Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1. Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства
2.3. Проблемы формирования и исполнения бюджета РФ
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По способу решения экономических проблем выделяют три вида финансовой политики: политика экономического роста; политика стабилизации и политика ограничения деловой активности[11].
Политика экономического роста предусматривает систему финансовых мер, которые направленны на увеличение фактических объемов валового национального продукта и на повышение уровня занятости. Она включает в себя рост государственных расходов и снижение налогового бремени[12].
Политика стабилизации состоит в сбалансированности производственного цикла и представляет собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией в стране с целью достижения полной занятости, поддержания роста объема ВНП и низкого уровня инфляции.
Политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежать кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом[13].
Для реализации финансовой политики используется финансовый механизм, представляющий собой совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений, применяемых в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития государства. Это наиболее динамичная часть финансовой политики, так как она должна реагировать на все, в том числе и негативные, изменения в социально-экономической сфере государства.
Таким образом, РФ необходима финансовая политика и соответствующий ей финансовый механизм, которые позволят с наибольшей эффективностью обеспечить достижение стратегических и тактических целей, которые заявлены в долгосрочной программе социально-экономического развития страны[14].
Таким образом, финансовая политика представляет собой систему мероприятий, направленных на финансовое обеспечение деятельности организации и достижение организационных целей. Финансовая политика позволяет:
- определить ориентиры развития государства и приоритеты финансового обеспечения;
- обозначить возможные финансовые риски и предусмотреть мероприятия по их снижению;
- выявить резервы организационных ресурсов, повышать эффективность их использования;
- оптимально соотнести долгосрочные и краткосрочные планы государства;
- разработать и реализовать план мероприятий, позволяющих достигать финансовых целей в сложившихся условиях;
- проанализировать и подобрать оптимальные финансовые инструменты, обеспечивающие рост доходов (высоколиквидные активы, инвестиции, дополнительные направления коммерческой деятельности);
- обосновать изменения структуры капитала и активов государства, позволяющие достигать финансовых целей[15].
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1. Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства
Федеральный бюджет – это основополагающая казны любого государства, которая представляет собой систему взаимоотношений, основанных на императивных денежных средствах, являющихся неотъемлемой частью правительственных фондов. Национальное финансовое богатство в базу своего формирования принимает основные социально-экономические функции страны, из которых выделяются главные направления будущих доходов и расходов. [16]
В свою очередь, федеральный бюджет РФ выполняет важнейшие функции в жизнеобеспечении государственной системы:
- стимулирует социальную политику;
- регулирует экономические процессы внутри страны;
- принимает участие в перераспределении ВВП и национального дохода;
- контролирует поток денежных средств.
Как мы видим, задач у этого финансового инструмента более чем достаточно, поэтому правительство подходит основательно к его формированию и структуризации[17].
Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Введение в качестве обязательного документа исполнения бюджета кассового плана позволяет планировать как периоды кассовых разрывов, так и периоды наличия временно свободных средств бюджета и формировать оперативную информацию для принятия эффективных решений по управлению средствами бюджета.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы,
3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность,
5) жилищно-коммунальное хозяйство,
11) физическая культура и спорт,
12) средства массовой информации,
13) обслуживание государственного и муниципального долга,
14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.[18]
Часто составление бюджета пытаются переложить на отдел, сотрудники которого считают, что в данном вопросе они не до конца компетентны. Однако составление бюджета - это важный этап. Участие в нем позволяет получить большой объем информации, важной для всех отделов.
Бюджет формируется в несколько этапов:
- формирование плана-проекта будущего бюджета;
- рассмотрение проекта бюджета;
- утверждение бюджета;
- исполнение бюджета;
- анализ исполнения.
Оптимизация расходов бюджета - следующий этап после составления бюджета.
