Файл: Управление организационными изменениями и инновациями (Понятие и виды организационных изменений и инноваций).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ
1.1. Теория организационного развития: ключевые концепции
1.2. Понятие и виды организационных изменений и инноваций
1.3. Причины внедрения организационных изменений и инноваций
1.4. Цели и предпосылки внедрения организационных изменений и инноваций
1.5. Модели внедрения изменений
1.6.Проблема сопротивления изменениям
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ТСН "ВИКТОРИЯ"
ВВЕДЕНИЕ
Адаптация в условиях динамично меняющейся внешней среды является залогом выживания и поддержания достаточного уровня конкурентоспособности организации. Адаптация происходит путем внедрения организационных изменений и инноваций как в технологические процессы, так и в процессы управления персоналом.
Неизбежность изменений и ускорение темпов перемен сегодня признают все менеджеры. Гарри Вилсон[1] заявляет: «Теперь в России развивается экономика, ориентированная на потребительский спрос. А потребитель – что в развитых странах, что в России – меняется очень быстро. И ты должен меняться столь же быстро, или твой бизнес умрет»
Повышение экономической роли инноваций является одним из ключевых факторов, обуславливающих кардинальные структурные сдвиги в экономике развитых и промышленно развивающихся стран, что напрямую влияет на стратегию бизнеса.
Целью курсовой работы является рассмотрение причин, предпосылок и процессов внедрения организационных изменений и инноваций.
Прикладная значимость работы - формирование целостной картины процесса внедрения изменений и оценка эффективности самих инноваций и способа их внедрения.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в настоящее время без активного внедрения инноваций невозможно поддерживать нужный уровень конкурентоспособности, сокращая затраты и получая высокую прибыль, и шагать в ногу со временем.
Представленная работа состоит из двух глав, введения и заключения. Первая глава включает теоретический материал, касающийся основных вопросов организационных изменений. Здесь раскрыты понятия, рассмотрены предпосылки и факторы организационных изменений, представлены различные модели управления организационными изменениями, изучены проблемы сопротивления организационным изменениям. Во второй главе рассмотрен процесс внедрения изменений и проведен сопутствующий анализ качества внедрения и конечного результата на примере конкретной организации. В заключении формулируются выводы. Задачи, решаемые в процессе написания работы:
• формирование понятийного аппарата;
• определение основных методов внедрения изменений;
При написании работы использовалась экономическая литература отечественных и зарубежных авторов, а также учебные пособия, электронные курсы и статьи в интернет-ресурсах.
1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ
1.1. Теория организационного развития: ключевые концепции
Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, нормативны требования и неформальные инициативы, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация, которые уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы, или перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям.
Для поддержания конкурентоспособности организациям необходимо проводить в жизнь перемены всё чаще при все более неопределенных условиях. Неожиданные явления, непрогнозируемые факторы возникают весьма быстро, политическая обстановка меняется всё чаще, и организации должны оперативно реагировать на все изменения, чтобы удержаться наплаву.
В современном менеджменте деятельность по совершенствованию организации принято называть организационным развитием[2].
На данный момент теория организационного развития насчитывает пять основных концепций, показанных на рисунке[3]:
• NTL обучающая лаборатория;
• Исследования обратной связи ;
• Менеджмент участия;
• Качество рабочей жизни ;
• Стратегические изменения.
1. Концепция Национальной обучающей лаборатории (NTL[4]) и развития обучающих групп (групп подготовки), известных также как Т-группы. В данном направлении развития теории организационного развития были созданы обучающие лаборатории ( Т-группы), имеющие формальную структуру группы. В рамках данных групп участники изучают свое собственное взаимодействие, межличностные отношения, карьерный рост, проблемы лидерства, групповой динамики. Наибольший вклад в развитие данной концепции внес социолог Курт Левин[5] с коллегами, летом 1946г. создав первые Т-группы, состоящие из представителей высшего менеджмента, в рамках исследования проблем обучения группы лидеров в организации.
2. Исследование обратной связи - классическая работа, являющаяся результатом исследований социологов, заинтересованных управлением изменениями. Заметный вклад в формирование концепции привнесли исследования Курта Левин и его студентов, Джона Колльера и Вильяма Вайта, изучавших воздействие на организацию, взаимодействие и обратное взаимодействие, а также классические исследования проблемы преодоления сопротивления изменениям Лестера Коча и Джона Френча[6] и докторская диссертация Ренсиса Лайкерта на тему "Техника исследования отношений" .
3. Менеджмент участия или Теория участия в управлении -работа Ренсиса Лайкерта[7], рассматривающая проблему организационного проектирования и совершенствования структуры. В данной работе рассматриваются четыре стиля управления:
• Авторитарна система - эксплуатирующая авторитарная система, реализующая линейную систему подчинения, где мотивация базируется на наказания за проступки и случайности вознаграждений, коммуникации линейны, принятие решений и контроль осуществляет высший менеджмент. Данная система дает посредственный уровень выполнения работы.
