Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 139

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На данный момент управление госсобственностью в Российской Федерации базируется на концепции абсолютно нового государственного управления (NewPublicManagement). Это характеризуют новые тенденции в управлении, которые представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Современные тенденции управления государственной собственностью [26, с. 32]

В сфере корпоративного управления государственными организациями наблюдаются такие тенденции, как: внедрение долгосрочного и среднесрочного планирования, расширение практики в области привлечения профессиональных управляющих или директоров в органы управления предприятием, создание доступного и прозрачного механизма различных выплат совету директоров и менеджменту организации, создание необходимых различных специализированных комитетов (например, по аудиту, по кадрам и вознаграждениям и прочее), создание специального института профессиональных секретарей [25, с. 90].

По нашему мнению, в решении этого вопроса конкретно прослеживается динамика отделения государства (собственника) от непосредственного управления. Вознаграждение профессионального управляющего или директора напрямую зависит от различных экономических показателей предприятия, по этой причине главным фактором является увеличение рентабельности и прибыли организации. В данном случае не учитывается факт того, что интересы страны и интересы хозяйствующего субъекта могут не совпадать, а в некоторых случаях и вступать друг с другом в явное противоречие.

1.2 Сущность, субъекты и объекты процесса приватизации в Российской Федерации

Так как, прежде всего управление федеральной собственностью выполняет Правительство Российской Федерации, то данному институту доверяется значительный объем работы. При осуществлении деятельности данная структура принимает во внимание необходимость расширения и стабилизации производства на государственных организациях, а также применение антимонопольных и других мероприятий. Реализуя управление федеральной собственностью, высший исполнительный институт решает вопросы, которые касаются предоставления субвенций, дотаций, оказания других видов помощи на возвратной или безвозмездной основе, а также рассматривает проекты планов приватизации [37, с. 57].


Приватизация - это передача в частную собственность и под частный контроль активов или предприятий, ранее находившихся в государственной собственности.

Приватизация - это процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.

Приватизация является формой управления государственным имуществом. Основные формы управления государственным имуществом показаны на рисунке 4.

Рис. 4. Основные формы управления государственным имуществом [28, с. 162]

Рассматривая особенности приватизации в России, можно выделить два основных направления. Первое направление - это большая приватизация, приватизация крупных и средних госпредприятий, составляющих основу экономики страны. Она осуществлялась в форме акционирования, т. е. преобразования госпредприятий в акционерные общества открытого и закрытого типов. Акционирование было самым распространенным способом приватизации, так как в России сложилось высококонцентрированное и централизованное производство.

Был разработан и законодательно утвержден механизм этой приватизации, который включал: программу приватизации, утвержденную правительством; правовые нормы, регулирующие трудовые, имущественные и иные отношения, возникающие в процессе приватизации; органы управления приватизацией; формы участия трудящихся в приватизации; финансовый механизм; чековый механизм.

Другое направление - малая приватизация, т. е. приватизация предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания (магазинов, ресторанов, ателье, парикмахерских), а также небольших производственных предприятий с численностью работающих до 200 чел. Полагали, что малая приватизация в короткие сроки создаст большую и сильную группу частных собственников, которые и будут основными инвесторами. Эта приватизация осуществлялась за денежные средства.

Современная организационно-управленческая деятельность в области имущественных отношений связана с рассмотрением государственной политики как политического процесса управленческого воздействия государства на основные сферы общества в пространстве целостной совокупности субстанциональных, институциональных и субъектных компонентов государственной политики (власть, институты, субъекты) [16, с. 115].


К публичному управлению государственным имуществом относится область распорядительной деятельности уполномоченных государственных органов исполнительной власти, которая призвана решать как совокупность фискальных задач через формирование неналоговых доходов бюджетов соответствующих уровней, так и общие социально-экономические задачи, связанные с созданием и сохранением рабочих мест, увеличением товарооборота, улучшением инвестиционного климата и т.д.

Фактическое состояние нынешней государственной собственности представляет собой реализацию различных общественных интересов через неделимое имущество государства, а также индивидуальные и частные интересы лиц, которые обладают реальной политической и экономической властью [29, с. 42].

Индивидуальные интересы определенных представителей государственной власти осуществляются с помощью системы государственных закупок для государственных бюджетных организаций и предприятий, а также с помощью системы государственных предприятий, где имеются интересы определенных государственных чиновников. Использование собственности государства для индивидуального обогащения является не каким-либо отдельным, а всеобщим явлением. Приватизация государственной власти для индивидуального обогащения в реальности обозначает приватизацию государственной собственности какими-либо высшими государственными чиновниками [20, с. 216].

Любая система управления предусматривает перечень объектов и субъектов управления (рисунок 5).

