Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По нашему мнению, данное управление не будет эффективным, поскольку повышаются расходы на управление, появляется большое количество проблем:

- не существует единого законодательного акта, регулирующего определенные вопросы управления госсобственностью в России;

- важной проблемой стало и нарушение определенных законов, регулирующие приватизацию госимущества, а также его аренду;

- распространенным явлением был вывод различных активов с организаций, в которых страна имеет определенный пакет акций.

4. В целом, направления и конечные цели совершенствования системы приватизации и управления государственной собственностью, которых можно достичь применением метода программно-целевого подхода, на ближайшую перспективу представляются нами в следующем:

- совершенствование управления государственными унитарными предприятиями;

- совершенствование управления государственными пакетами акций;

- совершенствование управления федеральной недвижимостью.

Кроме того, проблема эффективного управления приватизацией и государственной собственностью в силу её сложившейся общенациональной масштабности и значимости должна найти отражение в деятельности соответствующих общественных институтов. Такими могли бы стать федеральный и региональные наблюдательные советы для проведения общественного мониторинга качества и результатов управления приватизацией и государственной собственностью, оценок состояния национального богатства страны и её регионов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья, четвертая (с посл. изм.) // Справочная правовая система Консультант-Плюс.
  2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (с посл. изм) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  3. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями и дополнениями) // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  4. Федеральным законом от 11 июля 2011 года № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1094 «О внесении изменений в Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 (ред. от 06.06.2015) «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – №47. – С. 6117.
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (ред. от 29.10.2014) «О государственном жилищном надзоре» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – №25. – С. 3156.
  8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1505-р г. Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности. // Справочная правовая система КонсультантПлюс
  9. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2015. - 352 с.
  10. Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И. Система государственного управления. – М.: ГУУ, 2016. - 385 с.
  11. Балацкий Е.В. Элементы экономики государственного сектора. – М.: Капитал страны, 2016. - 411 с.
  12. Банин П.Р. Управление государственной собственностью в России // Государственное и муниципальное управление. - 2018. - №4. - С. 12-15.
  13. Блам Ю.Ш. Аспекты приватизации и управления государственной собственностью // Экономика и право. – 2018. – № 2. – С.4-8.
  14. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. - М.: Юрайт, 2017. - 494 c.
  15. Владимирова А.Ф. Взаимодействие федеральной и региональной политики в сфере регулирования государственной собственности в условиях перехода к рыночным отношениям в России.Автореф. дисс. …канд. полит. наук. Казань, 2014. - 85 с.
  16. Григорьев В.В. Управление государственной и муниципальной недвижимостью. - М.: Дело. - 2016. - 296 с.
  17. Дейнега В.Г. Учет масштабов государственного сектора экономики // Вестник ЧелГУ. Экономика. – 2018. – № 21. – С. 21-30.
  18. Долгова Г.Н. Российская приватизация как политический процесс. Автореф. дисс. …докт. полит. наук. Саратов, 2015. - 154 с.
  19. Дойников, И. В. Управление государственной собственностью : учебное пособие / И. В. Дойников. - М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2015. – 183 с.
  20. Еремин Г.Е. Современные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью : монография / Г.Е. Еремин. – Юстиц-Информ, 2017. –506 с.
  21. Еремин С.Г. Об экономической основе государственной и частной собственности // Экономика и предпринимательство, № 4 (ч. 1) 2018.-С.56-57.
  22. Зеркин Д.П. Роль государственной собственности в развитии Российской Федерации // Экономикс. - 2018. - №7. - С. 51-56.
  23. Игнатова Т.В., Мартыненко Т.В. Целеориентированное управление государственной собственностью в Российской Федерации // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2017. – №1. - С. 32-36.
  24. Красавцева Н. Управление государственной собственностью // Жилищное право. - 2018. - №7. - С. 75 - 85.
  25. Кузнецов В.И. Правовое регулирование института государственной собственности. - М.: Право и наука, 2017. - 369 с.
  26. Клебанов А. И. Особенности управления приватизацией в механизме реализации имущественной политики государства // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2018. - №4. - С. 29-32.
  27. Кононкова Н.П.К вопросу о государственном секторе экономики // Вестник МГУ. – 2018. – № 2. – С. 38-39.
  28. Ломаный А.В. Управление государством и государственными предприятиями. – СПб.: Нева, 2016. - 412 с.
  29. Мартыненко Т.В. Государственная собственность в современной России: проблемы в управлении и тенденции развития. Монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2016. - 211 с.
  30. Миничкина В.П. Совершенствование системы управления государственной и муниципальной собственностью в регионе / В. П. Миничкина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. - №42. – С. 22-28.
  31. Панин В.А. Органы управления государственной собственностью в Российской Федерации // Право и закон. - 2018. - № 5. - С. 32-37.
  32. Программа приватизации в Российской Федерации. Планы и задачи приватизации в 2017-2018 гг.: URL: http://rosim.ru/documents/84759
  33. Прокофьев С.Е., Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование: Монография / Под ред. Прокофьева С.Е., Паниной О.В., Еремина С.Г. - М. Юстицинформ, 2017. - 421с.
  34. Саратова П.З. Проблемы и перспективы приватизации в России // Экономист. - 2018. - №11. - С. 41-44.
  35. Черкасов Г.И. Общая теория собственности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 457 с..
  36. Щенникова Л. В. Субъекты и объекты управления государственной собственностью // Экономика и право. - 2018. - №9. - С. 31-34.
  37. Шишкин А.А. К вопросу о приватизации // Государственное и муниципальное управление. - 2018. - №10. - С. 56-61.
  38. Сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом URL: http://www.rosim.ru
  39. Министерство экономического развития Российской Федерации URL: http://http://economy.gov.ru
  40. Официальный сайт Правительства Российской Федерации URL: http://www.government. gov.ru/
  41. Федеральное казначейство (федеральная служба) URL: http://www. roskazna.ru
  42. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: www.gks.ru
  43. Межведомственный портал по управлению государственной собственностьюURL: https://mvpt.rosim.ru/sitepages/enter.aspx
  44. РосреестрURL: https://rosreestr.ru

