Файл: Организационная культура как инструмент преодоления кризисных ситуаций в развитии компании (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Основная суть и экономические аспекты организационной культуры
1.2 Основные социальные аспекты в организационной культуре предприятия
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОАО «СТАРТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
2.2 Анализ социально-экономических аспектов работы предприятия.
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОАО «СТАРТ»
3.2 Экономическое обоснование предложенной программы рекомендаций
Социальная среда организации представляет из себя совокупность факторов, которые определяют качество трудовой жизни работников:
- социальная инфраструктура организации;
- условия работы и охрана труда;
- социальная защищенность работников;
- социально-психологический климат коллектива;
- материальное вознаграждение труда и семейные бюджеты;
- внерабочее время и использование досуга [22].
Социальное развитие организации традиционно представляет из себя изменения в материальных, общественных и духовно нравственных условиях, в которых работники организации трудятся и живут. Управление социальным развитием предприятия - это совокупность способов, приемов, процедур, которые позволяют решать социальные проблемы. Управление социальным развитием предприятия должно быть ориентировано на создание для работников организации надлежащих условий труда и быта.
Социальное развитие предприятия выражается в положительных изменениях социальной среды, а именно, в тех материальных, общественных и духовно нравственных условиях, в которых работники трудятся, вместе с семьями живут и в которых происходят распределение и потребление благ — складываются объективные связи между личностями, находят выражение их морально-этические ценности [21, с. 44-45]. Характеристика основных социальных моделей функционирования предприятия представлена ниже в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Характеристика основных социальных моделей функционирования предприятия [23]
Общественная группа |
Ожидаемые результаты деятельности организации |
Предпринимательская модель |
Модель «бережливый капитализм» |
Филантропическая модель |
Популистская модель |
Социалистическая модель |
Общество в целом |
Экономический рост |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Поступление налогов |
- |
- |
- |
- |
+ |
|
Уравнивание власти |
- |
- |
- |
- |
+ |
|
Уравнивание доходов |
- |
- |
- |
- |
+ |
|
Сохранение окружающей среды |
- |
+ + |
- |
- |
+ |
|
Сохранение природных ресурсов |
- |
- |
- |
- |
+ |
|
Местная община |
Благосостояние общины |
- |
- |
+ + |
- |
+ |
Держатели акций |
Рост доходов |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Кредиторы |
Рост стоимости акций |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Потребители |
Стабильность доходов |
- |
+ + |
- |
- |
- |
Справедливые цены |
- |
+ + |
- |
- |
- |
|
Обеспечение выбора |
- |
+ + |
- |
- |
- |
|
Удовлетворение нужд потребителей |
- |
+ + |
- |
- |
- |
|
Управляющие |
Рост доходов |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Профессиональный интерес |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
|
Работники наемного труда |
Занятость, уровень оплаты услуг |
- |
- |
- |
+ |
+ + |
Условия труда, удовлетворенность от работы |
- |
- |
- |
+ |
+ + |
Социальная ответственность предприятия предусматривает реализацию не только собственных экономических интересов и целей, а еще и учет социальных последствий воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, совместно с которыми осуществляется та или иная деятельность. На сегодняшний день в Российской Федерации (далее РФ) сложились благоприятные условия для формирования, а точнее для, социально ориентированной деятельности российских предприятий. О данном положении свидетельствуют данные федеральной государственной статистики, представляющие опрос руководителей российских организаций, который выявил следующие первостепенные цели современных предприятий в РФ: максимизация продаж; максимизация прибыли; стабилизация занятости; сохранение постоянного коллектива; реализация социальных интересов; увеличение объемов производства; развитие технологии; экспансия на рынках; диверсификация производства [24].
В хозяйственной системе, непосредственно связанной с удовлетворением социальных и культурных потребностей людей, на государственном уровне существуют четыре основных уровня управления: национальный; регионально-отраслевой; территориальный; первичный (предприятие) [26].
