Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы обучения плаванию детей младшего школьного возраста
1.1. История развития плавания в России
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 6 – 10 лет
2.1. Организация занятий по традиционной методике обучения плаванию
3.1. Организация констатирующего эксперимента
3. 3. Анализ данной экспериментальной работы
На десятом, последнем занятии, провели еще один контрольный срез, результаты которого поместили в таблицу(см. Приложение 2).
Десятое занятие проводилось в форме небольших соревнований между двумя группами.
Для повышения социальной задачи популяризации спортивного соревнования были приглашены
- Родители и родственники детей;
- Потенциальные участники (дети) и родители, которые мечтают овладеть навыками плавания;
- Пресса для освещения в местой газете итогов программы «Умею плавать».
Соревнования заняли третью часть всего занятия. Детям предлагались 2 конкурса.
-Первый ставил задачу: выявить, на сколько хорошо дети освоились с водой. Каждый участник команды должен был со дна бассейна достать резиновую игрушку и переправить ее в другую часть бассейна, расстояние составляло 2 метра. Чья команда быстрее переправит все игрушки из одной части в другую, та и становится победителем.
- Второй конкурс ставил задачу: установить, за какое время участник проплывет любым облегченным способом 4 метра. По команде тренера от каждой команды по 2 человека стартовали и проплывали расстояние в 4 метра, стараясь как можно быстрее доплыть до цели. Добравшись до нее, подавали сигнал следующему участнику, подняв руку вверх.
По окончанию соревнований было проведено награждение победителей по номинациям: «Лучший пловец» и «Лучший водолаз». Победители были награждены грамотами и медалями, а также сладкими призами.
Родители и дети –участники, а так же приглашенные получили массу дополнительных эмоций т.к.
- дети –участники за короткий период овладели навыками плавания;
- потенциальные участники (дети) воодушивились , что их сверстники научились плавать за короткий срок;
3. 3. Анализ данной экспериментальной работы
Данные диагностики контрольных занятий по ускоренной методике обучения плаванию, поместили в таблицу (см. Приложение 3).
Исследования подтвердили, что, в ходе проведения различных подвижных игр в воде, ускоряется процесс освоения с водой и обучение плаванию детей, не умеющих плавать.
Проводя занятия, убедились в том, что различные игры и игровые подражательные упражнения можно проводить соревновательным методом, который способствует формированию и физических, и нравственных качеств.
Анализ полученных данных экспериментальной работы показал, что группа детей, которая занималась по методике ускоренного обучения плаванию, к концу 10 занятия, во время соревнований, показала следующие результаты: дети прекрасно освоились в водной среде, хорошо владеют навыками различных способов плавания, у них отличный эмоциональный настрой на дальнейшее совершенствование различных способов плавания.
При подготовке и проведении каждого занятия учитывались все аспекты воспитания нравственных качеств и гигиенические нормы поведения в бассейне.
При проведении игр, постепенно усложнялись, варьировались задания на развитие двигательных навыков и навыков правильного дыхания. У детей закреплялось знание правил игр, совершенствовались навыки движений.
Все дети отлично справились с заданиями различной сложности, проплывали определенную дистанцию без остановок и не боялись воды.
Заключение
В процессе работы с научной литературой сделан вывод о том, что плавание имеет огромное значение, так как оно является одним из ценнейших физических упражнений, которое благоприятно для всестороннего развития ребёнка. Плавание оказывает благотворное влияние на все жизненные процессы организма ребёнка : усиливает процессы обмена, вызывает деятельное состояние всего организма, повышает жизненный тонус.
Практическим путём мы убедились, что привлечение приёмов ускоренного обучения плаванию, то есть игровых приёмов, ведёт к более быстрому освоению детей с водой, к овладению навыками правильного дыхания, чем при обучении по традиционной методике. На основе этого были выявлены наиболее эффективные игровые приёмы и систематизированы для использования ускоренному обучению плавания.