Приложение 1

Принципы управления государственной собственностью

Принцип

Сущность принципа

Целеполагание

Подразумевает выработку и реализацию системы целей управления государственной собственности на всех уровнях. Цели эти должны быть коррелирующими, непротиворечивыми.

Научность

Управленческий процесс максимально эффективен в том случае, если детерминирован научным базисом, не противоречит экономическим законам.

Комплексность и системность

Управление государственной собственностью должно быть сбалансировано во времени и пространстве, подчиняться некоторой общей генеральной линии, стратегии.

Оптимальность системы «права – полномочия – ответственность»

Субъекты управления государственной собственностью – на всех уровнях их локализации – должны нести адекватную ответственность за результаты ее функционирования.

Четкое разграничение круга полномочий

Властный механизм на федеральном, региональном и местном уровнях может использовать его для полноценного и своевременного достижения сформированного для них круга задач, директивных и индикативных показателей.

Совершенствование и оптимизация

Непреходящую значимость имеет постоянное и последовательное совершенствование системы управления, оптимизация соотношения «затраты – эффективность», что, в первую очередь, может быть реализовано посредством привлечения в управленческий аппарат наиболее эффективных и профессиональных кадров.

Составлено автором по [9, с. 62]

Приложение 2

Субъекты приватизации и управления государственным имуществом и их функции

Субъект управления

Основные функции

Правительство Российской Федерации

- обеспечивается единство социально-экономического пространства и свобода хозяйственной деятельности;

- вырабатывается инвестиционная политика и предпринимаются меры по ее реализации;

- прогнозируется социально-экономическое развитие, составляются программы для расширения приоритетных отраслей народного хозяйства;

- разрабатывается и реализуется госполитика в области международного, финансового взаимодействия;

- обеспечивается управление федеральной собственностью;

- принимаются меры для защиты интересов российского производителя;

- формируется мобилизационный экономический план, обеспечивается функционирование оборонных отраслей.

