Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ
2.1. Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства
2.3. Проблемы формирования и исполнения бюджета РФ
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Формирование финансовой политики требует выработки концепции развития финансов, которая формируется на основе: законов экономики; перспектив развития производительных сил, производственных отношений и потребностей населения; всестороннего анализа состояния развития хозяйства.
Правильно сформированная финансовая политика позволяет не только обеспечить оптимальное, с точки зрения поставленных государством целей, использование имеющихся ресурсов, но и обеспечить оптимальное распределение полученных результатов (валового общественного продукта) между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения и территориями. Также она позволяет обеспечить наиболее полную мобилизацию финансовых ресурсов и эффективность их использования для социально-экономического развития.
Финансовая политика современного государства должна быть направлена на общественное развитие, удовлетворение интересов всех слоев общества и должна определять направления распределения финансов не только на текущий год, но и на перспективу. При этом стратегия финансовой политики должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, возможности государства и специфику текущего этапа развития общества.
Цель работы – исследование финансовой политики и ее реализации в РФ.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Исследовать сущность финансовой политики;
- Определить виды финансовой политики;
- Провести анализ бюджета как инструмента финансовой политики РФ;
- Выявить проблемы реализации финансовой политики и пути решения в Российской Федерации.
Объектом исследования является финансовая политика. Предметом исследования выступают условия и факторы, влияющие на эффективность финансовой политики государства.
В работе использованы методы анализа литературы, анализа хозяйственной деятельности, оценки финансовой политики государства, а также методы анализа факторов внешней и внутренней среды.
Информационная база работы сформирована трудами отечественных и зарубежных экономистов, а также нормативно-правовыми актами.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
В научной литературе существует несколько подходов к пониманию финансовой политики. Многообразие подходов к определению понятия финансовой политики осложняет анализ и практическое применение данной категории. Для того, чтобы устранить проблему многозначности, необходимо систематизировать теоретические подходы к определению понятия[1]. Ключевое отличие теоретических походов заключается в сопоставлении финансовой политики и финансовой стратегии. В таблице 1 систематизированы основные теоретические подходы к определению финансовой политики
Таблица 1
Теоретические подходы к определению финансовой политики
Определение финансовой политики |
Соотношение с финансовой стратегией |
Преимущества подхода |
Ограничения подхода |
Представители |
|
Не зависит от наличия или отсутствия финансовой стратегии |
Направленность на решение текущих и актуальных финансовых задач |
Не учитывает долгосрочные цели, стратегию развития, не выявляет ресурсы |
З. Боди, Р.Мертон, С.И. Лученко, П.Н. Шуляк |
|
Теоретическая основа финансовой стратегии |
Разработка программы финансовой деятельности на долгосрочный период. |
Недостаточное внимание к факторам внешней среды, влияющей на стратегию |
О.Б. Веретенникова, А.С. Артюшиной, У.Б. Бекмуриева, Ю.В Гольченко. |
|
Практика реализации финансовой стратегии |
Сопоставление тактических и стратегических целей, достижение стратегии |
Сложность в разработке и реализации |
В.С. Михельс, Ю.Н. Нестеренко |
Первый поход характеризует узкое понимание финансовой политики. В рамках данного подхода под финансовой политикой понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение текущей деятельности государства финансовыми ресурсами. Здесь финансовая политика является частью общего менеджмента государства, и реализуется исключительно в целях управления организационными финансовыми ресурсами, решения конкретных задач по обеспечению деятельности государства[2]. П.Н Шуляк сопоставляет финансовую и ценовую политику, считая, что финансовая политика устанавливает принципы определения цен на продукцию и услуги, что в конечном итоге, отражается на динамике доходов[3].
Отличительной чертой данного подхода является то, что финансовая политика рассматривается вне зависимости от наличия или отсутствия общей и финансовой стратегии организации. Авторы, придерживающиеся данного подхода, считают, что финансовая политика реализуется в любых организациях, в том числе, в тех, где не разработана финансовая стратегия, не определены стратегические цели организации в управлении финансами.
Преимуществами данного подхода является конкретизация целей финансовой политики, применение для решения текущих практических задач. Цели и методы финансовой политики определяются установленными нормативными требованиями к ведению бюджета. Ограничением рассмотренного понимания финансовой политики является отсутствие связи с целями развития государства. Ориентация на решение текущих задач без учета долгосрочных целей ограничивает организационное развитие, препятствует выявлению резервов, разработке и реализации новых направлений деятельности.
Второй подход характеризует финансовую политику как основу финансовой стратегии. По мнению Пшембаева А.А., финансовая политика определяет стратегические цели и способы их достижения[4]. При разработке финансовой стратегии необходимо учитывать тактические аспекты организации управления финансами, особенности экономического положения, оценку эффективности коммерческой и производственной деятельности[5].
