Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Понятие несостоятельности (банкротства)).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 141
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие несостоятельности (банкротства)
Глава 2. Признаки несостоятельности (банкротства)
Глава 3. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)
История законодательного регулирования несостоятельности предприятий
Современное законодательное регулирование банкротства предприятий
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 80 Закона №127-ФЗ финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2-х лет. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности, а в случае предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения. При этом судом должнику назначается административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления.
Важную роль при финансовом оздоровлении играют план финансового оздоровления и график погашения задолженности. В соответствии с пунктом 1 статьи 84 Закона №127-ФЗ план финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления.
Не позднее, чем за 1 месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления, к которому прилагаются следующие документы:
- баланс должника на последнюю отчетную дату;
- отчет о прибылях и об убытках должника;
- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.
Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах финансового оздоровления и составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов, которое не позднее чем через 10 дней с даты получения отчета должника о результатах финансового оздоровления направляется кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.
В свою очередь арбитражный суд на основании пункта 1 статьи 92 Закона № 127-ФЗ по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вправе вынести определение о введении внешнего управления в случае установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника.
Внешнее управление. Кредиторы в основном принимают участие в решении вопроса о назначении самого внешнего управления.
Их решение состоит в том, что: произведется ли получение максимальной суммы в установленный срок; или же она поступит на счет моментально, но в значительно меньшем количестве. Делами должника занимается исключительно управляющий, а старое руководство подлежит увольнению.
При введении внешнего управления, автоматически начинают идти проценты на сумму требуемою кредитором или же обязательным платежам.
Порядок и ведение процентов предусматривается в статье 395 Гражданского Кодекса Российской Федерации. По окончании внешнего управления, все суммы, связанные с нанесением какого-либо ущерба и неустойки быть представлены к оплате, в размере, оговоренном на момент введения внешнего управления.
Внешний управляющий имеет право: озвучивать отказы должника, если он отказывается от исполнения оговоренных пунктов;
с некоторыми ограничениями распоряжаться имуществом должника;
в праве, заключать мировое соглашение от имени должника.
В обязанности внешнего управляющего входит:
- ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и отчетности;
- разработка и представление плана внешнего управления для утверждения на собрании кредиторов;
- выносить возражения в установленном порядке, по предъявляемым к должнику требованиям кредиторов;
- использовать большое количество способов для дальнейшего взыскания задолженности;
- принимать для дальнейшего рассмотрения требования кредиторов;
- вести учет требованием кредиторов;
- выполнить и представить отчет кредиторам по итогам реализации плана внешнего управления;
- осуществлять другие полномочия, связанные с законом.
В обязательном порядке, план внешнего управления, предусматривает меры по восстановлению платежеспособности должника.
Платежеспособность должника считается восстановленной, при наличии полного отсутствия симптомов банкротства. И на основании рассмотренного отчета внешнего управляющего, собрание кредиторов выносят вердикт, который заключается в следующем:
- внешнее управление прекращает свою деятельность, так как платежеспособность должника восстановлена и переходит к расчетам с кредиторами;
- подается прошение в арбитражный суд, о продлении установленного срока внешнего управления;
- так же есть вероятность, подачи ходатайства в арбитражный суд, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;
Отчет по внешнему управлению подлежит утверждению в арбитражном суде.
Конкурсное производство. Согласно закону «О несостоятельности (банкротстве)», в случае нецелесообразности введения внешнего управления, арбитражный суд по ходатайству собрания кредиторов или самостоятельно принимает заключение о банкротстве должника и открывает конкурсное производство.
Конкурсным производством называется применимая к должнику процедура банкротства. Он признается банкротом в целях соответствий требованиям кредиторов. В тот самый момент, когда должника признали банкротом:
- Считаются наступившими сроки исполнения всех денежные обязательств должника, в том числе отсроченные обязательства платежей;
- По всем видам задолженности должника перестают начисляться: неустойки, штрафы, пени, проценты и другие финансовые санкции;
- Вся информация о финансовом состоянии должника, относящаяся к коммерческой тайне, или имеющая характер конфиденциальности, перестает быть таковой.
С момента своего назначения конкурсный управляющий выполняет такие функции:
- Берет на себя ответственность по ведению собственности должника, осуществляет эго оценку и инвентаризацию. Также отвечает за сохранность имущества;
- Занимается анализом финансового состояния должника;
- В установленном порядке законодательства РФ требует от третьих лиц погашения задолженности перед должником;
- Занимается поиском, выявлением, и возвратом имущества должника, находящегося у третьих лиц;
- В соответствии с законом осуществляет иные функции.
Конкурсная масса - это вся собственность должника, которая имеется в распоряжении должника выявленная в процессе конкурсного производства или на момент открытия конкурсного производства. Конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах после проведения инвентаризации и оценки имущества должника. Все деньги, вырученные таким образом, идут на погашения задолженностей перед кредиторами. Здесь существует некоторая очередность:
- Судебные расходы покрываются вне очереди;
- В 1-ю очередь удовлетворяются требования лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;
- Во 2-ю очередь выплачиваются выходные пособия, и производится оплата труда лиц, работающих по трудовому договору. Также выплачиваются вознаграждения по авторским договорам;
- В 3-ю очередь погашаются задолженности перед кредиторами по обязательствам. Данные обязательства обеспечиваются залогом имущества должника;
- В 4-ю очередь выплачивается обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;
- В последнюю очередь выплачиваются задолженности перед другими кредиторами.
