Файл: Понятие и значение приватизации (Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты приватизации как инструмента управления государственной собственностью в РФ
1.1 Понятие, содержание и принципы управления государственной собственностью
1.2 Сущность, субъекты и объекты процесса приватизации в Российской Федерации
2. Анализ и оценка приватизации в системе управления государственной собственностью в РФ
2.1 Современное состояние государственной собственности в РФ
2.2 Оценка и значение приватизационных процессов в экономике России
3. Совершенствование процессов приватизации как важной задачи Минэкономразвития России
3.1 Функции, структура и проблемы Минэкономразвития РФ в приватизации
По нашему мнению, данное управление не будет эффективным, поскольку повышаются расходы на управление, появляется большое количество проблем:
- не существует единого законодательного акта, регулирующего определенные вопросы управления госсобственностью в России;
- важной проблемой стало и нарушение определенных законов, регулирующие приватизацию госимущества, а также его аренду;
- распространенным явлением был вывод различных активов с организаций, в которых страна имеет определенный пакет акций.
4. В целом, направления и конечные цели совершенствования системы приватизации и управления государственной собственностью, которых можно достичь применением метода программно-целевого подхода, на ближайшую перспективу представляются нами в следующем:
- совершенствование управления государственными унитарными предприятиями;
- совершенствование управления государственными пакетами акций;
- совершенствование управления федеральной недвижимостью.
Кроме того, проблема эффективного управления приватизацией и государственной собственностью в силу её сложившейся общенациональной масштабности и значимости должна найти отражение в деятельности соответствующих общественных институтов. Такими могли бы стать федеральный и региональные наблюдательные советы для проведения общественного мониторинга качества и результатов управления приватизацией и государственной собственностью, оценок состояния национального богатства страны и её регионов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая, вторая, третья, четвертая (с посл. изм.) // Справочная правовая система Консультант-Плюс.
- Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ (с посл. изм) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
- Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изменениями и дополнениями) // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
- Федеральным законом от 11 июля 2011 года № 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1094 «О внесении изменений в Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 (ред. от 06.06.2015) «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – №47. – С. 6117.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (ред. от 29.10.2014) «О государственном жилищном надзоре» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – №25. – С. 3156.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1505-р г. Методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности. // Справочная правовая система КонсультантПлюс
- Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. – М.: Омега-Л, 2015. - 352 с.
- Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И. Система государственного управления. – М.: ГУУ, 2016. - 385 с.
- Балацкий Е.В. Элементы экономики государственного сектора. – М.: Капитал страны, 2016. - 411 с.
- Банин П.Р. Управление государственной собственностью в России // Государственное и муниципальное управление. - 2018. - №4. - С. 12-15.
- Блам Ю.Ш. Аспекты приватизации и управления государственной собственностью // Экономика и право. – 2018. – № 2. – С.4-8.
- Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление. - М.: Юрайт, 2017. - 494 c.
- Владимирова А.Ф. Взаимодействие федеральной и региональной политики в сфере регулирования государственной собственности в условиях перехода к рыночным отношениям в России.Автореф. дисс. …канд. полит. наук. Казань, 2014. - 85 с.
- Григорьев В.В. Управление государственной и муниципальной недвижимостью. - М.: Дело. - 2016. - 296 с.
- Дейнега В.Г. Учет масштабов государственного сектора экономики // Вестник ЧелГУ. Экономика. – 2018. – № 21. – С. 21-30.
- Долгова Г.Н. Российская приватизация как политический процесс. Автореф. дисс. …докт. полит. наук. Саратов, 2015. - 154 с.
- Дойников, И. В. Управление государственной собственностью : учебное пособие / И. В. Дойников. - М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2015. – 183 с.
- Еремин Г.Е. Современные проблемы управления государственной и муниципальной собственностью : монография / Г.Е. Еремин. – Юстиц-Информ, 2017. –506 с.
- Еремин С.Г. Об экономической основе государственной и частной собственности // Экономика и предпринимательство, № 4 (ч. 1) 2018.-С.56-57.
- Зеркин Д.П. Роль государственной собственности в развитии Российской Федерации // Экономикс. - 2018. - №7. - С. 51-56.
- Игнатова Т.В., Мартыненко Т.В. Целеориентированное управление государственной собственностью в Российской Федерации // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2017. – №1. - С. 32-36.
- Красавцева Н. Управление государственной собственностью // Жилищное право. - 2018. - №7. - С. 75 - 85.
- Кузнецов В.И. Правовое регулирование института государственной собственности. - М.: Право и наука, 2017. - 369 с.
