Файл: Организационная культура как инструмент преодоления кризисных ситуаций в развитии компании (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Основная цель организационной культуры, как явления, - помочь более продуктивно исполнять свои обязанности в организациях и получать от этого большее удовлетворение. А это в свою очередь приведет к улучшению показателей экономической эффективности деятельности организации в целом. Ведь сплоченный, движимый единой целью, работающий, как отлаженный часовой механизм, коллектив, принесет гораздо больше пользы, чем «сообщество рядов разброда и шатания», к примеру. А эффективность бизнеса организации является важнейшим показателем, вне всякого сомнения, что влияние на нее организационной культуры, огромно.

В настоящее время поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации и учет социально-психологических особенностей всех членов трудового коллектива является одним из решающих условий повышения экономической эффективности в работе любого предприятия. В следствии этого, перед российскими организациями встают принципиально новые задачи. Если первоначально это были вопросы стимулирования работника, сохранения на предприятии высококвалифицированных специалистов, то сейчас это задачи создания комплексной системы обеспечения высокого качества трудовой жизни работников.

Вся перечисленная выше информация и определила актуальность выбранной темы данной курсовой работы: «Организационная культура как инструмент преодоления кризисных ситуаций в развитии компании».

Степень изученности темы представлена в трудах следующих авторов: Акатов Н.Б., Акимова О. Е., Алавердов А.Р., Александрова А.В., Курашова С.А., Басовский Л.Е. Бухалков М.И., Веснин В.Р., Виханский О.С., Дырин С. Г., Егоршин А.П., Захарова Л.Н., Кибанов А.Я., Красовский Ю.Д., Митрофанова, Е.А., Оксинойд, К.Э. Розина Е.В., Соломанидина Т.О., Томпсон, А.А., Хадасевич Н., Чередниченко И.П., Шаталова Н.И., Окунева Т.В., Шаталова Н.И. и других.

Цель курсовой работы — разработать мероприятия, направленные на улучшение организационной культуры в работе ОАО научно-производственного предприятия «Старт» в. г. Великий Новгород.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть суть и основные аспекты организационной культуры;

- провести анализ социально-экономического состояния предприятия на примере ОАО «Старт»;

- предложить мероприятия, направленные на улучшение организационной культуры в работе предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Старт».

Предметом — организационная культура ОАО «Старт».


Основные методы исследования, которые были использованы в работе:

- метод моделирования;

- метод анализа;

- метод классификации и синтеза;

- метод сравнения и обобщения.

Практическая значимость работы заключается в предложении рекомендаций, направленных на совершенствование организационной культуры в процессе работы, которые на практике может использовать практически любое предприятие.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, перечня литературы и 6 приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Основная суть и экономические аспекты организационной культуры

Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидом через символические средства духовного и материального внутриорганизационного окружения [5, с. 50-51].

Эффективность деятельности организации в значительной мере определяемся такими основными факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал раз вития. Наряду с ними к наиболее значимым относится организационная культура предприятия, выступающая в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития предприятия [7, с. 60].

Организационная культура предприятия по сути является субкультурой национальной культуры и менталитета, преобладающих в государстве. С этой точки зрения в условиях нашего государства наряду с экономическими и политическими причинами кризиса весомое место занимают социально-психологические факторы и уровень развития общества [6, с. 73-74].

Смена системы ценностей и принципов, произошедшая в период перехода от принципов централизованного планирования и управления к рыночной экономике, от социалистического к капиталистическому способу воспроизводства, дестабилизировала общество, мораль, устои и принципы жизнедеятельности. Тем самым эти условия трансформации повлекли за собой повальное разрушение наряду с экономическими аспектами предприятий и их организационные культуры.


С точки зрения эволюции нашего государства, роли и месту организационной культуры на предприятии уделяется внимание только в последнее время. Так как организационная культура является кooрдинационной системой взаимодействия структурных подразделений предприятия, их субкультур, а также факторов, определяющих эффективность функционирования предприятия, то ее следует рассматривать, с одной стороны, в разрезе эффективного менеджмента, а с другой - как сложный объект с точки зрения теории систем [8, с. 101].

Правильно сформулированную и построенную организационную культуру предприятия следует рассматривать как мощный стратегический инструмент, позволяющий координировать вес структурные подразделения и отдельных членов коллектива на достижение поставленных целей в рамках выбранной миссии [10].

Теперешняя организационная культура отечественных предприятий, а точнее практически полное се отсутствие, не предусматривает применения и реализации стратегического менеджмента, который ориентирует на создание благоприятных условий для перспективной деятельности, а не на удовлетворение текущих потребностей. На практике, как правило, происходит наоборот: возможности, открываемые рыночной экономикой, используются в целях теперешнего накопления, использования и разбазаривания ценностей и благ, что наносит огромный ущерб потенциалу и перспективам долгосрочного развития предприятия [9, с. 136-137].