Рассмотрим объекты приватизации и управления государственным имуществом [36, с. 31]:

- государственное имущество, которое на праве хозяйственного ведения закреплено за унитарными государственными организациями или на праве оперативного управления за казенными государственными организациями, различными государственными учреждениями, либо же организации в целом, которые находятся в собственности государства в качестве имущественных комплексов;

- находящиеся в собственности государства различные вклады (доли), акции хозяйственных товариществ и обществ, а также государственное имущество, которое у них имеется, не вошедшее в складочный (уставный) капитал;

- другое недвижимое и движимое имущество, которое находится в собственности государства, включая переданное в аренду, пользование, залог и по прочим основаниям;

- ценные бумаги и денежные средства;

- нематериальные активы государственных учреждений и предприятий;


- итоги хозяйственного и другого использования имущества государства (доходы, продукция, плоды), а также имущество, которое приобретено государственными учреждениями и унитарными государственными организациями;

- имущество, которое приобретено с помощью средств государственного бюджета.

Рис. 5. Объекты приватизации и управления государственным имуществом Российской Федерации [29, с. 116]

К исключительной компетенции госструктур относится управление федеральной собственностью. Согласно действующему законодательству определяется перечень данных уполномоченных институтов, условия и порядок пользования, владения и распоряжения имуществом. Далее рассмотрим более детально, кто именно занимается процессом управлением федеральной собственностью.

Субъектами приватизационных процессов и управления имуществом страны являются: правительство России и уполномоченные им органы, компетентные органы государственной власти всех субъектов Российской Федерации, юридические и физические лица, органы местного самоуправления. Совокупность этих субъектов формирует целую систему органов управления имуществом страны [36, с. 33].

На государственном уровне действуют разные органы власти, где устанавливаются определенные тесные взаимные связи. На данном уровне осуществляют деятельность Правительство Российской Федерации, Президент Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, фискальные и другие ведомства, министерства, различные фонды и тому подобное. В системе, которая существует, важная роль принадлежит именно Главе страны. Президент России гарантирует согласованность в различных действиях всех институтов власти с помощью издания необходимых распоряжений и указов. Данными актами также регламентируется управление федеральной собственностью. Эти распоряжения и указы обладают постоянным или многократным действием [22, с. 51].

Главная роль в решении вопросов, которые касаются приватизации и государственного имущества, принадлежит определенным исполнительным институтам власти. Правительство является высшим органом в данной системе. Оно обладает соответствующими конкретными полномочиями ФЗ и Конституцией. Правительство России реализует управление федеральной собственностью во взаимном действии с разными государственными организациями, учреждениями, институтами власти, акционерными обществами. В данной системе власти существуют также определенные министерства, которые имеют полномочия решать вопросы, которые касаются государственного имущества. Министерство экономики и развития наделяется особой компетенцией. Важно отметить также и Федеральное агентство по вопросам управления федеральной собственностью. Данный институт решает очень большое количество задач, включая предоставление услуг населению, а также гарантирует осуществление государственной политики в области имущества [25, с. 112].


Детальнее функции субъектов управления показаны в Приложении 2.

Таким образом, Правительство России выполняет управление федеральной собственностью. В процессе осуществления своих полномочий данный институт взаимодействует со всеми остальными структурами по 2-м направлениям: снизу вверх и сверху вниз. В первом направлении от исполнительной власти на местах, во втором направлении инициатива идет непосредственно от правительства.

Проведение анализа уровня эффективности механизма в области приватизации и регулирования собственности государства характеризует о том, что быстрое разгосударствление, которое не поддержано формированием правовых и хозяйственных механизмов рыночного саморегулирования и государственного регулирования, привело не к появлению собственников, которые эффективно действуют в интересах народа, а привело к распространению государственной собственности лишь в интересах конкретных групп ее новых, чаще всего незаконных обладателей. Именно противоречивое и размытое законодательство является показателем нерационального использования собственности государства.

Многие исследователи также обращают внимание на то, что приватизация и вся система государственного управления в Российской Федерации по-прежнему испытывает на себе все качества и свойства переходного периода. Соответственно, всем основным элементам этой системы – институтам, факторам государственно-управленческой деятельности, механизмам, формам, методам взаимодействия властвующих элит, государства и общества присущи характеристики становления и развития [34, с. 41].

Аналитики справедливо исходят из необходимости усиления социального доверия ко всем видам государственных институций, повышения авторитета закона и государственных решений. В этих целях следует предоставить более широкие возможности доступа к рычагам государственной власти представителям различных политических и социальных групп, а также принять посредством достижения компромисса пакет законов, способных существенное ограничить ресурсы и возможности политического влияния крупных собственников через повышение прозрачности процессов принятия экономически значимых решений, формулирование четких и не подлежащих двойному толкованию положений, согласно которым можно отменять государственные решения, вынесенных в интересах отдельных групп и личностей в обход законных процедур, в т.ч. при проведении приватизации.