Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Подходы и критерии оценки эффективности управления).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы оценки эффективности управления
1.1. Понятие и сущность эффективности управления
1.2. Подходы и критерии оценки эффективности управления
1.3 Показатели оценки эффективности управления предприятием
2 Оценка эффективности деятельности АО «Новгородоблэлектро»
2.1 Краткая организационная характеристика предприятия
2.2 Оценка эффективности деятельности предприятия
3. Оценка эффективности управления АО «Новгородоблэлектро»
3.1 Показатели экономической эффективности управления предприятием
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, в условиях усложняющейся экономической среды и множества факторов, оказывающих влияние на организации, для выживания предприятия и успешного его развития большое значение имеет повышение эффективности его деятельности.
Но что такое эффективность? В общем виде, под эффективностью понимается соотношение результатов и затрат на их получение. Однако в отношении управленческой деятельности возникает множество вопросов, связанных с оценкой эффективности: «Что считать результатом управления?», «По каким факторам и критериям можно оценить эффективность управленческой деятельности?» и др.
От ответа на эти вопросы напрямую зависит оценка эффективности управления и деятельности предприятия в целом. А адекватная оценка эффективности является фундаментом для принятия управленческих решений, определяющих направления дальнейшего развития предприятия.
Всё сказанное обуславливает актуальность данной курсовой работы.
Целью работы является изучение оценки экономической эффективности управления и путей её повышения.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность управления;
- охарактеризовать сущность эффективности управления;
- изучить показатели и методы оценки экономической эффективности управления;
- дать краткую характеристику объекта исследования;
- дать оценку экономической эффективности деятельности предприятия;
- оценить экономическую эффективность управления;
- рассмотреть возможные пути повышения эффективности управления.
Объектом исследования является АО «Новгородоблэлектро». Предмет – экономическая эффективность управления предприятием.
При написании работы использовались учебники различных авторов: О.С.Виханского, Л.А.Жигун, П.А.Михненко и др. Кроме того, в процессе работы были изучены научные статьи таких авторов, как Евграфова Л. Е. , Карамулдина А.А., Синявец Т.Д.
Так, в работе Евграфовой Л. Е. рассмотрены факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента предприятия. Карамулдина А.А. посвятила свою работу определению понятия эффективности менеджмента организации.
Синявец Т.Д. рассмотрела проблемные аспекты методики анализа и оценки эффективности менеджмента.
При выполнении работы использовались такие методы, как классификация, анализ, синтез, динамический и структурный анализ.
1. Теоретические основы оценки эффективности управления
1.1. Понятие и сущность эффективности управления
Для определения сущности понятия управления рассмотрим его определение в различных словарях (табл.1)
Таблица 1
Определения понятия «управление»
Источник |
Определение понятия «управление» |
Философская энциклопедия |
Функция организованных систем, возникших естественным или искусственным путем. Различают управление в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах[33] |
Толковый словарь Ушакова |
Деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти[32] |
Словарь бизнес-терминов |
Руководство организацией, что в экономической теории иногда рассматривается как фактор производства наряду с землей, трудом и капиталом[30] |
ГОСТ 34.003-90 Информационная технология |
Совокупность целенаправленных действий, включающая оценку ситуации и состояния объекта управления, выбор управляющих воздействий и их реализацию[1] |
Сравнивая приведённые определения, можно сделать вывод, что в самом общем виде управление представляет собой вид деятельности, при котором люди направляют и организуют деятельность людей, функционирование машин и механизмов и т.д. для достижения поставленных целей.
При этом важно подчеркнуть, что термин «управление» может использоваться для обозначения целенаправленного воздействия человека на любые компоненты внешней среды – отдельных людей или социальные группы, общество, объекты живой и неживой природы, технику и т.д.
Управление как процесс предполагает взаимодействие двух систем – управляющей и управляемой.
При этом управляющая система называется субъектом управления, управляемая – объектом[3].
Поскольку управление представляет собой вид человеческой деятельности, то субъектом управления является лицо, либо группа лиц, которые осуществляют управляющее воздействие[9].
На уровне организации управляющее воздействие может оказываться руководителями и менеджерами на всех уровнях организационной иерархии. Чем сложнее организация и её система, тем большее количество субъектов должны участвовать в управлении[4].
В свою очередь, всё, на что направлено управляющее воздействие субъекта управления – это объекты управления.
Объектами управления могут выступать как отдельные индивиды, так и отношения между ними, различные виды производственных ресурсов и т.д (рис.1).
Рисунок 1 - Объекты управления
Рассматривая взаимодействие субъекта и объекта управления в организации необходимо отметить, что при этом должна обеспечиваться общность целей. Только в этом случае будет достигаться эффективность управления[7].
Сущность понятия эффективности в общем виде проявляется в соотнесении результата и затрат на его получение.
Применительно к процессу управления конечный результат называют эффектом управления, который представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления состоит из элементов, представленных на рисунке 2.
Экономический эффект
имеет непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях
Эффект управления
Социальный эффект
принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.