Причиной тому наряду с неуверенностью в экономическом, политическом, финансовом будущем государства (внешней среды, ее развития и влияния на производственно-экономическую систему как на элемент, взаимодействующий с ней и от нее зависящий) являются отсутствие у руководителей и членов коллективов чувства хозяйственника и собственника, а также невозможность применения подходов и мировоззрений централизованной экономики к рыночным условиям.

Примерим преимущества стратегически ориентированной организационной культуры выступают предприятия США, где в условиях стабильной и развитой рыночной экономики ориентация организационной культуры на долгосрочное удержание сегмента рынка с постоянными потребителями в течение 10 лет позволяет увеличить прибыль с данного сегмента в 50 раз, рост числа постоянных потребителей на 5% означает рост прибыли на 20-85% [11].

В условиях трансформирующейся отечественной экономики целесообразно применять на предприятиях основные положения таких типов организационной культуры, как «культура власти» и «культура задачи». «Культура власти» в качестве источника власти предполагает эффективное использование и перераспределение руководителем имеющихся ресурсов, базируется на принципах иерархической структуры, продвижение по ступеням которой осуществляется по критериям преданности общей миссии [13, с. 42-43].


Этот тип организационной культуры позволяет оперативно реагировать на изменения среды, принимать и реализовывать решения. «Культура задачи» ориентирована на решение поставленных задач и реализацию разработанных проектов. Эффективность деятельности предприятия с такой культурой определяется профессионализмом сотрудников, корпоративным групповым эффектом и полнотой информации. Применение данного типа организационной культуры целесообразно в тех случаях, когда ситуативные требования рынка являются определяющими в деятельности предприятия [12].

С точки зрения системного анализа, организационную культуру следует рассматривать как характеристику, предопределяющую поведение и развитие предприятия как открытой, целенаправленной системы, т.е., способность эволюционно переходить из одного состояния в другое.

Таким образом, учет, анализ, структуризация организационной культуры предприятия являются непременными условиями при моделировании и разработке программы антикризисного развития предприятия. Понимание принципов и способность управления организационной культурой является ключом к эффективному менеджменту предприятия [14, с. 36-37].

Социально-экономическое управление и организационная культура взаимосвязаны и взаимообусловлены. При этом управление не только соответствует культуре организации, сильно зависит от нее, но и оказывает влияние на формирование и культуры к новой стратегии. Поэтому менеджеры должны уметь управлять культурой своей организации. Организационная культура - это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась из также сравнительно новой области знаний - организационного управления, которое изучает общие подходы, законы и закономерности в управлении большими и сложными системами [16].

Современное предприятие с экономической точки зрения представляет из себя самостоятельный хозяйствующий субъект, которое обладает правами юридического лица, производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги. Таким образом, каждое предприятие как юридическое лицо имеет свой устав, бухгалтерский баланс и расчетный счет в банке.

Основными экономическими аспектами современного предприятия в условиях рыночной экономики являются [15, с. 5-6]:

- самостоятельная организация хозяйственной деятельности;

- разработка планов развития;

- изучение конъюнктуры рынка;

- распоряжение собственными производственными ресурсами;

- вступление в договорные отношения с экономическим партнерами;


- осуществление внешнеэкономической и совместной предпринимательской деятельности.

Таким образом, предприятие в условиях рынка само определяет организационные формы управления, источники своего финансирования и обеспечения, отвечает за выполнение взятых на себя договорных обязательств.

Характерными чертами предприятия благополучного с экономической точки зрения [17]:

- организационное единство, означающее, что хозяйственная деятельность предприятия осуществляется коллективом работников, которые связаны разделением и кооперацией труда, общими экономическим интересами;

- технико-производственное единство — хозяйственная деятельность осуществляется на основе использования комплекса средств производства, которое функционирует по единой технологии;

- экономическая — возможность для предприятия самому определять, что, как и для кого производить.

Основная целью предприятия с экономической точки зрения —максимизация прибыли путем выпуска продукции для удовлетворения личных и общественных потребностей [19]. Следует особо отметить то, что по целям деятельности предприятия делятся на: коммерческие (экономические) и некоммерческие (бюджетные). Основная коммерческая цель —максимизация прибыли. Некоммерческие цели — это обеспечения занятости населения и производства социально важными товарами и услугами [18].

1.2 Основные социальные аспекты в организационной культуре предприятия

Социальная среда предприятия — пространство, которое образуется самим персоналом с его различиями по демографическим и профессионально-квалификационным признакам. При этом, социальная инфраструктура предприятия определяет качество трудовой жизни работников, т.е. степень удовлетворения их личных потребностей через посредство труда на конкретном предприятии. Социальная среда предприятия взаимосвязана с технической и экономической сторонами его работы. На сегодняшний день успешная деятельность любого предприятия организации зависит от высокой результативности совместного труда работников, от их квалификации, профессиональной подготовки и уровня образования, а также от того, насколько условия труда и быта благоприятствуют удовлетворения материальных и духовных потребностей людей [20, с. 32-33].