Файл: Реализация финансовой политики в РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

1.2. Виды финансовой политики

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ

2.1. Федеральный бюджет как инструмент финансовой политики государства

В заключении хотелось бы отметить, что Федеральный бюджет России выражает и показывает экономические денежные отношения, взаимосвязи, опосредствующие процесс образования и использования фонда денежных средств государства. Значения самих расходов федерального бюджета в развитии современной экономики России трудно недооценить, глядя на их роль и влияние на различные стороны хозяйствования, внедрения в производство передовых научных достижений и стимулирование разработки.

2.2. Анализ бюджета РФ

2.3. Проблемы формирования и исполнения бюджета РФ

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Формирование финансовой политики требует выработки концепции развития финансов, которая формируется на основе: законов экономики; перспектив развития производительных сил, производственных отношений и потребностей населения; всестороннего анализа состояния развития хозяйства.

Правильно сформированная финансовая политика позволяет не только обеспечить оптимальное, с точки зрения поставленных государством целей, использование имеющихся ресурсов, но и обеспечить оптимальное распределение полученных результатов (валового общественного продукта) между отрас­лями народного хозяйства, социальными группами населения и территориями. Также она позволяет обеспечить наиболее полную мобилизацию финансовых ресурсов и эффективность их использования для социально-экономического развития.

Финансовая политика современного государства должна быть направлена на общественное развитие, удовлетворение интересов всех слоев общества и должна определять направления распре­деления финансов не только на текущий год, но и на перспективу. При этом стратегия финансовой по­литики должна учитывать особенности внутренней и международной обстановки, возможности госу­дарства и специфику текущего этапа развития общества.

Цель работы – исследование финансовой политики и ее реализации в РФ.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • Исследовать сущность финансовой политики;
  • Определить виды финансовой политики;
  • Провести анализ бюджета как инструмента финансовой политики РФ;
  • Выявить проблемы реализации финансовой политики и пути решения в Российской Федерации.

Объектом исследования является финансовая политика. Предметом исследования выступают условия и факторы, влияющие на эффективность финансовой политики государства.

В работе использованы методы анализа литературы, анализа хозяйственной деятельности, оценки финансовой политики государства, а также методы анализа факторов внешней и внутренней среды.

Информационная база работы сформирована трудами отечественных и зарубежных экономистов, а также нормативно-правовыми актами.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

    1. 1.2 Сущность финансовой политики


В научной литературе существует несколько подходов к пониманию финансовой политики. Многообразие подходов к определению понятия финансовой политики осложняет анализ и практическое применение данной категории. Для того, чтобы устранить проблему многозначности, необходимо систематизировать теоретические подходы к определению понятия[1]. Ключевое отличие теоретических походов заключается в сопоставлении финансовой политики и финансовой стратегии. В таблице 1 систематизированы основные теоретические подходы к определению финансовой политики

Таблица 1

Теоретические подходы к определению финансовой политики

Определение финансовой политики

Соотношение с финансовой стратегией

Преимущества подхода

Ограничения подхода

Представители

  1. Финансовая политика - управление финансовыми ресурсами

Не зависит от наличия или отсутствия финансовой стратегии

Направленность на решение текущих и актуальных финансовых задач

Не учитывает долгосрочные цели, стратегию развития, не выявляет ресурсы

З. Боди, Р.Мертон, С.И. Лученко, П.Н. Шуляк

  1. Финансовая политика определяет долгосрочные цели и способы их достижения

Теоретическая основа финансовой стратегии

Разработка программы финансовой деятельности на долгосрочный период.

Недостаточное внимание к факторам внешней среды, влияющей на стратегию

О.Б. Веретенникова, А.С. Артюшиной, У.Б. Бекмуриева, Ю.В Гольченко.

  1. Финансовая политика – это способ и форма реализации финансовой стратегии

Практика реализации финансовой стратегии

Сопоставление тактических и стратегических целей, достижение стратегии

Сложность в разработке и реализации

В.С. Михельс,

Ю.Н. Нестеренко

Первый поход характеризует узкое понимание финансовой политики. В рамках данного подхода под финансовой политикой понимается комплекс мероприятий, направленных на обеспечение текущей деятельности государства финансовыми ресурсами. Здесь финансовая политика является частью общего менеджмента государства, и реализуется исключительно в целях управления организационными финансовыми ресурсами, решения конкретных задач по обеспечению деятельности государства[2]. П.Н Шуляк сопоставляет финансовую и ценовую политику, считая, что финансовая политика устанавливает принципы определения цен на продукцию и услуги, что в конечном итоге, отражается на динамике доходов[3].


Отличительной чертой данного подхода является то, что финансовая политика рассматривается вне зависимости от наличия или отсутствия общей и финансовой стратегии организации. Авторы, придерживающиеся данного подхода, считают, что финансовая политика реализуется в любых организациях, в том числе, в тех, где не разработана финансовая стратегия, не определены стратегические цели организации в управлении финансами.

Преимуществами данного подхода является конкретизация целей финансовой политики, применение для решения текущих практических задач. Цели и методы финансовой политики определяются установленными нормативными требованиями к ведению бюджета. Ограничением рассмотренного понимания финансовой политики является отсутствие связи с целями развития государства. Ориентация на решение текущих задач без учета долгосрочных целей ограничивает организационное развитие, препятствует выявлению резервов, разработке и реализации новых направлений деятельности.

