Файл: Имидж спортивного соревнования («Умею плавать»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании и развитии, в укреплении здоровья до­школьников и младших школьников. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреж­дения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой (7, 16).

Однако в настоящее время плавательная подготовленность населения России еще очень низка, как среди взрослых, так и среди детей. По данным Госкомстата России, до 15% несчаст­ных случаев на воде происходят с детьми в возрасте до 14 лет. Среди всех несчастных случаев с летальным исходом наиболь­ший процент составляет гибель на воде — до 30%. Причем первый пик несчастных случаев на воде приходится на возраст 5-9 лет (27).

Несмотря на предусмотренное государством обязательное обучение, плаванию школьников (начиная с 3-го класса общеоб­разовательной школы), далеко не все учащиеся овладевают навыком плавания после прохождения курса обучения по школьной программе и далеко не все приобретают этот навык в последующие годы. В пользу сказанного говорят результаты проверки плавательной подготовленности школьников. Проверка выявила, что среди стар­шеклассников не умеющих плавать — до 20%, среди 10-12-летних школьников — 40-45%, а в младшем возрасте таких детей — до 90% (27).

Причиной данной ситуации, наряду с недостаточным коли­чеством бассейнов, является невысокое качество обучения.

Начиная с 20-х годов и по настоящее время для обучения не умеющих плавать, используются различные методические подходы, предполагающие разную продолжительность курсов обучения (6). При начальном обучении применяются и облегчен­ные, и неспортивные способы. Однако традиционно по сей день для начального обучения широко используется параллельно-последовательное освоение двух сходных по структуре способов плавания: кроля на груди и кроля на спине (8). Так, на 26 занятий по программе общеобразова-

тельной школы рассчитано освое­ние всеми обучаемыми (без учета индивидуальных особеннос­тей) кроля на груди и кроля на спине.

При этом на начальном этапе обучения обязательное овладение кролем оказалось для детей трудным. Продолжительность курса — 26 занятий — ни в одну из учебных четвертей в общеобразовательной школе не укла­дывается, кроме того, перерывы на каникулы снижают эффек­тивность обучения (27).

Все это обусловило необходимость сократить период обуче­ния до 16-18 занятий, чтобы он укладывался по продолжитель­ности в учебную четверть при условии, что методика обучения реализовывала бы эффективную технологию. Вследствие чего была разработана и проверена доцентом В.В.Пыжовым методика ускоренного обучения плаванию, предусматривающая с первого занятия обуче­ние одновременно всем спортивным и неспортивным спосо­бам плавания, начиная с освоения движений рук (26, 28).


Методика отвечает всем необходимым известным требо­ваниям: доступна даже детям младших возрастов; соответ­ствует задачам и условиям занятий; сокращает до минимума время формирования навыка проплывания нескольких метров облегченным способом уже на первых занятиях; ускоряет увеличение проплываемых расстояний выбранным способом, на базе которого быстро осваиваются остальные спортивные способы, увеличивается проплываемое расстояние избранным и другими способами (26, 28).

Организация занятий плаванием по предлагаемой методи­ке способствует установлению в бассейне оптимального физкультурно-оздоровительного режима. Методика предусматри­вает упражнения, помогающие ребенку быстро освоиться в водной среде и овладеть техникой различных способов плавания. Достаточно времени в ней отводится и на развитие основных физических качеств через выполнение упражнений на суше. По окончании обучения в каждой возрастной группе сдаются определенные нормативы по плавательной подготовленности.

В Мурманске создана специальная программа, которая называется

«Умею плавать». Это озна­чает, что каждый младший школьник города Мурманска может получить важнейший, жизненно необходимый навык. Программа предусматривает бесплатное обучение плаванию, начиная с семилетнего возраста всех детей – жителей Мурманской области. Целью данной программы является: привлечение детей к регулярным занятиям плаванием; обучение детей умению плавать с использованием элементов техники различных способов плавания. Программа ставит следующие задачи:

  • формирование здорового образа жизни;
  • снижение криминализации среди детей;
  • популяризация плавания среди населения;
  • укрепление здоровья детей и снижение уровня

заболеваемости среди занимающихся, в том числе и на период полярной ночи.

В результате проводимой работы ежегодно более 75% детей в городе Мурманске учится плавать.

Объектом исследования в данной работе являются альтернативные подходы к обучению плаванию детей, не умеющих плавать.

Предмет исследования – использование приемов для ускоренного обучения плаванию в условиях Крайнего Севера.

Исходя из актуальности выбранной темы, ставим следующую цель: систематизировать приемы ускоренного обучения плаванию.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данному вопросу.

2. Составить систему игровых приемов для ускоренного обучения плаванию.


3. Провести соревнование .

Гипотеза – применение игровых приемов на воде с детьми младшего школьного возраста будет способствовать ускоренному обучению плавания.

