Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы обучения плаванию детей младшего школьного возраста
1.1. История развития плавания в России
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 6 – 10 лет
2.1. Организация занятий по традиционной методике обучения плаванию
3.1. Организация констатирующего эксперимента
3. 3. Анализ данной экспериментальной работы
ВВЕДЕНИЕ
Занятия плаванием занимают особое место в физическом воспитании и развитии, в укреплении здоровья дошкольников и младших школьников. Благоприятные условия для развития физических качеств и возможность предупреждения опасных ситуаций на воде ставят плавание на одно из первых мест в занятиях физической культурой (7, 16).
Однако в настоящее время плавательная подготовленность населения России еще очень низка, как среди взрослых, так и среди детей. По данным Госкомстата России, до 15% несчастных случаев на воде происходят с детьми в возрасте до 14 лет. Среди всех несчастных случаев с летальным исходом наибольший процент составляет гибель на воде — до 30%. Причем первый пик несчастных случаев на воде приходится на возраст 5-9 лет (27).
Несмотря на предусмотренное государством обязательное обучение, плаванию школьников (начиная с 3-го класса общеобразовательной школы), далеко не все учащиеся овладевают навыком плавания после прохождения курса обучения по школьной программе и далеко не все приобретают этот навык в последующие годы. В пользу сказанного говорят результаты проверки плавательной подготовленности школьников. Проверка выявила, что среди старшеклассников не умеющих плавать — до 20%, среди 10-12-летних школьников — 40-45%, а в младшем возрасте таких детей — до 90% (27).
Причиной данной ситуации, наряду с недостаточным количеством бассейнов, является невысокое качество обучения.
Начиная с 20-х годов и по настоящее время для обучения не умеющих плавать, используются различные методические подходы, предполагающие разную продолжительность курсов обучения (6). При начальном обучении применяются и облегченные, и неспортивные способы. Однако традиционно по сей день для начального обучения широко используется параллельно-последовательное освоение двух сходных по структуре способов плавания: кроля на груди и кроля на спине (8). Так, на 26 занятий по программе общеобразова-
тельной школы рассчитано освоение всеми обучаемыми (без учета индивидуальных особенностей) кроля на груди и кроля на спине.
При этом на начальном этапе обучения обязательное овладение кролем оказалось для детей трудным. Продолжительность курса — 26 занятий — ни в одну из учебных четвертей в общеобразовательной школе не укладывается, кроме того, перерывы на каникулы снижают эффективность обучения (27).
Все это обусловило необходимость сократить период обучения до 16-18 занятий, чтобы он укладывался по продолжительности в учебную четверть при условии, что методика обучения реализовывала бы эффективную технологию. Вследствие чего была разработана и проверена доцентом В.В.Пыжовым методика ускоренного обучения плаванию, предусматривающая с первого занятия обучение одновременно всем спортивным и неспортивным способам плавания, начиная с освоения движений рук (26, 28).
Методика отвечает всем необходимым известным требованиям: доступна даже детям младших возрастов; соответствует задачам и условиям занятий; сокращает до минимума время формирования навыка проплывания нескольких метров облегченным способом уже на первых занятиях; ускоряет увеличение проплываемых расстояний выбранным способом, на базе которого быстро осваиваются остальные спортивные способы, увеличивается проплываемое расстояние избранным и другими способами (26, 28).
Организация занятий плаванием по предлагаемой методике способствует установлению в бассейне оптимального физкультурно-оздоровительного режима. Методика предусматривает упражнения, помогающие ребенку быстро освоиться в водной среде и овладеть техникой различных способов плавания. Достаточно времени в ней отводится и на развитие основных физических качеств через выполнение упражнений на суше. По окончании обучения в каждой возрастной группе сдаются определенные нормативы по плавательной подготовленности.
В Мурманске создана специальная программа, которая называется
«Умею плавать». Это означает, что каждый младший школьник города Мурманска может получить важнейший, жизненно необходимый навык. Программа предусматривает бесплатное обучение плаванию, начиная с семилетнего возраста всех детей – жителей Мурманской области. Целью данной программы является: привлечение детей к регулярным занятиям плаванием; обучение детей умению плавать с использованием элементов техники различных способов плавания. Программа ставит следующие задачи:
- формирование здорового образа жизни;
- снижение криминализации среди детей;
- популяризация плавания среди населения;
- укрепление здоровья детей и снижение уровня
заболеваемости среди занимающихся, в том числе и на период полярной ночи.
В результате проводимой работы ежегодно более 75% детей в городе Мурманске учится плавать.
Объектом исследования в данной работе являются альтернативные подходы к обучению плаванию детей, не умеющих плавать.
Предмет исследования – использование приемов для ускоренного обучения плаванию в условиях Крайнего Севера.
Исходя из актуальности выбранной темы, ставим следующую цель: систематизировать приемы ускоренного обучения плаванию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить литературу по данному вопросу.
