Файл: Информационные и мотивационные структуры в особенностях индивидуального поведения и учет их в практике работы с персоналом (Понятие и сущность мотивации персонала).pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации системы мотивации персонала в современной организации
1.1. Понятие и сущность мотивации персонала
1.2. Методы мотивации персонала
Глава 2. Анализ системы мотивации персонала в организации
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ особенностей системы мотивации персонала в организации»
Начисление авансов сотрудникам производится не ранее 25 числа каждого месяца, сумма авансов составляет 10% от оклада и доплат за предыдущий месяц.
Премиальный фонд торговых офисов (магазинов) распределяется администраторами офисов пропорционально числу отработанных дней каждым сотрудником на основании Табеля учета рабочего времени за истекший месяц. Администратор магазина вправе из премиального фонда производить поощрения (премия) сотрудников магазина.
Структуру материальной мотивации в среднем по ООО «Карпов» в виде схемы, можно представить как основную и дополнительную заработную плату (Рис. 3).
Рис. 3. Структура заработной платы в ООО «Карпов» в 2014-2016 гг. ( в среднем по компании) [38]
Теперь рассмотрим содержание дополнительной оплаты труда в ООО «Карпов».
Как видно из рис.4, дополнительная оплата труда во всех категориях выросла, что объясняется увеличением базовой оплаты труда, от которой насчитываются дополнительные выплаты.
Рис.4. Структура премирования ООО «Карпов» в месяц в 2014-2016 гг. (в среднем по компании)[39]
Рассмотрим на конкретном примере, как начисляется зарплата консультанта торгового офиса, имеющего базовый оклад 22 000 руб., работающего менее 3 лет в ООО «Карпов», работающего без штрафов за нарушение режима труда.
Таблица 4
Пример начисления заработной платы консультанта торгового офиса
Базовый оклад |
Премия |
Выслуга лет |
надбавка |
ИТОГО |
|
Октябрь |
16 000 |
7500 |
23 500 |
||
Ноябрь |
16 000 |
8000 |
3000 р за замещение работника, находящегося в очередном оплачиваемом отпуске |
34 000 |
|
декабрь |
16 000 |
9100 |
25100 |
||
Январь |
16 000 |
9500 |
4400 |
25500 |
Как видно из таблицы 4, заработная плата рассмотренного работника (консультанта торгового офиса) не постоянна и зависит от размера премии, которая ежемесячно изменяется.
В компании ООО «Карпов» также выплачивается денежное вознаграждение работников за многолетнюю работу в организации, а также активное участие в общественной жизни коллектива, в связи с юбилейными датами. Вознаграждения выплачиваются в следующих размерах:
а) по случаю 50-летия работника при стаже работы в организации:
от 1 до 7 лет - 0,18 оклада;
от 8 до 12 лет - 0,35 оклада;
б) по случаю ухода на пенсию при стаже работы в организации:
от 1 до 7 лет - 0,25 оклада;
от8 до 12 лет - 0,55 оклада;
Выслуга лет выплачивается в конце календарного года работникам, отработавшим более 3 календарных лет в компании ООО «Карпов» в следующих размерах:
а) от 3 до 6 лет – 25% базового оклада
б) свыше 6 лет – 35% базового оклада.
Для сотрудников магазина устанавливается следующий график работы:
Администратор магазина – 23 рабочих дня в месяц.
Консультант – 22 рабочих дня в месяц.
Срок прохождения испытательного срока (стажировки) сотрудников от 1 до 2 месяцев.
Анализ показал: оплата труда работников производится на основе установленных окладов. В качестве основной меры материального стимулирования компании ООО «Карпов» было выбрано премирование.
Одна из самых важных функций менеджера по кадрам в компании ООО «Карпов» является обеспечение постоянной мотивации и развитие в карьерном плане своих сотрудников.
Нематериальная мотивация – в понимании компании ООО «Карпов» - обучение персонала, которое компания обязана проводить и продолжать развивать в связи с небольшой текучестью кадров и недостаточно высоким профессиональным уровнем.