Анализ проведенной работы позволяет сделать вывод о том, что использование игровых приемов при обучении детей плаванию, способствует ускоренному овладению навыками плавания и правильного дыхания на воде. Плавание улучшает качество двигательных навыков основных движений, способствует развитию в целом организма ребенка, закаливанию и оздоровлению младших школьников. Что особенно актуально в условиях Крайнего Севера и в период полярной ночи.
Очень важно поддерживать у детей интерес к игровым заданиям и играм на воде, способствовать тому, чтобы у них появился стимул научиться выполнять любые плавательные движения хорошо, чтобы робкие дети чувствовали уверенность в себе, а дети подвижные и смелые обращали свою энергию, свои силы на более качественное выполнение движений различных способов плавания.
Данная работа подтвердила высокую продуктивность введения игр и игровых приемов для ускоренного обучения плаванию.
Вот несколько рекомендаций для использования их при обучении плаванию детей, не умеющих плавать:
- Занятия должны проходить не менее трех раз в неделю.
- Последовательно и систематически использовать игровые приемы.
- Обязательно использовать различные вспомогательные предметы: кольца, мячи, резиновые игрушки, а также вводить подражательные и имитационные упражнения.
- В конце занятия должно проходить большое спортивное мероприятие (соревнование), которое способствует популяризации спортивного детского плавания .
Предложенная гипотеза подтверждена фактическими материалами. Цель достигнута, задачи решены. Данный материал может быть использован учителями физической культуры, инструкторами и тренерами-преподавателями по плаванию в группах детей, не умеющих плавать.
Список используемой литературы
- Бородин Л. А., Назарова Р. Д. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. – М., - 1988.
- Булгакова Н. Ж. Учите детей плавать. – М., - 1977.
- Булгакова Н. Ж. Плавание в пионерском лагере. – М., - 1973.
- Бутович Н. А., Врженевский И. В., Гордон С. М., Инясевский К. А., Логунов О. И., Плавание. – М., - 1965.
- Ваньков А. А. Учитесь плавать: кролем на спине. – М., - 1970.
- Васильев В., Никитский Б. Обучение детей плаванию. – М., - 1980.
- Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей у детей. – Ярославль, - 1996.
- Волошин Л., Киселева М. Опыт организации массового обучения плаванию младших школьников// Плавание. – М., - 1980.
- Зюзин Г. М. Праздники в оздоровительном лагере// Физкультура в школе. – 1998. №3. – с. 72-74.
- Казьмин В. Д. Дыхательная гимнастика. – Ростов на Дону., - 2000.
- Кардамонова Н. Н. Плавание: лечение и спорт. – Ростов на – Дону., - 2001.
- Качашкин В. М. Методика физического воспитания. – М., - 1992.
- Колгушин Л. Н. Целебный холод воды. – М., - 1986.
- Комаровский Е. О. Начало жизни вашего ребенка. – Харьков, - 1996.
- Лаптев А. П. Закаливайтесь на здоровье. – М., - 1991.
- Левин Г. Плавание для малышей: Перевод с немецкого. – М., - 1974.
- Лейнус Х. Игры для малышей различного возраста// Плавание. – М., - 1977.
- Мазуркевич В. И. Истоки здоровья школьников на крайнем севере. – Мурманск., - 1994.
- Макаренко Л. П. Плавание. – М., - 1979.
- Макаренко Л. П. Подготовка юных пловцов. – М., - 1981.
- Макаренко Л. П. Юный пловец. – М., - 1983.
- Матвеев А. П., Мельников С. Б. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ: Методика физического воспитания с основами теории. – М., - 1991.
- Морев В. Г. Делай, как я. – М., - 1977.
- Никитский Б. Н., Васильев В. С. Плавание. – М., - 1975.
- Осокина Т. И. Как научить детей плавать. – М., - 1985.
- Осокина Т. И., Тимофеева Е. А.,Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду. – М., - 1991.
