Файл: Имидж спортивного соревнования («Умею плавать»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка легкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию.

У детей младшего школьного возраста недостаточно развит тазовый пояс, начинается окостенение хрящевой ткани.

Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп (25).

Центральная нервная система интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. В 6 лет дети достаточно хорошо осваивают и выполняют произвольные движения. Однако у них наблюдаются еще некоторая неподготовленность к выполнению сложных двигательных действий из-за медленной концентрации торможения, отличается слабая способность анализировать мышечные напряжения, неточность ответных движений на комплексные раздражители (19). В связи с этим движения младших школьников часто неточные, беспорядочные, неэкономные, сопровождаются вовлечением в работу мелких групп мышц, значительным усилением деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

1.3. Влияние плавания на укрепление здоровья детей младшего школьного возраста в условиях Крайнего Севера.

Плавание способствует оздоровлению, общему физическому развитию и закаливанию детей в условиях крайнего севера. Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют выздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется на развитии всего детского организма (2).

Занятия плаванием благоприятно сказываются на сердечно-сосудистую систему ребенка. При плавании органы кровообращения ребенка находятся в

облегченных условиях деятельности благодаря положению тела пловца, близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы.


Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания можно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физкультуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Систематические занятия плаванием в условиях Крайнего Севера благоприятно отражаются на развитии органов дыхания детей младшего школьного возраста (10).

При плавании снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления детского скелета, активно используется как корректирующее (исправляющее дефекты) средство.

Плавание закаливает организм детей. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям, что является актуальным на севере (3, 11, 13, 18).

2. АНАЛИЗ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ПЛАВАНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НЕ УМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

2.1. Организация занятий по традиционной методике обучения плаванию

Данная методика применяется при обучении плаванию, как в закрытых, так и в открытых водоемах, в зависимости от гигиенического состояния воды и температуры воды в данном водоеме. Она рассчитана на 20-25 занятий (12).

Первые пять занятий дети проводят практически на суше, выполняя подготовительные упражнения, готовящие их к плаванию. И только 10 минут отводится на упражнения непосредственно в воде. С каждым занятием нахождение занимающегося на суше – уменьшается. И на самом последнем занятии нахождение на суше составляет 3-5 минут. Все упражнения направлены на усвоение различных плавательных движений (8).

В данной методике разнообразие упражнений на начальном этапе обучения не только повышает моторную плотность занятий, но и стимулирует интерес и активность (19).


В работе по данной методике применяется групповой метод обучения, когда занимающиеся обучаются общим для всех плавательным движениям. Применение этого метода наиболее эффективно на начальном этапе обучения, когда занимающиеся еще не раскрыли своих способностей, а основы техники движений являются общими для всех (22).

Данная методика предусматривает то, что 5, 10, 15, 20, 25 занятия являются контрольными. Проводятся небольшие соревнования для выявления уровня подготовленности к дальнейшему обучению (16).

Данная методика используется в спортивных школах, в программах «Умею плавать» и «Веселый дельфин» и других альтернативных программах по обучению плаванию детей, не умеющих плавать. Примерные планы-

конспекты занятий по данной методике мы поместили в таблицы

(см. Приложение 1).

2.2. Организация занятий по методике ускоренного обучения плаванию

Данная методика впервые была разработана и проверена доцентом

В.В. Пыжовым (г. Львов). Она применяется при обучении плаванию в закрытых водоемах, количество занятий не должно превышать 8-10 (28).

Важнейшая отличительная особенность предлагаемой методики состоит в том, что она предусматривает увеличение времени нахождения ребенка в воде на каждом занятии, в частности за счет сокращения длительности занятий на бортике, в спортивном зале, на спортивной площадке (26).

Следует подчеркнуть, что речь идет не об уменьшении количества необходимых для обучения плаванию специальных упражнений, которые обычно проводятся на суше и сокращают время пребывания в воде, а о том, что эти упражнения могут выполняться на других занятиях физической культурой, в подготовительной части (по 3-4 упражнения на каждом занятии).

Кроме того, в данной методике изучения сокращен период освоения в водной среде за счет сокращения числа повторений упражнений в статических положениях типа «поплавок», «медуза», лежаний на воде, скольжений без движения руками или ногами (1).

Другой важной особенностью предлагаемой методики является то, что ребенок в первую очередь обучается тому способу плавания, который у него получается лучше и на освоение которого будет затрачено меньше всего времени (25).

