Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В рамках исполнения пункта 4 поручения Президента Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № Пр-1474 Минэкономразвития России разрабатываются методические указания по применению государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает 50%, ключевых показателей эффективности, включающих в том числе показатели капитализации компании и нормы доходности. Впоследствии достижение ключевых показателей эффективности будет учитываться при принятии решений об оплате труда руководства организаций с государственным участием и кадровых решений.

Главы территориальных органов Росимущества контролируют соблюдение требований, которые установлены, а также организуют их работу. Они при этом несут персональную (частную) ответственность за осуществление функций, которые возложены на подразделения.

Главы территориальных структур в обязательном порядке направляют необходимые отчеты о проделанной работе в вышестоящую инстанцию (Росимущество).

Сложности в процессе приватизации и управления госсобственностью характеризуются также тем, что в данном процессе имеется конституционное закрепление 2-х самостоятельных, структурно и функционально обособленных объектов управления, а именно госсобственность субъектов Российской Федерации и федеральная госсобственность. Существует 2 подсистемы управления госсобственностью, при этом также образовалась соответствующая правовая и нормативная база, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. Проблемы и особенности приватизации и управления имуществом регионов показаны в Приложении 5.

По нашему мнению, данное управление не будет эффективным, поскольку повышаются расходы на управление, появляется большое количество проблем:

- не существует единого законодательного акта, регулирующего определенные вопросы управления госсобственностью в России. Вместе с тем практически во всех субъектах Российской Федерации приняты законы, которые регулируют отношения, возникающие во время распоряжения и управления объектами госсобственности. При этом нарушается принцип иерархии;

- важной проблемой стало и нарушение определенных законов, регулирующие приватизацию госимущества, а также его аренду. В итоге определенных мер, которые были проведены Генеральной прокуратурой Российской Федерации, были выявлены конкретные решения, которые приняты органами власти по вопросам незаконной продажи государственного имущества;


- распространенным явлением был вывод различных активов с организаций, в которых страна имеет определенный пакет акций.

3.2 Направления совершенствования системы приватизации в РФ

В целом, направления и конечные цели совершенствования системы приватизации и управления государственной собственностью, которых можно достичь применением метода программно-целевого подхода, на ближайшую перспективу представляются нами в следующем (рисунок 10).

Опишем более подробно, что мы понимаем под этими направлениями.

1. По модернизации приватизации и управления унитарными государственными предприятиями:

- объединение усилий государства над управлением собственностью;

- реализация общего подхода над управлением государственным имуществом невзирая на отраслевую принадлежность;

- повышение личной ответственности руководителей ведомств и министерств, за управления государственными предприятиями и полученные результаты;

Рис. 10. Направления совершенствования системы приватизации и управления государственной собственностью в Российской Федерации

- повышение результативности государственных целей и задач управления государственными предприятиями;

- освобождение от содержания лишней собственности государства;

- создание условий для усиления эффективности и хозяйственной деятельности, повышение качества управления предприятиями;

- повышение отчетности и ответственности по результатам работы руководителей предприятий;

- ликвидация возможности злоупотребления в имущественных вопросах руководителей предприятий;

- организация условий для безотлагательного принятия решений по выявленным фактам наплевательского отношения управлением государственной собственности;

- привлечение к управлению госпредприятиями только квалифицированных менеджеров;

- поддержка желательного уровня руководителей государственных предприятий их профессиональной подготовки;

- рост федерального бюджета за счет налоговых доходов;

- создание условий для усиления государственного контроля над функционированием акционерных компаний с государственной долей;

- обеспечивание целостности государственного имущества, что закреплено за предприятиями.

2. По модернизации приватизации и управлением государственными пакетами акций:


- концентрирование стараний государства над управлением собственностью;

- осуществление единых подходов по управлению государственной собственностью вне независимости от отраслевой принадлежности;

- повышение личной ответственности руководства ведомств и министерств , за достигнутые результаты управления государственной собственностью;

- освобождение от содержания лишней собственности государства;

- повышение степени доскональности, оперативности и достоверности полученной информации о деятельности акционерных обществ с государственной долей;

- создание условий для своевременных принятий научно-обоснованных решений по управлению пакетами акций;

- создание условий для усиления государственного контроля над функционированием акционерных компаний с государственной долей;

- создание условий для более широкого использования институтов доверительного управления;

- повышение результативности от управления пакетами акций, что принадлежат государству, за счет привлечения к работе высококвалифицированных менеджер;

- повышение результативности работы представителей государства в органах по управлению акционерными обществами, за счет создания среды для реализации ими своих прав, а также поощрения их более эффективной работы;

- регламент деятельности в акционерных обществах представителей государства, что бы исключить принятие ими своенравных решений и обеспечение за их деятельностью контроля ;

- усиленный контроль и повышение качественного управления пакетами акций в акционерных обществах, что производят стратегическую продукцию, за счет повышения представительства и создания возможностей получать ими требуемую информацию в интересах принятия решений по управлению стратегическими пакетами акций;

- организация условий для безотлагательного принятия решений по выявленным фактам наплевательского отношения управлением государственной собственности.

