Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы обучения плаванию детей младшего школьного возраста
1.1. История развития плавания в России
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 6 – 10 лет
2.1. Организация занятий по традиционной методике обучения плаванию
3.1. Организация констатирующего эксперимента
3. 3. Анализ данной экспериментальной работы
3.2. Проведение соревнования
На втором этапе исследовательской работы был использован метод формирующего соревнования , в ходе которого в течение всего времени использовались приёмы ускоренного обучения плаванию.
Были разработаны планы-конспекты каждого занятия в бассейне, главной целью которых являлось обучение детей плаванию, формирование
умения держаться на воде и правильно дышать.
С первого по четвертое занятие были поставлены следующие задачи: познакомить детей со свойствами воды и обучить их правильному вдоху и выдоху в воду. Основной задачей первого занятия было ознакомление детей с правилами поведения в плавательном бассейне.
Для того, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в самом помещении, до начала занятия проведена небольшая экскурсия по бассейну. Дети поставлены в известность о том, что на занятие нужно приходить вовремя, за 15 – 20 минут. С собой необходимо брать шапочку, купальный костюм, тапочки для прохода в «чашу», полотенце, шампунь, мыло, мочалку, – все это должно быть аккуратно сложено в отдельном пакете.
Каждое занятие начиналось с подготовительной части, которая длилась не более 7 минут на суше. Каждый раз перед началом занятия ребята строились. Студенты-практиканты сообщали о содержании занятия и главных его задачах. Затем обязательной частью урока были общеразвивающие и специальные упражнения, содействующие общему физическому развитию детей, развитию основных физических качеств, ускоренному освоению техники способов плавания. Начинался комплекс общеразвивающих упражнений в сочетании с дыхательными, заканчивался упражнениями, имитирующими по направлению, амплитуде и скорости движений технику плавания. К таким упражнениям относятся: повороты туловища в стороны, движение руками, как при плавании брассом в положении наклонившись вперед. К общеразвивающим упражнениям относятся бег, ходьба, прыжки и приседания.
После подготовительной части занятия приступали к основной, которая проводилась в воде и длилась не менее 30 минут. Основная часть каждого занятия непосредственно зависела от задач, которые были поставлены к данному занятию. Основными задачами первых четырех занятий было ознакомление детей со свойствами воды и обучение их выдохам в воду. Был подобран ряд игр, способствующих реализации поставленных задач: Например, на первом занятии были взяты следующие игры для ознакомления со свойствами воды:
1. Маленькие и большие ножки.
Задача игры: помочь детям освоиться в воде.
Описание. Дети образуют круг и подражают движениям преподавателя. Он говорит: «Маленькие ножки бежали по дорожке», при этом быстро-быстро притопывает, приговаривая: «Топ, топ, топ». Затем, замедляя движение медленно произносит: «Большие ноги шли по дороге — топ, топ, топ», высоко поднимает колени и топает так, чтобы появились брызги.
Методические указания. Преподаватель следит, чтобы дети выполняли движения вместе, не боялись воды, подбадривает детей.
2. Поймай лодочку.
Задача игры: приучать детей передвигаться в воде, преодолевать ее сопротивление.
Описание. Дети стоят у бортика по одной стороне бассейна. Преподаватель пускает пластмассовые лодочки и предлагает детям поймать их. Затем дети отдают лодочки преподавателю. Игра повторяется.
Методические указания. На первых порах не надо торопить малышей. При повторном проведении игры можно предложить детям задание: «Кто быстрее поймает лодочку?», чтобы стимулировать более быстрое передвижение их в воде.
3. Солнышко и дождик.
Задача игры: приучать детей не бояться воды, передвигаться, не держась друг за друга и не толкаясь.
Описание. Дети стоят у бортика с одной стороны. По сигналу преподавателя «Солнышко — можно гулять!» дети ходят в разных направлениях по бассейну. Затем преподаватель говорит «Дождик!» и брызгает на детей водой. Дети убегают к бортику.
Методические указания. Преподаватель приглашает гулять всех. Не слишком сильно брызгать на детей, чтобы не напугать их.
Также на занятии были использованы игры с погружением в воду с головой и с выдохом в воду. Например:
1. Оса
Задача игры: приучать погружаться в воду с головой, не бояться воды.
