Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Подходы и критерии оценки эффективности управления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в условиях усложняющейся экономической среды и множества факторов, оказывающих влияние на организации, для выживания предприятия и успешного его развития большое значение имеет повышение эффективности его деятельности.

Но что такое эффективность? В общем виде, под эффективностью понимается соотношение результатов и затрат на их получение. Однако в отношении управленческой деятельности возникает множество вопросов, связанных с оценкой эффективности: «Что считать результатом управления?», «По каким факторам и критериям можно оценить эффективность управленческой деятельности?» и др.

От ответа на эти вопросы напрямую зависит оценка эффективности управления и деятельности предприятия в целом. А адекватная оценка эффективности является фундаментом для принятия управленческих решений, определяющих направления дальнейшего развития предприятия.

Всё сказанное обуславливает актуальность данной курсовой работы.

Целью работы является изучение оценки экономической эффективности управления и путей её повышения.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и сущность управления;

- охарактеризовать сущность эффективности управления;

- изучить показатели и методы оценки экономической эффективности управления;

- дать краткую характеристику объекта исследования;

- дать оценку экономической эффективности деятельности предприятия;

- оценить экономическую эффективность управления;

- рассмотреть возможные пути повышения эффективности управления.

Объектом исследования является АО «Новгородоблэлектро». Предмет – экономическая эффективность управления предприятием.

При написании работы использовались учебники различных авторов: О.С.Виханского, Л.А.Жигун, П.А.Михненко и др. Кроме того, в процессе работы были изучены научные статьи таких авторов, как Евграфова Л. Е. , Карамулдина А.А., Синявец Т.Д.

Так, в работе Евграфовой Л. Е. рассмотрены факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента предприятия. Карамулдина А.А. посвятила свою работу определению понятия эффективности менеджмента организации.

Синявец Т.Д. рассмотрела проблемные аспекты методики анализа и оценки эффективности менеджмента.

При выполнении работы использовались такие методы, как классификация, анализ, синтез, динамический и структурный анализ.


1. Теоретические основы оценки эффективности управления

1.1. Понятие и сущность эффективности управления

Для определения сущности понятия управления рассмотрим его определение в различных словарях (табл.1)

Таблица 1

Определения понятия «управление»

Источник

Определение понятия «управление»

Философская энциклопедия

Функция организованных систем, возникших естественным или искусственным путем. Различают управление в биологических, социальных, экономических, политических, технических, кибернетических и др. системах[33]

Толковый словарь Ушакова

Деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения через посредство органов государственной власти[32]

Словарь бизнес-терминов

Руководство организацией, что в экономической теории иногда рассматривается как фактор производства наряду с землей, трудом и капиталом[30]

ГОСТ 34.003-90 Информационная технология

Совокупность целенаправленных действий, включающая оценку ситуации и состояния объекта управления, выбор управляющих воздействий и их реализацию[1]

Сравнивая приведённые определения, можно сделать вывод, что в самом общем виде управление представляет собой вид деятельности, при котором люди направляют и организуют деятельность людей, функционирование машин и механизмов и т.д. для достижения поставленных целей.

При этом важно подчеркнуть, что термин «управление» может использоваться для обозначения целенаправленного воздействия человека на любые компоненты внешней среды – отдельных людей или социальные группы, общество, объекты живой и неживой природы, технику и т.д.

Управление как процесс предполагает взаимодействие двух систем – управляющей и управляемой.

При этом управляющая система называется субъектом управления, управляемая – объектом[3].

Поскольку управление представляет собой вид человеческой деятельности, то субъектом управления является лицо, либо группа лиц, которые осуществляют управляющее воздействие[9].

На уровне организации управляющее воздействие может оказываться руководителями и менеджерами на всех уровнях организационной иерархии. Чем сложнее организация и её система, тем большее количество субъектов должны участвовать в управлении[4].


В свою очередь, всё, на что направлено управляющее воздействие субъекта управления – это объекты управления.

Объектами управления могут выступать как отдельные индивиды, так и отношения между ними, различные виды производственных ресурсов и т.д (рис.1).

Рисунок 1 - Объекты управления

Рассматривая взаимодействие субъекта и объекта управления в организации необходимо отметить, что при этом должна обеспечиваться общность целей. Только в этом случае будет достигаться эффективность управления[7].

Сущность понятия эффективности в общем виде проявляется в соотнесении результата и затрат на его получение.

Применительно к процессу управления конечный результат называют эффектом управления, который представляет собой результат осуществления мероприятий, направленных на совершенствование производства, бизнеса и организации в целом. Эффект управления состоит из элементов, представленных на рисунке 2.

Экономический эффект

имеет непосредственную стоимостную форму, то есть измеряющийся в денежных или натуральных измерителях

Эффект управления

Социальный эффект

принципиально не может быть пересчитан в экономический, например, предотвращение социального конфликта.