Данная методика направлена на то, чтобы научить ребенка, главным образом, держаться на воде и владеть навыком правильного дыхания: выполнения вдоха над водой, а выдоха – в воду. Чтобы освоить этот навык, надо в течение нескольких дней выполнять на суше специально подобранные упражнения (10, 25).


Основой методики ускоренного обучения плаванию являются подвижные игры и занимательные упражнения, подражательные тому, как лодка скользит по воде, как работает мотор у лодки, как плавают различные животные (17).

3. Методика проведения экспериментальной работы по использованию приемов ускоренного обучения плаванию в группах детей, не умеющих плавать

3.1. Организация констатирующего эксперимента

Эксперимент проводился студентами 4 курса Мурманского педагогического колледжа.

До выхода на государственную практику ими была проанализирована вся имеющаяся методическая литература по проведению и организации занятий по плаванию. Студенты познакомились с передовым педагогическим опытом работы инструкторов и тренеров-преподавателей по плаванию в плавательном бассейне, самостоятельно провели серию занятий по плаванию с приемами ускоренного обучения в группе детей, не умеющих плавать.

Все занятия проводились в мелководном плавательном бассейне, который оборудован в соответствии со всеми нормами и стандартами, а также отвечает требованиям программы «Умею плавать».

Перед началом преддипломной государственной практики студенты колледжа провели беседу с детьми на тему «Как мы будем учиться плавать», рассказали о видах и способах плавания, о том, где будут проводиться соревнования , какими здоровыми, сильными и дружными они могут стать. При этом показали иллюстрации, отражающие различные способы плавания.

На первом занятии была проведена диагностика по выявлению уровня физической подготовленности учащихся и знаний о свойствах воды. Для обследования были взяты 12 детей 3 В класса, гимназии № 8 г.Мурманска.

Таблица №1

Фамилия, Имя

Возраст

1

  1. Андрющенко Катя

10,1 лет

2

  1. Канаева Света

10,3 лет

3

  1. Лихограев Денис

10,0 лет

4

  1. Куколева Таня

10,5 лет

5

  1. Трахимчук Саша

9,9 лет

6

  1. Малимонов Артур

9,11 лет

7

  1. Малков Илья

10,5 лет

8

  1. Зайцев Паша

10,4 лет

9

  1. Жданова Юля

10,7 лет

  1. Боглаев Леша

10,8 лет

  1. Ляпина Лиза

10,1 лет

  1. Розанцев Женя

9,11 лет


Детям предложен ряд игр, задачей которых являлась помощь детям в освоении воды. На каждую игру отводилось 3-5 минут, в течение этого времени студенты наблюдали за детьми и результаты заносили в таблицу по графам: боится воды и степень утомляемости. Детям очень понравились игры данного плана, они легко справлялись с заданиями. При проведении игр были получены следующие результаты.

Таблица №2

Фамилия, Имя

Боится воды

Степень утомляемости

Адрющенко Катя

Боится

Быстро

Канаева Света

Боится

Быстро

Лихограев Денис

Боится

Не быстро

Куколева Таня

Нет

Не быстро

Трахимчук Саша

Нет

Не быстро

Малимонов Артур

Нет

Не быстро

Малков Илья

Боится

Быстро

Зайцев Паша

Боится

Быстро

Жданова Юля

Нет

Не быстро

Боглаев Леша

Нет

Быстро

Розанцев Женя

Нет

Не быстро

Ляпина Лиза

Нет

Не быстро

По данным видно, что лучший результат был зафиксирован у Куколевой Тани, Малимонова Артура, Ждановой Юли, Трахимчука Саши, Ляпиной Лизы, Розанцева Жени: они не боятся воды, брызг и в течение всего времени, пока играли в предложенные нами игры, были в отличном настроении и практически не утомились. Это говорит о нормальном уровне физической подготовленности детей. Самый низкий уровень, то есть быстрая утомляемость, частая смена настроения и боязнь воды – Андрющенко Кати, Канаевой Светы, Малкова Ильи, Зайцева Паши. Это говорит о низком уровне физической подготовленности.

Из данного наблюдения был сделан вывод, что в обследуемой группе разный уровень физической и психологической подготовленности.

После занятия проведён небольшой опрос, целью которого было определение уровня знаний детьми игр, проводимых в бассейне. На вопрос: «Какие игры, которые использовали в бассейне, вы помните?», из 12 опрошенных детей название игр вспомнили только 8 человек, а остальные дети лишь рассказывали игру по содержанию, не называя ее. Это свидетельствует о низком уровне подготовленности некоторых детей.