Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты приватизации как инструмента управления государственной собственностью в РФ
1.1 Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью
1.2 Сущность, субъекты и объекты процесса приватизации в Российской Федерации
2. Анализ и оценка приватизации в системе управления государственной собственностью в РФ
2.1 Современное состояние государственной собственности в РФ
2.2 Оценка и значение приватизационных процессов в экономике России
3. Совершенствование процессов приватизации как важной задачи Минэкономразвития России
3.1 Функции, структура и проблемы Минэкономразвития РФ в приватизации
В рамках исполнения пункта 4 поручения Президента Российской Федерации от 5 июля 2013 г. № Пр-1474 Минэкономразвития России разрабатываются методические указания по применению государственными корпорациями, государственными компаниями, государственными унитарными предприятиями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в совокупности превышает 50%, ключевых показателей эффективности, включающих в том числе показатели капитализации компании и нормы доходности. Впоследствии достижение ключевых показателей эффективности будет учитываться при принятии решений об оплате труда руководства организаций с государственным участием и кадровых решений.
Главы территориальных органов Росимущества контролируют соблюдение требований, которые установлены, а также организуют их работу. Они при этом несут персональную (частную) ответственность за осуществление функций, которые возложены на подразделения.
Главы территориальных структур в обязательном порядке направляют необходимые отчеты о проделанной работе в вышестоящую инстанцию (Росимущество).
Сложности в процессе приватизации и управления госсобственностью характеризуются также тем, что в данном процессе имеется конституционное закрепление 2-х самостоятельных, структурно и функционально обособленных объектов управления, а именно госсобственность субъектов Российской Федерации и федеральная госсобственность. Существует 2 подсистемы управления госсобственностью, при этом также образовалась соответствующая правовая и нормативная база, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации. Проблемы и особенности приватизации и управления имуществом регионов показаны в Приложении 5.
По нашему мнению, данное управление не будет эффективным, поскольку повышаются расходы на управление, появляется большое количество проблем:
- не существует единого законодательного акта, регулирующего определенные вопросы управления госсобственностью в России. Вместе с тем практически во всех субъектах Российской Федерации приняты законы, которые регулируют отношения, возникающие во время распоряжения и управления объектами госсобственности. При этом нарушается принцип иерархии;
- важной проблемой стало и нарушение определенных законов, регулирующие приватизацию госимущества, а также его аренду. В итоге определенных мер, которые были проведены Генеральной прокуратурой Российской Федерации, были выявлены конкретные решения, которые приняты органами власти по вопросам незаконной продажи государственного имущества;
- распространенным явлением был вывод различных активов с организаций, в которых страна имеет определенный пакет акций.
3.2 Направления совершенствования системы приватизации в РФ
В целом, направления и конечные цели совершенствования системы приватизации и управления государственной собственностью, которых можно достичь применением метода программно-целевого подхода, на ближайшую перспективу представляются нами в следующем (рисунок 10).
Опишем более подробно, что мы понимаем под этими направлениями.
1. По модернизации приватизации и управления унитарными государственными предприятиями:
- объединение усилий государства над управлением собственностью;
- реализация общего подхода над управлением государственным имуществом невзирая на отраслевую принадлежность;
- повышение личной ответственности руководителей ведомств и министерств, за управления государственными предприятиями и полученные результаты;
Рис. 10. Направления совершенствования системы приватизации и управления государственной собственностью в Российской Федерации
- повышение результативности государственных целей и задач управления государственными предприятиями;
- освобождение от содержания лишней собственности государства;
- создание условий для усиления эффективности и хозяйственной деятельности, повышение качества управления предприятиями;
- повышение отчетности и ответственности по результатам работы руководителей предприятий;
- ликвидация возможности злоупотребления в имущественных вопросах руководителей предприятий;
- организация условий для безотлагательного принятия решений по выявленным фактам наплевательского отношения управлением государственной собственности;
- привлечение к управлению госпредприятиями только квалифицированных менеджеров;
- поддержка желательного уровня руководителей государственных предприятий их профессиональной подготовки;
- рост федерального бюджета за счет налоговых доходов;
- создание условий для усиления государственного контроля над функционированием акционерных компаний с государственной долей;
- обеспечивание целостности государственного имущества, что закреплено за предприятиями.
2. По модернизации приватизации и управлением государственными пакетами акций:
- концентрирование стараний государства над управлением собственностью;
- осуществление единых подходов по управлению государственной собственностью вне независимости от отраслевой принадлежности;
- повышение личной ответственности руководства ведомств и министерств , за достигнутые результаты управления государственной собственностью;
- освобождение от содержания лишней собственности государства;
- повышение степени доскональности, оперативности и достоверности полученной информации о деятельности акционерных обществ с государственной долей;
- создание условий для своевременных принятий научно-обоснованных решений по управлению пакетами акций;
- создание условий для усиления государственного контроля над функционированием акционерных компаний с государственной долей;
- создание условий для более широкого использования институтов доверительного управления;
- повышение результативности от управления пакетами акций, что принадлежат государству, за счет привлечения к работе высококвалифицированных менеджер;
- повышение результативности работы представителей государства в органах по управлению акционерными обществами, за счет создания среды для реализации ими своих прав, а также поощрения их более эффективной работы;
- регламент деятельности в акционерных обществах представителей государства, что бы исключить принятие ими своенравных решений и обеспечение за их деятельностью контроля ;
- усиленный контроль и повышение качественного управления пакетами акций в акционерных обществах, что производят стратегическую продукцию, за счет повышения представительства и создания возможностей получать ими требуемую информацию в интересах принятия решений по управлению стратегическими пакетами акций;
- организация условий для безотлагательного принятия решений по выявленным фактам наплевательского отношения управлением государственной собственности.