Перейти к удовлетворению требований одной очереди можно лишь удовлетворив требования предыдущей. Если у должника не хватает денежных средств для того чтобы полностью погасить задолженности, они распределяются пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению между кредиторами соответствующей очереди. Не погашенные требования кредиторов в связи нехватки средств должника считаются погашенными. Завершив все расчетные операции с кредиторами, конкурсный управляющий предоставляет в арбитражный суд отчет. В нем содержаться информация обо всех результатах проведения конкурсного производства. Арбитражный суд принимает решение о завершении конкурсного производства. На основе этого заключения, в единый государственный реестр юридических лиц, вноситься запись о ликвидации должника.
Мировое соглашение. Должник и кредиторы могут заключить на любой стадии мировое соглашение. На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение. Согласно законам Российской Феднрации, мировое соглашение должно содержать всю информацию о размерах, сроках реализации обязательств. А также положения о прекращении обязательств должника.
Мировое соглашение может содержать следующие условия:
- об уступке прав требования должника;
- об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;
- о скидке долга;
- об исполнении обязательств должника третьими лицами;
- об удовлетворении требований кредиторов другими способами.
- об обмене требований на акции;
Заключается мировое соглашение лишь после погашения заложенностей по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Если в ходе наблюдения или внешнего управления арбитражным судом утверждается мировое соглашение, то производства по делу о банкротстве прекращается.
Также, основанием для прекращения моратория на удовлетворение требований кредиторов, является утверждение мирового соглашения арбитражным судом в процессе внешнего управления.
Заключение
В каждой цивилизованной стране с выработанной экономической концепцией одним из ключевых элементов механизма правового регулирования рыночных отношений считается законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Правовой институт несостоятельности (банкротства) - институт систематический, содержащий в себе нормы гражданского права, административного права, уголовного права и трудового права; гражданского и арбитражного процесса. Особенность данного института обусловливается тем, что его функционирование допустимо только лишь в рамках рыночной экономики, к тому же достигшей конкретной степени формирования. Процесс банкротства считается «санитаром» экономики ликвидируя малоэффективных участников хозяйственного оборота. При плановой экономике указанный институт не был востребован. Бесприбыльные предприятия имели возможность использовать поддержку государства. Подобным способом восстановление института несостоятельности стало допустимым в нашем государстве только лишь с переходом к рыночным отношениям.
Положения действующего законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) содержит в себе как нормы, нацеленные на защиту интересов кредиторов, так и нормы, нацеленные на защиту интересов должника. Совместно с этим необходимо указать, что в ходе всего формирования института несостоятельности (банкротства) в российском праве традиционно особое внимание уделялось защите интересов кредитора, в то время как защита интересов должника при банкротстве считалась
Например, для законодательства Соединенных Штатов Америки и Франции характерен кардинальный уклон в сторону защиты интересов должника: автоматическое прекращение попыток кредиторов получить с должника средства вне процедур банкротства, избежание предпочтительных, мошеннических и иных передач собственности кредиторам, вероятность должника воздержаться от исполнения обязанностей согласно договорам в будущем и от выполнения договоров об аренде. Наоборот, согласно законодательству Германии, Италии и иных государств Европы уклон совершается в сторону преимущественной защиты прав кредиторов при почти, полном нехватке учета интересов должника.
Российское законодательство в данной области, вероятно, можно охарактеризовать как промежуточное, так как нормы, нацеленные на защиту интересов кредиторов, расширяются нормами, сосредоточенными на защиту интересов должника.
Критикуя эту систему можно утверждать, что "стремление защитить интересы противоположных субъектов, равно как правило, приводит к незащищенности любого из них.
Данная работа была посвящена исследованию определения и признаков несостоятельности (банкротства) с точки зрения российского законодательства. Согласно результатам проделанных исследований, обобщая полученные материалы и сведения, в качестве заключений желательно выделить соответствующее положения.
Несостоятельность (банкротство) – это общепризнанная арбитражным судом неспособность должника в полном размере угодить требованиям кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязательство по уплате обязательных платежей, при этом, неспособность, которую признал арбитражный суд в надлежащем постановлении. Необходимо выделить, что банкротство ещё считается одним из способов ликвидации юридического лица.
Признаком банкротства юридического лица (гражданина) считается его неспособность удовлетворить условия кредиторов согласно денежным обязанностям и выполнить обязанность по уплате обязательных платежей, в случае если надлежащие обещания и обязанность не выполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они обязаны были быть исполнены (при этом для гражданина сказанное бесспорно, «если сумма его обязательств превосходит стоимость принадлежащего ему имущества»). При этом неопределенность условий кредитора и самого факта оспаривания наличия и объема задолженности должника перед кредиторами никак не считается причиной для несогласия в удовлетворении условий кредитора по делу о банкротстве.