- Клебанов А. И. Особенности управления приватизацией в механизме реализации имущественной политики государства // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2018. - №4. - С. 29-32.
- Кононкова Н.П.К вопросу о государственном секторе экономики // Вестник МГУ. – 2018. – № 2. – С. 38-39.
- Ломаный А.В. Управление государством и государственными предприятиями. – СПб.: Нева, 2016. - 412 с.
- Мартыненко Т.В. Государственная собственность в современной России: проблемы в управлении и тенденции развития. Монография. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЮРИФ РАНХиГС, 2016. - 211 с.
- Миничкина В.П. Совершенствование системы управления государственной и муниципальной собственностью в регионе / В. П. Миничкина // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2014. - №42. – С. 22-28.
- Панин В.А. Органы управления государственной собственностью в Российской Федерации // Право и закон. - 2018. - № 5. - С. 32-37.
- Программа приватизации в Российской Федерации. Планы и задачи приватизации в 2017-2018 гг.: URL: http://rosim.ru/documents/84759
- Прокофьев С.Е., Управление государственной и муниципальной собственностью: право, экономика, недвижимость и природопользование: Монография / Под ред. Прокофьева С.Е., Паниной О.В., Еремина С.Г. - М. Юстицинформ, 2017. - 421с.
- Саратова П.З. Проблемы и перспективы приватизации в России // Экономист. - 2018. - №11. - С. 41-44.
- Черкасов Г.И. Общая теория собственности. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 457 с..
- Щенникова Л. В. Субъекты и объекты управления государственной собственностью // Экономика и право. - 2018. - №9. - С. 31-34.
- Шишкин А.А. К вопросу о приватизации // Государственное и муниципальное управление. - 2018. - №10. - С. 56-61.
- Сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом URL: http://www.rosim.ru
- Министерство экономического развития Российской Федерации URL: http://http://economy.gov.ru
- Официальный сайт Правительства Российской Федерации URL: http://www.government. gov.ru/
- Федеральное казначейство (федеральная служба) URL: http://www. roskazna.ru
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: www.gks.ru
- Межведомственный портал по управлению государственной собственностьюURL: https://mvpt.rosim.ru/sitepages/enter.aspx
- РосреестрURL: https://rosreestr.ru
Приложение 1
Принципы управления государственной собственностью
Принцип |
Сущность принципа |
Целеполагание |
Подразумевает выработку и реализацию системы целей управления государственной собственности на всех уровнях. Цели эти должны быть коррелирующими, непротиворечивыми. |
Научность |
Управленческий процесс максимально эффективен в том случае, если детерминирован научным базисом, не противоречит экономическим законам. |
Комплексность и системность |
Управление государственной собственностью должно быть сбалансировано во времени и пространстве, подчиняться некоторой общей генеральной линии, стратегии. |
Оптимальность системы «права – полномочия – ответственность» |
Субъекты управления государственной собственностью – на всех уровнях их локализации – должны нести адекватную ответственность за результаты ее функционирования. |
Четкое разграничение круга полномочий |
Властный механизм на федеральном, региональном и местном уровнях может использовать его для полноценного и своевременного достижения сформированного для них круга задач, директивных и индикативных показателей. |
Совершенствование и оптимизация |
Непреходящую значимость имеет постоянное и последовательное совершенствование системы управления, оптимизация соотношения «затраты – эффективность», что, в первую очередь, может быть реализовано посредством привлечения в управленческий аппарат наиболее эффективных и профессиональных кадров. |
Составлено автором по [9, с. 62]
Приложение 2
Субъекты приватизации и управления государственным имуществом и их функции
Субъект управления |
Основные функции |
Правительство Российской Федерации |
- обеспечивается единство социально-экономического пространства и свобода хозяйственной деятельности; - вырабатывается инвестиционная политика и предпринимаются меры по ее реализации; - прогнозируется социально-экономическое развитие, составляются программы для расширения приоритетных отраслей народного хозяйства; - разрабатывается и реализуется госполитика в области международного, финансового взаимодействия; - обеспечивается управление федеральной собственностью; - принимаются меры для защиты интересов российского производителя; - формируется мобилизационный экономический план, обеспечивается функционирование оборонных отраслей. |
Минэкономразвития |