- Протченко Т.А., Семенов Ю.А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. – М., - 2003.
- Пыжов В. Для безопасного обучения плаванию дошкольников// Дошкольное воспитание. – 1983. №3.
- Спирин В. П. Закаливание детей. – М., - 1978.
- Фирсов З. П. Плавать раньше, чем ходить. – М., - 1980.
- Фирсов З. П. Плавание для всех. – М., - 1983.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Примерные планы-конспекты занятий по традиционной методике обучения плаванию
Содержание
Занятие № 1 Задачи :
|
||||
Часть урока |
Дозировка |
Методические указания |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
Построение, расчет, знакомство с группой. Беседа о правилах поведения в бассейне и задачах урока. Ознакомление с задержкой дыхания (на суше) |
15 мин. |
||
2 |
Проверка плавательной подготовленности занимающихся |
15 мин. |
Проводится поперек бассейна на мелком месте. Нормативы: 23-25 м – считать умеющими плавать; 10-12 м – умеющих держаться на воде; менее 10-12 м – немеющими плавать |
|
Ходьба по дну с различными положениями рук: за головой, вытянуты вверх, на поясе, гребковые движения |
3 мин. |
Ходьба по кругу на расстояние 2-3 м друг от друга |
||
Бег по дну с гребковыми движениями |
2 мин. |
|||
Упражнение «полоскание белья» |
2 мин. |
Обратить внимание детей на то, что только напряженная кисть позволяет опереться на воду |
||
Погружение в воду с головой, держась руками за бортик, с задержкой дыхания на вдохе |
3 мин. |
После выполнения упражнения лицо руками не трогать, глаза открыты, энергично проморгать. Тех, кто боится сразу погружаться, научить сначала погружаться до подбородка, до глаз и т.д. |
||
Лежание на груди с задержкой дыхания на вдохе |
3 мин. |
С опорой о бортик, затем опуская руки. Соблюдать горизонтальное положение тела, голова между рук, спина прямая, ноги вместе, носки оттянуты |
||
3 |
Свободное купание |
2 мин. |
||
Организованный выход из воды. Подведение итогов урока |
5 мин. |
После урока |
||
Задание на дом:
|
10-15 мин. |
Упражнение выполнять под наблюдением взрослых Присесть спиной к стене, медленно вставать на носки, потянуться, не отрывая спины от стены, медленно опускаться в положение приседа |
Занятие № 2
Задачи : 1. Обучение лежанию на груди
2. Обучение скольжению на груди
3. Обучение выходу в воду
Содержание
Часть урока |
Дозировка |
Методические указания |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
Построение, расчет переклички. Комплекс упражнений на суши |
15 мин. |
|
2 |
|
2 мин. |
Руки прямые, движение попеременные, плечи в воде |
|
2 мин. |
Смотри урок 1 |
|
|
5 мин. |
Выполнять с опорой о бортик и без опоры (отпускать руки) |
|
|
8 мин. |
Отойти на расстоняие1, 5-2 м от бортика. При скольжении соблюдать горизонтальное положение тела. Расстояние скольжения увеличивать |
|
|
8 мин. |
И.п. – одна подбородок на поверхности воды. Скользить до полной остановки |
|
|
3 мин. |
И.п. – держаться двумя руками за бортик. Для вдоха поднимать из воды только голову |
|
3 |
Игра «Кто больше достанет предметов со дна бассейна» |
2 мин. |
В положение под водой глаза открыты |
Организованный выход из воды |
3-5 мин. |
Отметь лучших, указать на ошибки |
|
Подведение итогов |
Посла урока |
||
Задание на дом:
|
На полу, сидя на коврике Наполнить таз или ванну водой. Выполнять энергичные выдохи в воду |
Занятие № 3
Задачи:
- Обучение скольжению на груди с различными положениями рук
- Обучение движению ногами кролем на груди у бортика и в безопорном положении
- Обучение лежанию на спине