3. Улучшение приватизации и управления недвижимостью федеральной собственности:

- создание подробного реестра федеральной недвижимости;

- осуществление управления, на основе единых подходов государственной собственностью в независимости от отраслевой принадлежности;

- повышение личной ответственности руководителей ведомств и министерств, по управлению государственным имуществом, за достигнутые результаты;

- обретение точных данных по объектам федеральной недвижимости;

- регистрация прав государства на имущество, что принадлежит ему;


- наращивание доходов от использования объектов федеральной недвижимости более чем в 3 раза для федерального бюджета;

- обеспечение соотношения оценочных результатов элементов федеральной недвижимости к рыночным ценам;

- увеличение доходов от налогов в федеральный бюджет;

- создание большего количества рабочих мест;

- достижение наибольшего вовлечения объектов федеральной недвижимости в хозяйственном обороте;

- ведение точного учета объектов федеральной недвижимости;

- повышение координационных действий исполнительной власти федеральных органов по управлению объектами недвижимости;

- наращивание доходов от использования федеральной недвижимости в федеральный бюджет;

- реализация среды для эффективного принятия решений по случаям наплевательского отношения к управлению госимуществом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам исследования сформулируем следующие выводы:

1. Под государственной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.

Под управлением государственной собственностью в большинстве случаев понимается определенным образом структурированные общественные отношения или система общественных отношений, включающая в себя нормы и правила.

Приватизация - это передача в частную собственность и под частный контроль активов или предприятий, ранее находившихся в государственной собственности. В качестве стратегического приоритета ставится задача перехода к инновационному развитию экономики. Формирование оптимальной структуры федерального имущества, отвечающей задачам современного развития, и отказ от избыточных функций государства позволит снизить затраты на управление.

Реализация государственной политики в области имущественных отношений и регулирования государственной собственности происходит в определенном социально-политическом контексте, что накладывает свой отпечаток на формы и методы ее проведения.

Сложности и противоречия реализации государственной политики в области имущественных отношений, приватизации и регулирования государственной собственности связаны также с тем, что в современной России пока что нет устойчивого запроса на демократизацию.

Необходимо решить проблему разграничения компетенций по управлению государственным имуществом, оптимизировать правовой механизм, связанный с разграничением полномочий и функций в отношении федеральных субъектов правоотношений, определиться с четким перечнем имущества, которое находится лишь в федеральной собственности.


2. Данные Росстата подтверждают уменьшение доли государственной формы собственности в основных фондах с 91 % в 1990 г. до 18 % в 2018г. Аналогичная ситуация складывается и по инвестициям. Если в 1995 г. государственные инвестиции составили 31,3% от общего объема инвестиций, в 2007 перед кризисом – 17,7%, то в 2018г. – 30%.

Если в 1995 г. даже после масштабной приватизации их было 322 тыс., то в 2018г. осталось только 110,5 тыс. (рисунок 8). В 2018г. разделение в процентах между частными и государственными организациями, и предприятиями составили частные - 85,9% и государственные - 2,4%.

Обеспечено ежегодное перевыполнение увеличивавшегося год от года планового задания по перечислению в федеральный бюджет доходов от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности (без учета стоимости акций крупнейших компаний). В 2016 году установленное плановое задание (3 млрд руб.) было перевыполнено более чем вдвое, в 2017 году увеличенное до 5 млрд руб. плановое задание перевыполнено на 26%, и в 2018 году 12 увеличенное до 8,5 млрд руб. плановое задание перевыполнено на 16%.

3. Основным органом власти в РФ, в функции которого входит управление приватизацией и государственной собственностью, является Министерство экономического развития РФ. В ведении Министерства экономики и развития России находится федеральное агентство по управлению всем федеральным имуществом (Росимущество). Прямое управление федеральной собственностью реализует центральный аппарат Росимущества.

Основные функции Минэкономразвития РФ в сфере приватизации и управления госимуществом следующие:

  • Управление открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, включая внедрение положительного опыта корпоративного управления, развитие практики привлечения профессиональных директоров.
  • Управление федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.
  • Управление находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, в том числе земельными участками.
  • Работа Комиссии по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности.
  • Учет федерального имущества.
  • Управление организациями с государственным участием.

Сложности в процессе приватизации и управления госсобственностью характеризуются также тем, что в данном процессе имеется конституционное закрепление 2-х самостоятельных, структурно и функционально обособленных объектов управления, а именно госсобственность субъектов Российской Федерации и федеральная госсобственность. Существует 2 подсистемы управления приватизацией и госсобственностью, при этом также образовалась соответствующая правовая и нормативная база, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.