Файл: Особенности налогового учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 280

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Книга учета доходов и расходов на УСН

1.1 Правила заполнения книги доходов и расходов

1.2 Отражение расходов в книге учета

1.3 Отражение не денежных доходов и расходов

1.4 Заполнение раздела IV Книги учета

1.5 Исправление ошибок в Книге учета

1.6 Закрытие Книги учета в конце года

1.7 Взаимосвязь показателей Книги учета и декларации по Упрощенной системе налогообложения

1.8 Предоставление Книги учета по требованию

2. Учет и отражение расходов на заработную плату

3. Учет и отражение основных средств

4. Учетная политика для целей налогообложения

5. Способы снижения налоговой нагрузки на УСН

6. Отчетность малых организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН

6.1 Отчетность в налоговые органы

6.2 Отчетность во внебюджетные фонды

6.3 Изменения в отчетности с 2017 года

Заключение

Список литературы

Приложение №1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Налоговую учетную политику вновь созданным организациям (предпринимателям) нужно утвердить не позднее окончания первого налогового периода после регистрации [абз. 4 п. 12 ст. 167 НК РФ]. То есть для компаний на УСН – в течение первого года работы. Чтобы учетная политика начала действовать с 1 января 2017 года, ее следует утвердить приказом руководителя, датированным не позднее 31 декабря 2016 года. Потому что способы ведения учета, избранные в учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом их утверждения. За отсутствие учетной политики налоговики могут оштрафовать во время проверки на 200 рублей. Штраф не большой, но при отсутствии учетной политики, могут возникнуть и более серьезные налоговые последствия. Так как документ нужен, чтобы выбрать способ ведения учета в ситуациях, когда возможны варианты. Например, НК РФ предусматривает несколько методов оценки купленного сырья и материалов. Организации надо определиться, какой она будет использовать, иначе не получиться достоверно вести учет. Кроме того, для некоторых ситуаций правила налогового учета не прописаны вовсе. Так, раздельный учет при совмещении видов деятельности нужно разработать самостоятельно. Иначе организация не сможет обосновать расчеты налоговым инспекторам. А значит, у них будет повод до начислить налоги пени и штраф.

Учетную политику организации ежегодно пересматривать и корректировать не требуется [п. 9 ПБУ 1/2008]. Поэтому, если в приказе использовалась формулировка «утвердить, начиная с 1 января 20__ года», такой документ можно применять последовательно из года в год. А если в приказе прописано «утвердить учетную политику на 2016 год», значит, на 2017 год нужен новый документ. Хотя его содержание может быть точно таким же. Но его придется утвердить заново, и датировать приказ надо 2016 годом. Потому что способы ведения учета, избранные в учетной политике, применяются с 1 января года, следующего за годом их утверждения. Поэтому удобнее использовать другие формулировки и не указывать срок окончания действия документа. Например, использовать формулировку «утвердить учетную политику, начиная с 1 января 20__ года». Тогда не придется переоформлять этот документ ежегодно.

Есть два варианта оформить изменения в учетную политику. Первый – разработать новый текст учетной политики:

  • прописать дату вступления изменений в силу, например, с 1 января 2017 года;
  • утвердить изменения приказом руководителя (предпринимателя), не позднее даты, с которой будет применяться учетная политика [ст. 313 НК РФ].

Второй – издать приказ о внесении изменений указав в нем те пункты, в которые вносите поправки. Формулировка может быть такая: «Пункт … учетной политики для целей расчета налога при упрощенной системе налогообложения с 1 января 2017 года изложить в следующей редакции» - утвердить изменения нужно приказом руководителя не позднее 31 декабря 2016 года, чтобы начать ее применять уже с 1 января 2017 года. В общем случае нельзя менять учетную политику в середине года. Принципы учета определяют сразу на весь налоговый период – календарный год. Однако изменить учетную политику в середине года можно, если в законодательстве произошли изменения. Поправки вступят в силу в порядке, указанном в нормативном документе, который их вносит [абз. 2 п. 10 ПБУ 1/2008]. Внесение изменений нужно оформить приказом руководителя.