Эффективность данной процедуры зависит от ведения учета и доходов, и расходов. Эти статьи необходимо планировать, а руководство должно постоянно мониторить цифры в разрезе года, квартала, месяца или другого финансового периода. Всегда существует вероятность, что затратные в текущий момент проекты в долгосрочной перспективе будут весьма выгодны.[19]
Вместе с Бюджетным посланием при формировании проекта федерального бюджета на 2017–2019 годы был реализован ряд мер по оптимизации и улучшении сложившейся структуры бюджетных расходов. Значимым направлением оптимизации расходов федерального бюджета является сокращение межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет уплаты дополнительного тарифа страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
В заключении хотелось бы отметить, что Федеральный бюджет России выражает и показывает экономические денежные отношения, взаимосвязи, опосредствующие процесс образования и использования фонда денежных средств государства. Значения самих расходов федерального бюджета в развитии современной экономики России трудно недооценить, глядя на их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, внедрения в производство передовых научных достижений и стимулирование разработки.
2.2. Анализ бюджета РФ
Федеральный бюджет служит для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. Федеральный бюджет регламентирован Федеральным законом от 19.12.2016 № 415-ФЗ (ред. от 14.11.2017) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»[20] и Федеральным законом от 05.12.2017 № З62-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»[21]. Федеральный бюджет составляется на период трех лет, что обеспечивает предсказуемость бюджетной политики в целом. Также составление бюджета на трехлетний период позволяет говорить об устойчивости бюджетной системы РФ, «прозрачности» бюджета и обеспечении контроля за целевым использованием бюджетных средств.
Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. Рассматривая динамику бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, можно заметить постепенное снижение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП — с 20,9% в 2013 году до 17,5% в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% относительно ВВП.
Таблица 2
Основные показатели расходов федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.
Показатели/Годы |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2017 в % к 2013 |
Расходы фед.бюджета |
25290,9 |
14831,6 |
15486,3 |
16098,7 |
16181,4 |
121,3 |
Дефицит бюджета |
-323,0 |
-334,7 |
-21660 |
-2360,2 |
-2008,1 |
621,7 |
Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год, а в 2016 — 13738,5 млрд. руб., т.е ярко выражено превышение доходов. Хорошо это или плохо? По мнению МинФин, данный скачек доходов бюджета за всю историю считается точкой максимума, однако данный рост можно оправдать уровнем инфляции и заложенным в бюждет слабым рублем. Также следует отметить нефть как доходный источник бюджета, т.к по прогозу на следующие 2 года ставка за баррель составит около 40$.
Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета — это сокращение федеральных расходов. Для улучшения данной ситуации МинФин предлагает поменять состав использования суверенных фондов и больше использовать заемные средства (около 1005 млрд.руб.), что почти в два раза превышает заимствования в 2016 году.
На финансирование дефицита бюджета предполагается использовать 1150 млрд. руб. из Резервного Фонда, вследствие чего эти средства будут потрачены. В данной ситуации необходимо задействовать Фонд Национального Состояния, из которого МинФин желает израсходовать 660 млрд. руб. в течение 2017 года на покрытие дефицита. Пополнение суверенных фондов до 2020 года не запланировано[22].
Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период.
Таблица 3
Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб.
Показатель/Год |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2017 в % к 2013 |
Всего |
13342,9 |
14830,6 |
15486,4 |
16098,7 |
16181,2 |
121,3 |
Социальная политика |
3833,1 |
3452,4 |
4185,1 |
4450,0 |
5080,1 |
132,5 |
Национальная оборона |
2193,6 |
3062,9 |
3119,6 |
3145,1 |
2840,1 |
129,5 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
2061,6 |
2479,1 |
1997,9 |
2024,1 |
1968,2 |
95,5 |
Национальная экономика |
1849,3 |
2086,2 |
2273,8 |
2565,7 |
2292,1 |
123,9 |
Общегосударственные вопросы |
850,7 |
934,7 |
1109,6 |
1146,0 |
1169,3 |
137,5 |
Прочие расходы |
2644,6 |
2815,3 |
2800,4 |
2767,8 |
2831,4 |
107,1 |
Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2017 году доходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить на социальную политику — 5080 млрд. руб. По разделу «Национальная экономика» ассигнования составляют сумму почти 2300 млрд. руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 2840 млрд руб. Это на 27% меньше, чем было выделено на национальную оборону за 2016 год. Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2017 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации и очередной заморозке накопительной части[23].
Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.