Минэкономразвития

- разработку предложений о развитии госсектора экономики совместно с другими исполнительными структурами, анализ и прогнозирование развития;

- составление планов реформирования госпредприятий, общее методическое руководство и координация деятельности других институтов власти в данной сфере;

- участие в формировании приватизационной политики и управления госимуществом;

- контроль деятельности естественных монополий, разработка прогнозов по объемам производства.

Счетная палата

В качестве одной из ключевых задач структуры выступает определение целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств и использования госимущества.

Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество)

- обеспечивает управление федеральной государственной собственностью, осуществляет анализ процессов, связанных с его приватизацией и распоряжением им. В этих целях выполняются социологические, маркетинговые, научно-технические и другие исследования. На основе полученных результатов разрабатываются предложения по совершенствованию экономических методов и механизмов реформирования имущественных и земельных отношений;

- рассматривает вопросы, касающиеся оптимизации числа акций АО, находящихся в госсобственности. При реализации этой задачи обеспечивается проведение государственной политики и сохранение механизмов регулирования в соответствующих экономических отраслях;

- анализирует показатели результативности работы унитарных госпредприятий по секторам народного хозяйства для оптимизации их количества и повышения конкурентоспособности;

- обобщает имеющиеся предложения, касающиеся вопросов совершенствования процессов распоряжения и управления собственностью;

- разрабатывает при участии заинтересованных исполнительных структур программы проведения земельной реформы;

- составляет проекты законов и прочих нормативных актов, касающихся вопросов учета, распоряжения, владения, приватизации и контроля использования госимущества;

- подготавливает предложения Правительству по разграничению государственной собственности. Данная работа проводится совместно с региональными и местными властями.


Приложение 3

Динамика оборота организаций по видам экономической деятельности (в действовавших ценах, млрд. руб.)

Показатель

2009

2011

2013

2015

2017

2018

Оборот организаций– всего

81196,1

99978,4

111582,0

114625,7

129195,0

141547,3

в том числе по видам экономической деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

1150,3

1332,6

1495,6

1572,6

1891,7

2345,3

рыболовство, рыбоводство

108,3

128,7

136,0

137,9

170,1

269,9

добыча полезных ископаемых

6248,7

8267,0

8906,1

9176,5

9777,3

11339,1

из нее:

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

5424,9

7169,8

7723,1

8036,6

8605,9

9991,3

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

823,8

1097,2

1183,0

1139,9

1171,5

1347,7

обрабатывающие производства

18761,4

23940,0

26308,3

29520,1

32019,6

34687,2

из них:

производство пищевых продуктов, включая напитки,
и табака

3094,0

3578,7

3990,8

4216,7

4675,6

5526,3

текстильное и швейное производство

198,8

240,5

256,9

298,0

286,5

317,2

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

43,7

51,4

49,8

51,6

47,3

53,9

обработка древесины и производство изделий из дерева

226,4

281,8

308,6

328,0

378,1

435,4

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

575,8

724,8

827,7

893,8

960,5

1116,2

производство кокса и нефтепродуктов

4036,4

5607,9

6260,6

8648,9

9564,1

9287,0

химическое производство

1361,2

1778,8

1890,9

2010,2

2079,3

2649,9

производство резиновых и пластмассовых изделий

494,4

647,9

704,3

684,1

685,7

800,8

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

821,0

1049,2

1182,1

1246,7

1283,6

1240,6

металлургическое производство и производство готовых
металлических изделий

3352,9

4079,7

4047,1

3965,0

4582,1

5337,7

в том числе металлургическое производство

2806,1

3360,6

3272,1

3198,1

3742,7

4405,5

производство машин и оборудования

1021,3

1260,6

1420,7

1425,0

1487,3

1509,0

производство электрооборудования, электронного и
оптического оборудования

982,5

1192,5

1329,2

1315,4

1516,4

1733,7

производство транспортных средств и оборудования

1710,9

2379,6

2839,6

3168,4

3037,1

2949,4

в том числе:

производство автомобилей, прицепов и полуприцепов

947,2

1445,0

1717,5

1798,6

1685,4

1493,7

производство судов, летательных и космических
аппаратов и прочих транспортных средств

