Файл: Условия выбора метода адекватного управленческой проблеме (на примере ОАО «НЛМК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На Рисунке 2.10 представлена организационная структура ОАО «НЛМК».

Генеральный директор

Бухгалтерская служба

Склад оптовых продаж

Отдел продаж

Отдел планирования

Цех производства

Главный инженер

Отдел развития

Сотрудники

Рисунок 2.10 - Организационная структура ОАО «НЛМК»

Основными достоинствами выбранной линейно-функциональной организационной структуры это высокая степень контролируемости и гибкости, которая отвечает текущим задачам развития предприятия с небольшой штатной численностью.

Основным недостатком выбранной организационной структуры является невысокий уровень самостоятельности структурных подразделений, который снижает возможности ее адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. Однако, данный недостаток нивелируется демократическим стилем управления, осуществляемого руководством, при котором мнения подчиненных учитываются при выработке управленческих решений. Для этого ежедневно в начале рабочего дня проводятся совещания, на которых руководитель ставит задачи перед подчиненными, связанными с текущей деятельностью агентства, выслушивает их мнения о возможном пути их решения. Ежемесячно на предприятии проводятся собрания трудового коллектива, на которых оценивается работа за прошедший месяц и планируется деятельность на следующий месяц.

Таким образом, выбранная структура позволяет осуществлять руководство, используя максимально преимущества размера предприятия, квалификационные навыки, знания и опыт сотрудников.

Текущее руководство деятельностью общества осуществляет директор. Бухгалтерский и налоговый учет ведется бухгалтером, который является по совместительству и директором. Право подписи первичных документов принадлежит генеральному директору общества - главному бухгалтеру.

НЛМК – вертикально-интегрированная металлургическая компания со сбалансированной цепочкой создания стоимости, обеспечивающей контроль над всеми этапами производственного процесса, от добычи сырья до продажи конечным потребителям готовой высокотехнологичной продукции.

2.3 Специфика принятия решений в различных структурах в системы менеджмента в ОАО «НЛМК»


Руководство ОАО «НЛМК» нацелено на формирование эффективной системы управления и принятия управленческих решений для целей роста прибыли и повышения результативности деятельности, её качества. Организационная структура управления характеризуется:

  • составом и соотношением функций управления;
  • количеством и составом отделов;
  • численностью и соотношением работников;
  • объёмом выполненных работ и т.д.

Цели ОАО «НЛМК»

Функции управления

Организационная структура управления

Кадры управления

Технические средства

управления

Методы организации управления

Информация

Технология управления

Решения

Рисунок 2.14 - Система управления ОАО «НЛМК»

Кадровое обеспечение в ОАО «НЛМК» характеризуется:

  • численностью управленческих кадров;
  • функциями;
  • возрастным составом кадров;
  • гендерным составом кадров;
  • уровнем текучести кадров и проч.

Техническое обеспечение управления характеризуется количеством и видами технических средств, их технико-эксплуатационными характеристиками и стоимостью, уровнем использования технических средств, удельным весом прогрессивных видов оргтехники и ЭВМ.

Информационное обеспечение характеризуется уровнем информатизации и автоматизации процессов.

Методическое обеспечение характеризуется:

  • уровнем обеспеченности системы управления регламентирующей и методической документацией;
  • состоянием работы по подбору, расстановке и аттестации кадров;
  • степенью внедрения стандартов всех категорий;
  • системой мотивации и стимулирования труда и т.д.

Технология процесса управления характеризуется составом и последовательностью выполнения процессов управления, структурой и длительностью управленческого цикла, количеством и особенностями выполняемых операций.

В рамках сформированной системы управления ОАО «НЛМК» немаловажна роль блока «Управленческих решений».

Управленческие решения определяют перспективные направления развития, позволяющие ОАО «НЛМК» получить прибыль в объёме, достаточном для эффективного функционирования.

Рассматривая систему управления персоналом, остановимся на основных её составляющих.

Среди основных недостатков разделения труда в ОАО «НЛМК» можно отметить монотонность и узко-специализированность труда. Здесь работник «привязан» к ограниченному роду (направлению) деятельности.


В ОАО «НЛМК» сформирована эффективная система принятия управленческих решений. В ОАО «НЛМК» применяют следующие методы принятия решений, направленных на достижение намеченных целей:

1) метод, основанный на интуиции управляющего, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности, что помогает выбрать и принять правильное решение;

2) метод, основанный на понятии «здравого смысла», когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;

3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств и, прежде всего, электронно-вычислительной техники.

В ОАО «НЛМК» принятие управленческих решений предполагает использование следующих факторов: иерархии; целевых межфункциональных групп; формальных правил и процедур; планов; горизонтальных связей.

1) Использование иерархии в принятии решений осуществляется большинством фирм с целью координации деятельности и усиления централизации в управлении.

В ОАО «НЛМК» менеджеры делегируют свои полномочия в принятии решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации, и который непосредственно участвует в реализации конкретного решения. Менеджеры ОАО «НЛМК» при принятии решений предпочитают не вступать в прямые контакты с подчиненными, находящимися более, чем на один иерархический уровень, ниже, чтобы не нарушать принцип звенности в управлении.