Социально-экономический эффект

Комплексно сочетает в себе экономическую выгоду и социальную стабильность и спокойствие, например, улучшение условий работы, снижение уровня профессиональных заболеваний (при определенных условиях может быть переведен в обычный экономический эффект)

Рисунок 2 – Составляющие эффекта управления[13]

Общий управленческий эффект представляет собой совокупность представленных трёх эффектов. Однако получить общий эффект как простую сумм эффектов не представляется возможным, поскольку все они имеют различные измерители[10].

Что касается эффективности применительно к управлению предприятием, то она проявляется в максимизации результатов при минимизации затрат[1].

Эффективность можно представить в виде следующего соотношения:

(1)

На основе этого соотношения видно, что для повышения эффективности имеются два основных пути – повышение эффекта и снижение затрат.

При этом под затратами могут подразумеваться материальные, трудовые, финансовые затраты и т.д.

Рост эффективности может быть связан с мерами по снижению любых из этих затрат.

С точки зрения организации управления одним из наиболее важных источников затрат является аппарат управления.


Довольно просто измерить эффективность производства, где затраты и результаты имеют как правило стоимостную оценку[11].

Кроме того, от момента осуществления затрат до получения результатов проходит немного времени – длительность производственного цикла[6].

Однако эффективность менеджмента измерить достаточно сложно, поскольку здесь не всё так очевидно. Результатом труда менеджера является управленческое решение.

В свою очередь результатом управленческого решения является оптимизация процесса управления, эффект от которой может наступить в долгосрочной перспективе, также может быть «размазанным», что затрудняет оценку эффективности управления[5].

При этом оценка эффективности управления крайне важна, поскольку отрицательные последствия управленческих решений могут оказать разрушительное воздействие на организацию.

Поэтому далее рассмотрим основные подходы к оценке эффективности управления предприятием.

1.2. Подходы и критерии оценки эффективности управления

Можно выделить следующие подходы к оценке эффективности управления (рис.3)

Рисунок 3 – Подходы к оценке эффективности управления

Кроме представленных на рисунке, существуют ещё следующие подходы к оценке эффективности управления.

  1. Эффективность управления оценивается по показателям эффективности объекта управления[6].

То есть эффективность системы управления предприятием оценивается по показателям эффективности производства, эффективность управления маркетингом оценивается показателями сбыта и т.д[7].

Данный подход подкрепляется следующими аргументами[16]:

- производственная система и система управления едины, при этом именно производственная система первична. То есть на её основе строится процесс управления, который обслуживает процесс производства.

- система управления является частью общеорганизационной системы, направленной на достижение её эффективности, поэтому эффективность системы управления должна оцениваться по показателям эффективности всей системы.

- система управления обеспечивает управляемый объект (организацию) ресурсами, регулирует основной производственный процесс, контролирует его эффективность. Поэтому эффективность управляемого объекта достигается эффективностью системы управления.


  1. Качественный подход.

В зависимости от конкретных условий деятельности предприятия качественными показателями могут выступать: простота организационной структуры, оптимальность коммуникаций, уровень сложности и однородности решаемых подразделениями задач и т.д[8].

При оценке стоимости организации в настоящее время оценивается и эффективность системы управления, которая оценивается на основе экспертных оценок по следующим показателям: общие и частные цели управления, функции управления, организационная структура, процесс управления, методы управления и разработки управленческих решений, технические средства управления и т. д[22].

Непосредственно эффективность организационной структуры может быть оценена по таким критериям, как состав и количество структурных звеньев, число уровней иерархии, затраты на содержание аппарата управления и т. д.

  1. Подход на основе реализации ресурсного потенциала предприятия[7]:

(2)

где Пв – потенциальные возможности системы;

Ив – использование возможностей системы;

Уп – удовлетворение потребностей.

Потенциальные возможности системы управления могут включать такие ресурсы, как кадровые, информационные, основные и оборотные средства, инновационные и т.д.

Таким образом, в соответствии с этим подходом, наиболее эффективна такая система управления, которая максимально использует имеющиеся в распоряжении организации ресурсы[21].

4.Подход с точки зрения заинтересованных групп[8].

В соответствии с этим подходом, эффективность управления оценивается по степени удовлетворения требований и критериев этих групп. Эти группы могут быть по отношению к организации как внутренними, так и внешними [29].

Для каждой группы эффективность управления будет оцениваться по критериям удовлетворения её запросов, причём у каждой группы эти критерии разные (табл.2)

Таблица 2

Критерии эффективности управления различных заинтересованных групп[28]

Заинтересованная сторона (лицо; группа лиц)

Критерий организационной эффективности

1) собственники // владельцы организации

норма прибыли / рентабельности (и ее производные)

2) сотрудники

удовлетворенность рабочим местом; зарплата; качество управления

3) потребители

качество товаров и услуг

4) кредиторы

кредитоспособность и надежность организации

5) местное сообщество

степень участия организации в деятельности местного сообщества

6) поставщики

удовлетворительные взаимосвязи / взаиморасчеты

7) правительство

подчинение законодательству и нормативным регулирующим актам