Для работников компании ООО «Карпов» СУП разрабатывается программа обучения кадров. Чаще всего формами обучения является участие сотрудников в обучающих семинарах по профилю деятельности. Также для руководителей отделов, служб разрабатывается график посещения 1-3 дневных тематических семинаров и курсов повышения квалификации, длительность которых чаще всего составляет до72 учебных часов.
Программу обучения утверждает директор.
В 2014-2016 году обучение на краткосрочных курсах повышения квалификации прошли 2 руководителя, а участие в тематических одно - трехдневных семинарах приняли 8 сотрудников разных служб.
Оценивая масштабы обучения сотрудников, следует отметить низкий охват обслуживающего персонала программами обучения (Таблица 5).
Таблица 5
Структура обученных кадров в 2014 - 2016 гг.[40]
Участие в тематических семинарах |
Участие в краткосрочных курсах повышения квалификации 1-3 дня |
Повышение квалификации |
|
2014 |
1 |
2 |
1 |
2015 |
1 |
1 |
|
2016 |
1 |
5 |
1 |
ИТОГО |
2 |
8 |
3 |
Как видно из представленных данных, масштабы обучения кадров минимальны и распространены на офисных работников. Торговый персонал в программах обучения не участвует, хотя, как показал анализ уровня образования и опыта работы кадров, такая необходимость есть.
Компания ООО «Карпов» в обязательном порядке выполняет перед своим сотрудникам все положенные им законом о труде обязательства:
- соблюдает оплату праздничных дней по двойной ставке;
- оплату ежегодных отпусков;
- оплату дней временной нетрудоспособности.
Важным в работе работников предприятия является отношение руководителей, а также неформальное общение между руководством и подчиненными, которое осуществляется в свободное время от работы время при совместном отдыхе преимущественно на природе - при организации государственных праздников для сотрудников компании, при проведении ежегодных традиционных выездных мероприятий. Важнейшим фактором является социальное развитие коллектива, корпоративный дух, этика условий труда.
В компании ООО «Карпов» к мотивации относится карьерный рост, когда работники имеет возможность продвижения по должности, которое гарантирует и более высокую заработную плату (материальный мотив), и более содержательную работу, а так же является своеобразным отражением признания авторитета и заслуг личности путем перевода в более высокую статусную группу руководителей. Одновременно этот способ стимулирования внутренне ограничен, так как в ООО «Карпов» мало должностей высокого ранга, а те, которые есть заняты. При этом не каждый способен руководить другими и не каждый к этому стремится, одновременно должностное продвижение требует дополнительных финансовых затрат на подготовку специалиста.
Для многих работников важным фактором является достаточно гибкий график работы, а также дополнительный отпуск, который является состотавляющей нематериального стимулирования и должен компенсировать повышенные нервно-эмоциональные и физические затраты работника, делает режим работы более удобным, позволяя работнику заниматься и другими делами.
Деловая оценка персонала компании ООО «Карпов» имела необходимость быть с самого начала существования компании. Организацию и проведение деловой оценки подчиненных в компании осуществляет специалист по работе с персоналом.
Целями деловой оценки является улучшение работы по подбору и расстановке кадров, мотивирование работников к повышению квалификации и эффективной деятельности, росту их трудовой активности. Такие цели деловой оценки едины для всех сотрудников компании и в этом качестве носят скорее формальный характер, поскольку в ООО «Карпов» цели для сотрудников разных уровней и направленностей должны различаться.
Деловой оценки подлежат все руководители и специалисты ООО «Карпов» один раз в 3 года.
В ООО «Карпов» для проведения деловой оценки за месяц до аттестации издается приказ, которым устанавливаются список аттестуемых, сроки деловой оценки, утверждается график ее проведения, назначается состав аттестационной комиссии.
Оценочная комиссия формируется чаще всего из трех сотрудников: директора, заместителя директора, менеджера по персоналу.