3. Улучшение приватизации и управления недвижимостью федеральной собственности:
- создание подробного реестра федеральной недвижимости;
- осуществление управления, на основе единых подходов государственной собственностью в независимости от отраслевой принадлежности;
- повышение личной ответственности руководителей ведомств и министерств, по управлению государственным имуществом, за достигнутые результаты;
- обретение точных данных по объектам федеральной недвижимости;
- регистрация прав государства на имущество, что принадлежит ему;
- наращивание доходов от использования объектов федеральной недвижимости более чем в 3 раза для федерального бюджета;
- обеспечение соотношения оценочных результатов элементов федеральной недвижимости к рыночным ценам;
- увеличение доходов от налогов в федеральный бюджет;
- создание большего количества рабочих мест;
- достижение наибольшего вовлечения объектов федеральной недвижимости в хозяйственном обороте;
- ведение точного учета объектов федеральной недвижимости;
- повышение координационных действий исполнительной власти федеральных органов по управлению объектами недвижимости;
- наращивание доходов от использования федеральной недвижимости в федеральный бюджет;
- реализация среды для эффективного принятия решений по случаям наплевательского отношения к управлению госимуществом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По результатам исследования сформулируем следующие выводы:
1. Под государственной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам.
Под управлением государственной собственностью в большинстве случаев понимается определенным образом структурированные общественные отношения или система общественных отношений, включающая в себя нормы и правила.
Приватизация - это передача в частную собственность и под частный контроль активов или предприятий, ранее находившихся в государственной собственности. В качестве стратегического приоритета ставится задача перехода к инновационному развитию экономики. Формирование оптимальной структуры федерального имущества, отвечающей задачам современного развития, и отказ от избыточных функций государства позволит снизить затраты на управление.
Реализация государственной политики в области имущественных отношений и регулирования государственной собственности происходит в определенном социально-политическом контексте, что накладывает свой отпечаток на формы и методы ее проведения.
Сложности и противоречия реализации государственной политики в области имущественных отношений, приватизации и регулирования государственной собственности связаны также с тем, что в современной России пока что нет устойчивого запроса на демократизацию.
Необходимо решить проблему разграничения компетенций по управлению государственным имуществом, оптимизировать правовой механизм, связанный с разграничением полномочий и функций в отношении федеральных субъектов правоотношений, определиться с четким перечнем имущества, которое находится лишь в федеральной собственности.
2. Данные Росстата подтверждают уменьшение доли государственной формы собственности в основных фондах с 91 % в 1990 г. до 18 % в 2018г. Аналогичная ситуация складывается и по инвестициям. Если в 1995 г. государственные инвестиции составили 31,3% от общего объема инвестиций, в 2007 перед кризисом – 17,7%, то в 2018г. – 30%.
Если в 1995 г. даже после масштабной приватизации их было 322 тыс., то в 2018г. осталось только 110,5 тыс. (рисунок 8). В 2018г. разделение в процентах между частными и государственными организациями, и предприятиями составили частные - 85,9% и государственные - 2,4%.
Обеспечено ежегодное перевыполнение увеличивавшегося год от года планового задания по перечислению в федеральный бюджет доходов от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности (без учета стоимости акций крупнейших компаний). В 2016 году установленное плановое задание (3 млрд руб.) было перевыполнено более чем вдвое, в 2017 году увеличенное до 5 млрд руб. плановое задание перевыполнено на 26%, и в 2018 году 12 увеличенное до 8,5 млрд руб. плановое задание перевыполнено на 16%.
3. Основным органом власти в РФ, в функции которого входит управление приватизацией и государственной собственностью, является Министерство экономического развития РФ. В ведении Министерства экономики и развития России находится федеральное агентство по управлению всем федеральным имуществом (Росимущество). Прямое управление федеральной собственностью реализует центральный аппарат Росимущества.
Основные функции Минэкономразвития РФ в сфере приватизации и управления госимуществом следующие:
- Управление открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, включая внедрение положительного опыта корпоративного управления, развитие практики привлечения профессиональных директоров.
- Управление федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.
- Управление находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, в том числе земельными участками.
- Работа Комиссии по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности.
- Учет федерального имущества.
- Управление организациями с государственным участием.
Сложности в процессе приватизации и управления госсобственностью характеризуются также тем, что в данном процессе имеется конституционное закрепление 2-х самостоятельных, структурно и функционально обособленных объектов управления, а именно госсобственность субъектов Российской Федерации и федеральная госсобственность. Существует 2 подсистемы управления приватизацией и госсобственностью, при этом также образовалась соответствующая правовая и нормативная база, как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.