Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обеспечен последовательный, год от года, рост общего количества проведенных торгов: в 2016 году – 443 процедуры торгов, в 2017 году - 580 торгов (130% к предшествующему году), в 2018 году - 1700 торгов (293% к предшествующему году);

- обеспечен последовательный, год от года, рост общего количества реализованных сделок: 119 сделок в 2016 году, 141 сделка в 2017 году (118% к предшествующему году), 461 сделка в 2018 году (326% к предшествующему году);

- увеличена прозрачность и открытость торгов: в 2018 году среднее количество участников торгов в расчете на каждую состоявшуюся приватизационную сделку увеличилось вдвое по сравнению с 2017 годом и составило 6 участников;

- полностью завершены мероприятия по реализации 17 указов Президента Российской Федерации и 7 распоряжений Правительства Российской Федерации в рамках формирования 14 вертикально интегрированных структур (далее также – ВИС); приватизированы путем внесения в уставные капиталы интегрированных структур акции (доли в уставных капиталах) 141 общества (82,45% от числа обществ, подлежащих внесению в уставные капиталы головных компаний ВИС), 702 объекта недвижимого имущества (91,9% от числа объектов, подлежащих внесению в уставные капиталы головных компаний ВИС).

В отношении хозяйственных обществ и объектов недвижимого имущества, приватизация которых не была завершена в 2016-2018 годах, приватизационные процедуры будут продолжены в 2019 году в рамках исполнения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2019-2021гг. после принятия Правительством Российской Федерации соответствующих решений.

Большая часть населения России негативно относится к итогам приватизации. Как показывают данные нескольких социологических опросов, около 80 % россиян считают ее нелегитимной и выступают за полный или частичный пересмотр ее итогов. Около 90 % россиян придерживаются мнения, что приватизация проводилась нечестно и крупные состояния нажиты нечестным путем (с этой точкой зрения согласны 72 % предпринимателей). Как отмечают исследователи, в российском обществе сложилось устойчивое, почти консенсусное неприятие приватизации и образованной на ее основе крупной частной собственности.

Таким образом, приватизация лишь усилила негативные тенденции, проявившиеся сразу же после либерализации цен, не внеся почти никакого позитивного вклада в социально-экономическую жизнь страны, причем экономические объекты по большей части так и не приобрели основного качества, позволяющего выживать в условиях рынка - способности к саморазвитию.


3. Совершенствование процессов приватизации как важной задачи Минэкономразвития России

3.1 Функции, структура и проблемы Минэкономразвития РФ в приватизации

Основным органов власти в РФ, в функции которого входит управление приватизацией и государственной собственностью, является Министерство экономического развития РФ.

Адрес: Пресненская наб., д. 10, стр. 2, г. Москва.

Министерство экономики и развития имеет обширные полномочия в области народного хозяйства. Задачей данного Министерства является также и управление федеральной собственностью. На протяжении своей деятельности Министерство экономики и развития довольно тесно взаимодействует со всеми остальными Министерствами (например, энергетики, сельского хозяйства, торговли и промышленности, экологии и природных ресурсов, регионального развития и другие) [39].

В ведении Министерства экономики и развития России находится федеральное агентство по управлению всем федеральным имуществом (Росимущество). Прямое управление федеральной собственностью реализует центральный аппарат Росимущества (см. рисунок 9).

Все указанные федеральные органы и их территориальные подразделения осуществляют очень важные задачи в области управления приватизацией и государственной собственностью. Законодательство предоставляет им определенный круг прав и полномочий. Одновременно с этим, с целью обеспечения необходимого выполнения задач, которые поставлены для данных структур, предусматривается ответственность.

Рис. 9. Структура управления Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом [39]

Основные функции Минэкономразвития РФ в сфере приватизации и управления госимуществом следующие [39]:

1. Управление открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности, включая внедрение положительного опыта корпоративного управления, развитие практики привлечения профессиональных директоров.


В последние годы в качестве приоритетного направления государственной политики проводится работа по повышению эффективности управления открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в федеральной собственности.

Основными задачами в данном направлении являются:

- внедрение положительного опыта корпоративного управления в компании с государственным участием, в том числе в части развития института профессиональных директоров, принятия и реализации документов стратегического планирования, включая программы инновационного развития и модернизации;

- повышение качества корпоративного управления в холдинговых структурах, в том числе путем оптимизации их структуры, отчуждения непрофильных активов;

- формирование и реализация экономически обоснованной дивидендной политики.

2. Управление федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.

Приоритетным направлением работы в сфере управления федеральным имуществом является повышение эффективности управления федеральными государственными унитарными предприятиями, включая проведение мероприятий по оптимизации их состава, усиления мер контроля и координации принимаемых решений, в том числе при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, а также повышение эффективности управления имуществом федеральных государственных учреждений.

Основными задачами в данном направлении являются:

- обеспечение оптимизации состава ФГУП, в том числе путем реорганизации, преобразования в хозяйственные общества либо иные организационно-правовые формы, ликвидации ФГУП, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность;

- формирование и внедрение системы экономического мониторинга и контроля за деятельностью ФГУП, включая принятия и реализации стратегий развития ФГУП и программ деятельности, формирование системы оценки показателей деятельности ФГУП и эффективности использования федерального имущества;

- эффективное управление имуществом федеральных государственных учреждений.

3. Управление находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества, в том числе земельными участками.

Основными задачами такого управления в настоящее время являются:

- обеспечение эффективного управления объектами федерального недвижимого имущества, земельными участками, а также обеспечение их целевого использования;

- создание условий для оптимизации состава объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, с учетом полномочий, возложенных на федеральные органы власти, включая передачу в государственную собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, передачу некоммерческим организациям либо иным образом вовлечение в хозяйственный оборот.


4. Работа Комиссии по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности.

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2011 г. № 678 «Об утверждении Положения о комиссии по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности» приказом Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 704 создана Комиссия по вопросам, возникающим при рассмотрении заявлений религиозных организаций о передаче имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности (далее – Комиссия). Регламент работы Комиссии был утвержден на заседании 22 февраля 2012 г. (протокол № 4-ИМ).

В настоящее время состав Комиссии актуализирован и утвержден приказом Минэкономразвития России от 23 сентября 2013 г. № 549 «О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 2 декабря 2011 г. № 704».

На данный момент в целях подготовки очередного заседания по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации Минэкономразвития России в адрес Управления делами Президента Российской Федерации, Минобороны России и Росимущества направлены письма с просьбой представить справочные материалы (количественные данные об объектах; о принятых решениях; о наиболее частых причинах отказа в передаче; о проблемах правоприменения и необходимости уточнения законодательства Российской Федерации) в части компетенции данных ведомств.

5. Учет федерального имущества.

Основная задача в сфере учета федерального имущества - обеспечение актуальности, полноты, достоверности и доступности содержащейся в реестре федерального имущества информации.

Формирование и ведение реестра федерального имущества осуществляется в соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

В последние годы Министерством и Росимуществом проведена масштабная работа по переходу к современным способам учета федерального имущества – ведению реестра федерального имущества как федеральной информационной системы с представлением сведений в сети Интернет. Это потребовало объемной работы по переводу ранее учтенной информации на бумажных носителях (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1998 г. № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества») в электронные карты с расширенным перечнем характеристик объектов.


6. Управление организациями с государственным участием.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в целях повышения качества корпоративного управления в организациях с государственным участием проводятся мероприятия, направленные на создание адекватной системы вознаграждения органов управления в увязке с достижением ключевых показателей эффективности, применение сбалансированных подходов к выплате дивидендов акционерными обществами с государственным участием, разработку и реализацию программ отчуждения непрофильных активов и профильных активов в организациях с государственным участием.

В настоящее время при принятии решений о размере дивидендов, выплачиваемых акционерными обществами с государственным участием, Минэкономразвития России и Росимуществом руководствуется распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 774-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. № 2083-р), в соответствии с которым позиция Российской Федерации как акционера по вопросам дивидендной политики должна формироваться исходя из необходимости направления на выплату дивидендов не менее 25% чистой прибыли обществ без учета доходов (расходов), полученных от переоценки финансовых вложений, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.

Таким образом, принятие Правительством Российской Федерации в 2012 году предложенных Минэкономразвития России изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 774-р, касающихся определения фиксированного минимального размера части чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов обществами с государственным участием, позволяет осуществлять более точное прогнозирование размера доходов федерального бюджета в плановом периоде от участия Российской Федерации в уставных капиталах акционерных обществ с государственным участием.

Кроме того, во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 2 апреля 2011 г. № Пр-846 и от 27 апреля 2012 г. № Пр-1092 продолжается работа по поэтапной замене государственных служащих в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в собственности Российской Федерации, профессиональными директорами.

В том числе при Росимуществе сформирована и функционирует комиссия по отбору независимых директоров, представителей интересов Российской Федерации и независимых экспертов для избрания в органы управления и контроля акционерных обществ с государственным участием. В состав указанной комиссии входят представители общественно-профессиональных организаций, сотрудники отраслевых федеральных органов исполнительной власти и Росимущества. Деятельность комиссии носит открытый характер, обеспечивая прозрачность процедур подачи заявок и отбора кандидатов из числа профессиональных директоров для участия в органах управления и контроля акционерных обществ.