Файл: Понятие, признаки и правовое регулирование несостоятельности (банкротства) (Понятие несостоятельности (банкротства)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т Подобным способом, в советский период государства и права институт несостоятельности (банкротства) потерял собственную значимость и был ликвидирован.

Возрождение института банкротства можно объединить со становлением в России баз рыночных отношений в завершении 80-х начале 90-х годов, когда взошла необходимость законодательного урегулирования оснований и последствий несостоятельности.

Первым законодательным актом стал Закон Российской Федерации от 19 ноября 1992 года №3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Закон функционировал 6 лет. За время его правоприменения были установлены десятки разноуровневых актов, выработалась большая практическая деятельность, показавшая большое число недочетов функционирующего акта; одновременно проводилась разработка новейшего законодательного акта.

8 ноября 1998 года был принят Федеральный закон №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Он дал кардинальное изменение в подходе к определению критериев несостоятельности юридических лиц. Привнес новейшие процедуры банкротства. «Если предыдущий Закон о банкротстве соответствовал интересам в том числе и предприятия должника, помогая суду объективно производить оценку его финансовые и материальные способности погасить задолженность, в таком случае новый закон однозначно принял сторону кредитора. Среди этого и данный закон был признан никак не отвечающим условиям равно как кредиторов, так и должников.

Процедуры банкротства были существенно упрощены, сейчас банкротом можно было сделать почти любую организацию. Это активно стали использовать бесчестные конкуренты и прочие заинтересованные лица. Они имели возможность начать процедуру банкротства компании по небольшим суммам и довести ее вплоть до окончания. При этом операцию банкротства невозможно было прекратить, в том числе и в случае если должник готов был ликвидировать собственный долг. В следствии менялись собственники предприятий - должников, продавалось за гроши дорогое оборудование и недвижимое имущество, останавливалось изготовление и так далее.

Уже в 1999 году появились высказывания о необходимости дальнейшего реформирования.

Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дал новейшие нормы, новейшие правила и порядок банкротства.

При создании Закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 года были предусмотрены заключения Конституционного Суда Российской Федерации согласно контролю отдельных положений Закона о несостоятельности 1998 года, а непосредственно полностью гарантированы законные интересы должника в период возбуждения производства по делу.


Современное законодательное регулирование банкротства предприятий

В качестве главной направленности развития законодательства о несостоятельности (банкротстве) необходимо признать, что оно формируется согласно схеме: общий закон - специальный закон - другие нормативные акты.

Общие положения о банкротстве присутствуют в Гражданском кодексе Российской Федерации. Специальный закон - Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». В наше время этот закон функционирует с преобразованиями и добавлениями от 22 августа 2004 года. Другие нормативные акты - полный комплекс актов, установленных во исполнение и дополнение общего и специального закона.

В число «других нормативных актов» можно включить несколько специальных законодательных актов, целиком либо в части, стабилизирующих характерные черты банкротства тех либо других разновидностей юридических лиц. Это:

  1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изм. и доп. от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г.);
  2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. №122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" (утратит юридическую силу с 1 января 2005 года);
  3. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. №41-ФЗ "О производственных кооперативах" (с изм. и доп. от 14 мая 2001 г., 21 марта 2002 г.);
  4. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изм. и доп. от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля 2004 г.).

Вместе с вышеназванными, функционируют акты, устанавливающие характерные черты процедур банкротства в отношении единичных видов хозяйствующих субъектов (градообразующих учреждений, учреждений ТЭК, аграрных учреждений).

К правоотношениям согласно возбуждению банкротства, применимы положения Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 года №95-ФЗ (с изменениями с 28 июля 2004 года).

Наряду с общепризнанными мерками, стабилизирующими характерные черты возбуждения и реализации процедур банкротства, можно отметить Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с изменением и дополнением от 27 мая, 25 июня 1998 года, 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 года, 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 года, 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 года, 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 года, 21, 26 июля 2004 года). Статьи 195-197 которого учитывают уголовную ответственность руководителей либо собственников коммерческой компании.


Наряду с законодательными актами можно отметить целую категорию подзаконных актов (в большей степени Постановлений Правительства):

  1. Постановление Правительства РФ от 9 июля 2004 г. №345 "Об утверждении Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов";
  2. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. №257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства";
  3. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2004 г. №56 "Об Общих правилах подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов" (с изм. и доп. от 28 июля 2004 г.);
  4. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2003 г. №367 "Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа";
  5. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2003 г. №100 "Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих" (с изм. и доп. от 29 мая 2004 г.).