5. Способы снижения налоговой нагрузки на УСН

Один из способов – перечислять страховые взносы не раз в год, а ежеквартально. Это относится к индивидуальным предпринимателям, так они, независимо от того, есть у них работники или нет, должны перечислять за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размером. Так как отсутствие доходов не освобождает ИП от уплаты страховых взносов в фиксированном размере [ст. 14 и 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ]. Налог на УСН можно уменьшить только на сумму взносов, уплаченную в том же периоде, за который производится расчет налогов. Это же правило распространяется на дополнительный платеж (1 % от доходов свыше 300 000 рублей). Следовательно, если разделить общую сумму страховых взносов к уплате на четыре и перечислить соответствующую часть в конце каждого квартала, то уменьшить налог к уплате получится ежеквартально. Индивидуальные предприниматели, которые не имеют наемных работников, уменьшить налог при УСН на страховые взносы в фиксированном размере могут без применения 50 % ограничения суммы налога. Если коммерсант начал производить выплаты работникам в течение налогового периода, то ограничение не применяется только при уменьшении налога за отчетные периоды, которые окончились до начала осуществления указанных выплат. Налог за последующие отчетные периоды и по итогам года можно будет уменьшить не более чем на 50 %.

Второй способ – не получать авансы в конце квартала. Согласно пункту 1 ст. 346.17 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, учитывают доходы кассовым методом. То есть учитывать доходы в налоговой базе следует, в частности, на дату, когда компании или ИП фактически получили деньги (на банковский счет или в кассу). Это значит, что в доходах компании должны отражать и все полученные в счет предстоящих отгрузок или выполненных работ (оказанных услуг) авансы независимо от того, когда будут исполнены обязательства по договору. Проблем у организации не возникнет, если аванс и отгрузка (выполнение работ, оказание услуг) были в одном и том же квартале. Ведь при упрощенной системе налоговую базу следует определять по истечении каждого квартала. И соответственно по окончании каждого отчетного и налогового периода уплачивать налог при УСН (авансовые платежи) в бюджет. Так что если получены авансы, а потом товары отгружены или услуги (работы) выполнены, то в налоговой базе, вероятнее всего, будут и доходы, и расходы.


Совсем другая ситуация складывается, когда аванс поступил в конце квартала, а товар отгружен уже в следующем квартале. В этом случае организации придется учесть доходы в текущем квартале и соответственно уплатить с них налог. А расходы появятся лишь после реализации товаров и погашения задолженности перед поставщиком, то есть в следующем квартале [п. 2 ст. 346.17 НК РФ]. Следовательно, по окончании текущего квартала налог по УСН придется переплатить в бюджет. Самое простое решение – отложить аванс до начала следующего квартала. То есть не требовать от покупателей предоплата в конце отчетного или налогового периода.

Зачастую организации или ИП могут срочно понадобиться деньги на покупку новых товаров. И тогда не исключены ситуации, когда аванс поступил в конце квартал, а товар отгружен уже в следующем квартале. В этом случае сэкономить на налоге по УСН можно, заменив аванс задатком. Ведь, исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 251 НК РФ, сумму задатка в налоговую базу включать не нужно. Задаток является частью оплаты, и в доходы следует включать его лишь после завершения сделки, то есть на дату отгрузки товаров или выполнения работ (оказания услуг). Согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ задаток является одним из способов обеспечения обязательств. Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения [п. 1 ст. 380 ГК РФ]. Задаток можно внести только денежными средствами. Чтобы предоплату можно было признать задатком, необходимо, чтобы условие о задатке независимо от размера обязательно присутствовало в договоре либо было оформлено дополнительным соглашением. Контрагенту, не исполнившему свои обязательства, задаток не возвращается. Но если договор нарушен не по его вине, ему должны выплатить двойной задаток. Невозвращенный задаток включается во внереализационные доходы, учитываемы в налоговой базе.

На практике нередки ситуации, когда организации и ИП, применяющие УСН с объектом налогообложения доходы, приобретают крупную партию товаров, предназначенную для перепродажи, а затем сразу же ее реализуют. Торговая наценка небольшая. Однако в доходы необходимо включить всю полученную от покупателя сумму. Расходы же при данном объекте не учитываются. Аналогичная ситуация бывает и при заключении договора подряда, когда привлекается субподрядчик. Все поступления от заказчика нужно учитывать в доходах, в том числе и суммы, которые следует перечислять субподрядчику. Самый очевидный выход из этой ситуации – заключит посреднический договор (комиссии или агентский). В соответствии с условиями такого договора вы приобретаете для комитента (принципала) или продаете принадлежащие ему товары либо ищете подрядчиков, которые выполнят для комитента или принципала нужные работы или услуги. В любом случае в доходах будет только сумма посреднического вознаграждения. Ведь денежные средства, полученные посредником для исполнения поручения, на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ в доходы включать не нужно. Соответственно, лишних доходов учитывать не придется.