1. Теоретические основы обучения плаванию детей младшего школьного возраста

1.1. История развития плавания в России

Плавание известно человеку с древнейших вре­мен. Занимаясь охотой, рыбной ловлей, спасаясь от врагов, первобытный человек преодолевал вплавь водные преграды, встречавшиеся ему на пути. Его первобытные детишки с раннего возраста играли и плавали в реках, озерах, морях и океанах, на бере­гах которых располагались поселения людей.

В средние века плавание использовалось как сред­ство физического воспитания рыцарей. Мыслители Просвещения пропагандировали плавание как по­лезный и жизненно важный навык, которому сле­дует обучать молодых людей.

Постепенно плавание приобретает спортивный ха­рактер. В начале XVI в. в Венеции проводятся со­ревнования по плаванию. В 1583 г. появляется пер­вое руководство по плаванию. Его автором был дат­чанин Николай Вниман. Во второй половине XVIII ив начале XIXвв. создаются первые школы плава­ния в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции. Плавание является обязательной дисциплиной в военных учебных заведениях. Особого внимания заслуживает пособие Де-Бернарди «Полный курс искусства плавания, основанный на новейших опы­тах об удельном весе человеческого тела», изданное в 1794 г. Здесь уже была предпринята попытка из­ложить систему обучения плаванию, основанную на том, что тело человека, когда его легкие наполнены воздухом, не тонет в воде, и поэтому каждый мо­жет освоить искусство плавания (11).

В 1789 г. выходит учебник плавания известного педагога и деятеля в области физического воспита­ния Гутс-Мутса, в котором описывается обучение плаванию, процесс плавания уже разделяется на различные движе­ния, описывается плавание на груди, спине, а так­же ныряние и прыжки в воду.

К концу XIX в. плавание получает большую по­пулярность как вид спорта.

С середины XVII в. при подготовке бойцов начи­нает целенаправленно применяться обучение пла­ванию. Петр I включил его в обязательную про­грамму подготовки офицеров армии и флота.


В XVII в. в России уже понимали важность и полезность плавания как гигиенического упражнения и прикладного навыка.

Большое внимание умению солдат плавать уде­лял А. В. Суворов. Будучи командиром Ладожского полка, он нередко, закончив строевую подготовку, подводил полк к берегу Волхова, приказывал всем раздеться, раздевался сам и производил переправу вброд и вплавь.

В начале XIX в. в некоторых саперных бригадах русской армии было введено обязательное обучение солдат плаванию. Оно проводилось передовой час­тью офицеров в лагерный период. В 30-е годы при первой и второй саперных бригадах были созданы специальные плавательные команды.

Первые соревнования по плаванию для граждан­ского населения были проведены «Кружком люби­телей спорта» дачного местечка Тярлево под Петербургом в 9О-х годах XIX в.

Первые гражданские школы плавания в России появляются в начале XIX в. В 1834 г. в Петербурге на Неве у Летнего Сада была открыта школа плава­ния. Ее организовал преподаватель гимнастики Па­ули. Здесь обучали различным видам плавания, в том числе и с оружием. Начинающие тренировались в специальных мелких бассейнах на поясах. В числе других, посетителями школы были Пушкин и Вяземский.

В конце XIX в. в России начинают строиться зак­рытые бассейны для плавания. В 1891 г. открыва­ется бассейн при центральных банях в Москве, а в 1895 г. — при Сандуковских. Сооружаются также бассейны при военно-учебных заведениях — в Во­енно-морском, 1-м и 2-м кадетском корпусах, в Па­жеском корпусе в Петербурге, в Киевском кадет­ском корпусе и т. д.

Очень популярной, благодаря широко поставлен­ной спортивной работе, была Шуваловская школа, организованная в 1908 г. по инициативе В.Н.Пескова на

Суздальском озере в пригороде Петербурга Шувалове. Здесь проводилось систематическое обу­чение спортивным способам плавания, и регулярно организовывались водные праздники и соревнова­ния по прыжкам в воду и водному поло. Особый интерес вызывают испытания на присуждение сте­пеней магистра и кандидата плавания (5, 17).

В 1912 г. в Москве было организовано «Московс­кое общество любителей плавания». Его занятия велись не только летом, но и зимой - в бассейне Сандуковских бань. В этом же году была организо­вана Московская лига любителей плавания, объе­динившая всех московских пловцов.

После этого плавание начинает культивировать­ся также и во многих других городах России (20).


1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 6 – 10 лет

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в двигательной активности.

Прежде всего, мышечная система ребенка развита слабо. По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в тоже время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. Недостаточно развит аппарат мышечной системы (16).

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые, мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной нагрузкой в течение довольно длительного времени (2, 4, 7).

Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь ввиду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обуславливает облегченное проникновение воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях (18).