Принимая во внимание возросшее, в последние годы, значение обзоров судебно-арбитражной практики следует отметить, в частности, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2003 года №4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие настоящего Федерального закона». Последнее ориентировано на объяснение ряда дискуссионных задач и обладает колоссальным значением для верного применения норм о банкротстве. Кроме того, можно отметить: Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 августа 2003 года N 74 "Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В наше время международных договоров по проблемам банкротства по сути нет, впрочем, необходимость в регулировке взаимоотношений, сопряженных с трансграничными банкротствами, существует уже давно. Можно отметить Типовой закон ЮНСИТРАЛ о трансграничной несостоятельности 1997 года.

В данной взаимосвязи, следует сослаться на норму Федерального Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)», которая фиксирует, то что, в случае если международным договором Российской Федерации определены другие правила, нежели эти, которые учтены настоящим Федеральным законом, используются правила международного соглашения Российской Федерации [пункт 4 статья 1 Закона]. Подобным способом, установленные в будущем международные акты, стабилизирующие трансграничное банкротство (участником, которых будет Российская Федерация) станут обладать преимуществом над нормами национального законодательства.


Общие вопросы банкротства предприятий

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением государственного предприятия, а кроме того юридическое лицо, функционирующее в форме потребительского кооператива или благотворительного либо другого фонда, согласно заключению суда может являться признано несостоятельным (банкротом), в случае если оно никак не в состоянии удовлетворить условия кредиторов.

Действующий закон увеличил область субъектов (юридических лиц), которые имеют все шансы быть признаны банкротами. Акцентируются следующие группы юридических лиц, каждая из которых имеет собственные характерные черты несостоятельности (банкротства) содержащиеся, в материальном и процессуальном законодательстве:

  • градообразующие организации;
  • сельскохозяйственные организации;
  • финансовые организации;
  • стратегические предприятия и организаций;
  • субъектов естественных монополий.

Отнесение юридического лица к определенной группы организаций (предприятий) обозначает использование абсолютно всех отличительных черт банкротства (несостоятельности) прикрепленных Законом и рядом специальных актов, к определенной организации.

Под градообразующими организациями признаются юридические лица, количество сотрудников которых составляет никак не меньше двадцати пяти процентов количества работающего населения надлежащего заселенного пункта [статья 169 Закона]. Характерные черты банкротства градообразующих учреждений разносятся также в другие организации, количество сотрудников которых превосходит пять тысяч человек.

На практике может появиться трудность с определением (для определения признаков градообразующей компании) численности сотрудников должника, имеющего филиалы, представительства и другие обособленные отделения. На моё мнение, при решении на этот вопрос важно прибегнуть к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 августа 1999 года №43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности», в пункте 32 которого закреплено: для определения признаков градообразующей организации при установлении количества сотрудников должника, имеющего филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, находящиеся за пределами зоны пребывания юридического лица, учету подлежат сотрудники должника, регулярно живущие в городе, поселке, ином населенном пункте места пребывания юридического лица. При установлении количества сотрудников учреждений, к которым подлежат использованию правила о градообразующей организации, предусматриваются все без исключения действующие вне зависимости от места их проживания.


Под аграрными организациями понимаются юридические лица, главными видами работы которых считаются производство либо изготовление и переработка сельскохозяйственной продукции, прибыль от реализации которой является никак не меньше чем пятьдесят процентов единой суммы выручки [статья 177 Закона]. Подобное определение содержится в статье 2 Федерального закона от 9 июля 2002 года №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Особенности банкротства сельскохозяйственных учреждений, применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), прибыль которых от реализации сделанной либо произведенной и переработанной аграрной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов является никак не меньше чем семьдесят процентов единой суммы выручки.

Под финансовой организацией необходимо подразумевать - юридическое лицо, осуществляющее на основании надлежащей лицензии банковские процедуры и сделки или предоставляющее обслуживание на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию либо другие услуги финансового нрава, а кроме того негосударственный пенсионный фонд, его управляющая фирма, распоряжающаяся фирма паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и другое предприятие, исполняющее процедуры и сделки на рынке финансовых услуг [статья 2 Закона «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» [с преобразованиями от 30 декабря 2001 года].

В количество экономических учреждений в целях Закона «О несостоятельности (банкротстве), равно как это следует из пункта 1 статьи 180 Закона, введены: кредитные организации, страховые организаций, высококлассные участники рынка ценных бумаг.

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются [статья 190 Закона]:

  • федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
  • организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Перечень стратегических компаний и организаций, подтвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 января 2004 года №22-р. Кроме того необходимо отметить Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года №1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".