Немаловажно, чтобы у организации были документы подтверждающие расходы – акты выполненных работ, товарные накладные, счета-фактуры. Так как при применении упрощенной системы налогообложения включать в налоговую базу разрешается только те расходы, которые документально подтверждены [п. 1 ст. 252 НК РФ]. А счет на оплату расходы не подтверждает. Следовательно, если организация купили товары или получила услуги, но подтверждающих документов не получила, расходы нельзя учесть для целей налогообложения. Соответственно придется уплатить более высокую сумму налога. Если же учесть расходы, не смотря на отсутствие документов, есть риск понести дополнительные расходы. Так как при проверке налоговые инспекторы могут не признать расход, сославшись не невыполненное условие п. 1 ст. 252 НК РФ и начислить штраф за неуплату налога, предусмотренный статьей 122 НК РФ. Если проверяющим не удастся доказать умышленное занижение налоговой базы, сумма штрафа составит 20% недоплаты в бюджет. Также не стоит забывать, что любые отношения между предпринимателями и организациями должны оформляться договором. Поэтому в первую очередь следует заключить с контрагентом договор. Факт покупки товаров или материалов подтвердит накладная, при получении работ или услуг акт приемки – передачи выполненных работ (оказанных услуг), подписанный двумя сторонами.

6. Отчетность малых организаций и индивидуальных предпринимателей на УСН

6.1 Отчетность в налоговые органы

Декларацию по единому налогу организации на УСН должны представить не позднее 31 марта, а индивидуальные предприниматели – не позднее 30 апреля [п. 1 ст. 346.23 НК РФ]. За отчетные периоды (поквартально) экономические субъекты, применяющие Упрощенную систему налогообложения расчеты по УСН не подают, а отчитываются только по итогам года. Организации представляют налоговую декларацию в ИФНС по месту своего нахождения. Предприниматели – по месту жительства. Декларацию можно сдать тремя способами: лично (или через представителя), по почте, через телекоммуникационные каналы связи. Но обязанности отчитываться электронно по УСН нет. В конце 2015 года налоговики разработали новую форму.


Самое важное новшество предложенной налоговиками формы – в ней предусмотрен свой раздел для экономических субъектов, с объектом «доходы», в котором можно отражать уплаченный торговый сбор. Фирмы и бизнесмены, работающие на УСН с объектом налогообложения «доходы», ставят торговый сбор в вычет по налогу наравне со взносами и больничными пособиями. Соответственно для расчета суммы торгового сбора, на которую можно уменьшить единый налог, и предусмотрен новый раздел. Кроме того, теперь в новой декларации появилась возможность корректировать ставку налога при объекте «доходы». Это нововведение полезно для предпринимателей, подпадающих под налоговые каникулы, они единый налог при УСН не уплачивают, так как для них установлен тариф 0 %. Также из обновленного бланка исчезли коды объектов налогообложения УСН, поскольку они имеются в названии разделов декларации. Из новой формы декларации убрали место для печати, так как ставить печать в бланке необязательно, ведь организации и предприниматели могут работать без печати.

Всего в составе новой декларации шесть разделов. При этом, в Порядке заполнения декларации четко не сказано, нужно представлять только заполненные разделы или все имеющиеся. Лучше данный момент уточнить в налоговой инспекции по месту представления декларации. Декларацию можно заполнить на компьютере и распечатать на принтере. Если такой возможности нет, вписывают значения в бумажный вариант декларации ручкой с чернилами синего, фиолетового или черного цвета. В каждом поле декларации можно показать один показатель. Значения отражают в целых рублях (копейки убирают по правилам округления). Текстовые поля заполняют заглавными печатными символами, а печать знаков выполняют шрифтом Courier New высотой 16 – 18 пунктов. Если какой-то показатель отсутствует, ставят прочерк. Все значения необходимо вписывать, начиная с первой (левой) ячейки. Если ячеек больше, чем символов в показателе, то в оставшихся пустых ячейках с правой стороны поля (строки) проставляют прочерки. Каждую страницу нужно пронумеровать и указать на ней ИНН и КПП налогоплательщика. ИНН организации следует вписывать с первой (левой) ячейки, а в последних двух ячейках проставить прочерки.

Показатели, на основе которых заполняется декларация по упрощенному налогу, а также их соотношение с показателями налогового учета подробно описаны в п. 1.7 данного курсового проекта.

Организации и предприниматели, нанимающие сотрудников, должны по отношению к ним выполнять обязанности налоговых агентов. А именно: рассчитывать, удерживать из их выплат и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц. И, как следствие, отчитываться в налоговые органы по начислению и уплате НДФЛ – это формы 6-НДФЛ (приложение № 3) и 2-НДФЛ (приложение № 4).