Социально-экономический эффект
Комплексно сочетает в себе экономическую выгоду и социальную стабильность и спокойствие, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект)
Рисунок 2 – Составляющие эффекта управления[13]
Общий управленческий эффект представляет собой совокупность представленных трёх эффектов. Однако получить общий эффект как простую сумм эффектов не представляется возможным, поскольку все они имеют различные измерители[10].
Что касается эффективности применительно к управлению предприятием, то она проявляется в максимизации результатов при минимизации затрат[1].
Эффективность можно представить в виде следующего соотношения:
(1)
На основе этого соотношения видно, что для повышения эффективности имеются два основных пути – повышение эффекта и снижение затрат.
При этом под затратами могут подразумеваться материальные, трудовые, финансовые затраты и т.д.
Рост эффективности может быть связан с мерами по снижению любых из этих затрат.
С точки зрения организации управления одним из наиболее важных источников затрат является аппарат управления.
Довольно просто измерить эффективность производства, где затраты и результаты имеют как правило стоимостную оценку[11].
Кроме того, от момента осуществления затрат до получения результатов проходит немного времени – длительность производственного цикла[6].
Однако эффективность менеджмента измерить достаточно сложно, поскольку здесь не всё так очевидно. Результатом труда менеджера является управленческое решение.
В свою очередь результатом управленческого решения является оптимизация процесса управления, эффект от которой может наступить в долгосрочной перспективе, также может быть «размазанным», что затрудняет оценку эффективности управления[5].
При этом оценка эффективности управления крайне важна, поскольку отрицательные последствия управленческих решений могут оказать разрушительное воздействие на организацию.
Поэтому далее рассмотрим основные подходы к оценке эффективности управления предприятием.
1.2. Подходы и критерии оценки эффективности управления
Можно выделить следующие подходы к оценке эффективности управления (рис.3)
Рисунок 3 – Подходы к оценке эффективности управления
Кроме представленных на рисунке, существуют ещё следующие подходы к оценке эффективности управления.
- Эффективность управления оценивается по показателям эффективности объекта управления[6].
То есть эффективность системы управления предприятием оценивается по показателям эффективности производства, эффективность управления маркетингом оценивается показателями сбыта и т.д[7].
Данный подход подкрепляется следующими аргументами[16]:
- производственная система и система управления едины, при этом именно производственная система первична. То есть на её основе строится процесс управления, который обслуживает процесс производства.
- система управления является частью общеорганизационной системы, направленной на достижение её эффективности, поэтому эффективность системы управления должна оцениваться по показателям эффективности всей системы.
- система управления обеспечивает управляемый объект (организацию) ресурсами, регулирует основной производственный процесс, контролирует его эффективность. Поэтому эффективность управляемого объекта достигается эффективностью системы управления.
- Качественный подход.
В зависимости от конкретных условий деятельности предприятия качественными показателями могут выступать: простота организационной структуры, оптимальность коммуникаций, уровень сложности и однородности решаемых подразделениями задач и т.д[8].
При оценке стоимости организации в настоящее время оценивается и эффективность системы управления, которая оценивается на основе экспертных оценок по следующим показателям: общие и частные цели управления, функции управления, организационная структура, процесс управления, методы управления и разработки управленческих решений, технические средства управления и т. д[22].
Непосредственно эффективность организационной структуры может быть оценена по таким критериям, как состав и количество структурных звеньев, число уровней иерархии, затраты на содержание аппарата управления и т. д.
- Подход на основе реализации ресурсного потенциала предприятия[7]:
(2)
где Пв – потенциальные возможности системы;
Ив – использование возможностей системы;
Уп – удовлетворение потребностей.
Потенциальные возможности системы управления могут включать такие ресурсы, как кадровые, информационные, основные и оборотные средства, инновационные и т.д.
Таким образом, в соответствии с этим подходом, наиболее эффективна такая система управления, которая максимально использует имеющиеся в распоряжении организации ресурсы[21].
4.Подход с точки зрения заинтересованных групп[8].
В соответствии с этим подходом, эффективность управления оценивается по степени удовлетворения требований и критериев этих групп. Эти группы могут быть по отношению к организации как внутренними, так и внешними [29].
Для каждой группы эффективность управления будет оцениваться по критериям удовлетворения её запросов, причём у каждой группы эти критерии разные (табл.2)
Таблица 2
Критерии эффективности управления различных заинтересованных групп[28]
Заинтересованная сторона (лицо; группа лиц) |
Критерий организационной эффективности |
1) собственники // владельцы организации |
норма прибыли / рентабельности (и ее производные) |
2) сотрудники |
удовлетворенность рабочим местом; зарплата; качество управления |
3) потребители |
качество товаров и услуг |
4) кредиторы |
кредитоспособность и надежность организации |
5) местное сообщество |
степень участия организации в деятельности местного сообщества |
6) поставщики |
удовлетворительные взаимосвязи / взаиморасчеты |
7) правительство |
подчинение законодательству и нормативным регулирующим актам |