Современные социальные аспекты работы предприятия должны отражать: новую психологию мышления и уровень профессионализма руководителей различных уровней управления, деятельность которых будет оцениваться обществом. В следствии чего, правительству РФ необходима стратегической комплексной программа решения взаимоувязанных проблем социального развития. В ней должна быть определена динамика основных показателей, среди которых особое значение будут иметь следующие [28]:
- рост реальных доходов населения (в целом и по основным группам);
- доля заработной платы и доходов предпринимателей в ВВП;
- минимальная заработная плата;
- прожиточный минимум;
- численность безработных;
- численность трудоспособного и эффективно занятого населения;
- показатели развития среднего и высшего образования — удельный вес лиц с высшим образованием в общей численности работающих в промышленности и сельском хозяйстве;
- показатели по социальному обеспечению многодетных граждан, лиц пенсионного возраста, детей, потерявших родителей.
В связи с приведенными выше показателями многие прогрессивные предприятия в РФ, функционируя в условиях социально-экономической среды, подвержены ее влиянию и одновременно сами оказывают значительное влияние на целую систему. Важнейшее значение в работе подобных предприятий имеет процесс планирования социального развития, так как исходя из него выстраивается стратегия управления социальными процессами. В настоящее время сложились два основных подхода к осуществлению данной стратегии [30, с. 130]:
- повышение эффективности производства с помощью управления социальными факторами;
- обеспечение условий для всестороннего и гармоничного развития личности.
Выводы по первой главе курсовой работы:
1. Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.
2. Огромное значение на формирование организационной культуры предприятия оказывают социально-экономические факторы.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОАО «СТАРТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика
ОАО научно-производственное предприятие «Старт» (далее ОАО «НПП «Старт») работает уже более 40 лет на рынках России и стран СНГ. Оно основано в 1966 году и прошло сложный путь от небольшого завода до производственного объединения и далее до научно-производственного предприятия, одного из ведущих разработчиков и производителей изделий коммутационной техники [25].
На сегодняшний день, основной продукцией предприятия являются изделия слаботочной коммутационной техники: электромагнитные реле и переключатели, герконовые реле, механические переключатели и др. Постоянными потребителями продукции ОАО «НПП «Старт» являются более 1000 предприятий, размещенных практически во всех регионах РФ и странах СНГ. Среди, которых представлены такие крупные корпорации и предприятия, как: РКК «Энергия»; НПЦ АП им ак. Н.А. Пилюгина; НПО ПМ им ак. М.Ф. Решетнева; ЦСКБ «Прогресс»; ОАО «КАМАЗ»; ОАО «РЖД; атомные и тепловые электростанции и многие другие предприятия в различных отраслях промышленности.
Ориентация на потребителя — главный принцип работы ОАО «НПП «Старт». Все стадии жизненного цикла выпускаемой продукции находятся под строгим контролем квалифицированных специалистов.
Миссия ОАО «НПП «Старт» — производство изделий коммутационной техники высокого качества с целью полного удовлетворения требований потребителей за счет установления долгосрочных партнерских взаимоотношений, непрерывного совершенствования производственных процессов, создания оптимальных условий для эффективного труда и роста благосостояния персонала предприятия.
Организационная структура ОАО «НПП Старт» построена по схеме линейно-функциональной системы управления (рисунок 2.1).
Рис. 2.1 Схема функциональной организационной структуры ОАО «НПП Старт» [3]
Линейно-функциональная система управления характеризуется производительностью аппарата управления, адаптивностью системы управления, оперативностью принятия решений, что в собственную очередь заявляет о производительности этой системы.
В настоящий момент на ОАО «НПП Старт» работает около 600 человек. Главной единицей управления является генеральный директор в подчинении, которого находятся: отдел персонала, финансово-экономический отдел; отдел технического контроля; отдел снабжения; отдел продаж; отдел маркетинга и отдел службы контроля.
