Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1. Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства
2.3. Проблемы формирования и исполнения бюджета РФ
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Продолжение курса на адаптацию федерального бюджета к «новой реальности» последовательно ухудшает структуру расходов: растет доля расходов на социальную политику, обслуживание госдолга и межбюджетные трансферты. Но это произойдет за счет недофинансирования расходов, определяющих будущее страны, — капитальных вложений и инвестиций в человеческий капитал[33].
Во-первых, в 2017–2019 годах предполагается снижение уровня расходов на инфраструктуру в номинальном выражении к уровню 2016 года. В результате в 2019 году доля инфраструктурных расходов в ВВП снизится более чем на четверть по отношению к соответствующим значениям 2016 года.
Во-вторых, расходы федерального бюджета на образование составят в 2017 году 0,7% ВВП, в 2018 и 2019 годах — 0,6% ВВП. Однако, по нашим оценкам, для решения задач ближайшего будущего расходы федерального бюджета на образование в размере 0,8% ВВП являются необходимым минимумом.
Наконец, несмотря на запланированный номинальный рост расходов на здравоохранение за счет средств ФОМС и государственного бюджета, они по-прежнему значительно ниже, чем в развитых странах (в среднем на 2,5–3,0 п.п. ВВП), и не соответствуют реальному уровню экономического развития страны.
Очевидно, что обширный перечень «защищенных» расходов федерального бюджета не позволяет их оптимизировать без негативных политических и социальных последствий. И такой подход фактически отражает укоренившиеся перекосы и диспропорции в распределении средств. Поэтому правительству только и остается, что инерционно воспроизводить однотипную структуру расходов от одного бюджетного цикла к другому и пытаться балансировать бюджет за счет накопленных резервов и «незащищенных» статей[34].
Отчасти применяемый подход к составлению бюджета можно назвать «счетным», так как он получен путем сочетания целевых ориентиров по дефициту и ограничений в структуре расходов. Но при сегодняшних экономических и геополитических вызовах такой подход уже неуместен даже для однолетнего бюджета, не говоря уже о формировании трехлетки.
Более того, бюджетом долгосрочной стабилизации он также не является: выраженный крен в сторону выхода на беспрецедентные объемы заимствований на внутреннем рынке (более 1 трлн руб. ежегодно) для финансирования текущих нужд приводит к «проеданию» займов. Фискальный режим, как можно судить из проекта бюджетного прогноза до 2034 года, неустойчив, так как в долгосрочной перспективе предполагается наличие постоянного первичного дефицита. Фактически это означает неизбежное наращивание долговой нагрузки и откладывание вопроса бюджетной устойчивости на отдаленное (после 2034 года) будущее.
Получается, что формирование параметров федерального бюджета на основе такой логики лишь усиливает риски дальнейшего нарастания государственного долга. Это может привести к бюджетному кризису при значительной макроэкономической нестабильности.
Формулировка целевой ориентированности финансового регулирования выглядит расплывчатой.[35]
Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджет должен быть направлен на решение экономических и социальных задач государства. Но для этого необходимо более или менее точно их знать, определить наиболее актуальные проблемы, выделить соответствующие финансовые ресурсы на их решение и отразить все это в статьях бюджета на очередной финансовый год. Только лишь в этом случае возможно эффективное развитие экономики и повышение уровня благосостояния населения. В законодательно определенной процедуре бюджетного процесса эти требования четко не прописаны, а потому не всегда учитываются.
Другим серьезным недостатком составления бюджета России является то, что основной финансовый план государства базируется не на реальном положении дел в обществе, а на прогнозах, оценках, ожиданиях и других предположениях. Согласно п. 2 ст. 172 Бюджетного Кодекса, основаниями для составления проекта бюджета являются: бюджетное послание Президента РФ, прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики, бюджетный прогноз на долгосрочный период. В проекте не предусматриваются в необходимой мере развитие образования, физической культуры, медицинского обслуживания населения, строительство жилья, газификация населенных пунктов, решение социальных, инфраструктурных и иных вопросов. В бюджете России выявляется оторванность от реализации государственных функций обеспечения условий экономического роста и социального развития. К примеру, размер материнского капитала - 453 026 рублей, ежегодная денежная выплата почетным донорам России - 12 373 рубля остались прежними в сравнении с 2015 годом, однако это означает, что законодатель не учел экономические изменения, которые происходят и будут происходить в стране (уменьшение финансирования высших учебных заведений приведет к удорожанию получения высшего образования ребенком)[36].
Таким образом, существует достаточно много проблем, связанных с совершенствованием теоретических и практических положений бюджета как экономической, юридической и материальной категории, а также как эффективного финансового инструмента государства. Но одной из центральных среди них является разрыв и дистанцированность современной теоретической мысли о бюджете и реалий социальной жизни людей. Преодоление этого разрыва связано с изменением взглядов на бюджет преимущественно как на «денежный мешок» государственной власти, тратящей накопленные финансовые средства по своему усмотрению. «Необходимо теоретически и практически наполнить категорию бюджета качественно другим смыслом — это общественное достояние, используемое в интересах большинства проживающего в стране населения».[37]
Таким образом, приходится признать, что федеральный бюджет на 2017–2019 годы не только идет вразрез с требованиями бюджетной устойчивости, но и не способствует созданию условий для долгосрочного экономического роста.