Описание. Играющие образуют круг. Преподаватель находится в центре круга. У него в руках удилище, к которому веревкой привязан бантик из поролона. Преподаватель поочередно или выборочно старается посадить на кого-нибудь осу. Игроки, спасаясь от осы, погружаются в воду с головой.
Методические указания. Преподаватель, зная особенности детей, сначала опускает осу на более смелых детей, не боящихся погрузиться в воду.
2. Качели (глубина воды по пояс)
Задача игры: способствовать овладению выдохам в воду.
Описание. Дети стоят парами, взявшись за руки, лицом друг к другу. По очереди приседая, они погружаются в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый играющий делает 3—4 выдоха в воду.
Методические указания. Играющие пары располагаются боком к преподавателю.
Игры данного типа, то есть, задачами которых являлось приучение детей к выдохам в воду, а вдохам над водой, на ознакомлении со свойствами воды, просматриваются на всех занятиях. Это способствует более быстрому овладению такими навыками как правильное дыхание в водной среде и навыкам держаться на воде.
Задачами следующих занятий были: обучение плаванию облегченными способами и совершенствование техники этих способов, а также совершенствование вариантов дыхания.
Для реализации поставленных задач были подобраны следующие игры:
1. Я плыву!
Задача игры: способствовать овладению горизонтальным положением
тела в воде, подводить к скольжению.
Описание. Дети в разомкнутой колонне по одному шагом передвигаются вдоль стенок бассейна. По сигналу им предлагается повернуться лицом внутрь бассейна и любым способом оторвать ноги от дна или изобразить плавание на груди. По следующему сигналу дети возвращаются на свои места в колонне и продолжают продвижение вдоль стенок бассейна.
Методические указания. Объясняя игру, преподав какими способами следует достигать горизонтального положение в упоре спереди, лежать на воде, скользить и др. Но эти положения навязывать, сковывать их изобретательность
2. Поезд в туннель!
Задача игры: совершенствовать умение скользить на груди.
Описание. Играющие выстраиваются в колонну по одному, положив другу руки на плечи, изображают поезд. Колонна движется шагом. Преподаватель держит обруч — туннель. Чтобы проехать через туннель, ребята, изображающие поезд, поочередно выходят вперед колонны и выполняют скольжение на груди. Затем возвращаются в конец колонны. Игра продолжается.
Кроме игр на технику скольжения, также использовались игровые имитационные упражнения, которые тоже способствовали быстрому усвоению техники: «Торпеда». Упражнение выполняется вдвоем. Оба играющих ложатся спиной на воду друг напротив друга, берутся за руки, сгибают ноги и упираются ступнями. Затем оба опускают руки, прижимают их к телу и одновременно отталкиваются ногами, скользят по поверхности воды на спине.
Чтобы узнать, какой способ плавания ближе детям, было проведено небольшое исследование. Оно проходило в два этапа :
1. Попросили детей парами, на полусогнутых ногах пройти и показать под водой движение рук, которое ближе и лучше получается.
2. Проплыть определенное расстояние в 2 метра так, как удобно, двигая ногами под водой, держась за маленькие резиновые мячи, при помощи вспомогательных средств. Исследования показали, что все дети склоняются к способу плавания «кроль» при движении ногами и способу «брасс» при движении руками. Исходя из этого, подобраны несколько игр, которые способствуют обучению облегчённым способам. Например, такие игры как :
1. Пловцы.
Задача игры: упражнять детей в разных способах плавания.
Описание. Дети выстраиваются у бортика бассейна. По сигналу
(например, «Кроль на груди!») дети быстро плывут на противоположную сторону бассейна. В обратную сторону возвращаются, плывя другим способом
(брасс или кроль на спине).
Методические указания. Перед проведением игры целесообразно напомнить о разных способах плавания и даже попросить 1—2 детей показать их, чтобы все во время игры правильно их выполняли. Игру можно провести
и в виде эстафеты. Тогда дети делятся на 2—3 команды. Преподаватель дает задание проплыть в одну сторону кролем на груди, а обратно — брассом, или наоборот. Отмечает, чья команда быстрее выполнит задание.
2. Чье звено скорее соберется?