2) Использование целевых межфункциональных групп в принятии решений в ОАО «НЛМК» довольно широко распространено. Такие целевые группы создаются обычно на временной основе. Их члены отбираются из различных подразделений и уровней управления. Целью создания таких групп является использование специальных знаний и опыта членов группы для принятия конкретных и сложных решений.

3) Использование формальных правил и процедур в принятии решений - это эффективный путь координации действий для ОАО «НЛМК». Однако инструкции и правила придают жесткость системе управления, что замедляет инновационные процессы и затрудняет внесение поправок в планы в связи с меняющимися обстоятельствами.

4) Использование планов в принятии решений нацелено па координацию деятельности ОАО «НЛМК» в целом. Планирование является тем важным видом управленческой деятельности, на который руководители тратят значительную часть своего времени. В ходе составления планов осуществляется процесс сочетания интересов и целей между различными уровнями управления ОАО «НЛМК». Системы контроля и бухгалтерского учёта приспособлены в ОАО «НЛМК» к решению управленческих задач, и на их основе ведется разработка планов. Менеджеры постоянно следят за выполнением плановых показателей и имеют возможность их корректировать при соответствующем обосновании такой необходимости перед высшим руководителями фирмы или руководителями производственных отделений.


2.4 Оценка эффективности системы менеджмента в ОАО «НЛМК»

Оценить эффективность менеджмента представлено возможным за счет анализа показателей, характеризующих систему менеджмента (управления).

Показатели, необходимые для анализа элементов, характеризующих систему управления в 2014 году на основе внутренней документации ОАО «НЛМК» представлены в Таблице 9.

Таблица 2.9 - Показатели, необходимые для анализа элементов, характеризующих систему управления в 2014 году (на основе внутренней документации ОАО «НЛМК»)

Показатели

Ед. изм.

План

Факт

1

2

3

4

Элементы, характеризующие систему управления

Функции управления

Коэффициент закрепления функций

0,5

0,5

Уровень централизации функций управления

коэффициент

0,7

0,8

Коэффициент дублирования функций

0,1

0,02

Коэффициент параллельности управленческих функций

коэффициент

0,1

0,05

Организационная структура управления

Коэффициент обеспеченности управленческими кадрами предприятия в целом

коэффициент

1,0

1,0

Коэффициент пропорциональности организационной структуры

коэффициент

0,9

0,92

Удельный вес управленческого персонала в общем составе работающих

%

74

75

Кадровое обеспечение системы управления

Средний возраст управленческого персонала

Лет

34

36

Обеспечение управленческого персонала нормативно-справочной документацией

%

100

100

Обеспечение плановой документацией

%

100

100

Методическое обеспечение

Уровень обеспеченности системы управления регламентирующей и методической документацией

%

99

100

Уровень качества применяемых методов управления

%

100

94

Техническое обеспечение

Укомплектованность средствами технического обеспечения

%

74

82

Затраты на приобретение средств технического обеспечения

Млн. руб.

2,8

2,76

Уровень учёта и контроля исполнения управленческих решений

%

100

80

Технология процессов управления

Средняя трудоемкость выполнения процессов управления

Час.

760

790

Удельный вес процедур и операций творческого характера

%

50

57

Удельный вес процедур и операций рутинного характера

%

50

55

Удельный вес процедур и операций, выполняемых последовательно

%

55

57

Управленческие решения

Количество принимаемых решений

Шт.

500

550

Своевременность принятия решения

Коэфф.

0,9

0,85


В соответствии с Таблицей 9 важно отметить, что в 2014 году количество принятых по факту решений было выше установленного плана (по плану предположено 550 единиц решений, по факту – 550 единиц решений). Коэффициент своевременности принятия решения по факту несколько ниже планового значения. Указанная тенденция определена, по нашему мнению, тем, что в ОАО «НЛМК» не сформировано устоявшейся командной группы, которая бы отвечала за разработку и реализацию управленческих решений.

3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПРОЦЕССОВ РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОАО «НЛМК»

В ОАО «НЛМК» сформирована достаточно эффективная система принятия стратегических решений, ориентированная на обеспечение перспективного развития и роста конкурентных позиций компании на рынке черных и цветных металлов страны (Рисунок 3.1).

Возникновение ситуации, требующей решения на рынке

Формирование критериев стратегического решения

Выявление основной проблемы, требующей решения

Описание проблемной ситуации на рынке

Определение необходимых ресурсов для внедрения проекта по совершенствованию

Сбор и обработка информации о рынке, конкурентах

Выработка курса стратегических действий

Возможные последствия принятого стратегического решения

Стратегический план действий и дальнейший контроль за ходом реализации стратегического решения

Анализ плана => корректировка по необходимости => контроль

Рисунок 3.1 - Система принятия стратегических решений ОАО «НЛМК»

Основной принцип построения системы принятия и оценки управленческих решений, представленной на Рисунке 3.1, для ОАО «НЛМК» - принцип системности.

Принцип системности формирования, принятия и реализации управленческих решений ОАО «НЛМК» сформулирован на основе принципа системности, полученного в общей форме в виде совокупности следующих утверждений:

  • необходимость формирования команды специалистов;
  • для управления системной деятельностью по формированию, принятию и реализации управленческих решений необходима система-субъект управления деятельностью ОАО «НЛМК»;
  • объект «команда специалистов» и субъект «аппарат решений» необходимо представлять одной моделью общей системы.