Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Понятие несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под субъектом естественной монополии подразумевается предприятие, исполняющая изготовление и (либо) реализацию товаров (работ, услуг) в обстоятельствах естественной монополии [статья 197 Закона].

Как зафиксировано в статье 3 Федерального Закона от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изменениями от 8 августа, 30 декабря 2001 года, 10 января, 26 марта 2003 года.) естественная монополия - положение товарного рынка, при котором удовлетворенность спроса на данном рынке успешнее в дефицит конкурентной борьбы в силу технологических отличительных черт изготовления (в связи с значимым снижением издержек изготовления на единицу товара согласно мере повышения размера производства), а товары, изготавливаемые субъектами естественной монополии, никак не имеют все шансы быть заменены в потреблении иными товарами, в связи с чем потребность на этом товарном рынке на продукты, изготавливаемые субъектами естественных монополий, в наименьшей степени находится в зависимости от перемены цены на данный продукт, нежели спрос на прочие разновидности товаров.

Поэтому, субъекты естественных монополий функционируют в сферах, где не имеется конкурентная борьба, и незамедлительно заменить их иными товаропроизводителями нереально согласно объективным причинам. Использование к субъектам естественных монополий единых правил о банкротстве юридических лиц могло бы влечь их предотвращение с товарного рынка равно как хозяйствующих субъектов, что, безусловно, тянуло бы непрогнозируемые результаты для экономики, защиты и социальной сферы государства.

Каждая из вышеназванных категорий учреждений обладает рядом своеобразных черт несостоятельности (банкротства), которые зафиксированы равно как в Законе, так и ряде специализированных актов. Согласно общему закону, для использования арбитражным судом к должнику общепризнанных мерок особого параграфа в ходе производства согласно делу о несостоятельности должника, в арбитражный суд, обязаны быть презентованы подтверждения, доказывающие статус организации.

Признаки банкротства зафиксированы законодателем в пункте 2 статьи 3 Закона: Юридическое лицо является не способным угодить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (либо) выполнить обязательство по уплате обязательных платежей, в случае если надлежащие обещания и (либо) обязанность никак не выполнены им на протяжении трех месяцев с даты (для стратегических компаний и субъектов естественных монополий- шесть месяцев), если они обязаны были быть исполнены.


Для установления наличия признаков банкротства должника предусматриваются [п.2 ст.4 Закона]:

  • размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
  • размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Согласно общему закону, дело о банкротстве может являться возбуждено арбитражным судом при обстоятельстве, что условия к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют никак не меньше 100 тысяч рублей [пункт 2 статья 6 Закона]; для стратегических компаний и субъектов естественных монополий - данная совокупность составляет никак не меньше 500 тысяч рублей.

В область лиц, обладающих возможностью на заявление в арбитражный суд законодатель включил: должника, конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязанностям. Никак не вступает в круг лиц обладающих подобную возможность - прокурор (подобная возможность было дано прокурорам в специальных вариантах согласно Закону 1998 года, что равно как акцентируют внимание специалисты, являлось предметом злоупотреблений). В числе субъектов - организаторов конкурса не наименован и непосредственно сам арбитражный суд, несмотря на то, что проблема о праве суда возбуждать конкурсный процесс считается сомнительным еще с позапрошлого столетия.

Конкурсные кредиторы - займодавцы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных организаций, людей, перед которыми должник несет обязательство за причинение ущерба жизни либо здоровью, морального ущерба, имеет обязательства по выплате вознаграждения согласно авторским договорам, а кроме того учредителей (участников) должника согласно обязанностям, вытекающим из подобного участия [абзац 8 статья Закона].

Уполномоченные органы - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах разорения требования об уплате неизбежных платежей и условия Российской Федерации по денежным обязательствам, а кроме того органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в процессе о разорении и в процедурах банкротства условия по денежным обязательствам в соответствии с этим, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [абзац 9 статьи 2 Закона].


В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года №257 в дальнейшем вплоть до переустройства в Федеральную налоговую службу уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства условий об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам считается Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Поэтому, проблема о банкротстве может являться возбуждено только лишь в случае, если в арбитражный суд обратится управомоченное лицо. При этом, немаловажно выделить, то что в случае если по единому правилу подобное заявление считается правом [статья 8 Закона], то в таком случае в предусмотренных законодателем вариантах заявление считается обязанностью [статья 9 Закона].

Наряду с группой «круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд» законодатель оперирует группой «лица, участвующее в деле о банкротстве». К их количеству причислены [статья 34 Закона]:

  • должник;
  • арбитражный управляющий;
  • конкурсные кредиторы;
  • уполномоченные органы;
  • федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных Законом;
  • лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Немаловажно выделить, что процедура предъявления условий по обязательствам перед Российской Федерацией в делах о разорении и в процедурах банкротства подтвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года №257. В нем подробно регулируются причины отложения заявления уполномоченными органами и прочие вопросы.

Общие принципы подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 года №56.