• Доброжелательная система - аналогична авторитарной за исключением того, что работникам разрешено принимать участие в управлении и принятии решений в незначительных рамках, определенных высшим менеджментом.
• Консультативная система - масштаб участия работников в управлении выше, чем в доброжелательных системах, но за высшим менеджментов остается исключительное право решения финансовых вопросов. Хороший уровень производительности и удовлетворенности работой.
• Система непосредственного участия в управлении - прямо противоположна авторитарной системе, ориентируется на групповые методы принятия решений, способствует высокой степени участия членов организации в управлении, а именно: рабочие группы занимаются постановкой целей, принятием решений, улучшением методов работы и оценки результатов, коммуникации осуществляются вертикально и горизонтально. Использование данной системы позволяет достигать наиболее высокой производительности и удовлетворенности рабочим процессом.
4. Теория производительности и качества рабочей жизни (QWL[8]) основанная на исследованиях Эрика Листера и его коллеги, нацелена на улучшение взаимодействия технологий и человеческого фактора. Программы улучшения качества рабочей жизни включает в себя совместное участие профсоюзов и менеджмента в разработке рабочих заданий , оценке рабочих позиций, что дает работникам определенный уровень свободы действий, возможность выбора путей решения проблемы, получение обратной связи о результатах работы. Отличительной чертой таких программ стало появление самостоятельных рабочих групп как формы проектирования рабочих позиций.
5. Стратегические изменения - концепция организационного развития и влияния изменений на текущую деятельность, в которой рассматриваются стратегические изменения и преобразования в организации. Данная концепция - современное веяние в эволюции теории организационного развития. Стратегические изменения предполагают выравнивание требований окружающей среды, существующей стратегии и процесса организационного проектирования. Необходимость стратегических изменений обычно вызвана появлением угроз для существования организации: например, изменения требования потребителя, технологическими улучшениями, изменением в правовой сфере и пр.. Концепция стратегических изменений значительно повлияла на практику организационного развития: например, реализация изменений требует от участников процесса знания не только основ реализации изменений, взаимодействия и обратной связи, но и знания конкурентных стратегий, финансов, маркетинга
1.2. Понятие и виды организационных изменений и инноваций
Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования. Управление инновационной деятельностью может быть успешным при условии длительного изучения инноваций, их полезности для бизнеса. Результатом инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или технологического процесса, используемого на практике, является инновация[9]. Конечным же результатом инновации является коммерческий успех.
Инновация возникает в результате использования результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производственной деятельности, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования, в других сферах деятельности общества. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, их выбор зависит от конкретных целей измерения или анализа.
Важно уметь отличать инноваций от небольших изменений с низкой степенью влияния на структуру, свойства и стоимость конечного продукта деятельности:
• несущественные видоизменения (например, изменение цвета, дизайна);
• незначительные технические или внешние изменения, не оказывающие весомого влияния на процесс создания продукта или его параметры, свойства и стоимость;
• расширение номенклатуры организации, пополнение ассортимента уже известными продуктами/услугами с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.
По степени изменений инновации бывают радикальными и инкрементальными[10]
Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам и с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
Виды инноваций:
• технологические — деятельность предприятия, связанная с разработкой и внедрением: технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг.
• социальные — новые идеи, технологии, стратегии, направленные на решение социально-значимых задач; социальные инновации в организации направлены на решение проблем и задач следующих сфер:
◘ персонал;
◘ условия труда;
◘ организационная культура;
◘ социальная инфраструктура;
• организационные — это совершенствование системы менеджмента, реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей; данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и транзакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок; организация не обязательно должна быть создавшей или первой внедрившей эти инновации; примеры организационных инноваций: в ведении бизнеса — рационализация производства, управление и улучшение цепочек поставок, системы управления обучением персонала;
◘ в организации рабочих мест — новые методы распределения ответственности и полномочий среди сотрудников по выполнению работы в рамках отдельных видов деятельности организации и между видами деятельности/подразделениями, новых концепций структурирования деятельности, интеграция различных направлений деятельности;
◘ во внешних связях организации — аутсорсинг,[11]новые формы сотрудничества с заказчиками или научными организациями, новые методы интеграции с поставщиками, субконтрактные отношения[12] в области производства, обеспечения, распределения, решения кадровых и вспомогательных вопросов;
◘ маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий; маркетинговые инновации направлены на открытие новых рынков сбыта, удовлетворение потребности целевой аудитории, расширение номенклатуры реализуемой продукции/услуг с целью повышение продаж и увеличения прибыли.
Инновация считается осуществленной в том случае, если она внедрена на рынке или в производственному процессе. Таким образом, технологические инновации делятся на два типа: