Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты приватизации как инструмента управления государственной собственностью в РФ
1.1 Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью
1.2 Сущность, субъекты и объекты процесса приватизации в Российской Федерации
2. Анализ и оценка приватизации в системе управления государственной собственностью в РФ
2.1 Современное состояние государственной собственности в РФ
2.2 Оценка и значение приватизационных процессов в экономике России
3. Совершенствование процессов приватизации как важной задачи Минэкономразвития России
3.1 Функции, структура и проблемы Минэкономразвития РФ в приватизации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования важной задачей государства является эффективное управление государственной собственностью, модернизация основных фондов, привлечение инвесторов.
Государственная собственность в России длительное время являлась главной формой собственности и составляла самый большой удельный вес. Приватизационный процесс в России сегодня получает неоднозначную оценку среди отечественных и зарубежных экономистов. При анализе результатов приватизации большинство экономистов отмечают, что в ее процессе не были решены целевые установки, в том числе задача формирования эффективного собственника. Здесь же делается вывод, что без наличия эффективного собственника приватизация не только бессмысленна, но и вредна.
Основным органов власти в РФ, в функции которого входит приватизация и управление государственной собственностью, является Министерство экономического развития РФ. Министерство экономики и развития имеет обширные полномочия в области народного хозяйства. Задачей данного Министерства является также и управление федеральной собственностью. На протяжении своей деятельности Министерство экономики и развития довольно тесно взаимодействует со всеми остальными Министерствами (например, энергетики, сельского хозяйства, торговли и промышленности, экологии и природных ресурсов, регионального развития и другие).
С учетом постоянного совершенствования системы управления в рамках административных реформ, а также с учетом изменения структуры собственности в России, в т.ч. при процессах приватизации, важно регулярно обновлять информацию о роли Минэконоразвития в системе управления государственной собственностью.
Целью исследования является определение роли и значения приватизации в процессе управления государственной собственностью РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью;
- изучить сущность, субъекты и объекты процесса приватизации в Российской Федерации;
- проанализировать современное состояние государственной собственности в РФ;
- оценить динамику и значение приватизационных процессов в экономике России;
- исследовать функции, роль и проблемы Минэкономразвития РФ в приватизации;
- определить направления совершенствования системы приватизации в РФ.
Объект исследования - система управления государственной собственности Российской Федерации.
Предмет исследования – роль и приватизации в системе управления государственной собственностью в Российской Федерации.
Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды российских экономистов, социологов и политологов, а также нормативные акты и постановления Правительства Российской Федерации по вопросам управления государственной собственностью.
В работе использованы такие методы, как системный подход, статистические методы, табличный, графический, системный анализ и синтез, и другие.
Структура исследования: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников, приложения.
1. Теоретические аспекты приватизации как инструмента управления государственной собственностью в РФ
1.1 Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью
Изменение структуры собственности – это одно из направлений развития отношений собственности. Нынешняя экономическая система, где особую роль играет страна социально направленная, характеризуется довольно большой частью государственной собственности в общей структуре собственности [16, с. 32]. Однако при этом, в государствах развитого капитализма государственная собственность сконцентрирована на сегодняшний день в очень ограниченном диапазоне отраслей, которые по различным причинам убыточны или малорентабельны [11, с. 13]. В основном речь идет об экономической и социальной инфраструктуре (коммунальное хозяйство, железнодорожный транспорт, сфера образования). В остальных отраслях есть только «точечное» участие страны нечто вроде различных пакетов акций нескольких фирм [10, с. 21].
В учебной и в научной литературе обговаривается проблема о самых эффективных видах собственности. В этом исследовании базовой должна быть предпосылка о том, что благодаря институту собственности страна решает государственные и общественные проблемы, производит общественное благо и достигает определенные цели, а значит, государственная собственность нужна и требует увеличения эффективности управления.
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, под государственной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам [1].
Государственным сектором в научной литературе обычно называется часть национальной экономики, которая функционирует под прямым управлением государства, и является организационно-правовой формой государственной собственности [9, с. 14].
В предыдущей концепции управления госимуществом в России, которая была принята в 1999 г., под понятием государственного сектора экономики понималась совокупность экономических отношений по применению госимущества, которое фиксировало за федеральными государственными учреждениями и унитарными предприятиями на правах оперативного управления или хозяйственного ведения, за государственной казной Российской Федерации, а также имущественные права, которые являются следствием участия Российской Федерации в коммерческих организациях и предприятиях [12, с. 12].
В новой Государственной программе Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», которая утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. № 327, в принципе отсутствует определение государственного сектора экономики, то, что раньше имело отношение к государственному сектору экономики, разглядывается как федеральное имущество [31, с. 33].
Имеется определение, обозначающее четко суть данного понятия. Государственная собственность - это совокупность экономических и общественных отношений по вопросам отчуждения, присвоения, владения, управления, распоряжения и пользования нематериальными (духовными) и материальными благами, которые принадлежат народу конкретной страны в облике человека (органа), который избирался этим народом [37, с. 57].
Назовем некоторые особенности государственной собственности как объекта управления (рисунок 1).
Рис. 1. Особенности государственной собственности как объекта управления
Составлено автором по [24, с. 77]
Стоит выделить, что на данный момент анализ размера госсобственности в России усложнился по той причине, что поменялись методы статистического анализа. В российской статистике на сегодня выделяется не государственная собственность или государственный сектор, а сектор государственного управления, так как проведение объективного и сопоставимого анализа в динамике усложнено.
Под управлением госсобственностью чаще всего понимается некоторым образом общественные структурированные отношения или система общественных отношений, которая включает в себя правила и нормы [26, с. 32]. В нормативно-правовых документах управление государственным имуществом понимается как реализация собственником определенных полномочий относительно федерального имущества.
В России сформировалась система управления государственной собственностью, которая в настоящее время включает в себя следующие элементы (рисунок 2).
Рис. 2. Элементы системы управления госсобственностью в России
Составлено автором по [29, с. 62]
Чтобы сохранить собственность в управлении страны нужно аргументировать, что она важна для выполнения различных важных государственных функций. При этом основываются на предположении, что лишние активы страны увеличивают затраты в бюджете на их содержание, снижается вероятность привлечения каких-либо индивидуальных инвестиций, теряются преимущества от их применения в коммерческой сфере деятельности, уменьшается конкурентоспособность всей экономики в целом [31, с. 33].
При разработке политики управления федеральной государственной собственностью высокое место занимает определение целей управления. Цели управления государственной федеральной собственностью находятся в Государственной программе «Управление федеральным имуществом».
Цели управления госсобственностью правильно выражаются таким образом [19, с. 55]:
- постепенная оптимизация структуры госсобственности – в смысле достижения и поддержания необходимой пропорциональности на микро- и макроуровнях – для того чтобы обеспечить экономический рост и экономическое развитие;
- формирование условий, которые позволяют обеспечить сохранность, эффективность и развитие применения всех объектов госсобственности на фоне стратегических национальных интересов, трендов долгосрочного развития государства;
- всеобщеевключениеобъектов госсобственности в экономический цикл, что в итоге значит, в процессы формирования ВВП страны.
Достижение этих определенных целевых установок определено некоторой системой актуальных задач управления госсобственностью. Обозначим их в таком порядке [20, с. 73]:
- создание и поддержание в дееспособном виде системы, которая позволяет на постоянно и системно реализовывать инвентаризацию, учет объектов госсобственности, а также регистрация прав на них;
- максимизация степени эффективности управления госсобственностью, которая достигается путемосуществления всего перечня финансовых инструментов, и методов, а также правовой регламентацией управленческих процессов;
- организация и реализация системы, в условиях которой относительно объектов госсобственности достигается все множество функций менеджмента: управление, планирование, контроль, координация, надзор;
- выполнение реализации прав государства как одной из состовляющих рыночного механизма, который обладает кругом объектов собственности;
- исполнениеэкономико-финансового механизма, путем которого реализуется все множество платежей (в бюджеты разного уровня), которые являются результатом применения и эффективного управления объектами собственности.
В Приложении 1 выделены приоритетные принципы, являющиеся основанием функционирования системы управления государственной собственностью.
Отметим, что управление государственной собственностью – есть комплексный системный процесс, детерминированный целостностью целей, задач и принципов, грамотная и последовательная реализация которых инспирирует достижение уровня эффективности, позволяющего трактовать государство в качестве эффективного собственника [12, с. 13].
Государственная программа предусматривает два способа достижения конечного результата управления объектами государственной собственности – стратегическое развитие или разгосударствление [16, с. 79]. Если проанализировать объект собственности, то можно придти к такому выводу, что он не соответствует функциям страны и в таком случае принимается решение о приватизации данного объекта. Если же рассматриваемый объект собственности признается как необходимый для исполнения различных государственных функций, то предпринимаются конкретные мероприятия по развитию этого объекта, а также его вовлечение в коммерческий оборот с целью проведения технологической модернизации или привлечения инвестиций.
Необходимо отметить, что используются рассматриваемые подходы на любом уровне управления публичной собственностью (муниципальной и государственной), учитывая концепции и стратегии развития каждого российского региона при формировании необходимых целей управления. Наиболее широко при формировании целей управления используется именно проектный метод, по каждому объекту управления или направлению составляются дорожные карты или планы-графики [24, с. 57]. Росимуществом разработаны конкретные Методические указания по вопросам определения целевой функции управления различными объектами федерального имущества, а также был издан приказ, который определяет порядок работы по вопросу целевого назначения имущества [38].