Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты приватизации как инструмента управления государственной собственностью в РФ
1.1 Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью
1.2 Сущность, субъекты и объекты процесса приватизации в Российской Федерации
2. Анализ и оценка приватизации в системе управления государственной собственностью в РФ
2.1 Современное состояние государственной собственности в РФ
2.2 Оценка и значение приватизационных процессов в экономике России
3. Совершенствование процессов приватизации как важной задачи Минэкономразвития России
3.1 Функции, структура и проблемы Минэкономразвития РФ в приватизации
2. Анализ и оценка приватизации в системе управления государственной собственностью в РФ
2.1 Современное состояние государственной собственности в РФ
В мировой практике оцениваются размеры государственного сектора, а не государственной собственности (рисунок 6).
Рис. 6. Параметры оценки государственного сектора [17, с. 22]
Следует отметить, что с 1992 г., когда в России начались масштабные преобразования государственной собствености, количество занятых в секторе государственных, муниципальных предприятий и учреждений сократилось с 69,1% в 1992 г. до 28,7% в 2018г. (рисунок 7).
Рис. 7. Динамика доли количества занятых в секторе государственных, муниципальных предприятий и учреждений, % [16, с. 161]
Следующий важный показатель – это распределение по формам собственности основных фондов. Данные Росстата подтверждают уменьшение доли государственной формы собственности в основных фондах с 91 % в 1990 г. до 18 % в 2018г. [42] Аналогичная ситуация складывается и по инвестициям. Если в 1995 г. государственные инвестиции составили 31,3% от общего объема инвестиций, в 2007 перед кризисом – 17,7%, то в 2018г. – 30%.
Далее данные представлены по 2018г. Официальной статистики за 1-й квартал 2019г. еще не представлено на сайте Росстата. Количество государственных предприятий и организаций неуклонно сокращается (таблица 1).
Таблица 1
Распределение предприятий и организаций по формам собственности [42]
Показатель |
Тысяч ед. |
В процентах к итогу |
||||||||||
2000 |
2010 |
2013 |
2015 |
2017 |
2018 |
2000 |
2010 |
2013 |
2015 |
2017 |
2018 |
|
Число предприятий и организаций – всего |
3346 |
4823 |
4886 |
4843 |
4886 |
5044 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе по формам |
||||||||||||
государственная |
151 |
119 |
113 |
116 |
114 |
111 |
4,5 |
2,5 |
2,3 |
2,4 |
2,3 |
2,2 |
муниципальная |
217 |
246 |
231 |
225 |
219 |
212 |
6,5 |
5,1 |
4,7 |
4,7 |
4,5 |
4,2 |
частная |
2510 |
4104 |
4195 |
4160 |
4212 |
4378 |
75,0 |
85,1 |
85,9 |
85,9 |
86,2 |
86,8 |
собственность общественных и религиозных организаций (объединений) |
223 |
157 |
147 |
145 |
144 |
145 |
6,7 |
3,3 |
3,0 |
3,0 |
3,0 |
2,9 |
прочие формы собственности, включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную |
246 |
197 |
201 |
198 |
197 |
198 |
7,4 |
4,1 |
4,1 |
4,1 |
4,0 |
3,9 |
Если в 1995 г. даже после масштабной приватизации их было 322 тыс., то в 2018г. осталось только 110,5 тыс. (рисунок 8). В 2018г. разделение в процентах между частными и государственными организациями, и предприятиями составили частные - 85,9% и государственные - 2,4%.
По информации Всемирного банка, доля государства в России в общем ВВП страны в 2018г. составила 18 %, во Франции и Великобритании же эта доля составила приблизительно 25%.
Рис. 8. Динамика количества государственных предприятий и организаций, ед. [42]
В Приложении 3 показана динамика оборота организаций по видам экономической деятельности (в действовавших ценах, млрд. руб.).
Далее проведём оценку и выясним значение приватизационных процессов в экономике России.
2.2 Оценка и значение приватизационных процессов в экономике России
Данные официальной государственной статистики России говорят об уменьшении доли государственного сектора экономики. В таблице 2 приведены основные характеристики хозяйственных обществ, которые образованы в период приватизации государственных, муниципальных унитарных предприятий
Всего за 1992-2018гг. создано 34,6 тыс. хозяйственных обществ. Распределение государственных предприятий по регионам России показано в Приложении 4.
Всего за 1992-2018гг. создано 34,6 тыс. хозяйственных обществ. В приказе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 2338 от 20 ноября 2014 г. «Об утверждении перечня организаций, включенных в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса» значится 1339 предприятий и организаций различных организационно-правовых форм и подчиняющихся различным министерствам и Росатому. Из первоначально перечня осталось только 54 АО, которые входят в перечень стратегических предприятий и организаций.
Таблица 2
Основные характеристики хозяйственных обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных унитарных предприятий [42]
Показатель |
2000 |
2009 |
2011 |
2013 |
2015 |
2017 |
2018 |
Число хозяйственных обществ, созданных |
199 |
215 |
254 |
225 |
136 |
107 |
107 |
в том числе по формам собственности: |
|||||||
федеральная |
36 |
97 |
117 |
68 |
20 |
15 |
27 |
субъектов Российской Федерации |
138 |
55 |
74 |
101 |
58 |
50 |
46 |
муниципальная |
25 |
63 |
63 |
56 |
58 |
42 |
34 |
Уставный капитал1), млн. руб. |
1970 |
46581 |
88885 |
44448 |
14264 |
28673 |
53312 |
Число акционерных обществ, в отношении |
8 |
7 |
11 |
2 |
- |
- |
1 |
Эмиссия акций при создании публичных |
1062 |
741 |
1057 |
1870 |
119 |
5539 |
3751 |
5 февраля 2015г. Правительственная комиссия по интеграции и экономическому развитию утвердила список системообразующих организаций, состоящий из крупнейших предприятий, располагающиеся на территории России. Эти предприятия должны соответствовать следующим критериям: оказывать большое влияние на формирование ВВП, социальную стабильность и занятость населения, на вертикально интегрированные компании, предприятия, которые входят в промышленные группы и холдинги, осуществляющие деятельность в транспорте и связи, промышленности, строительстве и агропромышленном комплексе. В перечне оказалось 199 предприятий, формирующие прибыль свыше 70% национального дохода страны.
Основным преимуществом этих предприятий является господдержка, которая оказывается в виде субсидий и предоставления налоговой отсрочки. Важным пунктом является усложнение процедуры банкротства таких предприятий. Другое ограничение относится к использованию иностранных инвестиций. Стоит отметить, что форма собственности не имеет влияния на предоставление государственной поддержки предприятиям, которые входят в ОПК. Основным является внесение данной организации или предприятия в реестр стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса. Таким предприятиям предусмотрены следующие виды помощи: финансирование через федеральные целевые программы, взнос средств в уставный капитал предприятий, предоставление субсидий для погашения процентной ставки по кредитам, дотации на участие в ярмарках и выставках, поддержка экспортных операций продажи высокотехнологичной продукции, совместное финансирование технического перевооружения предприятий, лизинг, субсидирование выпуска высокотехнологичной продукции. Для обеспечения сбыта российских судостроительных и авиастроительных предприятий предоставляются субсидии по лизинговым платежам.
К положительным моментам можно отнести усложнение процедуры банкротства предприятий, относящихся к стратегическим. Те поправки о банкротстве, которые были внесены в российское законодательство, открыли возможность гасить часть кредиторской задолженности данных предприятий за счет взносов государства в их уставный капитал. Также были увеличены и общие требования к должнику: с 500 тыс. руб. повысилось до 5 млн. руб.
В России деятельность зарубежных инвесторов ограничена многими законами. Но одновременно с этим была осуществлена и либерализация закона об иностранных инвестициях. В апреле 2011 г. Государственная Дума приняла закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Данный закон снял множество ограничений и благоприятствовал привлечению в стратегические отрасли иностранных инвестиций. Тоже относится и к нефтегазовому, горнодобывающему, банковскому секторам и предприятиям, которые используют радиоактивные источники ограниченной степени опасности [27, с. 38].
По нашему мнению, исключение из списка стратегических предприятий формирует условия для их перехода в частную собственность. Данное допущение подтверждается тем, что по распоряжению Правительства Российской Федерации № 1321 от 4 августа 2010 г. в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2010 г. были включены пакеты акций 26 акционерных обществ, являющиеся привлекательными для инвестиций.