2. Составить систему игровых приемов для ускоренного обучения плаванию.
3. Провести соревнование .
Гипотеза – применение игровых приемов на воде с детьми младшего школьного возраста будет способствовать ускоренному обучению плавания.
1. Теоретические основы обучения плаванию детей младшего школьного возраста
1.1. История развития плавания в России
Плавание известно человеку с древнейших времен. Занимаясь охотой, рыбной ловлей, спасаясь от врагов, первобытный человек преодолевал вплавь водные преграды, встречавшиеся ему на пути. Его первобытные детишки с раннего возраста играли и плавали в реках, озерах, морях и океанах, на берегах которых располагались поселения людей.
В средние века плавание использовалось как средство физического воспитания рыцарей. Мыслители Просвещения пропагандировали плавание как полезный и жизненно важный навык, которому следует обучать молодых людей.
Постепенно плавание приобретает спортивный характер. В начале XVI в. в Венеции проводятся соревнования по плаванию. В 1583 г. появляется первое руководство по плаванию. Его автором был датчанин Николай Вниман. Во второй половине XVIII ив начале XIXвв. создаются первые школы плавания в Германии, Австрии, Чехословакии, Франции. Плавание является обязательной дисциплиной в военных учебных заведениях. Особого внимания заслуживает пособие Де-Бернарди «Полный курс искусства плавания, основанный на новейших опытах об удельном весе человеческого тела», изданное в 1794 г. Здесь уже была предпринята попытка изложить систему обучения плаванию, основанную на том, что тело человека, когда его легкие наполнены воздухом, не тонет в воде, и поэтому каждый может освоить искусство плавания (11).
В 1789 г. выходит учебник плавания известного педагога и деятеля в области физического воспитания Гутс-Мутса, в котором описывается обучение плаванию, процесс плавания уже разделяется на различные движения, описывается плавание на груди, спине, а также ныряние и прыжки в воду.
К концу XIX в. плавание получает большую популярность как вид спорта.
С середины XVII в. при подготовке бойцов начинает целенаправленно применяться обучение плаванию. Петр I включил его в обязательную программу подготовки офицеров армии и флота.
В XVII в. в России уже понимали важность и полезность плавания как гигиенического упражнения и прикладного навыка.
Большое внимание умению солдат плавать уделял А. В. Суворов. Будучи командиром Ладожского полка, он нередко, закончив строевую подготовку, подводил полк к берегу Волхова, приказывал всем раздеться, раздевался сам и производил переправу вброд и вплавь.
В начале XIX в. в некоторых саперных бригадах русской армии было введено обязательное обучение солдат плаванию. Оно проводилось передовой частью офицеров в лагерный период. В 30-е годы при первой и второй саперных бригадах были созданы специальные плавательные команды.
Первые соревнования по плаванию для гражданского населения были проведены «Кружком любителей спорта» дачного местечка Тярлево под Петербургом в 9О-х годах XIX в.
Первые гражданские школы плавания в России появляются в начале XIX в. В 1834 г. в Петербурге на Неве у Летнего Сада была открыта школа плавания. Ее организовал преподаватель гимнастики Паули. Здесь обучали различным видам плавания, в том числе и с оружием. Начинающие тренировались в специальных мелких бассейнах на поясах. В числе других, посетителями школы были Пушкин и Вяземский.
В конце XIX в. в России начинают строиться закрытые бассейны для плавания. В 1891 г. открывается бассейн при центральных банях в Москве, а в 1895 г. — при Сандуковских. Сооружаются также бассейны при военно-учебных заведениях — в Военно-морском, 1-м и 2-м кадетском корпусах, в Пажеском корпусе в Петербурге, в Киевском кадетском корпусе и т. д.
Очень популярной, благодаря широко поставленной спортивной работе, была Шуваловская школа, организованная в 1908 г. по инициативе В.Н.Пескова на
Суздальском озере в пригороде Петербурга Шувалове. Здесь проводилось систематическое обучение спортивным способам плавания, и регулярно организовывались водные праздники и соревнования по прыжкам в воду и водному поло. Особый интерес вызывают испытания на присуждение степеней магистра и кандидата плавания (5, 17).
В 1912 г. в Москве было организовано «Московское общество любителей плавания». Его занятия велись не только летом, но и зимой - в бассейне Сандуковских бань. В этом же году была организована Московская лига любителей плавания, объединившая всех московских пловцов.
После этого плавание начинает культивироваться также и во многих других городах России (20).
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 6 – 10 лет
Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в двигательной активности.
Прежде всего, мышечная система ребенка развита слабо. По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека. Мышцы ребенка содержат больше воды, в тоже время в них меньше белковых и неорганических веществ, их механическая прочность ниже. Недостаточно развит аппарат мышечной системы (16).
Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые, мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.
Движения при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной нагрузкой в течение довольно длительного времени (2, 4, 7).
Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь ввиду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений.
Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обуславливает облегченное проникновение воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях (18).