Данный подход позволяет четко определить исходные данные для разработки финансовой стратегии, выявить результативные методы управления, обеспечивающие достижения краткосрочных и долгосрочных целей. Ограничением данного подхода является недостаточное внимание к факторам внешней среды, которые также могут оказать влияние на реализацию финансовой стратегии.
Третий подход в корне отличается от предыдущего и рассматривает финансовую политику как форму реализации финансовой стратегии. Так, например, Цурова А.А. утверждает, что финансовая политика базируется на стратегических целях и задачах управления финансами государства[6]. С позиции данного подхода цели, задачи, методы и технологии реализации финансовой политики должны быть направлены на реализацию долгосрочной организационной стратегии. Это обеспечивает преемственность и соподчиненность организационных целей, формирует единую концепцию управления ресурсами организации[7]. Рассматривая финансовую политику как инструмент реализации стратегии, авторы отмечают такие эффекты, как рост конкурентоспособности, укрепление экономической устойчивости, наличие четких критериев для принятия организационных и финансовых решений, что в целом способствует повышению эффективности.
В коллективной монографии, посвященной финансовой политике представлен иной подход к систематизации теоретических подходов к определению финансовой политики. На рисунке 1 представлена схема походов к определению финансовой политики.
Финансовая политика
Иерархический подход
Идеологический подход
Элементарный подход
Нормативный подход
Управленческий подход
Уровни финансовой политики
Миссия, стратегия, цели
Взаимосвязь элементов финансового управления
Система норм и правил управления
Инструмент управления ресурсами
Рисунок 1 – Сравнение теоретических подходов к определению финансовой политики
Авторы выделяют:
- иерархический подход – рассмотрение финансовой политики на различных уровнях управления: оперативном (краткосрочном), тактическом (среднесрочном), стратегическом (долгосрочном);
- идеологический подход: финансовая политика характеризует общую идеологию организации, её миссию, корпоративные ценности, особенности внутренних и внешних взаимодействий, приоритеты деятельности и направления развития;
- элементный подход, рассматривает финансовую политику как элемент системы управления, а также рассматривая элементы самой политики, такие, например, как кредитная, инвестиционная, ценовая политики;
- нормативный подход, характеризует финансовую политику как систему норм и правил, регламентирующих процессы управления организационными финансами, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде;
- управленческий подход: изучает финансовую политику как инструмент управления организационными ресурсами, способ повышения стоимости организации, основу для принятия управленческих решений[8].
Рассмотренные теоретические подходы к определению финансовой политики позволяют сделать следующий вывод: финансовая политика может использоваться как для решения текущих задач, так и для достижения долгосрочных целей организации.
1.2. Виды финансовой политики
Практика разработки и реализации финансовой политики предполагает выбор и сочетание видов политики. На рисунке 2 представлена классификация видов финансовой политики[9].
Виды финансовой политики
По срокам
По целям
По направлениям
Краткосрочная
Долгосрочная
Агрессивная
Консервативная
Умеренная
Обеспечивающая
Инвестиционная
Рисунок 2 – Виды финансовой политики
В зависимости от спектра решаемых задач, финансовая политика подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочная финансовая политика ориентирована на обеспечение текущей деятельности государства и включает следующие элементы[10]:
- учет доходов, расходов государства или формирование и исполнение бюджета;
- учет и анализ управления оборотных активов и оборотного капитала государства;
- организация денежных потоков и учета движения денежных средств;
- определение приоритетных направлений коммерческой деятельности, разработка и реализация рыночной стратегии в краткосрочном периоде;
- использование инструментов краткосрочного финансового управления, в том числе, привлечения и использования внешнего финансирования.
В зависимости от целей и инструментов реализации выделяют агрессивную, консервативную и умеренную финансовую политику. Агрессивная финансовая политика применяется организациями, активно осваивающими различные направления коммерческой деятельности и финансовые инструменты. Данный вид политики характеризуется высокой степенью риска, но ориентирован на значительный рост доходов.
Консервативная политика в отношении финансового управления заключается в том, что организация не использует высоко рисковые инструменты, но стремиться обеспечить финансовую устойчивость. В рамках данной политики сворачиваются инновационные направления деятельности, проекты, имеющие долгосрочные цели.
Умеренная финансовая политика предполагает сохранение достигнутых показателей с постепенным ростом доходов. Здесь применяются финансовые инструменты с низким и средним уровнем риска.
Финансовая политика включает два направления: обеспечивающее и инвестиционное. Обеспечивающее направление включает решение задач финансирования текущей деятельности. Инвестиционное направление ориентировано на рост доходов в будущем, увеличение активов государства.
Ключевая цель финансовой политики заключается в достижении баланса между обеспечивающим и инвестиционным направлением деятельности. Это означает, что реализация инвестиционных проектов не снижает финансовую устойчивость государства, а принимаемые управленческие решения обеспечивают эффективное использование организационных ресурсов.