Таблица 3
Приватизация имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по формам собственности и способам приватизации в 2009-2018гг. [31, с. 32]
Показатель |
2009 |
2011 |
2013 |
2015 |
2017 |
2018 |
Число приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий – всего |
217 |
276 |
228 |
136 |
107 |
107 |
в том числе по формам собственности: |
||||||
федеральная |
97 |
119 |
69 |
20 |
15 |
27 |
субъектов Российской Федерации |
56 |
80 |
102 |
58 |
50 |
46 |
муниципальная |
64 |
77 |
57 |
58 |
42 |
34 |
Начальная цена (цена первоначального предложения), млн.руб. |
9,9 |
162,0 |
9,5 |
- |
- |
- |
Цена сделки приватизации (рыночная стоимость), млн.руб. |
13,4 |
203,4 |
9,4 |
- |
- |
- |
Структура приватизированных имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по способам приватизации, в процентах к итогу: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
преобразование унитарных предприятий в хозяйственные общества4) |
99,1 |
92,0 |
98,7 |
100 |
100 |
100 |
продажа имущественных комплексов государственных |
0,9 |
6,5 |
0,9 |
- |
- |
- |
в том числе: |
||||||
на аукционах |
- |
5,4 |
0,4 |
- |
- |
- |
на конкурсах |
- |
0,4 |
- |
- |
- |
- |
посредством публичного предложения |
0,9 |
0,7 |
0,4 |
- |
- |
- |
иное отчуждение имущественных комплексов государственных |
- |
1,5 |
0,4 |
- |
- |
- |
В результате всех принятых мер системного характера, несмотря на существенное сокращение инвестиционного спроса в 2016-2018гг., удалось, с одной стороны, повысить качество, прозрачность и открытость приватизационных процедур, а с другой стороны – ежегодно перевыполнять установленное бюджетное задание и последовательно, год от года, повышать количество приватизационных сделок, объем поступлений в бюджет доходов от приватизации федерального имущества и привлекать к приобретению приватизируемых активов преимущественно профильных стратегических инвесторов, заинтересованных в дальнейшем развитии приватизируемых компаний [12, с. 14].
В 2016-2018 годах в рамках реализации Программы приватизации [32]:
- обеспечено ежегодное перевыполнение увеличивавшегося год от года планового задания по перечислению в федеральный бюджет доходов от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности (без учета стоимости акций крупнейших компаний). В 2016 году установленное плановое задание (3 млрд руб.) было перевыполнено более чем вдвое, в 2017 году увеличенное до 5 млрд руб. плановое задание перевыполнено на 26%, и в 2018 году 12 увеличенное до 8,5 млрд руб. плановое задание перевыполнено на 16%;
- объем доходов, перечисленных в бюджет в 2018 году, без учета стоимости акций крупнейших компаний, на 57% превышает аналогичный показатель 2017 года (таблица 4);
Таблица 4
Поступление средств от приватизации государственного и муниципального имущества и их распределение, млн. руб. [34, с. 42]
Показатель |
2000 |
2009 |
2011 |
2013 |
2015 |
2017 |
2018 |
Получено средств от покупателей государственного |
41608,9 |
82938,0 |
200666,1 |
147088,8 |
126751,6 |
105690,2 |
66911,4 |
в том числе находившегося в собственности3): |
|||||||
федеральной |
37927,5 |
17186,4 |
114044,3 |
42192,8 |
42798,3 |
31922,8 |
7448,1 |
субъектов Российской Федерации |
2198,8 |
25137,4 |
36624,4 |
53498,0 |
31446,7 |
22389,9 |
17486,1 |
муниципальной |
1482,6 |
40614,2 |
49997,4 |
51398,0 |
52506,6 |
51377,5 |
41977,2 |
Перечислено денежных средств, полученных от покупателей государственного и муниципального имущества – |
41215,8 |
81770,1 |
200258,4 |
150184,5 |
125405,2 |
104240,4 |
66186,2 |
из них: |
|||||||
в федеральный бюджет |
31324,0 |
16985,0 |
114136,4 |
44678,3 |
42976,4 |
31927,8 |
7358,1 |
в бюджеты субъектов Российской Федерации |
5274,1 |
24725,3 |
37593,3 |
54827,9 |
32209,7 |
21681,1 |
17021,4 |
в муниципальные бюджеты |
1408,4 |
40055,6 |
48525,9 |
50676,9 |
50038,2 |
50500,7 |
41678,3 |