Задача игры: упражнять детей в разных способах плавания, приучать ориентироваться в необычной среде.
Описание. Дети делятся на 3—4 группы с одинаковым числом играющих. Каждая группа выстраивается в колонну по углам бассейна. По сигналу дети расходятся по всему бассейну, выполняют разные упражнения по своему желанию. По свистку или другому сигналу дети должны быстро проплыть любым способом на свое место и построиться в колонну. Преподаватель отмечает; чье звено быстрее соберется.
Методические указания. Места построения звеньев можно обозначить цветными флажками или шарами, положенными на бортик бассейна. Для усложнения игры можно менять местами флажки, шары.
Прежде, чем знакомить детей с какой-либо игрой, были предложены упражнения, также направленные на освоение навыков плавания разными способами.
Игры, обучающие детей облегченным способам плавания, сочетали с играми с открыванием глаз в воде. У детей формировался навык небоязни воды. Дети спокойно, не торопясь, в игровой форме учились открывать глаза в воде, доставать со дна игрушки. Данные игры проводились в соревновательной форме, чтобы стимулировать действия ребенка, вызвать интерес.
В течение всего курса занятий было проведено два контрольных среза: на пятом занятии и на десятом. На пятом занятии поставлены следующие задачи : проверить, как ребята освоились в воде, обострилось или уменьшилось у них чувство боязни воды и проверить, какое максимальное время ребёнок может двигаться в необычных условиях, то есть как быстро он утомляется, и какое максимальное расстояние он может преодолеть с помощью вспомогательных средств любым удобным
для него способом плавания. Для этого было предложено 3 игры :
1. Мы веселые ребята!
Задача игры: приучать детей энергично двигаться в воде в разных направлениях.
Описание. Дети идут по кругу, в середине его находится водящий, назначенный или выбранный детьми. Дети хором произносят текст:
Мы, веселые ребята,
Любим плавать и нырять.
Ну, попробуй нас догнать!
Раз, два, три — лови!
После слова «Лови!» дети убегают, а водящий догоняет. Игра заканчивается, когда он догонит 2—3—4 играющих. При повторении игры выбирается новый водящий.
Методические указания. Преподаватель помогает выбрать водящего. Его не следует выбирать из детей, попавшихся первыми, чтобы не давать поводы детям побыстрее стать водящим.
2. Водолазы.
Задача игры: приучать смело открывать глаза в воде, рассматривать предметы под водой.
Описание. Дети встают у бортика с одной стороны бассейна. Преподаватель разбрасывает по дну бассейна резиновые (тонущие) игрушки, пластмассовые тарелочки. По сигналу водолазы погружаются в воду и стараются собрать как можно больше предметов.
Методические указания. Преподаватель отмечает и поощряет детей, успешно справившихся с заданием, помогает несмелым детям, подбадривает их. Можно провести игру с разделением на команды и дать задание, чья команда водолазов больше соберет предметов.
- Кто быстрей!
Задача игры: проверить, какое максимальное расстояние преодолевает ребенок удобным для него способом за 30 секунд.
Данный срез показал следующие результаты:
Таблица № 3
Фамилия, имя |
Освоение с водой |
Физическая подготовленность |
Расстояние за 30 секунд |
Андрющенко Катя |
Не боится |
Утомляемость средняя |
3 |
Канаева Света |
Не боится |
Утомляемость средняя |
3 |
Лихограев Денис |
Не боится |
Утомляемость слабая |
3,5 |
Куколева Таня |
Не боится |
Утомляемость слабая |
2,5 |
Трахимчук Саша |
Не боится |
Утомляемость слабая |
4 |
Малимонов Артур |
Не боится |
Утомляемость средняя |
4 |
Малков Илья |
Не боится |
Утомляемость слабая |
3 |
Фамилия, имя |
Освоение с водой |
Физическая подготовленность |
Расстояние за 30 секунд |
Зайцев Паша |
Не боится |
Утомляемость слабая |
3,2 |
Жданова Юля |
Не боится |
Утомляемость слабая |
2,8 |
Боглаев Леша |
Не боится |
Утомляемость средняя |
3,1 |
Ляпина Лиза |
Не боится |
Утомляемость слабая |
3 |
Розанцев Женя |
Не боится |
Утомляемость средняя |
4 |