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проблемы финансовой политики РФ
В современной финансовой политике РФ имеются следующие проблемы[38]:
- Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, в ущерб региональным и местным бюджетам. Недостаточность финансовых ресурсов в местных бюджетах вызывающая тенденции сепаратизма, нарушения налогового законодательства и недоплаты в федеральный бюджет, а принятие федеральными органами власти решений, не сопровождаемых дополнительными финансовыми ресурсами, приводит к неспособности их своевременного и качественного исполнения на местных уровнях.
- Занятие доминирующей роли регулирующих доходов, имеющих элементы субъективности при формировании, в структуре поступлений средств в региональных и местных бюджетах.
- Низкая доля закрепленных за территориями налоговых платежей. Эта доля должна составлять не менее 70% доходной части минимального бюджета субъекта Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с недостаточностью и закрепленных и регулирующих доходов — не менее 70% доходной части без учета дотаций и субвенций.
- Несбалансированность Пенсионного фонда РФ. Имеющийся дефицит средств фонда ведёт к усилению его зависимости от федерального бюджета.
- Не прекращающийся вывод значительных финансовых ресурсов за пределы страны, свидетельствующий о неустойчивости и неэффективности функционирования всей экономической и финансовой системы страны.
- Значительные расхождения факта и прогноза основных показателей финансовой политики.
- Низкий уровень сбора налогов, уменьшающий реальный ВВП, из-за массового сокрытия доходов и минимизации налогов налогоплательщиками.
- Исчерпание возможности дальнейшего снижения расходов федерального бюджета. Далее можно только оптимизировать структуру затратных статей.
В настоящее время в России формируется так называемый «порочный круг»[39], когда экономически активный человек (главная производительная сила) не имеет возможности для своего продуктивного расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей. «Порочный круг» заключается в следующей замкнутой цепочке, которая показывает неэффективность текущей финансовой политики РФ: падают доходы; падает спрос на продукцию; производство не развивается либо останавливается; нет инноваций, нет инвестиций; отсутствуют накопления; растут доля импорта, долги, неплатежи, процентные ставки, спекулятивные сделки; падает национальная валюта; снижается уровень жизни; падают доходы. Как следствие этого «порочного круга» растет зависимость РФ от иностранного капитала.
Перспективы развития в финансовой политике РФ
Для решения обозначенных проблем необходимо кардинально изменить финансовую систему России. Основными шагами в этой сфере должно стать принятие следующих мер:
- Жёсткий контроль над формированием задолженности государственных организаций, над эмиссией финансовых инструментов и над трансграничным движением капиталов.
- Расширение функций Центрального банка, связанных с контролем над коммерческими банками.
- Использование средств резервного фонда для целей финансирования долгосрочных инвестиционных проектов.
- Создание государственного инвестиционного банка для финансирования долгосрочных проектов в рамках государственных программ.
- Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования.
- Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета и устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен[40].
- Формирование и утверждение федерального бюджета на 3-летний период как основы перехода к долгосрочному (на период до 10 - 15 лет и более) финансовому планированию.
- Анализ эффективности всех расходов бюджета. Использование современных методов оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики.
- Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов. Расширение полномочий[41]
главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг.
- Укрепление доверия вкладчиков к банкам путём выстраивания долгосрочной политики сбережений и инвестиций, развития системы страхования вкладов и разрешения привлечения иностранными банками вкладов населения, при условии их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.
- Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, увеличения материального благосостояния граждан.
- Дальнейшее развитие налоговой системы, которая должна учитывать финансовое положение предприятий, а также соблюдать императивный характер финансовых отношений и обязательность налоговых платежей. Для обеспечения экономического роста единство налоговых ставок необходимо сочетать с дифференцированным режимом их использования. Компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции, должны быть предоставлены скидки. Упростить систему налогообложения малого бизнеса.[4]
В России идет работа над Национальной технологической инициативой (НТИ). НТИ включает комплекс проектов и программ, позволяющих включиться в формирование рынков будущего. Горизонт планирования НТИ - 2035 год, к работе подключены более 450 компаний, почти 870 экспертов, а также министерства и университеты, институты инновационного развития и исследовательские центры. По плану НТИ формируется как матрица, внутри которой растет новый бизнес, осваиваются новые ниши, все части системы взаимодействуют друг с другом, обмениваясь прорывными разработками, знаниями, сотрудниками[42].
Определяющее место в формировании и развитии НТИ - взаимодействие технологической и финансовой составляющих. Проведенное исследование позволяет выделить следующее[43]. Технологическая составляющая определяет развитие финансовой составляющей. И наоборот, финансовая составляющая оказывает влияние на развитие технологической составляющей. При этом технологическая составляющая является ведущей (в силу ряда причин) по отношению к финансовой составляющей. В целом эти две составляющие представляют собой базисную технологически-финансовую надстройку. Технологическая составляющая определяет вектор развития экономики. Можно утверждать, что правовые нормы, экономические отношения, важным звеном которых являются финансовые отношения, отстают от развития современных технологий. Сопряженность технологической и финансовой составляющей обязывает принятия правовых норм в финансовой сфере в кратчайшие сроки[44].