- разработку предложений о развитии госсектора экономики совместно с другими исполнительными структурами, анализ и прогнозирование развития; - составление планов реформирования госпредприятий, общее методическое руководство и координация деятельности других институтов власти в данной сфере; - участие в формировании приватизационной политики и управления госимуществом; - контроль деятельности естественных монополий, разработка прогнозов по объемам производства. |
Счетная палата |
В качестве одной из ключевых задач структуры выступает определение целесообразности и эффективности расходования бюджетных средств и использования госимущества. |
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество) |
- обеспечивает управление федеральной государственной собственностью, осуществляет анализ процессов, связанных с его приватизацией и распоряжением им. В этих целях выполняются социологические, маркетинговые, научно-технические и другие исследования. На основе полученных результатов разрабатываются предложения по совершенствованию экономических методов и механизмов реформирования имущественных и земельных отношений; - рассматривает вопросы, касающиеся оптимизации числа акций АО, находящихся в госсобственности. При реализации этой задачи обеспечивается проведение государственной политики и сохранение механизмов регулирования в соответствующих экономических отраслях; - анализирует показатели результативности работы унитарных госпредприятий по секторам народного хозяйства для оптимизации их количества и повышения конкурентоспособности; - обобщает имеющиеся предложения, касающиеся вопросов совершенствования процессов распоряжения и управления собственностью; - разрабатывает при участии заинтересованных исполнительных структур программы проведения земельной реформы; - составляет проекты законов и прочих нормативных актов, касающихся вопросов учета, распоряжения, владения, приватизации и контроля использования госимущества; - подготавливает предложения Правительству по разграничению государственной собственности. Данная работа проводится совместно с региональными и местными властями. |
Приложение 3
Динамика оборота организаций по видам экономической деятельности (в действовавших ценах, млрд. руб.)
Показатель |
2009 |
2011 |
2013 |
2015 |
2017 |
2018 |
Оборот организаций– всего |
81196,1 |
99978,4 |
111582,0 |
114625,7 |
129195,0 |
141547,3 |
в том числе по видам экономической деятельности: |
||||||
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
1150,3 |
1332,6 |
1495,6 |
1572,6 |
1891,7 |
2345,3 |
рыболовство, рыбоводство |
108,3 |
128,7 |
136,0 |
137,9 |
170,1 |
269,9 |
добыча полезных ископаемых |
6248,7 |
8267,0 |
8906,1 |
9176,5 |
9777,3 |
11339,1 |
из нее: |
||||||
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
5424,9 |
7169,8 |
7723,1 |
8036,6 |
8605,9 |
9991,3 |
добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
823,8 |
1097,2 |
1183,0 |
1139,9 |
1171,5 |
1347,7 |
обрабатывающие производства |
18761,4 |
23940,0 |
26308,3 |
29520,1 |
32019,6 |
34687,2 |
из них: |
||||||
производство пищевых продуктов, включая напитки, |
3094,0 |
3578,7 |
3990,8 |
4216,7 |
4675,6 |
5526,3 |
текстильное и швейное производство |
198,8 |
240,5 |
256,9 |
298,0 |
286,5 |
317,2 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
43,7 |
51,4 |
49,8 |
51,6 |
47,3 |
53,9 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
226,4 |
281,8 |
308,6 |
328,0 |
378,1 |
435,4 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
575,8 |
724,8 |
827,7 |
893,8 |
960,5 |
1116,2 |
производство кокса и нефтепродуктов |
4036,4 |
5607,9 |
6260,6 |
8648,9 |
9564,1 |
9287,0 |
химическое производство |
1361,2 |
1778,8 |
1890,9 |
2010,2 |
2079,3 |
2649,9 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
494,4 |
647,9 |
704,3 |
684,1 |
685,7 |
800,8 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
821,0 |
1049,2 |
1182,1 |
1246,7 |
1283,6 |
1240,6 |
металлургическое производство и производство готовых |
3352,9 |
4079,7 |
4047,1 |
3965,0 |
4582,1 |
5337,7 |
в том числе металлургическое производство |
2806,1 |
3360,6 |
3272,1 |
3198,1 |
3742,7 |
4405,5 |
производство машин и оборудования |
1021,3 |
1260,6 |
1420,7 |
1425,0 |
1487,3 |
1509,0 |
производство электрооборудования, электронного и |
982,5 |
1192,5 |
1329,2 |
1315,4 |
1516,4 |
1733,7 |
производство транспортных средств и оборудования |
1710,9 |
2379,6 |
2839,6 |
3168,4 |
3037,1 |
2949,4 |
в том числе: |
||||||
производство автомобилей, прицепов и полуприцепов |
947,2 |
1445,0 |
1717,5 |
1798,6 |
1685,4 |
1493,7 |
производство судов, летательных и космических |
763,7 |
934,6 |
1122,0 |
1369,8 |
1351,7 |
1455,7 |
производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