В ООО «Карпов» не разработаны единые критерии оценки, четко отражающих специфику и результаты деятельности работников различных должностей и категорий.
Делая выводы из анализа системы формирования кадров, видим, что 14% сотрудников переведены на новые должности в рамках внутренних перемещений кадров за счет использования кадрового резерва компании.
Ежегодно организацией ООО «Карпов» формируются резервные кадры для замещения нынешних руководящих должностей для:
1) подготовки молодых руководящих кадров;
2) привлечения перспективных работников к управлению;
3) Повышения мотивации специалистов, которые обладают высоким профессиональным потенциалом.
Формирование списка кадрового резерва отделом кадров происходит на основе данных оценки кадров и рекомендаций непосредственного руководителя отдела, который самостоятельно определяет возможного кандидата на замещение вакантной должности. Подготовленный кадровым отделом список кадрового резерва проходит согласование у всех руководителей подразделений и после этого утверждается генеральным директором.
Пересмотр списка кадрового резерва происходит ежегодно.
Для сотрудников кадрового резерва менеджером по кадрам формируются индивидуальные программы развития для резервистов.
По результатам формирования кадрового резерва в 2016 году в резерв ООО «Карпов» включены:
1) специалисты на замещение должностей высшего руководства 3 человека;
2) на руководителей среднего звена (администраторы торговых офисов и руководители отделов) - 8 человек.
Все специалисты и руководители, состоящие в резерве, имеют перспективные планы, в которых достаточно точно определены сроки успешного завершения обучения на конкретные рассматриваемые должности.
Важным фактором мотивации являются условия труда пероснала.
В ООО «Карпов» в магазинах имеются специально оборудованныепомещения для отдыха персонала. Выделенные комнаты имеют шкафы для одежды и хранения сменной обуви. В помещениях имеются стол и стулья. Для приема пищи есть электрический чайник, микроволновая печь. Рабочий день сотрудников компании составляет 11 часов, поэтому они должны иметь возможность принять горячую пищу в течении дня, отдохнуть в спокойной обстановке.
Очередным важным методом мотивации является выбор отличившихся работников организации, которых определяют 4 раза в год –в конце каждого квартала. Компания предлагает кандидатуру Лучшего работника квартала на основе представления руководителей каждого из подразделений. Информация о Лучших работниках квартала с их фотографиями вывешивается на Доске «Лучший работник квартала» в офисе организации и в зале магазина.
В компании ООО «Карпов» ежегодно проводятся корпоративное празднование Нового Года. На этот праздник приглашаются все работники компании с супругами. Праздник состоит из двух частей: торжественной и развлекательной. В торжественной части компания чествует лучших работников – тех, кто в течение года был отмечен за лучшие показатели работы через Доску Почета. Всем им вручаются ценные подарки.
Для оценки системы мотивации персонала воспользуемся возможностью обратной связи в ООО «Карпов», для чего был проведен опрос сотрудников организации о принятой системе мотивации. В результате, были опрошены 23 работника. Опросный лист в Приложении 2.
Полученные результата опроса, приведены ниже (Таблица 6).
Таблица 6
Структура ответов опрошеных на вопрос : Все ли вам понятно в методах начисления заработной платы в компании ООО «Карпов»?
вопросы |
Рядовые работники |
Руководители, работники офиса |
||||
Да |
Нет |
Не всегда |
Да |
Нет |
Не всегда |
|
Мне понятно как начисляется заработная плата |
18% |
42% |
40% |
85% |
15% |
|
Мне понятно как начисляется премия |
9% |
68% |
23% |
78% |
10% |
12% |
Мне понятно как устанавливается штраф |
12% |
88% |
56% |
44% |
||
Мне понятно за что устанавливается персональная надбавка |
100% |
44% |
56% |
|||
Меня устраивает размер моей заработной платы |
36% |
54% |
10% |
30% |
63% |
7% |
Размер моей заработной платы примерно такой же, как в других организациях |
78% |
22% |
58% |
42% |