Процедуры банкротства

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона, при рассмотрении дела о банкротстве должника юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Каждая из этих процедур имеет свою цель, каждой посвящена отдельная глава (главы 4-8 Закона). Центральной фигурой в деле о несостоятельности является арбитражный управляющий, который, в зависимости от стадии банкротства, может быть временным, административным, конкурсным управляющим. В качестве арбитражного управляющего на утверждение суда представляются три кандидатуры из числа членов саморегулирующейся организации арбитражных управляющих (СРО). В настоящее время каждый арбитражный управляющий обязан состоять в одной из саморегулирующихся организаций арбитражных управляющих (СРО).


Наблюдение. Период наблюдения начинается с момента возбуждения производства по делу о банкротстве. Это происходит в случае, если досудебная санация не проводилась. В процессе наблюдения проводятся мероприятия, способные определить дальнейшую судьбу должника и направленные на выявление его экономического состояния. В этот период действует временный управляющий наряду с руководством должника. Руководство не отстраняется от исполнения своих обязанностей. Рассмотрим функции временного управляющего: следить за сохранностью имущества должника; анализировать финансовое состояние должника; выискивать кредиторов должника; исключая случаи, предусмотренные настоящим Федеральным законом вести реестр требований кредиторов; отчитываться кредиторам о ведении наблюдения; созывать и проводить первое собрание кредиторов.

Не позднее пяти дней до установленной даты заседания арбитражного суда, которая указана в определении введении наблюдения, временный управляющий, по окончании наблюдения, предоставляет в арбитражный суд сведения о финансовом состоянии должника, отчет о своей деятельности и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности. Федеральным законом, в пункте 7 статьи 12, определяется протокол первого собрания кредиторов с приложением документов. (См. Приложение 2)

В пункте 2 статьи 58 Закона говориться, что лишь с согласия временного управляющего органы управления должника могут принимать решение, которые касаются участия организации-должника в объединениях юридических лиц, финансово-промышленных группах, холдинговых компаниях

Не смотря на согласие или несогласие с решениями и сделками должника, временный управляющий следит, чтобы органами управления должника не были приняты решения, указанные в пункте 3 статьи 58 Закона:

  1. о ликвидации должника;
  2. о реорганизации должника (во всех пяти формах - слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования);
  3. о выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
  4. о создании представительств и филиалов;
  5. об участии в иных юридических лицах (за исключением ассоциаций (союзов)) или создании юридических лиц;
  6. о размещении должником разных эмиссионных ценных бумаг и облигаций;
  7. о выплате дивидендов.

Управляющий изучает финансовое состояние должника и делает такие выводы:

  1. имеет ли должник возможность покрыть судебные расходы за счет своего имущества;
  2. будет ли восстановлена платежеспособность должника.

Обычно временный управляющий в процессе заключения о состоянии должника, предлагает варианты, которые могли бы восстановить его финансовое состояние. Эти варианты являются эффективными и применяются для конкретного должника. Заключение имеет рекомендательный характер, но как не обязательный. Любое заключение (как положительное, так и отрицательное) может быть отвергнуто кредиторами. Первое собрание кредиторов, которое созывает временный управляющий, представляет интересы всех кредиторов при проведении процедур банкротства. На собрании временный управляющий дает возможность кредиторам ознакомиться с возможными вариантами перспективами должника. Главным образом рассматривается экономический потенциал предприятия и состояние активов.

Финансовое оздоровление. Особое внимание в Законе №127-ФЗ уделено новой процедуре банкротства - финансовому оздоровлению. Процедура финансовое оздоровление регулируется главой 5 Закона №127-ФЗ "Финансовое оздоровление". Согласно статье 2 Закона №127-ФЗ финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Ходатайствовать о введении финансового оздоровления перед первым собранием кредиторов, а в случаях, установленных Законом №127-ФЗ, непосредственно перед арбитражным судом могут:

  1. должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия;
  2. учредители (участники) должника;
  3. орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия;
  4. третье лицо или третьи лица.

При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вышеуказанные лица обязаны представить ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за 15 дней до даты проведения собрания кредиторов. При этом временный управляющий обязан ознакомить кредиторов с этими документами.

Согласно пункту 1 статьи 79 Закона №127-ФЗ исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено: залогом (ипотекой); банковской гарантией; государственной или муниципальной гарантией; поручительством; иными способами, не противоречащими действующему законодательству.

Правовое регулирование обеспечения исполнения должником обязательств осуществляется на основании соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности, заключенным между лицом или лицами, предоставившими обеспечение и временным управляющим (административным управляющим) в письменной форме в течение 15 дней с даты введения финансового оздоровления. Это соглашение предоставляется в арбитражный суд не позднее чем через 20 дней с даты его заключения. По такому соглашению лицо или лица, предоставившие обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, несут ответственность за неисполнение должником указанных обязательств только в пределах стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения исполнения должником указанных обязательств.