Второй подход характеризует финансовую политику как основу финансовой стратегии. По мнению Пшембаева А.А., финансовая политика определяет стратегические цели и способы их достижения[4]. При разработке финансовой стратегии необходимо учитывать тактические аспекты организации управления финансами, особенности экономического положения, оценку эффективности коммерческой и производственной деятельности[5].

Данный подход позволяет четко определить исходные данные для разработки финансовой стратегии, выявить результативные методы управления, обеспечивающие достижения краткосрочных и долгосрочных целей. Ограничением данного подхода является недостаточное внимание к факторам внешней среды, которые также могут оказать влияние на реализацию финансовой стратегии.

Третий подход в корне отличается от предыдущего и рассматривает финансовую политику как форму реализации финансовой стратегии. Так, например, Цурова А.А. утверждает, что финансовая политика базируется на стратегических целях и задачах управления финансами государства[6]. С позиции данного подхода цели, задачи, методы и технологии реализации финансовой политики должны быть направлены на реализацию долгосрочной организационной стратегии. Это обеспечивает преемственность и соподчиненность организационных целей, формирует единую концепцию управления ресурсами организации[7]. Рассматривая финансовую политику как инструмент реализации стратегии, авторы отмечают такие эффекты, как рост конкурентоспособности, укрепление экономической устойчивости, наличие четких критериев для принятия организационных и финансовых решений, что в целом способствует повышению эффективности.


В коллективной монографии, посвященной финансовой политике представлен иной подход к систематизации теоретических подходов к определению финансовой политики. На рисунке 1 представлена схема походов к определению финансовой политики.

Финансовая политика

Иерархический подход

Идеологический подход

Элементарный подход

Нормативный подход

Управленческий подход

Уровни финансовой политики

Миссия, стратегия, цели

Взаимосвязь элементов финансового управления

Система норм и правил управления

Инструмент управления ресурсами

Рисунок 1 – Сравнение теоретических подходов к определению финансовой политики

Авторы выделяют:

  1. иерархический подход – рассмотрение финансовой политики на различных уровнях управления: оперативном (краткосрочном), тактическом (среднесрочном), стратегическом (долгосрочном);
  2. идеологический подход: финансовая политика характеризует общую идеологию организации, её миссию, корпоративные ценности, особенности внутренних и внешних взаимодействий, приоритеты деятельности и направления развития;
  3. элементный подход, рассматривает финансовую политику как элемент системы управления, а также рассматривая элементы самой политики, такие, например, как кредитная, инвестиционная, ценовая политики;
  4. нормативный подход, характеризует финансовую политику как систему норм и правил, регламентирующих процессы управления организационными финансами, как в краткосрочном, так и долгосрочном периоде;
  5. управленческий подход: изучает финансовую политику как инструмент управления организационными ресурсами, способ повышения стоимости организации, основу для принятия управленческих решений[8].

Рассмотренные теоретические подходы к определению финансовой политики позволяют сделать следующий вывод: финансовая политика может использоваться как для решения текущих задач, так и для достижения долгосрочных целей организации.

1.2. Виды финансовой политики

Практика разработки и реализации финансовой политики предполагает выбор и сочетание видов политики. На рисунке 2 представлена классификация видов финансовой политики[9].

Виды финансовой политики


По срокам

По целям

По направлениям

Краткосрочная

Долгосрочная

Агрессивная

Консервативная

Умеренная

Обеспечивающая

Инвестиционная

Рисунок 2 – Виды финансовой политики

В зависимости от спектра решаемых задач, финансовая политика подразделяется на краткосрочную и долгосрочную. Краткосрочная финансовая политика ориентирована на обеспечение текущей деятельности государства и включает следующие элементы[10]:

  • учет доходов, расходов государства или формирование и исполнение бюджета;
  • учет и анализ управления оборотных активов и оборотного капитала государства;
  • организация денежных потоков и учета движения денежных средств;
  • определение приоритетных направлений коммерческой деятельности, разработка и реализация рыночной стратегии в краткосрочном периоде;
  • использование инструментов краткосрочного финансового управления, в том числе, привлечения и использования внешнего финансирования.

В зависимости от целей и инструментов реализации выделяют агрессивную, консервативную и умеренную финансовую политику. Агрессивная финансовая политика применяется организациями, активно осваивающими различные направления коммерческой деятельности и финансовые инструменты. Данный вид политики характеризуется высокой степенью риска, но ориентирован на значительный рост доходов.

Консервативная политика в отношении финансового управления заключается в том, что организация не использует высоко рисковые инструменты, но стремиться обеспечить финансовую устойчивость. В рамках данной политики сворачиваются инновационные направления деятельности, проекты, имеющие долгосрочные цели.

Умеренная финансовая политика предполагает сохранение достигнутых показателей с постепенным ростом доходов. Здесь применяются финансовые инструменты с низким и средним уровнем риска.

Финансовая политика включает два направления: обеспечивающее и инвестиционное. Обеспечивающее направление включает решение задач финансирования текущей деятельности. Инвестиционное направление ориентировано на рост доходов в будущем, увеличение активов государства.

Ключевая цель финансовой политики заключается в достижении баланса между обеспечивающим и инвестиционным направлением деятельности. Это означает, что реализация инвестиционных проектов не снижает финансовую устойчивость государства, а принимаемые управленческие решения обеспечивают эффективное использование организационных ресурсов.