу сотрудников магазина при увеличении/уменьшении рабочего дня на 1 час, рублей в месяц[37]
Должность |
Базовый оклад |
Доплата к базовому окладу при увеличении рабочего дня на 1 час |
Администратор магазина |
23 000 |
600 |
Товаровед |
21 000 |
300 |
Консультант |
16 000 |
600 |
Грузчик |
8500 |
700 |
К базовому окладу производятся доплаты, а также вычеты из него, если количество рабочих часов в тот или иной день отлично от установленного трудовым договором (контрактом). Базовый размер доплаты к окладу сотрудников магазинов при режиме работы магазина – 11 часов в сутки и сумма изменения базового размера доплаты при увеличении/уменьшении рабочего дня за каждый час увеличения/уменьшения устанавливается согласно таблице 2.
Помимо базового оклада, работники компании ООО «Карпов» имеют возможность получения таких поощрений, как премии, надбавки и выслуги за многолетнюю работу в компании ООО «Карпов».
Премия к ежемесячному окладу (с учетом ее изменения при увеличении/ уменьшении рабочего дня) выплачивается полностью, частично или соответственно не выплачивается в зависимости от % выполнения плана продаж согласно таблице 3.
Таблица 3
Размер премий работников компании ООО «Карпов» (кроме торговых офисов)
Процент выполнения плана продаж |
Размер премии за месяц в % от должного оклада |
90 - 100% |
50% |
80 - 89% |
40% |
70-79% |
30% |
60-69% |
20% |
50-59% |
10% |
Менее 50% |
0% |