5483,7 |
6424,1 |
6627,4 |
7187,2 |
7648,0 |
8014,8 |
строительство |
3652,1 |
4225,5 |
4660,2 |
4876,5 |
4929,0 |
4723,5 |
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
33359,8 |
41221,6 |
47044,5 |
43872,4 |
51923,4 |
56362,4 |
из них: |
||||||
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, |
3173,6 |
4629,5 |
5246,8 |
5779,4 |
6781,3 |
6172,0 |
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами |
23848,6 |
29099,3 |
33928,3 |
29556,7 |
35206,8 |
39264,0 |
розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования |
6337,6 |
7492,8 |
7869,3 |
8536,2 |
9935,3 |
10926,4 |
гостиницы и рестораны |
434,3 |
523,9 |
684,6 |
849,8 |
873,6 |
925,8 |
транспорт и связь |
6628,2 |
7637,7 |
8771,2 |
9388,3 |
10006,9 |
10965,2 |
из них связь |
1521,8 |
1603,8 |
1757,4 |
1831,4 |
1859,3 |
1893,7 |
финансовая деятельность |
3,0 |
8,3 |
9,6 |
10,0 |
10,7 |
5,8 |
операции с недвижимым имуществом, аренда |
4214,4 |
4959,0 |
5506,2 |
6264,8 |
7246,0 |
8687,5 |
из них: |
||||||
управление эксплуатацией жилого фонда2) |
276,9 |
296,6 |
307,1 |
373,6 |
320,1 |
321,7 |
научные исследования и разработки |
894,3 |
1037,3 |
1119,3 |
1380,4 |
1475,3 |
1584,6 |
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование |
83,1 |
91,6 |
91,2 |
100,1 |
117,5 |
131,8 |
образование |
271,1 |
310,2 |
344,2 |
354,3 |
387,9 |
430,6 |
здравоохранение и предоставление социальных услуг |
311,5 |
367,1 |
437,1 |
685,3 |
1508,0 |
1920,1 |
предоставление прочих коммунальных, социальных |
486,0 |
541,2 |
558,0 |
630,0 |
685,4 |
738,3 |
Приложение 4
Число предприятий и организаций государственной формы собственности на 10000 человек населения на 01.01.2019г.
Приложение 5
Проблемы и особенности приватизации и управления имуществом регионов
Сфера |
Проблемы и особенности |
Система управления |
отсутствие долгосрочных сформулированных целей и политики регионов по участию государственного сектора в различных сферах экономики |
недостаточность нормативного разграничения полномочий и ответственности департамента государственной собственности регионов и органов исполнительной власти отраслевой компетенции |
|
формальность работы института совета директоров |
|
непрозрачность принимаемых решений и финансово-экономической обоснованности принимаемых решений по увеличению уставных фондов, уставных капиталов государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ |
|
отсутствие унифицированных подходов к системе оплаты труда руководителей хозяйственных обществ со 100% долей участия области, недостаточность нормативного регулирования оплаты труда управленческого персонала государственных организаций |
|
Эффективность управления |
низкий контроль за эффективностью деятельности государственных предприятий и хозяйственных обществ |
отсутствие системы финансового воздействия на органы исполнительной власти отраслевой компетенции к достижению высоких результатов деятельности предприятий, находящихся в ведомственной подчиненности |
|
отсутствие кадрового резерва профессиональных менеджеров в сфере управления деятельностью предприятий |
|
недостаточный уровень подготовки управленческих кадров предприятий, представителей области в хозяйственных обществах в сфере стратегического и бизнес-планирования |
|
отсутствие контроля за достижением заявленных целей и результатов участия области в акционерных обществах |
|
отсутствие механизмов и методик оценки эффективности управления как на уровне организаций, так и на уровне органов исполнительной власти области |
|
отсутствие методологии и мониторинга оценки достаточности имущества для обеспечения выполнения государственных функций |
|
отсутствие нормативно закреплённого механизма актуализации существующей территориально распределенной информационной системы за счёт сведений, содержащихся в ведомственных информационных ресурсах |
|
Администрирование управления |
наличие в собственности области «малых» пакетов акций хозяйственных обществ, не позволяющих оказывать влияние на деятельность предприятий. При этом затраты на продажу подобных пакетов превышают ожидаемые доходы от продажи |
недостаточная открытость и публичность информации, что вызывает неоднократные обращения потенциальных потребителей услуг в орган по управлению имуществом регионов |
|
излишние трудозатраты, связанные с необходимостью разработки, согласования и утверждения двух практически идентичных программных документов: программы управления государственным имуществом регионов и государственной программы управления государственным имуществом регионов, имеющих отличия лишь в учете расходов на содержание органа по управлению имуществом регионов |