763,7

934,6

1122,0

1369,8

1351,7

1455,7

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

5483,7

6424,1

6627,4

7187,2

7648,0

8014,8

строительство

3652,1

4225,5

4660,2

4876,5

4929,0

4723,5

оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

33359,8

41221,6

47044,5

43872,4

51923,4

56362,4

из них:

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами,
их техническое обслуживание и ремонт

3173,6

4629,5

5246,8

5779,4

6781,3

6172,0

оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

23848,6

29099,3

33928,3

29556,7

35206,8

39264,0

розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования

6337,6

7492,8

7869,3

8536,2

9935,3

10926,4

гостиницы и рестораны

434,3

523,9

684,6

849,8

873,6

925,8

транспорт и связь

6628,2

7637,7

8771,2

9388,3

10006,9

10965,2

из них связь

1521,8

1603,8

1757,4

1831,4

1859,3

1893,7

финансовая деятельность

3,0

8,3

9,6

10,0

10,7

5,8

операции с недвижимым имуществом, аренда
и предоставление услуг

4214,4

4959,0

5506,2

6264,8

7246,0

8687,5

из них:

управление эксплуатацией жилого фонда2)

276,9

296,6

307,1

373,6

320,1

321,7

научные исследования и разработки

894,3

1037,3

1119,3

1380,4

1475,3

1584,6

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

83,1

91,6

91,2

100,1

117,5

131,8

образование

271,1

310,2

344,2

354,3

387,9

430,6

здравоохранение и предоставление социальных услуг

311,5

367,1

437,1

685,3

1508,0

1920,1

предоставление прочих коммуналь­ных, социальных
и персональных услуг

486,0

541,2

558,0

630,0

685,4

738,3


Приложение 4

Число предприятий и организаций государственной формы собственности на 10000 человек населения на 01.01.2019г.

Приложение 5

Проблемы и особенности приватизации и управления имуществом регионов

Сфера

Проблемы и особенности

Система управления

отсутствие долгосрочных сформулированных целей и политики регионов по участию государственного сектора в различных сферах экономики

недостаточность нормативного разграничения полномочий и ответственности департамента государственной собственности регионов и органов исполнительной власти отраслевой компетенции

формальность работы института совета директоров

непрозрачность принимаемых решений и финансово-экономической обоснованности принимаемых решений по увеличению уставных фондов, уставных капиталов государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ

отсутствие унифицированных подходов к системе оплаты труда руководителей хозяйственных обществ со 100% долей участия области, недостаточность нормативного регулирования оплаты труда управленческого персонала государственных организаций

Эффективность управления

низкий контроль за эффективностью деятельности государственных предприятий и хозяйственных обществ

отсутствие системы финансового воздействия на органы исполнительной власти отраслевой компетенции к достижению высоких результатов деятельности предприятий, находящихся в ведомственной подчиненности

отсутствие кадрового резерва профессиональных менеджеров в сфере управления деятельностью предприятий

недостаточный уровень подготовки управленческих кадров предприятий, представителей области в хозяйственных обществах в сфере стратегического и бизнес-планирования

отсутствие контроля за достижением заявленных целей и результатов участия области в акционерных обществах

отсутствие механизмов и методик оценки эффективности управления как на уровне организаций, так и на уровне органов исполнительной власти области

отсутствие методологии и мониторинга оценки достаточности имущества для обеспечения выполнения государственных функций

отсутствие нормативно закреплённого механизма актуализации существующей территориально распределенной информационной системы за счёт сведений, содержащихся в ведомственных информационных ресурсах

Администрирование управления

наличие в собственности области «малых» пакетов акций хозяйственных обществ, не позволяющих оказывать влияние на деятельность предприятий. При этом затраты на продажу подобных пакетов превышают ожидаемые доходы от продажи

недостаточная открытость и публичность информации, что вызывает неоднократные обращения потенциальных потребителей услуг в орган по управлению имуществом регионов

излишние трудозатраты, связанные с необходимостью разработки, согласования и утверждения двух практически идентичных программных документов: программы управления государственным имуществом регионов и государственной программы управления государственным имуществом регионов, имеющих отличия лишь в учете расходов на содержание органа по управлению имуществом регионов