Показатели оценки обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами за последние 2 года представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, кадровый состав и их структура [3]
2015 г. |
2016 г. |
Отклонение от 2015г. по численности, чел. |
Темп прироста, % |
|||
Численность, чел. |
Уд. Вес, % |
Численность, чел. |
Уд. вес, % |
|||
1. Рабочие |
250 |
49.14 |
330 |
56.94 |
+80 |
1.9 |
2. Служащие |
160 |
38.9 |
230 |
31.1 |
+70 |
1.81 |
3. Руководители |
40 |
11.96 |
40 |
11.96 |
0 |
0 |
4. Всего персонала, чел. |
450 |
100 |
600 |
100 |
+150 |
3.71 |
Результаты анализа количественного состава персонала ОАО «НПП Старт» представим в виде диаграммы (рисунок 2.2).
Рис. 2.2 Результаты анализа количественного состава персонала ООО ОАО «НПП Старт», в % [3]
На основании данных, представленных в таблице 2.1, а также на рисунке 2.2 относительно укомплектованности штата в ОАО «НПП Старт», можно сделать вывод о том, что численность персонала за 2016 год по сравнению с 2015 годом увеличилась на 150 человек. Самое большое количественное увеличение произошло в категории рабочих — рабочие, технологи и служащих — отдел продаж, маркетинга, бухгалтерии и технический персонал. Соответственно, можно сделать вывод о том, что текучесть персонала в ОАО «НПП Старт», практически отсутствует, по всем категориям персонала, кроме категории руководителей наблюдается количественный прирост. Данный показатель доказывает то, что система мотивации персонала на предприятии организована достаточно грамотно, но в любом случае есть направления, которые можно улучшить и модернизировать.
2.2 Анализ социально-экономических аспектов работы предприятия.
Социальная политика
Предприятие ОАО «НПП Старт» предоставляет для своих сотрудников все полагающиеся льготы и гарантии, а также дополнительные дотации (в соответствии с трудовым законодательством РФ): пятидневная рабочая неделя; выплата заработной платы 2 раза в месяц; обязательное медицинское страхование; оказание медицинской помощи в медицинском пункте предприятия; организация регулярных профилактических осмотров работников; оплата листков нетрудоспособности; предоставление оплачиваемого ежегодного отпуска; оплачиваемый учебный отпуск; обеспечение льготными путевками детей сотрудников предприятия в детские оздоровительные лагеря; регулярная индексация заработной платы; поддержка промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды; безопасная и эргономичная организация рабочих мест; обеспечение функциональной и качественной специальной одеждой и обувью, чистой питьевой водой всех работников, занятых на производстве; обеспечение возможности получения горячего питания в комнатах приема пищи, кафе и передвижных буфетах предприятия [25].
Оплата труда сотрудников зависит от объема производства и качества выполненной продукции, следовательно, они в первую очередь заинтересованы в производстве высококачественного товара.
Премиальная часть оплаты труда сотрудников ОАО «НПП Старт» частично состоит из показателя активности в работе. Исходя из этого большинство сотрудников достаточно часто выносят предложения по улучшению работы и развитию предприятия.
Премии сотрудникам ОАО «НПП Старт» начисляются в соответствии с Положением о премировании. В настоящее время введены следующие виды премиального вознаграждения: за результаты по итогам работы за месяц, квартал и год; разовые премии к праздничным датам. Руководящий состав получает ежеквартальные, ежегодные и премии к праздничным датам. Производственный и технический персонал — ежемесячные, ежегодные и премии к праздничным датам.
Ежегодные, ежемесячные и ежеквартальные премии начисляются в зависимости от выполнения плана продаж. Премии к праздничным датам имеют фиксированный размер: руководящий состав получает дополнительно 5000 руб., производственный и технический персонал — 3000 руб. В случае, если сотрудник нарушает правила должностной инструкции, трудовой дисциплины и т.п., он лишается всех видов премий за текущий месяц.